Опросник, предлагаемый для оценки
Образов: «Идеальная женщина»,
«Женщина в отличие от мужчины»,
«Предназначение женщины»,
А также для оценки женщинами самих себя
|
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
|
| Отталкивающая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Располагающая
|
| Некрасивая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Красивая
|
| Необаятельная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обаятельная
|
| Не увлекает
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Увлекает
|
| Не вызывает доверия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вызывает доверие
|
| Глупая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умная
|
| Безучастная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доброжелательная
|
| Неискренняя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Искренняя
|
| Неуверенная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уверенная
|
| Робкая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Смелая
|
| Скованная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Свободная
|
| Слабая личность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильная личность
|
| Не имеет собственного мнения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имеет собственное мнение
|
| Пассивная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Активная
|
| Замкнутая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Открытая
|
| Надеется только на себя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надеется на помощь других
|
| Расчетливая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Непосредственная
|
| Любит риск
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Любит стабильность
|
| Аналитический ум
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Образное мышление
|
| Независимая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ориентируется на мнение других
|
| Любит соревноваться
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предпочитает компромиссы
|
| Черствая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Внимательная к потребностям других
|
| «выражается»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Не пользуется грубыми словами
|
| Недоверчивая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доверчивая
|
| Безразличная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сочувствующая
|
| Сдержанная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эмоциональная
|
| Не имеет дома животных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имеет дома животных
|
| Рациональная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надеется на интуицию
|
| Степенная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Суетливая
|
| Фамильярная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Корректная
|
| Низкий социальный статус
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Высокий социальный статус
|
| Имеет узкий круг интересов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имеет широкий круг интересов
|
| Плохо одета
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хорошо одета
|
| Мало зарабатывает
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хорошо зарабатывает
|
| Несчастная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Счастливая
|
| Неорганизованная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Организованная
|
| Неревнивая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ревнивая
|
| Предсказуемая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Непредсказуемая
|
| Ненадежная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надежная
|
| Имеет любовника (ков)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Верная жена
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умеет готовить
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Любит детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Образованная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раскрепощена в сексе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Спортивная
|
Приложение 2
Опросник, предлагаемый для оценки
Образов «Идеальный мужчина»,
«Мужчина в отличие от женщины»,
«Предназначение мужчины»,
А также для оценки мужчинами самих себя
|
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
%
|
|
| Отталкивающий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Располагающий
|
| Некрасивый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Красивый
|
| Необаятельный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обаятельный
|
| Не увлекает
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Увлекает
|
| Не вызывает доверия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вызывает доверие
|
| Глупый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умный
|
| Безучастный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доброжелателен
|
| Неискренний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Искренний
|
| Неуверенный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Уверенный
|
| Робкий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Смелый
|
| Скованный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Свободный
|
| Слабая личность
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сильная личность
|
| Не имеет собственного мнения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имеет собственное мнение
|
| Пассивный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Активный
|
| Замкнутый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Открытый
|
| Надеется только на себя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надеется на помощь других
|
| Расчетливый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Непосредственный
|
| Любит риск
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Любит стабильность
|
| Образное мышление
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аналитический ум
|
| Независимый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ориентируется на мнение других
|
| Любит соревноваться
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Предпочитает компромиссы
|
| Черствый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Внимателен к потребностям других
|
| «Выражается»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Не пользуется грубыми словами
|
| Недоверчивый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Доверчивый
|
| Безразличный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сочувствующий
|
| Сдержанны ft
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Эмоциональный
|
| Не имеет дома животных
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имеет дома животных
|
| Надеется на интуицию
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рациональный
|
| Степенный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Суетливый
|
| Фамильярный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Корректный
|
| Низкий социальный статус
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Высокий социальный статус
|
| Имеет узкий круг интересов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Имеет широкий круг интересов
|
| Плохо одет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хорошо одет
|
| Мало зарабатывает
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хорошо зарабатывает
|
| Несчастный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Счастливый
|
| Неорганизованный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Организованный
|
| Неревнивый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ревнивый
|
| Предсказуемый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Непредсказуемый
|
| Ненадежный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Надежный
|
| Имеет любовниц(у)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Верный муж
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Умеет готовить
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Любит детей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Образованный
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раскрепощен в сексе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Спортивный
|
Глава 19
Изучение гендерной идентичности методом фокус-группы
Н. К. Радина
Вводные замечания
Понятие «идентичность» — одно из относительно новых и одновременно популярных понятий в психологии личности получило известность благодаря работам Эрика Эриксона. Эриксон обратил внимание на то, что итогом подросткового возраста становится более или менее оформившееся представление у человека о себе как о целостной личности, в чем-то схожей с другими, в чем-то отличной. В процессе утверждения в понятийном психологическом аппарате понятие «идентичность» подверглось теоретическому осмыслению, благодаря которому было разделено на персональную (личностную) идентичность (тождественность самому себе) и социальную идентичность (в русле теории социальной идентичности Тэджфела—Тернера).
Социальная идентичность предполагает, что человек определяет себя не только как конкретную личность, но и как члена многих социальных групп. В этой логике базовыми структурами социальной идентичности являются гендерная (основывается на половой принадлежности) и этническая (основывается на этнической принадлежности) идентичности. Обе эти структуры базируются на «природной» предопределенности, но в дальнейшем связываются с принадлежностью к различным социальным группам.
Итак, гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе. При этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризует. В отечественной психологии проблемой гендерной идентичности или близкими к ней вопросами занимались В. С. Агеев, И. С. Кон, Т. А. Репина, Я. Л. Коломинский и др.
Понятие «идентичность» наиболее тесно связано с понятием «Я-концепция личности». Идентичность — ведущая характеристика Я-концепции, отражающая более или менее осознаваемую и принимаемую ее когнитивную составляющую (образ Я, картину Я) и обеспечивающая целостность и непрерывность личности в течение жизни. В данном контексте гендерная идентичность может быть представлена утверждением «Я как женщина» или «Я как мужчина». В связи с этим нередко идентичность изучают, используя психологический инструментарий, разработанный для Я-концепции.
В отечественной психологии присутствуют два условно сходных термина, которые используют для определения этого вида социальной идентичности: половая идентичность и гендерная идентичность. Однако за каждым термином стоит различное понимание данного феномена. Термин «половая идентичность» используют исследователи, придерживающиеся взглядов, согласно которым «женское» или «мужское» в личности во многом биологически детерминировано. Термин «гендерная идентичность» предпочитают те, кто «создание гендера» считает элементом культуры, а «мужское» и «женское» представляет как социальные конструкты.
Небиологическая трактовка «гендера» позволяет анализировать ряд социальных феноменов, связанных с положением мужчин и женщин в социуме, наиболее известный из которых — гендерное неравенство — характеризует такое социальное устройство, где различные социальные группы обладают неравными возможностями в обществе. Таким образом, в русле теории социальной идентичности Тэджфела -Тернера мужчины и женщины рассматриваются как социальные группы, обладающие различным социальным статусом.
Известно, что высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные — в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. В связи с этим позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) служат компенсацией за отсутствие достижений в «силовой позиции». Как у членов низкостатусной группы у женщин, по сравнению с мужчинами, меньше развито чувство идентификации со своей группой; они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы — мужчин [14].
Женскую идентичность определяют через категоризацию себя как представителя женской социальной группы. Женская идентичность предполагает воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.
Мужская идентичность — категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций.
Конструирование женской идентичности непосредственно связывают со специфичным для женщины «женским опытом». Он начинает создаваться благодаря особенностям социализации девочек. Родители с младенческого возраста создают гендерно нормированный образ новорожденного ребенка (бантики, длинные волосы, нарядные платья и т. п.), а также поощряют гендерно нормированное поведение (нерешительность, эмпатийность, пассивность и т. п.). В дальнейшем «быть девочкой» «помогают» институты социализации, важнейшими агентами которых являются ровесники, а также СМИ, наиболее жестко отстаивающие гендерные ролевые стереотипы [2; 7].
Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка. Его воспитатели, как правило, женщины, что обусловливает недостаточность объектов для идентификации. Кроме того, «мужской» ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявлений «мужского» поведения (независимого, инициативного, активного и т. д.) [2; 3; 7]. Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является «полоролевая растерянность» либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации [6].
На первый взгляд, современное общество предъявляет к поведению девочек менее жесткие нормативные требования, чем к поведению мальчиков [11]. Кроме того, с детства ее окружают воспитатели-женщины, с которыми девочка может идентифицировать себя. Однако меньшая ценность «женского» в обществе затрудняет развитие позитивной Я-концепции девочки. Принадлежность к «лучшей половине человечества», но реально «менее ценной» и обладающей меньшими возможностями и властью социальной группе, рождает проблемы со становлением женской идентичности, особенно если девочка обладает высокими социальными способностями и склонна лидировать [13].
Гендерные исследования и гендерная методология в отечественной психологии так же, как, например, в американской психологии, дают ответы на самые злободневные социальные вопросы, помогают разумно и взвешенно строить социальную политику общества.
Содержание гендерной идентичности возможно изучать, используя качественные методы, направленные на раскрытие причинно-следственных связей. Отличительные черты качественных методов по сравнению с количественными отражены в следующей таблице [1].
Сравнительные характеристики качественных и количественных методов
Основания для сравнения
| Качественные методы
| Количественные методы
| Статистические процедуры
| Игнорирование
| Акцент
| Выборка
| Меньшая
| Большая
| Парадигма
| Близка к «понимающей психологии»
Индуктивный анализ
| Близка к естественнонаучной парадигме
Дедуктивный анализ
| Происхождение
| Из гуманитарных наук
| Из естественных наук
| Методики
| Нестандартизированные
| Стандартизированные
| Проблематика
| Более частная
| Более общая
| Использование на этапе
| Знакомства с проблемой, перехода на новый уровень понимания
| Уточнения деталей, выявления закономерностей
| Преимущества
| Открытое восприятие разнообразия феноменологии социально-психологических явлений, более глубокий анализ, экономичность
| Больший охват. Возможность больших обобщений. Относительная легкость обработки результатов
| Недостатки
| Большая вероятность субъективизма в анализе, сложность анализа полученных данных, необходимость участия высококвалифицированных исследователей
| Заданные рамки в анализе социально-психологической реальности, невозможность исследовать те явления, которые не укладываются в исходную концепцию
| Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований — представляет собой групповое фокусированное полустандартизированное интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от участников «субъективной» информации о том, как они воспринимают различные явления [1, с. 281].
Цель занятия— изучить и практически применить методику «Фокус-группа» (качественная, групповая) для изучения гендерной идентичности.
Оснащение
1. Список вопросов («топик-гайд»).
2. Карточки с именами для участников дискуссии, в том числе для модератора и наблюдателей.
3. Комфортные условия для размещения группы.
4. Демонстрационная доска. Маркеры. Бумага.
5. Видеокамера, или магнитофон, или условия для стенографирования процесса групповой дискуссии.
Звукозаписывающая аппаратура (магнитофон и2-3 микрофона), возможна видеозапись с неподвижной и движущейся видеокамерой, демонстрационная доска (или стена), на которой можно разместить материалы для анализа группой или результат коллективного творчества. Необходимы ручки, цветные карандаши, маркеры, фломастеры, клей, ножницы, комплекты журналов с нужными иллюстрациями. Перечень предметов для оснащения обсуждается на этапе подготовки программы исследования.
Порядок работы
Этап 1.Подготовка списка вопросов.
Этап 2.Проведение фокус-группы.
Этап 3.Обработка результатов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|