Этап 3. Социально-психологический анализ собственных гендерных ролей
Третий этап посвящен рефлексии и самоанализу.
Задание 1
Данное задание направлено на выявление гендерных стереотипов студентов. Преподаватель предлагает исследовать собственные гендерные стереотипы, выполнив следующее задание.
Каждому участнику предлагается ответить по очереди на следующие вопросы.
1. Что в детстве мне говорили (родители и другие взрослые) о том, какими должны быть девочка/мальчик (качества характера, обязанности)?
2. Какая информация поступала мне об отношениях мужчины и женщины (образцы поведения)?
3. Каким «посланиям» я следую в жизни?
Работа ведется в парах. Каждому участнику дается на выполнение задания 7 минут. Очень важно, чтобы участники отвечали на вопросы по очереди: сначала — один отвечает на вопросы, другой — внимательно слушает, затем наоборот. Преподаватель следит за временем и объявляет, когда участники должны меняться ролями.
В завершение работы преподаватель просит поделиться каждого участника результатами своей работы.
Задание 2
На основе полученных результатов предыдущего задания — выявленных собственных гендерных стереотипов, студентам предлагается составить список собственных гендерных ролей и описать их по схеме второго задания второго этапа. Преподаватель напоминает схему анализа гендерных ролей.
В завершении преподаватель просит ответить на следующие вопросы.
• Какие собственные гендерные роли вы выделили?
• Какие роли вам больше препятствуют в жизни, а какие помогают?
• Что вы не ожидали получить в ходе выполнения этого задания?
На последнем этапе обратная связь очень важна, так как проговаривание результатов первично разряжает эмоции, вызванные выполнением задания, подталкивает к формулированию личных выводов, позволяет узнать опыт других людей.
В завершение всех этапов занятия преподаватель просит студентов подвести итоги.
1. Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли.
2. Гендерные роли представляют собой некий шаблон, модель поведения, характеризующую «мужское» и «женское». Гендерные роли предписывают не только определенные действия, но и следование определенным убеждениям и ценностям; действуют в определенном контексте, имеют свою четкую направленность, выгоды инедостатки.
3. Существуют противоположные друг другу по своему содержанию гендерные роли, которые могут порождать как внутриличностные, так имежличностные конфликты.
4. Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе.
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие «гендерная роль».
2. Как связаны между собой гендерные стереотипы и гендерные роли?
3. Сформулируйте негативные и позитивные стороны усвоения гендерных ролей.
4. Какие диаметрально противоположные по своему содержанию гендерные роли вы можете назвать? Опишите их.
Литература
1. Алешина Ю. Е., Борисов И. Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — М.: Из-во МГУ, 1989. — № 2. - С. 44-53.
2. Алешина Ю. Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1989. — № 5.
3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.
4. Большой толковый психологический словарь. Т. 1 (А-О): Пер. с англ. А. Ребера - М.: ACT; Вече, 2001.
5. Большой толковый социологический словарь. (Collins). Т. 1 (А-О): Пер. с англ. - М.: Вече; ACT, 1999.
6. Воронина О. А., Клименкова Т. А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика (гендерный аспект) / Под ред. 3. А. Хоткиной. - М., 1992. - С. 10-22.
7. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. — 1998. — № 4.
8. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999.
9. Клецина И. С. Гендерный подход ивнутриличностные конфликты // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 2-й междунар. междисциплинар. науч.-практ. конф. — Минск.: ООО Энвила; М., 2000. - С. 275-279.
10. Клецина И. С. Гендерный подход и равноправие в межличностных отношениях // Российские женщины и европейская культура: Материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Отв. ред. Г.А. Тишкин.- СПб., 2001. - С, 249-257.
11. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. — М., 1975. — С. 763-776.
12. Кон И. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной. — Харьков: ХЦГИ, 2001. - СПб.: Алетейя, 2001. - С. 562-606.
13. Левкович В. П., Зусъкова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1985. - № 3.
14. Малышева М. М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. — М.: Academia, 2001.
15. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
16. Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. — М., 1998. — Гл. 18.
17. Смелзер Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.
18. Bern S., The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1974. - Vol. 42. - P. 165-172.
19. Pleck J. The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present // The making of masculinities: the new mens studies / Ed. H. Brod. - Boston: Allen & Unwin, 1987. - P. 21-38.
Приложение
Гендерные стереотипы: какими должны
Быть мужчины и женщины
• Замужество — признак «социальной нормы».
• Женщина должна всегда хорошо выглядеть.
• Замужняя женщина хороша настолько, насколько она хорошая хозяйка.
• Мужчина может быть пьяным, и это его не портит.
• Женщина должна родить ребенка.
• Женщина не должна стремиться овладеть типично мужской профессией.
• Женщина не должна стремиться заработать больше мужчины.
• Мужчина — добытчик.
• Мужчина — защитник.
• Мужчина главнее, он продолжатель рода.
• Мужчина может/женщина должна.
• В своем поведении женщина должна приспосабливаться к мужчине;
• Мужчины и женщины в своих отношениях видятся как сексуальные партнеры.
• Женщина должна быть сексуально привлекательной.
• Женщина должна выходить замуж девственницей.
• Ответственность за ситуацию в семье лежит на женщине.
• Материнство — основа жизни женщины.
• Женщина не должна быть легко доступной, мужчина женщину должен завоевывать.
Таблица 1
| Гендерные стереотипы
| Гендерные роли
| Семья, сфера межличностных отношений
|
|
| Профессиональная деятельность
|
|
| Личностные характеристики
|
|
|
Глава 18
Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала
О. Л. Кустова
Вводные замечания
Современные исследования в области феминистской и гендерной теории очень обширны. Феминистское движение в сравнении со всей историей homo sapiens — достаточно молодой социальный процесс, но уже уверенно стоящий на ногах, достаточно разветвленный и имеющий свои проработанные методологические основания. К настоящему времени в направлении, которое изначально определялось как движение женщин за свои права, выделяется целый ряд самостоятельных течений — радикальный феминизм, либеральный, марксистский, социалистический, культурный, религиозный, сепаратистский, лесбийский, антирасистский и др. [3]. В центр внимания гендерных исследований помещается, по меньшей мере, пять полов (женский, мужской, гетеросексуальный, гомосексуальный и транссексуальный) [11]. Большое количество подобных исследований, разработок, движений, безусловно, повлияло на общественные процессы и принесло свои положительные плоды: стали заметны сдвиги в массовом сознании, гендерные каноны перестают быть жестко очерченными, социальные роли становятся более вариативными и менее полярными, общество пытается предоставить равные возможности всем своим гражданам в различных сферах жизнедеятельности. Интерес к данной проблематике в настоящее время велик, что объясняется высокой степенью актуальности темы и существованием в обществе еще достаточно сильного, устойчивого традиционного взгляда как на женщину, так и на мужчину. Несмотря на то что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, армированность гендерных установок — до сих пор одна из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика иизучение гендерных стереотипов представляется необходимой.
Согласно Большому толковому социологическому словарю, под стереотипомпонимается совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям [2]. Таким образом, стереотипы в отношении различных групп, в том числе гендерных, ведут к восприятию индивидуумов в соответствии с необоснованными и предвзятыми мнениями.
Категории фемининности и маскулинностидо сих пор однозначного определения не имеют имогут быть рассмотрены как минимум в трех разных значениях [4][10].
Маскулинность и фемининность как дескриптивные, описательные категории, обозначающие совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличие от женщин и женщинам в отличие от мужчин.
Маскулинность ифемининность как аскриптивные категории, обозначающие один из элементов символической культуры общества, совокупность социальных представлений, установок и верований о том, чем являются мужчина иженщина, какие качества им приписывают.
Маскулинность и фемининность как прескриптивные категории — системы предписаний, имеющих в виду не среднестатистических мужчин иженщин, а идеальных, «настоящих», некий нормативный эталон.
Представляемая нами разработка может быть использована для диагностики стереотипов, содержащих разные значения фемининности и маскулинности.
Под гендерными стереотипамипонимается схематизированное обобщенное представление о социальных ролях мужчин и женщин как представителей своего пола, их универсальных сущностных отличиях и нормативном поведении, выражающееся в категориях «маскулинности» и «фемининности».
Традиционно женскими, фемининными качествами принято считать пассивность, зависимость, эмоциональность, интуитивность, иррациональность, эмпатийность и т. п. Совокупная гендерная роль женщины включает в себя содержание ролей «мать», «жена», «домашняя хозяйка», «хранительница очага» итолько потом «работница», «профессиональный деятель».
Смысловая нагрузка мужской традиционной гендерной роли содержит в себе «добытчика», «защитника», «профессионального деятеля», «главу семьи» и только потом «мужа», «отца». Маскулинными в рамках традиционного взгляда подразумеваются следующие характеристики: доминантность, социальная активность, агрессивность, рационализм, логичность и т. п.
Методологической основой исследования гендерных стереотипов является концепция психосемантического изучения сознания, изложенная в монографии В. Ф. Петренко [9]. Термин психосемантикаиспользуется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира, других, самого себя.
Под психологической структурой значения, согласно А. Н. Леонтьеву, понимается система соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в речевой и познавательной деятельности [6].
В системе представлений каждого человека есть специфические, присущие только ему составляющие, обусловленные его индивидуальным опытом. Например, образы «идеального мужа или жены», «настоящей женщины или настоящего мужчины», «хорошего родителя» формируются благодаря собственному опыту, который всегда уникален, и обусловливают формирование критериев, «мерок», с которыми индивид подходит коценке себя идругих.
Выделение таких категориальных структур — структур обыденного сознания, опосредующих восприятие и осознание субъектом различных содержательных сфер деятельности, собственно, и является диагностикой разнообразных стереотипов.
В данной работе исследуется такая детерминанта индивидуального сознания субъекта, как гендерная принадлежность (совокупность требований, предписаний, норм, отличительных качеств, характеризующих мужчин и женщин).
Методологическим инструментарием был выбран один из методов экспериментальной психосемантики — метод личностных семантических дифференциалов, построенный на базе прилагательных инекоторых описательных утверждений, обозначающих черты личности и характера и ориентированный на оценку самого себя или другого человека.
Процедура проведения исследования с помощью метода личностного семантического дифференциала стандартна. По множеству биполярных иуниполярных шкал, образованных «личностными» прилагательными иописательными характеристиками, оцениваются заданные образы, которые подвергаются затем факторному анализу. Опыт подобной работы изложен в исследованиях по формированию «Образа женщины» в процессе восприятия коммуникативного воздействия [5, 7].
В данной разработке представлен опросник, содержащий 40 биполярных и 5 униполярных шкал (см. приложение). Ряд антонимов, образующих биполярные градуальные шкалы, был отобран из экспериментальных исследований, представленных В. Ф. Петренко. Ряд шкал был составлен нами самостоятельно[11] с опорой на логику и процедуру разработки, представленную в монографии «Психосемантика сознания» [9]. Ряд добавленных нами качеств, соответствующих мужским и женским ролям, в свою очередь, взят из опросников MMPI [1] иBSRI [8, 10]. Следует обратить внимание на то, что некоторые шкалы входят сразу в несколько факторов. Например, шкала «сильная личность — слабая личность» входит в факторы «силы личности», «социального статуса», «современности». Тем не менее, за счет других шкал, входящих в группу, содержание факторов отражает достаточно независимые линии измерения, так что некий образ может быть оценен, например, как сильная личность с низким социальным статусом.
Приводим примерную методическую разработку практического занятия по диагностике гендерных стереотипов.
Цель занятия— выявить существующие гендерные стереотипы в нормативном, идеальном и символическом отношениях, а также сравнить поведенческую модель студента с его гендерными представлениями. Гендерные стереотипы изучаются методом личностных семантических дифференциалов (ЛСД).
Оснащение
Бланки опросников (см. приложения 1 и 2)[12].
Ручки или карандаши для заполнения.
Калькулятор для подсчета результатов.
Порядок работы
Этап 1.Характеристика образов «Я» — заполнение бланков.
Этап2. Обработка данных.
Этап3. Сравнение и результаты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|