Сделай Сам Свою Работу на 5

Познание. Формы познания: чувственное, рациональное, интуитивное





 

Познание является одним из видов человеческой деятельности, процессом приобретения знаний. Содержанием и результатом познавательного процесса является знание. Ученые выделяют различные виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, социальное. Все виды познавательной деятельности взаимосвязаны друг с другом.

В познании присутствуют субъект и объект познания. Под субъектом познания подразумевается человек, наделенный волей и сознанием, в широком смысле – общество в целом. Объектом познания является познаваемый предмет, в широком смысле – весь окружающий мир, в том числе и сам человек. В объекте познания выделяются разные его стороны или предметы познания. Так, человек является одновременно объектом познания многих наук, но познают его они с разных сторон, то есть предметы познания для наук различны: анатомия познает строение человеческого тела, психология – психологические качества, социология – человека как социальное существо и пр. Человек может познавать и сам себя. В таких случаях говорят о самопознании. Анализ субъектом своего сознания и отношения к жизни называют рефлексией.



Существуют различные подходы к определению того, что находится в центре философского познания. Одним из таких направлений является экзистециализм – иррационалистическое направление в философии, считающее, что предметом философии является человек. Постигая себя как экзистенцию, человек приобретает свободу, которая есть выбор своей сущности.

Современная гносеология в основном занимает позиции гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики – необходимость подходить к проблеме познания диалектически (с точки зрения развития), использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма – рассмотрения всех предметов и явлений в плане их возникновения и становления;

практики – признания главным способом познания практики;

познаваемости – убеждения в самой возможности познания;

объективности – признания самостоятельного существования предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;



конкретности истины – поиска именно индивидуальной и достоверной истины в конкретных условиях.

Выделяют две ступени познавательной деятельности. На первой, которая называется чувственным (эмпирическим или сенситивным) познанием, человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Основными формами чувственного познания являются:

а) ощущение – непосредственное воздействие познаваемого предмета на один из органов чувств: зрительное ощущение, слуховое и пр.;

б) восприятие – непосредственное воздействие познаваемого объекта на несколько органов чувств одновременно. Результатом восприятия является целостный образ объекта познания;

в) представление – форма познания, при которой чувственный образ предметов и явлений сохраняется в сознании благодаря механизму памяти, что позволяет воспроизводить его без непосредственного воздействия на органы чувств.

По времени удерживаемой информации память подразделяют на долговременную и кратковременную. Долговременная память обеспечивает продолжительное (месяцы, годы, десятилетия) удержание знаний, умений, навыков и характеризуется большим объемом сохраняемой информации. Главным механизмом ввода данных в долговременную память и их закрепления является повторение. Кратковременная (оперативная) память обеспечивает оперативное удержание данных, поступающих от органов чувств.

Роль эмпирического познания проявляется в следующем: органы чувств являются единственным каналом связи человека с окружающим миром; без органов чувств человек не способен к познанию в любой форме; потеря даже части органов чувств осложняет процесс познания; органы чувств дают необходимый и достаточный минимум первичной информации, требуемый для всестороннего познания объектов материального и духовного мира.



Однако не всё можно познать с помощью органов чувств. Чувственный образ служит предпосылкой для перехода к рациональному познанию, мышлению. Образ кодируется понятием, и затем человек может оперировать им, не нуждаясь в демонстрации самого предмета. Разумеется, чтобы понимать друг друга, люди должны подразумевать под одними и теми же понятиями одни и те же предметы, говорить на одном языке. Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мысли, отражающая общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Понятие отражает мысль о предмете (стол) и свойстве предмета (синий). В языке понятие выражается словом (простое понятие – стол) и словосочетанием (сложное понятие – письменный стол).

Суждение (высказывание) – форма мысли, в которой устанавливается связь между понятиями, а также утверждается или отрицается что-либо. Суждение может быть истинным, если оно адекватно отражает объективную действительность, и ложным: утвердительным (утверждение) или отрицательным (отрицание). Структурными элементами суждения являются понятия. Суждения выражаются в языке предложениями. Понятие и суждение связано с оперированием уже имеющимися знаниями.

Получение нового знания достигается на уровне умозаключения – самой сложной формы рационального познания. Структурными единицами умозаключения (рассуждения) являются суждения. Умозаключения подразделяются на дедуктивные и индуктивные. Дедуктивное умозаключение есть цепь высказываний, связанных отношениями логического следования от общих утверждений к частным, индуктивные – от частных к общим.

В отличие от чувственного, результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах или в языке. С помощью рационального познания конструируются понятия-идеи, впоследствии воплощаемые в реальную действительность. Промежуточным звеном между чувственным и рациональным познанием служит интуиция – познавательный процесс, непосредственно приводящий к новому знанию путем его прямого усвоения. Механизм интуиции науке доподлинно не известен. Можно лишь сказать, что интуитивное знание не приходит к случайному человеку. Если ученый напряженно работает над какой-либо проблемой, но не может прийти к ответу, его может «озарить», даже во сне. Ведь принцип периодической таблицы приснился Д.И. Менделееву, который и работал над этой проблемой, а не дворнику его дома. Выделяют следующие черты интуиции: 1) неожиданность решения поставленной проблемы; 2) неосознанность путей и средств разрешения проблемы; 3) непосредственный характер постижения истины.

Один и тот же объект познания может изучаться при помощи методов как рационального, так и эмоционального познания. Истинным может быть знание в любой его форме: эмпирическое, рациональное, интуитивное.

 

Истина. Критерии истины

Сущностью процесса познания является получение объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Философские школы неоднозначно отвечали на вопрос, можно ли познать мир и получать истинные знания. Агностики отрицали возможность получения достоверных знаний, сциентисты занимали противоположную позицию, эмпирики полагали, что это возможно только при помощи ощущений, а рационалисты предлагали опираться исключительно на разум.

В философии распространено определение истины как соответствия мыслей человека окружающей действительности, соответствия полученных знаний содержанию объекта познания. Именно объективная истина обладает познавательной, гносеологической ценностью. Принято выделять объективную и субъективную стороны истины. Объективная сторона характеризует истину в той части, содержание которой от нас не зависит и существует в объективной реальности. Она предполагает ее конкретность, т.е. зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, условий, места и времени возникновения, существования и развития явлений действительности. Субъективная сторона истины указывает на то, что объективный мир познается при участии сознания человека, преломляется через него. При этом имеют значение знания, личный опыт, интеллект познающего. С объективной и субъективной сторонами познания связаны различия в таких видах деятельности человека, как изобретение и открытие. Открытием называют выявление объективно существующих явлений, законов (открытие закона всемирного тяготения), изобретение – это создание человеком того, что до него объективно не существовало (изобретение ракетного двигателя).

Выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Но в реальности это практически недостижимо. Поэтому понятие «абсолютная» в известной степени условно. Под абсолютной истиной имеют в виду законы природы, аксиомы и пр. В большинстве случаев мы сталкиваемся с относительной истиной как неполным, ограниченным знанием. Практически любая истина объективна по содержанию и относительна по форме. Относительная истина является верным, но неполным знанием, своего рода промежуточным этапом на пути к познанию истины абсолютной. Таковая природа относительной истины зачастую порождает домыслы, гипотезы, догадки, различные мнения, оценки, точки зрения. Со временем относительная истина может быть уточнена, дополнена или опровергнута. Именно относительные истины составляют большинство истинных знаний.

Философы выделяют несколько видов истины, соответствующие различным видам знания: обыденную (повседневную), научную, художественную и др. Одним из основных вопросов познания является вопрос о критерии истины. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация; мерило оценки чего-либо. В познавательной деятельности критерий – средство проверки истинности человеческих знаний. На вопрос о том, что следует считать критерием истины, мыслители отвечают по-разному. Эмпиризм считает критерием истины данные чувственного опыта; рационализм – очевидность, достигаемую путём интеллектуальной интуиции или логическую непротиворечивость теории; конвенционализм – удобство и простоту теории; прагматизм – полезность или работоспособность идеи.

Важнейшим критерием истины и движителем познания является практика. Она представляет собой активное взаимодействие человека с окружающим его материальным миром и характеризуется следующими чертами: целенаправленностью; предметно-чувственным характером; преобразованием действительности. Целенаправленность проявляется в создании человеком идеальных моделей, которые он стремятся воплотить в реальность. Предметно-чувственный характер означает, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира. Преобразующий характер означает изменение этих предметов. Основными видами практики являются: 1) общественно-производственная; 2) социально-политическая; 3) научно-экспериментальная; 4) повседневно-хозяйственная и т. д.

По полученным результатам различают практику созидательную (конструктивную) и разрушительную (деструктивную). По содержанию и назначению практика бывает стандартизованной (стереотипной) и поисковой. При этом любая практика имеет социальный характер. В процессе практики изменяется как преобразуемая человеком действительность, так и сам человек.

На основе практики может формироваться не только истина, но и заблуждение, т.е. знание, ошибочно принимаемое за истину. С одной стороны заблуждение мешает познанию, но с другой – способствует созданию проблемных ситуаций, служащих толчком к познавательной деятельности. От заблуждения отличается ложь – сознательное искажение истины, характеризующееся своей преднамеренностью.

Практика служит основным критерием истины. Но существуют и другие критерии: формально-логический анализ, теория, логическая непротиворечивость и пр. Такие показатели, как отношение к истине общества или отдельных людей, оценки, интерпретации, нормы морали субъективны и критериями истины являться не могут. Истина не постоянна, ее выявление можно скорее охарактеризовать как непрерывный процесс. Существует идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, включающая материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняемые логической согласованностью и практической полезностью тех или иных знаний.

 

Виды человеческих знаний

Существуют различные виды знания. Типологизация знания может быть проведена по самым различным основаниям (критериям). В этой связи выделяют знания рациональные и эмоциональные; феноменалистские (качественные концепции) и эссенциалистские (вооруженные количественными средствами анализа); эмпирические и теоретические; фундаментальные и прикладные; философские, общенаучные и частнонаучные; естественно-научные, технические и гуманитарные; донаучные, научные и вненаучные. По соответствию той или иной форме общественного сознания выделяют научное, обыденное, философское, мифологическое, религиозное знание.

Очевидно, исторически первой формой было игровое познание как важный элемент деятельности не только детей, но и взрослых. В ходе игры человек развивает активную познавательную деятельность, приобретает большой объем новых знаний, впитывает в себя богатства культуры: деловые игры, спортивные игры, ролевые игры.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Оно представляет собой фантастическое отражение реальности, в рамках которой вырабатывались знания-мифы о природе, космосе (космологические), о самих людях (антропогонические), их условиях бытия, формах общения, о луне (лунарные), о солнце (солярные), о звездах (астральные), о конце света (эсхатологические), календарные и др. Мифологическое сознание содержало и практические рекомендации поведения в определенных ситуациях. Например, миф об Осирисе содержал правила поведения в загробном мире. Особенностями мифологического знания являются: очеловечивание природы; нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, существа и его имени; поиск целенаправленной воли (телеологизм); восприятие времени через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, изменения в природе; восприятие мира как арены борьбы божественных и демонических сил.

В рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, в дальнейшем получившая выражение в искусстве. Хотя оно специально не решает познавательных задач, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Художественно осваивая действительность, удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его по законам красоты. Основным элементом художественного познания является образ, в который облекается мысль творца образа и через который осуществляется познание. Искусству дано выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Художественное познание опирается на чувственную сторону человеческой личности, на интуицию.

Важную роль в жизни людей играет житейское знание, основывающееся, прежде всего, на наблюдении и смекалке. Житейское знание носит эмпирический характер и лучше согласовывается с жизненным опытом, чем с научными построениями. Житейское знание опирается на здравый смысл – стихийно формирующуюся систему знаний – и обыденное сознание, являясь важной ориентиром в повседневной жизнедеятельности человека. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию, без глубокого анализа явлений и событий действительности. В житейском (бытовом) познании получение знания не является самоцелью, служит побочным продуктом жизнедеятельности человека, осваивается исподволь, зачастую передаваясь непосредственно, от отца сыну, от мастера ученику. Отличительной чертой житейского звания является своеобразная терминология, указывающая на неточность знания («на глазок», «примерно», «чуть-чуть»), порождает основанные на практике правила и требования («Семь раз отмерь, один раз отрежь»).

Древними формами познания являются философское и религиозное. Религиозное познание, будучи фантастическим отражением действительности, содержит в себе определенные знания о ней, хотя и превратные. В религиозном познании эмоциональное отношение к миру соединяется с верой в сверхъестественное. Именно опора на веру характерна для религиозного знания. Философское знание характеризуется стремлением к всеобъемлющему познанию основных закономерностей развития природы, общества, человека и самого человеческого познания.

Научное познание является вершиной развития человеческого познания действительности. Оно не терпит бездоказательности. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Сила научного прогноза – один из главных критериев для оценки научной теории. Научно-познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл.

К научному познанию тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, то для практического познания – инженер или промышленный менеджер. Цель инженера – создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т.д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов, т.е. получение практического результата.

Те области, которые остаются неохваченными наукой, те вопросы, на которые наука не может дать ответа становятся средой распространения разного рода так называемых паранаучных, околонаучных знаний. Паранаучное знание, не имея возможности дать подлинное знание, тем не менее, претендует на место оракула. Для придания веса своим домыслам и догадкам деятели паранауки (астрологи, гадалки, экстрасенсы) прибегают к псевдонаучной терминологии, выдавая свое «знание» за научное. Такое паразитирование, претензия на универсальность и стремление неясности, неприятие критики с отнюдь не бескорыстным стремлением помочь и претензией на исключительное к себе внимание являются отличительными чертами паранауки. Паранаучное познание скорее элемент массовой культуры, чем познавательной деятельности.

Гармонично развивающаяся, творческая личность стремиться сочетать в своей деятельности различные формы и виды познавательной деятельности.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.