|
На межличностную коммуникацию
Предполагаемое время — 45 минут.
К этому моменту о специфике гендерных различий в восприятии информации сказано уже достаточно. Естественно, что в контексте темы, заявленной на занятии, поднимается и вопрос о стереотипах. Интересно, что предложение провести игру на осознание влияния гендерных стереотипов на межличностную коммуникацию через собственный опыт достаточно часто вызывает реплики: «Ну, это не про нас», «Мы-то народ "продвинутый"...» (Замечу, что подобного рода реплики не встречаются в группах психологов, которые уже имеют опыт осознания основательного расхождения провозглашаемых установок и реального поведения.)
Если раздаются подобного рода реплики, появляется хороший шанс рекрутировать достаточно интересную команду: «Кто еще считает себя свободным от гендерных стереотипов? Есть предложение: объединяйтесь в одну группу. Для игры нам как раз потребуется несколько таких "продвинутых" единомышленников».
При отсутствии замечаний подобного рода приглашение звучит иначе: «Кто считает себя человеком, умеющим убеждать других? А кто хотел бы попробовать себя в роли "убеждающего коммуникатора"? Нам нужна группа в 5-6 человек».
Инструкция
Идея этого упражнения возникла благодаря роману американской писательницы Урсулы К. Ле Гуин «Левая рука тьмы» [2], который по праву считается шедевром мировой фантастики. Я предлагаю достаточно вольную интерпретацию некоторых событий, но сохраняю многие принципиальные моменты:
На окраине миров обнаружена планета Зима, предположительно — бывшая колония землян, с которой давно утрачена связь. Первый отряд космических исследователей тайно уже побывал на планете, и межгалактический союз знает об этом окраинном мире достаточно много: об уровне развития цивилизации, о государственном строе, традициях, нравах, в том числе и об иной биологической сущности обитателей. Последнее представляется особо удивительным, так как люди сталкиваются с таким явлением впервые: жители планеты не делятся на мужчин и женщин, более того, они сами не знают, кем станут (мужчиной или женщиной) на пике сексуального цикла — и не имеют возможности выбора. Любой может зачать и родить ребенка, а после периода лактации снова становится потенциально двуполым существом.
Эксперты пришли к выводу, что межгалактический союз может быть весьма полезен жителям замерзающей планеты, прежде всего своими знаниями и дополнительными ресурсами. Задача космической экспедиции — убедить жителей присоединиться к Союзу, и с целью присоединения выстроить коммуникационные линии.
Далее команды разделяются: «жители планеты» остаются в аудитории, космическая экспедиция отправляется за дверь. И той и другой команде даются дополнительные инструкции.
Инструкция членам экспедиции
Для того чтобы успешно справиться со своей миссией, вам нужно продумать систему аргументов с учетом специфики жизни этих людей. Постарайтесь понять, что их может заинтересовать, прежде всего, к каким социальным последствиям приводят их биологические особенности.
Вам необходимо не только убедить их присоединиться к Союзу, но и помочь построить систему коммуникации. Для строительства вам дается 5 листов бумаги, степлер, скотч, фломастеры, ножницы. Если листы бумаги формата А4 сложить вдоль вчетверо, разрезать, скрепить последовательно (любыми имеющимися материалами), получится линия связи нужной длины. Строительство будет считаться завершенным только в том случае, если весь «бумажный путь» рекрутируемые вами аборигены раскрасят фломастерами. Но помните: вас мало, и поэтому вы не можете строить все сами, вы должны убедить, показать, научить. Это принципиальная позиция Союза — только совместная добровольная деятельность может стать залогом успешного сотрудничества в дальнейшем.
Выберите капитана вашей экспедиции, чтобы в случае необходимости он координировал ваши усилия.
Инструкция жителям Зимы
Подумайте, как должна быть устроена жизнь людей с такой биологической сущностью. Мирный вы народ или агрессивный? Как устроен ваш быт и ваша система управления, если она есть? Обязательное условие — выслушать пришельцев и, если их аргументы действительно покажутся убедительными — присоединиться, если нет, вы можете сохранить существующий мир без изменений. Если вы принимаете решение о присоединении, вы можете оказать посильную помощь в строительстве коммуникаций. Даже в том случае, если убедили только вас, а не группу в целом, вы можете взаимодействовать с пришельцами по своему усмотрению.
Но есть несколько обязательных условий, которые предписываются вам традициями общения на Зиме: прежде чем ответить, вы говорите: «Мне надо подумать», прежде чем принять решение: «Мне нужно посоветоваться со старейшиной». Причем вы можете советоваться реально или «мысленно», а можете просто проинформировать о принятом лично вами решении.
Кроме того, я попрошу часть аборигенов снять «визитки». Те, у кого нет визиток, в силу традиций не могут брать в руки все, что скрепляет бумагу. Те, у кого остались визитки, не берут в руки ножницы и фломастеры. Если вам предлагают осуществить табуированное действие, вы можете либо использовать те же фразы, либо говорить: «У нас традиции...». В случае, если у вас спросили о том, какие у вас традиции, вы можете отвечать только про себя и про конкретное предложение, например: «Мне нельзя брать степлер». {Примечание для руководителя: использование условных фраз и табу вводится для обострения ситуации.)
Выберите старейшину, с которым вы можете посоветоваться в трудную минуту.
Дополнительные инструкции могут предъявляться в письменном или устном виде. На подготовку и обсуждение стратегий дается не более 8 минут. После чего экспедиция «прибывает» к аборигенам со своей «святой миссией».
На убеждение и «строительство системы коммуникации» отводится 15 минут. Жесткий временной лимит, о котором предупреждаются заранее члены экспедиции, поддерживает динамику. Кроме того, при большем количестве отводимого времени «убеждающие» забывают о своей задаче, пытаясь выяснить у «аборигенов»: «А как вы узнаете, кто есть кто?»
Это упражнение дает очень хороший материал для осознания того факта, что в межличностном общении мы, прежде всего, каталогизируем людей по принадлежности к биологическому полу, что, не приписывая роль мужчины или женщины, мы часто не знаем, как вести себя. Многие подгруппы (особенно «экспедиционный корпус») испытывают просто «коматозное состояние», потому что теряют какие-либо надежные ориентиры. Даже традиционно используемые в таких ситуациях «подкуп» и «шантаж» используются «со скрипом»: то ли бусы предлагать, то ли «огненную воду»? Традиционно используемое в «женских» группах — «У нас много мужчин» (в «мужских» соответственно — «У нас много женщин») тоже не проходит. Даже обмен знаниями, на который особо обращалось внимание в инструкции, в системе аргументации тоже фактически не применяется. Несколько студентов при обсуждении на вопрос о том, почему знаниями не «завлекали», отвечали, что от знаний о собственной патологии человеку только хуже будет. Цитирование текста Ле Гуин о том, что, с точки зрения аборигенов, пришельцы как раз и являются извращенцами, только в первые минуты вызывает смех, а затем заставляет серьезно задуматься.
Любопытно отметить еще один факт, когда не используется «гендерный» компонент. При проведении подобного рода игр «убеждающие», как правило, норовят насильно «впихнуть» в руки новоиспеченных союзников ножницы или степлер, когда же появляется информация об иной биологической природе, многие избегают любых кинестетических контактов (серьезный повод поговорить о ярлыках и гендерной толерантности).
После проведения упражнения обязательна «обратная связь» (игра вызывает очень сильные чувства, особенно у юношей и у студентов старших курсов).
Каждый ведущий группы знает, что обратная связь во многом диктуется состоянием и уровнем развития группы. Поэтому предлагаемые вопросы носят весьма условный характер.
• Каким увидели этот странный мир аборигены и миссионеры?
• Насколько вы смогли представить социальные следствия этого биологического факта?
• Чем понятие пола отличается от понятия гендера?
• Смогли ли вы отследить, насколько влияли гендерные стереотипы на процесс общения?
• Почему вы сбивались в аргументации? Часто отводили взгляд в процессе коммуникации?
• Зачем нам нужны гендерные стереотипы?
• От кого вы эти установки получили?
• Насколько, на ваш взгляд, эти установки влияют на процесс общения и качество коммуникации? В вашей жизни? В жизни ваших родителей?
Группа всегда вносит свои коррективы в список вопросов, так как попытка проанализировать свои и чужие действия во время игры дает дополнительный материал для обсуждения (дорогого стоят замечания: «Чего думать, делать надо», «А что с вашим старейшиной советоваться — он и сам не знает, что он такое: он или она», «Как вам, извращенцам, объяснить», «О, да они дефективные на всю голову» и т. д.). Очень важно оказать поддержку прежде всего «аборигенам» и, после того как они получат шанс выговорить свои обиды и претензии, не забыть и про «миссионеров», потому что многие из них «загружаются» чувством вины, так как и на оскорбления сбивались, и коммуникации не проложили (ни в одной из семи групп, где была апробирована такая модификация игры).
И для поддержки «экспедиционного корпуса», и для продолжения дискуссии очень полезно задать вопрос: «А если бы роли были распределены иначе, как вы считаете, ситуация развивалась бы по иному сценарию?» Здесь важно запросить обратную связь от всех участников группы, дать выговориться каждому.
На мой взгляд, есть смысл сопоставить картину, которую себе представили участники группы, с тем, что описывает в своем романе Урсула К. Ле Гуин (см. приложение). Сконструированные участниками игры картины «странного» мира никогда не являются идентичными; естественно, что итекст романа представляет несколько иной мир планеты Зима, но есть ипринципиальное сходство в определении социальных последствий иной биологической сущности: все отмечают социальное равенство, одинаковые возможности, равную ответственность за детей и отсутствие агрессивности.
Такое сопоставление даст возможность обсудить еще один очень важный вопрос: «А насколько не стереотипна эта картина? (Обязательно ли мужчины более агрессивны? Смогут ли люди, пусть и с иной биологической сущностью, выстроить социально справедливый мир? Ответственность за ребенка берет всегда тот, кто его рожает?)»
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|