|
Мышление и речь. Деятельность и её формы
Жизнь постоянно ставит перед человеком разнообразные задачи и проблемы, решать которые нам помогает способность мыслить. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности. Оно возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Именно из чувственного познания получает материал вся мыслительная деятельность человека. Правильность (адекватность) отражения человеком реального мира непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества. Чувственная картина мира необходима, но недостаточна для его глубокого и всестороннего познания. В непосредственно наблюдаемой нами действительности почти не расчленены сложнейшие взаимодействия различных предметов, событий, явлений, их причин и следствий. В процессе мышления, оперируя понятиями, рассуждая, человек выходит за пределы чувственного познания, начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно не даны в восприятиях. Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу наших ощущений, восприятий и представлений, выходя за их пределы.
Деятельность человека разумна благодаря знанию законов и взаимосвязей объективной действительности. Мышление как раз и отражает – опосредованно и обобщенно – существенные, закономерные взаимосвязи действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. Мышление получает развитие в ходе деятельности человека, а деятельность становится наиболее продуктивной только благодаря способности человека мыслить. Для мыслительной деятельности человека определяющее значение имеет его взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом состоит одно из принципиальных различий между психикой человека и животного. Простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным, связанным с непосредственно воспринимаемыми конкретными предметами.
Только с появлением членораздельной речи, в которой образы предметов кодируются словом, становится возможным отвлечься от непосредственно познаваемого объекта. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, и наоборот, чем больше совершенствуется словесная формулировка мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это проявляется в различных формах активности, прежде всего в двигательной. Животные, приспосабливаясь к окружающей среде, могут использовать природные предметы в качестве орудий и отчасти изготовлять их. Но только человеку присуща деятельность, как форма активности, направленная на преобразование окружающего мира. Деятельность человека характеризуется рядом отличительных черт: 1) сознательный, целенаправленный характер; 2) продуктивность, направленность на получение результата; 3) преобразующий характер, поскольку человек в ходе деятельности изменяет себя и окружающий мир; 4) общественный характер в силу взаимодействия с другими людьми.
В структуре любой деятельности выделяют 1) объект, 2) субъект, 3) цель, 4) средства ее достижения и 5) результат. Объектом называется то, на что направлена деятельность; субъектом – тот, кто ее осуществляет. Деятельности предшествует её мотив, прежде всего – какая-либо потребность. Мотивы могут быть физиологическими, социальными, идеальными; осознаваемыми или стереотипными. До начала деятельности человек определяет ее цель – идеальный образ предполагаемого результата, которого стремится достичь. После определения цели решается вопрос о выборе средств ее достижения. Этапы деятельности составляют цепочку: мотив – цель – средства – действия – результат.
Различают практическую и духовную деятельность. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества: материально-производственная (преобразование природы) и социально-производственная (преобразование общества). Духовная деятельность связана с изменением сознания людей: познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая. Безусловно, важнейшую роль в жизни человека играет мораль как система норм, выработанных самим обществом и поддерживаемых силой общественного мнения. Помимо норм, мораль включает идеалы, ценности, категории. Идеалом называют высшую цель человеческих устремлений, наиболее возвышенные проявления деятельности в самом обществе, некие совершенные достижения.
Существует классификация, выделяющаявиды деятельности: 1) трудовую, 2) познавательную, 3) образовательную, 4) игровую, 5) досуговую, 6) общение. Игровая деятельность (игра) направлена не столько на получение результата, как практическая, сколько на сам процесс. Она является определенной формой социализации личности, позволяющей примерить ту или иную социальную роль. В отличие от общения, игровая деятельность не требует обязательного наличия партнера, зачастую довольствуясь воображаемой ситуацией. Социально значимая по содержанию познавательная деятельность осуществляется главным образом в сфере науки и направлена на получение нового знания. Индивидуальное познание осуществляется каждым человеком на протяжении своей жизнедеятельности. Познание направлено на получение знаний и способов действий. Трудовая деятельность всегда направлена на получение практически полезного результата. Образовательная, учебная деятельность нацелена на получение знаний, формирование умений и навыков. При этом следует отметить, что обучающийся является наряду с обучающим субъектом учебной деятельности.
Наряду с перечисленными, одним из основных видов деятельности является общение. Общение предполагает обязательно наличие партнера. Оно характеризуется установлением и развитием взаимных отношений между людьми. Общение связано с воздействием людей друг на друга (обмен эмоциями, идеями, уточнение информации). Этим общение отличается от коммуникации, представляющей собой односторонний или двусторонний обмен информацией. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (между двумя людьми);
2) общение реального субъекта с иллюзорным партнером («разговор» человека с животным);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (общение человека со своим «внутренним голосом»);
4) общение воображаемых партнеров (литературных персонажей).
Ряд ученых полагает, что понятия общение и деятельность тождественны. Другие считают, что деятельность и общение – противоположны, поскольку общение есть не сама деятельность, а лишь ее условие. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, считая его самостоятельным явлением.
В зависимости от полученных результатов деятельность характеризуется как разрушительная или созидательная. Выделяют также внутреннюю и внешнюю деятельность. Внешняя деятельность выражается в движениях, действиях с предметами, внутренняя осуществляется посредством умственных усилий. Соотношение человеческой деятельности с общественным развитием позволяет выделять прогрессивную и реакционную деятельность. В зависимости от соответствия нормам деятельность может быть моральной и аморальной, правомерной и противоправной. Количественный аспект позволяет разделить ее на индивидуальную, коллективную, массовую, а уровень творчества – на шаблонную (монотонную) и творческую (инновационную, креативную).
Отличительной чертой человеческой деятельности является ее сознательный характер, проявляющийся в способности к целеполаганию, предвосхищению результата, осмыслению мотивов. Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах. Оно лежит в основе свободного волеизъявления человека и определяет невозможность абсолютной предсказуемости его действий. В ходе деятельности осуществляется формирование и развитие сознательной активности человека. В зависимости от возраста тот или иной вид деятельности выступает как ведущий (игра, учеба, труд). Деятельность и сознание тесно связаны друг с другом. Деятельность способствует изменению сознания, его развитию, а само сознание активно влияет на деятельность, регулирует и направляет ее.
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная (трудовая) деятельность, направленная на создание материальных благ. В структуре трудовой деятельности выделяют: 1) сознательно поставленные цели; 2) предметы труда, на преобразование которых направлена деятельность; 3) средства и орудия труда – устройства, механизмы, при помощи которых преобразуются предметы труда; 4) технологии – приемы и способы, применяемые в производстве. Для характеристики трудовой деятельности используются понятия: производительность труда; эффективность труда; уровень разделения труда.
Человек, как производитель материальных благ, должен обладать рядом соответствующих качеств: 1) владеть приемами и способами производства (требование профессионализма); 2) обладать определенным уровнем квалификации (требование квалификации); 3) быть дисциплинированным (требование трудовой, технологической, исполнительской, договорной дисциплины).
Духовную деятельность условно подразделяют на духовно-теоретическую (производство духовных ценностей) и духовно-практическую (сохранение, распределение, распространение и освоение, потребление созданных духовных ценностей). Видами духовной деятельности являются наука, искусство, религия, образование. Деятельность является основой социализации и развития личности. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, адаптируется к природной и социальной среде, а также перестраивает ее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|