Сделай Сам Свою Работу на 5

Этап 2. Обработка результатов





После завершения работы над составлением списка ответов испытуемым предлагается проанализировать содержание записанных в своем опрос­ном бланке характеристик, то есть обозначить, сколько присутствует в ответах социальных ролей и индивидуализированных характеристик. Примечание

• Примерами социальных ролей могут быть профессиональные роли (учитель, рабочий и т. д.), гендерные роли, включающие семейный статус личности (женщина, мужчина, мать, жена и т. д.), другие социальные роли (ученик, студент, староста и т. д.);

• Примерами индивидуализированных характеристик могут быть конкретные самоописания, раскрывающие особенности и качества личности (умница, хозяйка, хороший друг и т. д.), а также различ­ные метафорические определения (розовый цветок, заря и т. д.).

Оценить степень проявления гендерных стереотипов в самооцен­ке личности, то есть обозначить, сколько присутствует в ответах самоописаний, сходных или соответствующих традиционному гендерному стереотипу.

Примечание

Оценка характеристики как соответствующей или несоответству­ющей гендерному стереотипу носит субъективный характер, то есть определяется самим ответившим. Однако, как правило, участники занятия без труда классифицируют самоописания как стереотип­ные/нестереотипные, ориентируясь на традиционные представле­ния о мужественности-женственности. Важно отметить, что в спис­ке самоописаний могут появляться и нестереотипные характеристи­ки (женщина определит себя через приписываемые традиционно мужчинам качества и наоборот). Об этом следует сказать участни­кам и обратить их внимание на то, что следует соотнести количество стереотипных и нестереотипных самоописаний, то есть обозначить, каких присутствует больше. Стереотипными могут считаться и не­которые социальные роли (мать, хозяйка и т. д.).



Как правило, в самоописаниях находят отражение примерно 14 тем, в которых могут проявиться гендерные стереотипы. При­ведем список тем:

• Внешность.

• Здоровье.

• Эмоциональная сфера.

• Отношение к себе, самооценка.

• Коммуникативные способности.

• Деловые качества, активность, творчество, целеустремленность.



• Интересы, увлечения, навыки.

• Отношение к людям, формы контакта.

• Отношение к миру, к жизни, принципы.

• Отношение к дому, к быту.

• Отношение к порядку.

• Отношение мира к личности.

• Образные сравнения, метафоры.

• Возраст.

Например, тема «Внешность» может быть описана участниками с помощью стереотипных характеристик: «стройная», «тонкая», «сле­жу за модой» или «сильный», «высокий», «атлет» и т. д. Тема «Эмо­циональная сфера» — «чувствительная», «сентиментальная» или «сдержанный», «жесткий» и т. д. Темы перечислять участникам не обязательно. Их удобно использовать для более массового исследова­ния гендерных стереотипов, когда необходимо выявить частотное рас­пределение характеристик, общие тенденции в самоописаниях раз­личных выборок.

Этап 3. Обсуждение результатов

Важным итогом изучения гендерной идентичности личности в ходе занятия служит дискуссия об индивидуальных результатах. В неболь­ших группах (4-5 человек) участники обсуждают свои индивидуаль­ные результаты количественного и качественного анализа, где центральным является выделение общих тенденций (среднегрупповых) по следующим позициям:

• количественное преобладание социальных или индивидуальных характеристик;

• обозначение доминирующих характеристик (по степени значимо­сти: первая — третья позиция);

• уровень (преобладание) стереотипных характеристик.

Затем результаты работы микрогрупп обсуждаются в общей группе.

Этап 4. Заполнение опросника «Я — женщина/мужчина»

Инструкция

Вы получили опросные бланки, где в столбик написаны незакон­ченные предложения, которые начинаются с фразы «Я — женщи­на» или «Я — мужчина» (бланки раздаются в соответствии с био­логическим полом участников занятия) и далее оставлена пустая строка. Пожалуйста, в течение 10 минут продолжите предложения.



1. Я — женщина (мужчина), потому что...

2. Я — женщина (мужчина) и хочу, чтобы...

3. Я — женщина (мужчина), и для меня...

4. Я — женщина (мужчина) и не терплю, когда...

5. Я — женщина (мужчина) и могу...

6. Я — женщина (мужчина) и рада, когда...

7. Я — женщина (мужчина) и знаю, что...

8. Я — женщина (мужчина) и опечалена тем, что...

9. Я — женщина (мужчина) и делаю...

Этап 5. Обработка результатов опросника «Я — женщина/мужчина»

Для каждого предложения выводится балл, показывающий, насколь­ко данное предложение характеризует ответившего как соответству­ющего гендерному стереотипу (2 балла), несоответствующего (0 бал­лов) или нейтрального (1 балл). В этом случае индивидуальная оцен­ка степени стереотипности / нестереотипности носит субъективный характер, то есть сам ответивший определяет для себя характери­стики гендерного стереотипа.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой

Я — женщина потому, родилась такой 2

что - мне нравится быть такой 0

просто женщина 1

Я — женщина и хочу, я всегда была красивой 2

чтобы - меня уважали и ценили мое мнение 0

был мир во всем мире 1

Я — женщина и могу... быть терпеливой 2

добиться в жизни всего сама 0

позволить себе некоторые вещи 1

Полученные по всем предложениям результаты суммируются.

Этап 6. Обсуждение результатов

Набранное количество баллов от 19 до 27 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как соответствующую гендерному стереотипу; количество баллов от 10 до 18 — о том, что лично­стью плохо осознаются или «вытесняются» собственные гендерные характеристики; количество баллов от 0 до 9 свидетельствует о том, что личность характеризует себя как не соответствующую гендерному стереотипу.

Контрольные вопросы

1. Что такое гендерная идентичность и как она формируется?

2. Как определяется стереотип в психологии?

3. Как понятие гендерного стереотипа связано с процессом достиже­ния личностью гендерной идентичности?

Литература

1. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория//Женщина. Гендер. Культура. — М., 1999.

2. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.

3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогиче­ского образования / Сост. Е. И. Рогов. — М., из-во 1995.

4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. — М., Изд-во 1995.

5. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований» / Отв. ред. О. А. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. — М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000.


Глава 13

Гендерная идентичность

П. В. Румянцева

Вводные замечания

Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к муж­скому или женскому полу [4]. Гендерная идентичность личности вхо­дит в структуру социальной идентичности.

Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принад­лежность [10]. Это те компоненты «Я» человека, которые пережива­ются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11]. Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе [1; 5]. Социальная идентифика­ция выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возмож­ность включить индивидов в систему социальных связей и отноше­ний, а личность реализует базисную потребность групповой принад­лежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу [8].

Гендерная идентичность — это особый вид социальной иден­тичности, сосуществующий в самосознании человека в единстве с представлениями о профессиональном, семейном, этническом, об­разовательном и т. п. статусе [9]. Гендерная идентичность — про­дукт социального конструирования [9]. Она начинает формиро­ваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наруж­ных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. С этого начинается процесс гендерной социали­зации, в ходе которого ребенка целенаправленно воспитывают та­ким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обще­стве представлениям о «мужском» и «женском». Именно на основании существующих в обществе эталонов формируются представ­ления ребенка о собственной гендерной идентичности и роли, его поведение, а также самооценка [4].

Первичное представление о собственной половой принадлежности формируется у ребенка уже в полтора года, причем именно это пред­ставление занимает место наиболее устойчивого и стержневого ком­понента самосознания. С возрастом гендерная идентичность разви­вается, происходит расширение ее объема и усложнение структуры. Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не может определить при­чины своего выбора.

В 3-4 года он уже способен осознанно определять пол окружающих людей, но зачастую связывает его с внешними, случайными признаками, кроме того, половая принадлежность считается детьми данного возраста изменяемой характеристикой. Необратимость половой принадлежно­сти осознается детьми примерно к 6-7 годам, что сопровождается усиле­нием половой дифференциации поведения и установок. Следующий важнейший этап формирования гендерной идентичности — это под­ростковый возраст. Подростковая гендерная идентичность становится центральным компонентом самосознания. Гендерная идентичность взрослого человека представляет собой сложноструктурированное обра­зование, включающее, помимо осознания собственной половой принад­лежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы и гендерные предпочтения [4].

Цель занятия

Расширить представления студентов о понятии гендерной иден­тичности, ее структуре и закономерностях развития.

Оснащение

1. Классная доска с мелом или листы ватмана с маркерами.

2. Карточки для проведения «Терминологической разминки» (см. приложение).

Порядок работы

В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на достижение цели занятия. Все задания предполагают работу в малых группах или диадах. Работа проходит в несколько этапов.

Этап 1.Терминологическая разминка.

Этап2. Составление блок-схемы из основных понятий.

Этап3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.