|
Общество и природа. Общество и культура
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Понятие общества. Системное строение общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни
Существование общества и жизнь людей в нем проявляются в разных формах. Все созданное в обществе и оно само есть результат деятельности многих поколений людей. Понятие «общество» многозначно. В обществознании принято выделять прежде всего значение общества в узком и широком смысле.
Общество в узком смысле слова – это: 1) круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество пчеловодов, дворянское собрание); 2) отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (современное российское общество, китайское общество); 3) исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество).
В широком смысле общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения; прошлое, настоящее и будущее человечества.
Общество выполняет ряд важных функций: 1) адаптации, т.е. приспособление человека к природной и социальной среде; 2) координации, т.е. учета интересов индивидов; 3) целеполагания, т.е. постановки целей и определение способов их достижения; 4) идентичности, т.е. самоотождествления и сохранения преемственности поколений.
Общество является динамичной саморазвивающейся системой, которая изменяясь, сохраняет свою сущность. При этом система понимается как комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и отношений между ними. Элементом называется неразложимый компонент системы, принимающий участие в ее создании. Многочисленные и сложные связи, возникающие в обществе между социальными группами, этносами, а также внутри их в ходе экономической, политической, культурной деятельности, образуют систему общественных отношений. Основными особенностями общества как системы являются: 1) сложный характер; 2) наличие разнокачественных элементов; 3) человек как основной, универсальный элемент; 4) динамичный характер; 5) интегративное качество; 6) самодостаточность; 7) самоуправляемость.
При анализе сложноорганизованных систем выделяют промежуточные комплексы – «подсистемы», которые в свою очередь, состоят из множества элементов. Подсистемами общества принято считать четыре сферы общественной жизни:
1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения в процессе производства, обмена и распределения материальных благ;
2) социальная, состоящая из классов, социальных слоев, этносов, а также их взаимоотношений;
3) политическая, включающая в себя политические институты и их взаимодействие;
4) духовная, проявляющаяся в различные формах и уровнях общественного сознания – морали, религии, научном мировоззрении.
Все четыре сферы общественной жизни – экономическая, политическая, социальная и духовная – связаны между собой функционально. В то же время каждая из них обладает определенной самостоятельностью.
В современном обществознании наиболее распространено выстраивание сфер общественной жизни в вертикальном порядке, в соответствии с которой для каждой сферы присуща особенная функция и роль в обществе. Экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера выполняет роль управленческой надстройки общества. Социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же сквозной характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества.
Сферы общественной жизни взаимопроникаемы и взаимосвязаны. Экономические трудности (экономическая сфера) порождают социальную неустойчивость (социальная сфера) и ведут к обострению политической нестабильности (политическая сфера). Все это обычно сопровождается смятением духа, духовными поисками (духовная сфера). Таков один из примеров взаимосвязи и взаимозависимости сфер общественной жизни.
С одной стороны, повседневное бытие людей определяет их сознание, а в рамках всего социума общественное бытие определяет общественное сознание. Например, экономика, существенно влияет на политику, но иногда именно политика определяет пути и формы развития экономики, способы ее реформирования. То же можно сказать и о науке, искусстве, литературе. Почему об общечеловеческих нравственных ценностях заговорили серьезно лишь во второй половине ХХ в.? Прежде всего потому, что материальные условия для их реализации сложились именно в это время (хотя и не для всех народов). Сегодня же сами моральные нормы заставляют перестраивать на иной лад материальную основу жизни общества и человека. Если фирма производит социально значимую продукцию, это является примером взаимосвязи экономики и социальной сферы. Создание нового научного прибора ускоряет развитие науки (связь экономики и духовной сферы), а научные разработки позволяют создать эффективное лекарство от болезни, грозящей эпидемией (связь духовной и социальной сфер).
Связь социальных подсистем обусловлена единством самого общества как системы, так и человеком, как основным элементом общества, с его взглядами, потребностями, политическими пристрастиями.
Следует отметить, что одной из закономерностей развития общества как единой системы является необходимость соответствия характера и уровня развития общественных подсистем и их институтов. Трудно, например, представить полноценное демократическое общество, в котором господствует командный стиль управления экономикой или успешное развитие рыночной экономики в условиях политического господства одной партии. Однако в современном мире такие примеры есть. Например, в Китае существует политический диктат коммунистической партии и в то же время бурно развивается экономическая система, допускающая многообразие форм собственности и рыночные механизмы. Это скорее исключение из правила, объясняющееся особенностями исторического опыта КНР, экономической политики компартии.
Общество изучается различными науками. Обществознание не является наукой, это школьный предмет, включающий знания по целому ряду общественных и гуманитарных наук. Изучением общества в целом занимается социология. Другие общественные науки изучают отдельные аспекты общества: история – прошлое общества, политология – его политическую структуру, философия – наиболее общие закономерности развития общества, природы и человека, культурология – закономерности развития культуры, этика – нормы поведения, вопросы добра и зла и пр.
Общество и природа. Общество и культура
Природа является естественной основой и средой жизни человека и общества в целом.Человечество продолжает оставаться составной частью природы, неразрывно с нею связанной. Влияние природной среды на жизнь общества особенно ярко выражено в сфере производства. Все материальное производство базируется на природной составляющей. Полезные ископаемые, источники энергии, продукты труда – все из природы. В процессе производства природа используется человеком как предмет труда, объект его преобразовательной деятельности. Природные богатства служат естественной основой материального производства и жизни общества.
Природные условия (особенности почвы, залежи полезных ископаемых, климатические и рельефные особенности) определяют направление деятельности человека. В тундре невозможно выращивать пшеницу, а в пустыне – пасти оленей. Зависимость от природы накладывает определенные ограничения на деятельность человека. Они касаются, прежде всего, разумного, рационального воздействия общества на природу в процессе общественной жизнедеятельности. Важнейшим здесь должен стать принцип «Не навреди!».
Географическая среда – растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера – это та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство). Лучшие природные условия южных стран обеспечивали преимущества населению главным образом на ранних ступенях развития человечества. В дальнейшем же они превратились в своеобразный тормоз, не стимулируя усилий южных народов для общественного развития.
Взаимодействие общества с природой имеет для человека не только утилитарное, производственное значение, но также и оздоровительное, нравственное, эстетическое, научное. Природа обладает удивительным очарованием, пробуждая в человеке чувство прекрасного.
Человек не может существовать вне общества. Общественный образ жизни способствует усилению роли внебиологических, социальных закономерностей в жизни человека и общества. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по отличным от природы законам. Биологическая и социальная составляющие тесно диалектически сочетаются как в человеке, так и в обществе.
Необходимость освоения и преобразования естественных природных источников и богатств неоспоримы. Это определяет рост материальных и духовных ценностей общества, более высокий уровень жизни. Все увеличивающееся влияние общества и человека на природу получило свое отражение в учении выдающегося русского ученого В.И. Вернадского о ноосфере. Ноосфера означает новый этап существования биосферы и всей планеты в целом, когда сознательная деятельность человека становится не только решающим фактором эволюции биосферы, но и условием ее сохранения.
Природа и общество имеют ряд черт сходства: они являются системами, каждая развивается по своим законам, находятся в постоянном развитии. Целью биологической и социальной жизни человека является сама жизнь. Но человек перестал бы быть разумным существом, если бы не мог создавать нечто свое, то, чего нет в природе. Искусственная среда обитания – культура – это совокупность всех материальных и духовных продуктов, созданных людьми на протяжении развития человечества. С развитием общества ее значение для человека непрерывно возрастает. Сегодня невозможно представить себе человеческое общество без домов, автомобилей, заводов, дорог. Однако динамика роста объемов искусственной среды обитания, ее влияния на окружающую природу, ее вытеснение являются угрозой для природы и самого человека, порождая региональные и глобальные проблемы.
Говоря о взаимодействии общества и природы, чаще оперируют масштабами одной планеты. Однако понятие «природа» в широком смысле слова охватывает весь объективный материальный мир. Связь человечества и космоса многие века оценивалась чисто умозрительно. Русский ученый A.T. Чижевский, проведя многочисленные научные исследования по астрономии и истории, пришел к выводу о существенном влиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы на Земле. Кроме того, неоспоримо влияние процессов на Солнце на состояние здоровья людей. Таким образом, человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом).
Во взаимоотношениях природы и общества неизбежны противоречия. Во-первых, с развитием производительных сил общества постоянно и стремительно расширяется господство человека над природой в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянно растет дисгармония отношений между человеком и природой. Человечество упорно не желает учится на своих ошибках, следствием чего становятся обмелевшие после вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмотного орошения поля, исчезнувшие виды растений и животных. Общество должно не только брать у природы, но и отдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация заповедников).
Мир человека – это во многом мир культуры, от начала до конца создаваемый людьми. В этом смысле он противостоит миру природному. Можно утверждать, что культура – это освоенный и овеществленный опыт человеческой деятельности. Индивид становится социальным существом только по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, появляющихся даже при живых родителях «маугли» наглядно демонстрируют, что выпавший из культурной среды человеческий детеныш зачастую не может вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Именно культура отличает человека от всех остальных живых существ. Культура – это совокупность всего того, что делает человека человеком, но и сам человек является творцом культуры, без его творческой энергии, целенаправленной и кропотливой работы культура не могла сформироваться как «вторая природа», специфическая среда обитания человека.
Основными функциями культуры являются: 1) познавательная, 2) оценочная, 3) регулятивная, 4) информативная, 5) коммуникативная, 6) функция социализации.
Социальные институты
Важнейшим компонентом общества как целостной системы являются социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей на основе норм, традиций, обычаев и направленные на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей; совокупность лиц, социальных норм и учреждений. Социальные институты возникли в глубокой древности, вследствие дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических видов общественных отношений. Их возникновение обусловлено объективными потребностями общества в регулировании социально значимых сфер деятельности. Производству, например, насчитывается 2 млн. лет, семье около 0,5 млн. лет, государству – 5-6 тыс. лет.
В социологии выделяют пять фундаментальных потребностей общества, в соответствии с которыми создаются определенные социальные институты: 1) в воспроизводстве рода (институты брака и семьи); 2) в безопасности (политические институты – государство, партии); 3) в средствах существования (экономические институты); 4) в получении знаний, социализации молодежи, подготовке кадров (институты образования, науки, культуры); 5) в решении духовных проблем (институты религии и др.).
К числу общих признаков социального института можно отнести: 1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности; 2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих определенные соответствующие типы поведения; 3) наличие учреждений, имеющих материальные средства, необходимыми для какого-либо вида деятельности; 4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества; 5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия; комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения.
Принято выделять сферы общественных отношений и соответствующих типов социальных институтов:
1) экономическая – отношения в процессе материального производства, распределения и потребления материальных благ;
2) социальная– отношения между различными социальными и возрастными группами; деятельность по обеспечению здоровья, образования, социальных гарантий, жизненного комфорта;
3) политическая– отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями;
4) духовная(идеологическая) – отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления.
Согласно другой классификации выделяют более широкий спектр социальных институтов:
– экономические (собственность, зарплата, разделение труда), служащие производству и распределению ценностей и услуг;
– политические (парламент, армия, полиция, партия), регулирующие использование этих ценностей и услуг и связанные с властью;
– институты родства (брак и семья), связанные с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
– институты культуры (музеи, клубы), связанные с религией, наукой, образованием;
– институты стратификации (касты, сословия, классы), которые обусловливают распределение ресурсов и позиций.
Жесткого соотнесения социального института с той или иной сферой общественной жизни нет. Так, средства массовой информации являются институтом культуры и политическим институтом одновременно.
По признаку формальности социальные институты делят на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях (государство, армия, суд). В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, методов деятельности и санкций за ненормативное поведение заменяется неформальным регулированием через традиции, обычаи, другие социальные нормы.
Основными функциями социальных институтов являются: 1) функция социализации; 2) регулятивная функция; 3) интегративная функция; 4) коммуникативная функция.
Процесс формирования социального института называется институционализацией. Выделяют ее следующие этапы:
1) возникновение насущной общественной потребности;
2) выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
3) создание особой системы знаков и символов;
4) возникновение соответствующей системы социальных статусов и ролей;
5) создание материальной базы социального института;
6) включение сложившегося института в социальную систему, разработка набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.
Классификация общества
В развитии человеческого общества нет единого пути, единых рецептов решения социальных проблем. Народы разных континентов и различных стран развиваются самобытным путем. В этом многообразии состоит богатство культурного развития человечества с одной стороны и проблемы взаимодействия и взаимного понимания – с другой.
Существует ряд классификаций общества. Общества делят на: 1) дописьменные и письменные; 2) простые и сложные (в зависимости от сложности системы общественного управления и степени его дифференциации); 3) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество; 4) первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и коммунистическое.
В западной научной литературе получило распространение деление всех обществ на 1) традиционные, 2) индустриальные (капитализм и социализм – разновидности индустриального общества) и 3) постиндустриальные.
Традиционное (аграрное) общество представляло собой доиндустриальную стадию цивилизационного развития (8 тыс. лет до н.э. – ХVII в.). Его характерными чертами являлись: господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла; преобладание экстенсивной технологии и ручных орудий труда; стремление человека максимально приспособиться к окружающей среде, подчинение природным ритмам; господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности; распределение материальных благ в соответствии с традицией, положением человека в социальной иерархии; стабильность и консерватизм сословно-корпоративной структуры общества; крайне низкий уровень социальной мобильности; господство обычаев и религиозных норм в духовной и социальной сферах; подавление индивидуальности; ограниченность числа образованных людей; господство церкви и армии в политической сфере, отчуждение человека от политики; приоритет власти над правом; приоритет духовной жизни над экономикой и др.
В наши дни традиционные общества сохранились в основном в странах так называемого «третьего мира». С европоцентристской точки зрения традиционные общества – это отсталые, примитивные, закрытые, нуждающиеся в опеке цивилизованных обществ социальные организмы.
В результате модернизации в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации, называемой индустриальной, техногенной, научно-технической, экономической. Модернизация – это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному. «Первичная» модернизация исторически совпала с процессом развития западного капитализма. Более поздние модернизации, для которых западная модель служила образцом, получили название «вторичных», или «догоняющих» модернизаций: Россия, страны Востока и колонии. Основными чертами индустриального общества являются: преобладание машинной техники; промышленность как основа экономики; механизация и повышение производительности труда в сельском хозяйстве; использование достижений науки в производстве; переход от экстенсивного типа хозяйственной деятельности к интенсивному; развитие рыночного механизма, резкое возрастание значения товарно-денежных отношений; частичное подчинение человеком природы; рост благосостояния населения; разрушение социальных перегородок; высокий уровень социальной мобильности; сокращение сельского населения, урбанизация; появление экономических социальных групп – промышленного пролетариата и буржуазии, рос среднего слоя, упадок аристократии; возрастание ценности индивидуальности личности; стремление человека к саморазвитию, самосовершенствованию; постепенное возрастание роли государства, права и закона; вовлечение человека в политическую жизнь общества; складывание демократического режима и др.
Третий этап, характерный для развитых стран Запада и отсчитывающийся с середины ХХ в., называется постиндустриальным(технотронным, технологическим). Для него характерны: выдвижение на первый план сферы услуг; индивидуализация, целевой характер производства и потребления; рост удельного веса мелкосерийного производства; превращение науки в непосредственную производительную силу общества; ведущая роль науки, знаний; возрастание значения информации; усиление коммуникационных возможностей общества (Интернет, сотовая связь, спутниковая навигация); стирание классовых различий; сближение размера доходов и рост удельного веса среднего класса; демократизация политической жизни; гуманизация общественных отношений и др.
Для России, отстающей от стран Запада по уровню развития промышленности и сельского хозяйства, социального развития и удельному весу среднего класса, постиндустриальное общество пока остается перспективой развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|