Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 2. Гендерные стереотипы младших школьников.





2.1 Опрос: детей просят устно или письменно ответить на вопросы (Какими должны быть мальчики? Какими должны быть девочки? И т. п.). Опрос возможно проводить в групповой форме (с классом) в письменном виде. Инструкция: «Пожалуйста, подумайте и напишите на одной стороне листка, какими должны быть девочки, а на другой сто­роне — какими должны быть мальчики. Правильных и неправильных ответов здесь нет, напишите то, что вы думаете. Сверху напишите свой пол (мальчик или девочка), имя и фамилию писать не обязательно». Обработка данных проводится с помощью метода контент-анализа. Студент должен сам выделить категории контент-анализа, которые бу­дут включать в себя особенности характера, поведения, внешности и др. Проводится анализ и интерпретация полученных результатов. Анали­зируются представления мальчиков и девочек о своем и противополож­ном поле. Создается групповой портрет мальчика и девочки, какими они должны быть по представлениям младшеклассников. В портрете выявляются стереотипные маскулинные и фемининные характеристи­ки, выдвигаются предположения о причинах.

2.2 Наблюдение на уроке: фиксируется и анализируется степень и форма проявления активности мальчиками и девочками, система по­ощрений и наказаний учителя, реакции учителя по отношению к маль­чикам и девочкам. В разработке карты наблюдения можно опираться на карты, предложенные в приложениях 1 и 2. Анализ осуществляет­ся по схеме, предложенной в пунктах 1.4. и 1.5.



2.3 Наблюдение на перемене: фиксируются и анализируются виды деятельности мальчиков и девочек (по содержанию, степени актив­ности и т. п.). В разработке карты наблюдения можно опираться на карты, предложенные в приложениях. Анализ осуществляется по схе­ме, предложенной в п. 1.4.

2.4 Проективный метод (статический рисунок): школьников просят нарисовать мальчика и девочку. Исследование можно проводить с груп­пой школьников (в классе). Инструкция детям: «Пожалуйста, нарисуй­те на одной стороне листа девочку, а на другой — мальчика. Назовите их иподпишите имена. Сверху на листе напишите свой пол и возраст». Обработка результатов: фиксируется и анализируется выраженность полоролевых характеристик, особенности внешнего вида и атрибуты мужественности-женственности (прическа, рост, телосложение, одеж­да, степень прорисовки отдельных атрибутов или частей тела и др.). Задача студента состоит в выявлении степени стереотипизированности образов мальчика и девочки, а также специфики представлений о своем ипротивоположном поле. Анализ именования возможно произ­водить по желанию самого студента; оно вводится на тот случай, если нарисованные фигуры андрогинные и трудно отличить нарисованного мальчика от нарисованной девочки.



2.5 Проективный метод (динамический рисунок): школьников просят нарисовать мальчика и девочку в процессе какой-либо дея­тельности. Фиксируется и анализируется выраженность полороле­вых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодей­ствия. Обработка полученных данных производится аналогично п. 2.4. Для определения характера деятельности можно использовать следу­ющие категории: вид деятельности (трудовая, игровая, учебная, раз­влекательная), степень активности, наличие других персонажей исте­пени взаимодействия с ними, маскулинность-фемининность видов деятельности и др.

2.6 Ассоциативный эксперимент (слова-стимулы: «мама», «папа»; «мальчик», «девочка»; «мужчина», «женщина» и т. п.). Инструкция и обработка данных: см. п. 1.1. Проведение исследования возможно в групповой форме в письменном виде.

Семинар 3. Гендерные стереотипы подростков и студентов.

Опрос (по предложенной преподавателем или составленной сту­дентом анкете) может быть произведен в групповой форме в письмен­ном виде. Например, если студент ставит своей целью изучение гендерных стереотипов в семейных отношениях, то вопросы могут быть примерно такими: «Кто должен принимать основные решения в семье? Кто должен быть главой семьи? Кто должен заниматься воспитанием детей? Кто должен зарабатывать деньги в семье?» и т. д. Обработка дан­ных: ответы на вопросы оцениваются с точки зрения их отнесенности к одной из трех категорий: традиционно-патриархальные (муж — глава се­мьи, обязанности мужчины иженщины строго определены их полом), эгалитарные (нет дифференциации обязанностей по признаку пола), нетрадиционные (жена — глава семьи, обязанности мужчины и женщи­ны противоположны традиционным). Подсчитывается частота встреча­емости каждой из трех категорий. Выявляется степень стереотипизированности представлений испытуемых о роли мужчины и женщины в се­мье. Возможны и другие варианты: изучение гендерных стереотипов в профессиональной сфере, в личностной сфере и т. д.



3.1 Работа со списком характеристик: предлагается оценить сте­пень выраженности характеристик у мужчины и женщины по шка­ле с определенным количеством баллов. Студенту предлагается са­мостоятельно выделить социально-психологические характеристи­ки личности (возможно использование методик Лири, С. Бэм и др.). Студент сам выбирает шкалу, которая содержит от 2 градаций (на­личие/отсутствие признака) до 10 (определяется степень выражен­ности признака). Список характеристик представляется каждому испытуемому на специально приготовленном бланке ответов. Об­работка данных: выделяются характеристики, типичные для муж­ского и женского пола, гендерно-нейтральные характеристики и степень их выраженности.

3.2 Сочинить сказку. Испытуемым предлагается сочинить и за­писать сказку на любую тему. Обработка данных: подсчитывается количество мужских и женских персонажей и анализируются их ха­рактеристики, виды деятельности, формы поведения и т. д. Выяв­ляется отсутствие/наличие гендерных стереотипов, спроецирован­ных на персонажей.

3.3 Проективный метод (статический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину. Фиксируется и анализируется выражен­ность полоролевых характеристик. Сбор и обработка данных: см. п. 2.4.

3.4 Проективный метод (динамический рисунок): испытуемых просят нарисовать мужчину и женщину в процессе какой-либо дея­тельности. Фиксируется и анализируется выраженность полороле­вых характеристик, характер их деятельности и степень взаимодей­ствия. Сбор и обработка данных: см. п. 2.5.

Этап 2. Выступления студентов

В своем выступлении студент должен дать не только информацию о проделанной работе, но и свою личную оценку проблемы, выразить личное отношение к затрагиваемым вопросам.

Этап 3. Подведение итогов семинаров

В конце каждого семинара проводится подведение итогов, делаются вы­воды о характере гендерных стереотипов в данный возрастной период.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «гендерный стереотип».

2. Обозначьте группы гендерных стереотипов.

3. Существует ли возрастная специфика проявления гендерных стереотипов и в чем она проявляется?

Литература

1. Арутюнян М. 10. Гендерный анализ концепций психологии творче­ства // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С.136-141.

2. Бодрова В. В. Работа или семья: что важнее для современной жен­щины? // Материалы Первой Российской летней школы по жен­ским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.-С. 97-100.

3. Воронина О. А. Введение в гендерные исследования // Материа­лы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». - М.: МЦГИ, 1997. - С. 29-34.

4. Воронина О. А. Женщина — друг человека? // Человек. — 1990. — № 5. - С. 48-58.

5. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопро­сы психологии. - 1998. - № 4. - С. 65-70.

6. Кириллина В. Н. Социокультурные аспекты гендерного конфлик­та (по материалам западной социологии) // Женщина и мужчина

на пути к устойчивому развитию / Под ред. Е. Н. Никоноровой. — М.: Изд-во РЭФИА, 1997. - С. 66-79.

7. Клецина И. С. Гендерная социализация. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998.

8. Конусов Ю. А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и со­циальная структура. — М.: Ин-т соц. исследований АН СССР, 1987.-С. 97-106.

9. Мережко В. И. Этого терпеть больше нельзя // Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению. — М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1991. - С. 103-105.

10. Панкратова М. Г. Русская женщина сегодня // Женщины Рос­сии — вчера, сегодня, завтра (материалы конференции). — М.: Рос­сия молодая, 1994. — С. 50-57.

11. Радаев В. В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. - 1997. -№ 4. - С. 64-72.

12. Ржаницына Л. С, Сергеева Г. П. Женщина на российском рынке тру­да // Социологические исследования. — 1995. — № 7. — С. 57-62.

13. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование фено­мена // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 37-46.

14. Тюрина И. О. Московский рынок труда: гендерные аспекты // Со­циологические исследования. — 1998. — № 8. — С. 98-103.

15. Успенская В. И. О перспективах политического партнерства полов: Материалы к теме «Идея партнерства женщин и мужчин в совре­менном мире» // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997.- С. 65-69.

16. Фридан Б. Загадка женственности. — М.: Прогресс; Литера, 1993.

17. Хоткина 3. А. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Мате­риалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». — М.: МЦГИ, 1997. — С. 60-64.

18. Юлина Н. С. Феминистская ревизия философии: возможности и перспективы // Феминизм: Восток. Запад. Россия. — М.: Наука, 1993. - С. 226-241.

19. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростка// Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 84-90.

Приложение 1

Карта наблюдения

«Виды и характеристики деятельности

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.