Сделай Сам Свою Работу на 5

Общественное и индивидуальное сознание. Сознательное и бессознательное. Самосознание, самопознание, самореализация

Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах; способность контролировать и планировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, с учётом своих и чужих достижений и ошибок. Общественное сознание – это совокупность воззрений людей на явления природы и социальную реальность. Оно имеет ряд особенностей: обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия, когда идеи и взгляды людей опережают реальные условия или не соответствуют им; обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что накоплено обществом и отражается в науке, морали, традициях; оно активно воздействует на всю жизнь общества.

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного и заканчивая строго научными формами. Структурными единицами общественного сознания являются его различные элементы (формы). Общественное сознание можно классифицировать по различным основаниям:

1) по специфике отражения различных форм (сторон) действительности: философия; политическое сознание; правовое сознание; мораль; искусство; наука; религия.

2) по уровню, глубине отражения социальной действительности: общественная психология (обыденное сознание); идеология.

3) по отношению к собственной деятельности и окружающему миру: эмоционально-чувственное отношение к миру (искусство); эмоционально-доверительное (религия); доверительно-практическое (мораль); эмоционально-рассудочное (наука); чувственно-рассудочное (право); практически-преобразовательное (идеология).

4) по свойствам субъекта сознания: индивидуальное; массовое; классовое сознание.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. то, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Сущность сознания состоит в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии его одновременного преобразования. В своем влиянии на бытие оно может оценивать его, вскрывать его смысл, прогнозировать и преобразовывать через практическую деятельность людей. Парадокс общественного сознания состоит в том, что с одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное сознание, а с другой стороны – общественное сознание оказывает существенное влияние на общественное бытие.



Соотношение между индивидуальным и общественным сознанием вызывает споры. Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания и его единственным носителем является конкретный индивид. Другие считают, что общественное сознание есть нечто надличностное, и в его понимании не нужно обращаться к отдельному индивиду. Разумеется, не каждое индивидуальное сознание входит в общий массив общественного сознания. Например, к трудам гения нередко обращаются всю жизнь, а мысли и взгляды простого человека могут мало кого интересовать.

Индивид конечен и ограничен, его сознание «живет и умирает» вместе с ним. Но в системе общества он обретает своего рода бессмертие, получая возможность передавать свои взгляды и мысли потомкам. Общие условия социальной среды определяют единение взглядов, ценностных ориентации, интересов людей. В то же время каждый человек обладает неповторимыми чертами своего личного сознания, которое в совокупности с другими, формирует общественное сознание. Общественное сознание не может существовать без сознания отдельных личностей. Но личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности лишь тогда, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, входят в систему общего сознания, нравов, норм.

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма обеспечивает активную ориентацию в среде и решение жизненных задач. Действия, сопровождающиеся обдумыванием ситуации и принятием решения, называют осознанными. Основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств. Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Структура сознания включает: важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания; способность к самопознанию, к различению субъекта и объекта, «я» и «не-я»; способность к целеполаганию; эмоциональные оценки в межличностных отношениях. Однако часто человек поступает необдуманно, когда и сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия показывают, что человек поступает по внутреннему побуждению, спонтанно, без анализа ситуации и возможных последствий, т.е. необдуманно, неосознанно, интуитивно. Все эти слова выступают синонимами слова «бессознательное». В любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Еще древние философы заметили, что неосознаваемое выходит за рамки сознания. Так, Платон свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому доверял. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть, например, бессознательные ощущения: ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Простым примером проявления механизма подсознательного является формирование привычки на основе повторяющихся действий. К сфере бессознательно-психического относится та часть психики, познавательные образы которой не осознаваемы и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях: оговорки, описки, состояние аффекта. Об их существовании можно судить лишь опосредовано. Другая группа бессознательного проявляется в непроизвольном забывании имен, обещаний, предметов, событий, прямо или косвенно связанных с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера связана со сновидениями, грезами, мечтами. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность, начинается депрессия. Когда же они работают синхронно, человек ощущает счастье жизни. Отсюда извечное стремление человека достичь состояние душевной гармонии. Её можно достичь лишь путем самопознания, т.е. познание самого себя, изучение своей внутренней сущности.

Важнейшее место в становлении личности играет самосознание. Самосознание – сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий. Самосознание свойственно не только личности, но и различным социальным группам, понимающим свои групповые интересы и своё место в системе общественных отношений. Сложность проблемы самосознания состоит в том, что объект и субъект познания совпадают, усложняя степень достоверности знаний человека о самом себе.

Каждый человек хотя бы раз задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моей жизни?» Сама постановка этих вопросов свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании. Способность к самопознанию формируется только в обществе и даже на уровне сформированной личности наиболее продуктивно проявляется в общении с другими людьми, в сравнении себя с ними. Самопознание включает ряд аспектов познания себя, в том числе такой, как самооценку – способность определить свою общественную значимость, определить свои способности и возможности, свое место среди окружающих. С точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение самопознания определяется достаточно просто. Его смысл заключается в том, чтобы наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом, в умении воздействовать на людей и добиваться своих целей. В отечественной психологии большинство ученых придерживаются положения о биосоциальной природе человека. Поэтому долгое время в науке господствовало представление о двухуровневой организации человека: индивид и личность, и только начиная с 80-х годов XX столетия вводится промежуточная переменная – социальный индивид. Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, свойствами мозга, биологическими потребностями. Социальный индивид – способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность – способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в отношениях с окружающими людьми. Отсюда представление о том, что мы можем познавать себя на всех трех уровнях: как биологического индивида, как социального индивида и как личность. В самом общем виде выделяют следующие сферы самопознания: 1) личностно-характерологические особенности, в которых выражается отношение к другим людям, к деятельности, к труду, к учебе, к себе, к вещам, к природе, к искусству, к науке; 2) мотивационно-ценностная сфера личности – познание собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, определяющих деятельность и поведение; 3) эмоционально-волевая сфера личности – познание своих эмоциональных состояний, преобладающих чувств, умения мобилизоваться, проявить настойчивость, целеустремленность; 4) сфера способностей и возможностей – анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов; 5) познавательная сфера личности – осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума; 6) сфера внешнего облика, особенностей темперамента; 7) сфера отношений с другими людьми, социальным окружением; 8) сфера деятельности – выяснение того, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек; 9) сфера собственного жизненного пути.

Самопознание является основой для реализации человеком себя как личности. Самореализация в иерархии потребностей формулируется как желание человека реализовать свои таланты и способности, как высшая потребность.

Не менее важна для человека самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она выражает преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу и чаще всего субъективна. Но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других. Заниженная самооценка ведет к разочарованию и повышенной зависимости от мнения других людей. Завышенная самооценка приводит к потере самокритики. Только сбалансированная самооценка позволяет человеку найти свое место среди людей.

Таким образом, самосознание выполняет важнейшие функции: 1) самопознания, т.е. получение информации о себе; 2) эмоционально-ценностного отношения к себе; 3) саморегуляции поведения человека.

Проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. В ХХ в. одно из лучших объяснений социальной сущности личности было осуществлено в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского, согласно которой личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется» на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Самореализация есть в известной степени результат индивидуализации личности. Не каждый, став личностью, приобретя социально значимые качества, проявляет социально значимую индивидуальность. Выдающаяся индивидуальность вступает с обществом в противоречие, развивается вопреки социальным ожиданиям. Индивидуальность не просто формируется, а самореализуется и саморазвивается. Выдающаяся личность сама творит себя, выступает субъектом и объектом саморазвития. Саморазвитие предполагает высокую активность субъекта. Если активность субъекта ниже влияния социальной среды, то формирование личности происходит по принципу адаптации.

Желание самореализоваться является одним из мотивов творчества. В творческой деятельности человек проявляет свое «Я», самореализуется. Но по-настоящему творческий человек сумеет проявить себя в любом деле, а не только в сфере творческих профессий.

 

1.14. Поведение

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого воздействие на окружающих и общество в целом. Поведение человека состоит из поступков, служащих внешним проявлением его личности, взглядов, его отношения к обществу. В основе социального поведения лежат принятые в обществе образцы – нравы и социальные нормы. В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства. Поведение человека зависит от биологических и психологических особенностей его организма, условий жизни, взаимодействия человека с миром материальной и духовной культуры, с окружающими людьми.

Состояние и поведение человека определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, а также волей, направляющей его действия. Внутренний мир человека не может быть понят вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает.

Различают два вида направленности человеческого поведения: реактивное и активное. Реактивное поведение представляет собой реакции на внутренние и внешние стимулы. Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору форм поведения для достижения поставленных целей. В течение длительного времени в психологической науке личность рассматривалась как обособленный феномен. Связи личности почти не исследовались. Но человек – продукт природы и общества. Поэтому поведение отдельного человека невозможно понять без отношений с другими людьми.

Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду. Человек, как и животные, в определённой мере приспосабливается к окружающей среде. Но в отличие от животных он осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной и социальной среды. Эта способность обусловливает главную особенность его поведения – возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению целей.

В связи с бурным техническим развитием западной цивилизации, изменением социальной структуры общества в философии возникло такое течение, как прагматизм, признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. Прагматизм дал путевку в жизнь бихевиоризму в психологии. Возникновению бихевиоризма способствовало появление разработки теории условных рефлексов. Американский психолог Дж. Уотсон в 1913 г. определил психологию как науку о поведении, ссылаясь на методику И.П. Павлова об условных рефлексах. В 30-50 гг. ХХ в. Б. Скиннер разработал самую крайнюю форму бихевиоризма, заключавшуюся в концепции, что познание – это только набор отношений «стимул-реакция», а не вид умственной деятельности. В его понимании мышление и внешнее поведение состоит из действий, зависящих от окружающей среды и от ее стимулов.

Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции также и внутренними психическими явлениями, преломлением информации в сознании человека. Современная психология рассматривает поведение как комплекс внешних и внутренних реакций, воздействий, стимулов.

Источником поведения являются потребности. Специфика поведения человека определяется тем, что его оно имеет общественную обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Поведение выступает как форма существования личности. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Поведение включает такие элементы, как действие, поступок, деяние. В социальном поведении особое место занимают социальные действия. Они совершаются в определенной ситуации, предполагают общественно определенную мотивацию, намерения, отношения. Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности (мира), осуществлении социальных изменений, личностных преобразований самого человека. Результатом социального поведения являются взаимодействия и взаимоотношения личности с другими людьми и с общностями разного масштаба.

Выделяют определённые виды поведение, классифицируемые по самым разным основаниям. Наиболее широким основанием классификации видов социального поведения являются сферы бытия. Среди них – природа, общество, человек. В соответствии с ними возникают, формируются, развиваются соответствующие виды поведения: производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное. По отношению к нормам поведение может быть нормальным, традиционным и нарушающим нормы.

Исходя из понимания человека как совокупности общественных отношений, в качестве классификационного признака можно избрать систему общественных отношений. По этому признаку выделяются: 1) производственное поведение (трудовое, профессиональное); 2) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.); 3) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.); 4) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное); 5) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.); 6) религиозное поведение. По параметру активности оно может быть активное, пассивное, приспособительное. По способу выражения выделяются: вербальное, невербальное, ролевое, коммуникативное поведение и др.

Регуляторами поведения выступают различные внешние и внутренние факторы: взгляды, убеждения, мораль, нормы права, уровень воспитания, стремления самореализоваться в социальном плане.



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.