|
Финансирование бизнеса. Менеджмент. Маркетинг
Бизнес нуждается в финансировании, т.е. пополнении денежных средств для модернизации и расширения производства либо для покрытия убытков. Источники финансирования бизнеса делят на внутренние и внешние. Внутренними источниками (средствами самофинансирования) обычно выступают прибыль и амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления делаются для накопления средств, необходимых для обновления оборудования. Они входят в стоимость товара и приводят к его удорожанию. Поэтому мелкому (и не только) бизнесу с его невысокой прибыльностью часто приходится обращаться к внешним источникам финансирования. К внешним источникам финансирования бизнеса относятся: 1) банковские кредиты; 2) средства других финансовых учреждений (страховые компании, пенсионные фонды); 3) фонды поддержки мелкого и среднего бизнеса.
Особое место в финансировании бизнеса занимают финансовые институты – организации, которые принимают вклады и дают привлеченные деньги в долг под проценты либо инвестируют в иных формах: банки, пенсионные фонды, товарищества взаимного кредитования, инвестиционные компании. Банковский кредит – это денежная сумма, выдаваемая банком на ограниченный срок при условии его возврата и оплаты процентов. Кредиты бывают краткосрочными (до года) и долгосрочными (более года). Краткосрочные кредиты могут предоставляться без обеспечения гарантий. Долгосрочные кредиты выдаются под гарантии, которыми могут выступать земля, здания, оборудование и другие ликвидные средства (средства, которые можно продать).
Особое место по характеру взаимоотношений с клиентами занимают мусульманские банки, руководствующиеся в свое деятельности правилами шариата, запрещающими предоставлять деньги в долг под проценты. Эти банки вместо процентов используют механизм партнерского участия в получении прибыли, что исключает предоставление рискованных кредитов и повышает взаимную ответственность банка и кредитора.
Если малый бизнес в управлении обходится своими силами, то крупные фирмы нуждаются в профессиональных управляющих – менеджерах. Менеджеры образуют управленческую вертикаль (снизу вверх):
1) менеджеры низшего звена – бригадир, начальник смены;
2) менеджеры среднего звена – заместители директора, главные специалисты;
3) менеджеры высшего звена (топ-менеджеры) – генеральный директор, президент компании, председатель правления банка).
Основными функциями менеджмента являются: 1) организация – распределение работ и координация деятельности работников; 2) планирование (кратковременное, среднесрочное, долгосрочное) – постановка целей и определение путей их достижения; 3) руководство – создание условий и формирование мотивации к деятельности; 4) контроль – проверка и корректировка деятельности фирм.
Маркетинг – деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека при помощи обмена. Основные принципы маркетинга: изучение рынка, проникновение на рынок, разработка стратегии, воздействие на рынок. Изучение рынка связано со сбором информации и ее анализом, предшествующими принятию решения о производстве товара (например, вдалеке от моря вряд ли стоит продавать ласты). При этом применяется такой метод, как сегментация, т.е. разделение рынка на части по географическому, демографическому, поведенческому и иным признакам. Проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта предполагают выработку характеристики товара или услуги, определение цены, выбор каналов сбыта и типа рекламы. Воздействие на рынок осуществляется главным образом посредством рекламы.
Рынок. Рыночный механизм
Среди ученых-экономистов существует двоякое понимание рынка. В узком смысле слова под рынком понимается совокупность отношений, форм и организаций взаимодействия людей по поводу купли-продажи товаров и услуг. В широком смысле рынок – это весь сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег в рамках общественного воспроизводства, охватывающий все уровни экономической системы общества. Рынок в экономике выступает связующим звеном между покупателем и продавцом.
Основными взаимосвязанными регуляторами рынка являются 1) спрос, 2) предложение и 3) цена. В общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос – это количество товаров, которое покупатель готов купить за определенную цену. Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара. На спрос влияют: уровень доходов в обществе, размеры рынка, мода, сезонность, наличие товаров-субститутов (заменителей), инфляционные ожидания. Предложение – это количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены – к снижению величины предложения. На предложение влияют факторы: наличие товаров-заменителей, уровень технологий, объём и доступность ресурсов, налоги и дотации, природные условия, ожидания (социально-политические, инфляционные), размеры рынка.
В соответствии с этими законами производство и обмен осуществляются на основе стоимости товаров, величина которой определяется вложенными в их производство затратами. Денежным выражением стоимости является цена, устанавливаемая производителем. Цена может быть как выше, так и ниже стоимости, или соответствовать ей. На цену влияет спрос. Если спрос на товар повышается, то производитель может поднять цену и увеличить производство продукции. Если спрос падает, падает и цена, а выпуск изделия сокращается. Принято выделять две цены: цену спроса, по которой покупатель согласен купить товар и цену предложения, по которой производитель готов продать товар. Рыночная же цена, при которой объем спроса равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (иначе продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (иначе покупатель не купит товар). В действительности она колеблется между этими двумя величинами. Добиваясь снижения себестоимости товаров за счет внедрения новой техники, передовой технологии и менеджмента, повышая квалификацию работников, производитель способен повысить свою прибыль. Таким образом, цена, спрос и предложение являются важными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Показатель, говорящий о том, насколько сильна зависимость между изменением величины спроса на товар и изменением цены на него, называется эластичностью спроса по цене. Она характеризует степень зависимости объёма покупаемого товара от колебания рыночных цен. Эластичность спроса зависит от наличия товаров-заменителей, объёма предложенного товара, необходимости покупки, времени покупки.
Еще одним элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция, т.е. соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров и услуг. Конкуренция может быть свободной или монополистической. При свободной (чистой) конкуренции периода классического капитализма цена устанавливалась в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В современных условиях свободная конкуренция существует разве что на рынке ценных бумаг. Монополистическая конкуренция – это рынок, где предлагаются схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии – исключительного права производства, торговли и иных видов деятельности, принадлежащего одному лицу, группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, устанавливающий цену, нередко завышенную.
В зависимости от характера и причин возникновения различают естественные и искусственные монополии. Естественные монополисты имеют в собственности свободно невоспроизводимые элементы производства (редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (железные дороги). Государство зачастую поддерживает такие монополии, поскольку они эффективнее мелких фирм или имеют важное стратегическое значение для общества. Искусственные монополии – это объединения нескольких предприятии, создаваемых для получения монополистических преимуществ: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Картель – объединение части предприятий одной отрасли, участники которого заключают соглашение о ценах на товар, распределяют рынки сбыта и производственные доли каждого в общем объеме производства. Члены картеля сохраняют свою собственность на средства производства и произведенную продукцию. Картель – низший тип монополии (ОПЕК – организация стран-экспортеров нефти). Синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором его участники сохраняют производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но теряют коммерческую самостоятельность, а их продукция реализуется через единую контору. Трест представляет собой единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. Члены треста передают средства производства в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме внесенного ими пая. Концерн – объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, находящихся под единым финансовым контролем.
Монополии создаются для установления на рынке монопольной цены и получения сверхприбылей. Такая деятельность наносит ущерб свободному развитию рыночной экономики, конкуренции. Поэтому государство пытается вести борьбу с монополиями, принимая так называемое антимонопольное законодательство, образует антимонопольные комитеты для анализа рыночной ситуации, поддерживает конкуренцию. Сегодня экономисты отмечают одновременное отсутствие свободной конкуренции и монополий, сочетание монополистической конкуренции и олигополии. Олигополия – это рынок, на котором господствуют несколько крупных фирм, заключающих между собой соглашения по поводу цены. Такие соглашения во многих странах законодательно запрещены и преследуются государством.
Основными признаками свободного рынка являются:
– неограниченное число участников;
– свободный доступ для любого производителя товаров и услуг;
– наличие у каждого участника полного объема информации о ситуации на рынке (цены, спрос и предложение, прибыли и пр.);
– мобильность финансовых, трудовых и иных ресурсов;
– невозможность участниками рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
В высокоразвитых странах существует целая система рынков. Причинами такого многообразия: 1) расширение рыночного пространства при переходе к товарному производству; 2) расширение спектра материальных благ и услуг; 3) распространение общественного разделения труда; 4) рост международных экономических связей.
В современной системе рынков можно выделить ряд основных рыночных структур: рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок труда, рынок инвестиций, рынок иностранных валют (валютный), фондовый рынок, рынок информации. Рынок потребительских товаров и услуг – система купли-продажи продуктов конечного пользования (продовольствие, жилье, мебель), а также различных услуг (транспортных, медицинских, образовательных). Рынок средств производства – это рынок товаров производственного назначения (оборудование, здания, сырье, топливо, электроэнергия). Объектом купли-продажи на рынке труда выступает рабочая сила, а на рынке инвестиций – долгосрочные капиталовложения. На рынке иностранных валют покупают, продают и обменивают денежные единицы разных стран, а на фондовом рынке – ценные бумаги, приносящие доход (акции, векселя, облигации). На рынке научно-технических разработок осуществляются финансовые операции по купле-продаже инноваций: новых технологий, изобретений, рацпредложений. На рынке информации товаром являются газеты, реклама, интернет-сайты.
С позиции соответствия законодательству различают легальный (законный) и нелегальный (теневой) рынки, последний из которых является частью так называемой теневой экономики, т.е. производства, связанного с нарушением каких-либо требований закона или уклоняющееся от уплаты налогов. По пространственному признаку выделяются местный, национальный, региональный, мировой рынки. По степени насыщенности товарами различают рынок равновесный, дефицитный и избыточный. По механизму функционирования рынок бывает свободным, монополизированным, государственно-регулируемым. По характеру продаж рынок бывает оптовый и розничный. Современная рыночная структура постоянно меняется и усложняется.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|