Сделай Сам Свою Работу на 5

Образцы карточек для «Терминологической разминки»

Карточка 1

Дайте определения следующим понятиям:

• гендерные предпочтения,

• пол,

• маскулинность,

• сексуальность,

• социальная идентичность.

Карточка 2

Дайте определения следующим понятиям:

• гендер,

• гендерные стереотипы,

• фемининность,

• гендерная идентичность,

• гендерная роль.

Определения понятий, используемых в «Терминологической разминке»:

Гендер — деятельность по организации ситуативного поведения в свете нормативных представлений об аттитюдах и действиях, соответ­ствующих категории принадлежности по полу [7].

Гендерная идентичность — это аспект самосознания, описыва­ющий переживание человеком себя как представителя определен­ного пола [3].

Гендерная роль — разделение труда, прав и обязанностей в соот­ветствии с полом [6].

Гендерные предпочтения — отражение желаемой половой иден­тичности [3].

Гендерные стереотипы — стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» [2].

Маскулинность — нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин [3].

Пол — биологическая категория, описывающая анатомические, гор­мональные и физиологические особенности мужчин и женщин.

Сексуальность — биологически укорененный внутренний инстинкт или импульс, сексуальная ориентация индивида (гомосексуальность, гетеросексуальность) или сексуальная идентичность [9].

Социальная идентичность — те компоненты «Я» человека, кото­рые переживаются им на уровне осознания принадлежности к какой-либо группе [11].

Фемининность — нормативные представления о соматических, пси­хических и поведенческих свойствах, характерных для женщин. [3].


Глава 14

Гендерные стереотипы

И их влияние

На поведение человека

М. В. Сафонова

Вводные замечания

Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя вопросы формирования психоло­гического пола, психических половых различий и полоролевой диф­ференциации. Дифференциация деятельности, статусов, прав и обя­занностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности относится к категории «гендерная роль». Гендерные роли социальны, нормативны, выражают определенные социальные ожидания, прояв­ляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получа­ем непосредственно, например, в виде наставлений родителей или, ис­пытывая неодобрение со стороны общества, когда отклоняемся от ожи­даемого гендерно-ролевого поведения.



Гендерные стереотипы — это, в сущности, социальные нормы. У всех нас есть представления о том, что мужчинам и женщинам свой­ственны определенные наборы конкретных качеств и моделей пове­дения, что подавляющее большинство людей придерживается этой точки зрения, и что обычно мы осознаем, какое поведение считается правильным для представителей того или иного пола.

Все существующие гендерные стереотипы можно разделить на три группы [3].

Первая группа — это стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин. Мужчины компе­тентны, доминантны, независимы, агрессивны, самоуверенны, склон­ны рассуждать логически, способны управлять своими чувствами. Жен­щины более пассивны, зависимы, эмоциональны, заботливы и нежны.

Другая группа стереотипов касается содержания труда мужчин и женщин: традиционной для женщин считается деятельность об­служивающая, исполнительская; для мужчин же характерна дея­тельность инструментальная, творческая, им «по плечу» организо­вывать и руководить.

Третья группа стереотипов связана с закреплением семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для мужчин глав­ные роли — профессиональные, для женщин — семейные. «Нормаль­ный» мужчина стремится к построению карьеры, профессионально­му успеху; «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь де­тей, вести домашнее хозяйство.

Указанные стереотипы отличаются поразительной жизнестойкостью. Их прочная укорененность в сознании большой части населения способ­ствует воспроизводству стереотипов из поколения в поколение в процес­се социализации. Во многих странах представления о роли женщины противоречат активному жизненному стилю, поэтому значительное чис­ло женщин не стремится к самореализации в сферах, выходящих за рам­ки традиционно предлагаемых им трех «К». Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой потенциал, часто приходит к конфликту с традиционными взглядами окружающих на место женщи­ны в обществе и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Женщины работают и в то же время несут боль­шую часть обязанностей по дому и уходу за детьми. На пути женщин к традиционно мужским, высокооплачиваемым и высоким по статусу ра­ботам поставлено множество барьеров: культурные, юридические, обра­зовательные. Женщины сталкиваются с завышенными требованиями, дискриминацией при приеме на работу, при служебном продвижении — все это препятствует реализации женщиной себя как личности.

Но и на мужчину гендерные стереотипы также оказывают негатив­ное влияние. К компонентам традиционной мужской роли относят нормы успешности/статуса, умственной, физической и эмоциональ­ной твердости, антиженственности. Для многих мужчин полное соот­ветствие этим нормам недостижимо, что вызывает стресс и приводит к компенсаторным реакциям: ограничение эмоциональности, гомофобия, навязчивое стремление к соревнованию и успеху и т. п.

Для полноценного развития исамореализации человеку необхо­димо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным сте­реотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые пред­ставляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов (а по сути — предрассудков) дает человеку возможность обрести ду­шевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Цель занятия— прояснение гендерных стереотипов студентов, осознание их влияния на поведение.

Порядок работы

Этап 1.Предварительная работа по анализу стереотипов.

Этап 2.Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина».

Этап 3.Задание «Качества и роли мужские и женские».

Этап 4.«Расшатывание» стереотипов.

Этап 5.Задание «Новые мы».

Этап 1. Предварительная работа по анализу стереотипов

До занятия студенты получают домашнее задание, направленное на изу­чение гендерных стереотипов, существующих в обществе: в СМИ, сре­ди социального окружения — у людей старшего поколения и сверстни­ков. Им необходимо определить, как изображают мужчин и женщин СМИ, какие представления о женских и мужских качествах, особен­ностях, «приличествующем» поведении демонстрируют окружающие. Для этого они определяют объект мини-исследования (средство мас­совой информации, группу людей), выборку (неделя, десять номеров, восемь часов эфира, общения и т. д.) и то, какой именно материал они собираются наблюдать. Полученный материал группируется в табли­цу (см. приложение). На занятии можно сгруппировать материал по темам, соответствующим основным группам гендерных стереотипов.

Комментарий для руководителя: необходимо согласовать выбор объектов исследования, для того чтобы обеспечить достаточно широ­кий охват социальной среды, а также для получения данных об одном объекте от двух-трех «исследователей». Будет интересно, если с по­мощью контент-анализа студенты проследят гендерные стереотипы (их устойчивость или пластичность) в разные временные периоды. Важно нацелить их внимание на фиксацию фактов, релевантных про­блеме, а не отношения к ним.

Этап 2. Задание «Идеальная женщина, идеальный мужчина»

Цельзадания — прояснение собственных представлений об «идеаль­ном» женском и мужском образе, уточнение, в какой степени эти пред­ставления являются собственными убеждениями, а в какой — отра­жают желание окружающих видеть нас такими, предлагаемые обще­ством гендерные стереотипы.

Студенты в течение 5-6 минут записывают характеристики, со­ставляющие, по их мнению, образ «идеальной женщины» и «идеаль­ного мужчины». Затем в мини-группах зачитывают свои списки, со­ставляя обобщенный образ. По итогам работы мини-групп моделиру­ется представление группы в целом. Итоговый образ, составленный всей группой, фиксируется на доске или флип-чарте.

Далее студентам предлагается прочитать получившиеся характе­ристики образов мужчины и женщины, предваряя каждую словами: «Я совершенно убеждена/убежден, что женщина/мужчина должна/ должен быть...», «Я твердо верю, что женщина/мужчина должна/дол­жен быть...», «Я абсолютно точно знаю, что женщина/мужчина долж­на/должен быть...». Эта работа выполняется индивидуально. Студен­ты читают вполголоса, фиксируя при этом, какие из утверждений вызвали внутреннее сопротивление. В ходе обсуждения в группе сле­дует обратить внимание, какие качества не удалось определить как свои «твердые» убеждения, какие из них отражают установки окру­жающих или возникли под влиянием стереотипов.

Этап 3. Задание «Качества и роли мужские и женские»

Цель задания — выявление гендерных стереотипов, касающихся тра­диционно женских и мужских качеств и ролей.

Составленный в предыдущем упражнении собственный образ «идеальной женщины» и «идеального мужчины» обсуждается с точ­ки зрения наличия в нем традиционных гендерных качеств и ро­лей. Студенты приводят результаты своих исследований: высказы­вания родителей, окружающих, образы, тиражируемые СМИ.

При фиксации иобсуждении результатов следует обратить вни­мание как на устойчивость стереотипов, транслируемых от поколения кпоколению, так и на их подвижность, на изменение взглядов на от­дельные аспекты традиционных гендерных ролей. Можно определить, какие именно группы гендерных стереотипов в большей степени под­вержены изменениям. В мини-группах обсуждаются стереотипы, в большей степени повлиявшие на представления студентов, уточняет­ся мнение о том, могут ли реально женщина и мужчина «быть таки­ми» или «делать это».



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.