Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие взглядов на общество

Люди издавна пытались объяснить причины возникновения общества, движущие силы его развития. Первоначально такие объяснения давались в форме мифов. Мифы – сказания древних народов о происхождении мира, о богах, героях и т.д. Совокупность мифов называется мифологией. Ответы на вопросы об общественных проблемах и сути бытия люди пытались найти также в религии и философии. Последняя на сегодня дальше других продвинулась в осмыслении проблем человечества. Сегодня весь комплекс проблем общественного развития изучает наука социология.

Аристотель определял общество как совокупность человеческих индивидов, которые объединились для удовлетворения социальных инстинктов. В средневековье объяснения общественной жизни опирались на религиозные догматы. Философы Аврелий Августин и Фома Аквинский понимали человеческое общество как вид человеческой жизнедеятельности, смысл которой предопределен Богом.

В новое время ряд мыслителей выдвинули тезис о естественном характере возникновения и развития общества, разработав концепцию договорной организации общественной жизни. Ее родоначальником был древнегреческий философ Эпикур, считавший, что государство покоится на договоре, заключенном между людьми для обеспечения общей пользы. Позднее представители этой теории Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др., развивая взгляды Эпикура, выдвинули идею «естественных прав», т.е. прав, получаемых человеком от рождения. В этот же время было выработано понятие «гражданское общество». Оно рассматривалось как система всеобщей зависимости.

В XIX в. в философии выделилась социология как отдельная наука об обществе. Понятие «социология» было введено в научный оборот французским философом и социологом Огюстом Контом.

Качественно новым этапом в разработке проблем развития общества стала теория марксизма. Определяя характер развития общества как естественноисторический, объективный, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали учение об общественно-экономических формациях. Теоретики считали, что общественное развитие определяется его экономической сферой. В XX в. Р. Арон, Д. Белл, У. Ростоу и др. выдвинули ряд других материалистических теорий, в том числе теории индустриального и постиндустриального общества. Эти теории в отличие от концепции Маркса и Энгельса рассматривали общественный прогресс в рамках социального эволюционизма, без обязательных крупномасштабных социальных конфликтов и революций.



Основными подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый принадлежит марксистской школе обществознания с ключевым понятием «общественно-экономическая формация». Формация – исторически определенный тип общества во взаимосвязи всех его сфер. Она формируется на основе определенного способа производства материальных благ. В структуре каждой формации выделяются экономический базис и надстройка. Базис – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Надстройка – совокупность идеологических, политических, правовых, религиозных и иных взглядов, институтов и отношений. Производственные отношения и производительные силы составляли способ производства, синонимичный общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входили люди как производители материальных благ и средства производства: орудия, предметы и средства труда. Производительные силы, являясь динамичными, постоянно развивающимися, на определенном этапе вступали в противоречие с консервативными производственными отношениями. В ходе социальной революции происходил слом старого базиса и осуществлялся переход к новой общественно-экономической формации.

К. Маркса выделял только три большие формации – первичная (архаическая), вторичная (экономическая) и коммунистическая. К 1930 г. в советском обществознании сформировалось учение о пяти общественно-экономических формациях: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической с первой фазой – социализмом.

В настоящее время все большее распространение получает цивилизационный подход к анализу исторического процесса. Термин «цивилизация» происходит от латинского «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько системой ценностей, способом взаимосвязи с окружающим миром. В современной теории цивилизаций распространены как линейно-стадиальные концепции (цивилизация – определенная ступень мирового развития в противовес «нецивилизованным» обществам), так и концепции локальных цивилизаций (цивилизации разнообразны и множественны).

 

Глобализация. Глобальные проблемы человечества

Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции стран и народов. Глобализация проявляется в мировом разделении труда, планетарных масштабах миграции капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизации законодательства, экономических и технологических процессов, сближении и слиянии национальных культур. Это объективный процесс, охватывающий все сферы жизни общества. Глобализация является противоречивым процессом. Она позволяет отвечать на вызовы современности, но в то же время сама является предпосылкой создания множественных проблем. Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно решить на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами.

Истоки глобализации лежат в XVI и XVII вв., в эпохе Великих географических открытий. В XIX в. быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США. В первой половине XX в. процессы глобализации были прерваны двумя мировыми войнами и периодом экономического спада. После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали развитие технологии, доступность международной телефонной связи. В 1992 г. Европейский союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. В 1995 г. Была образована Всемирная торговая организация (ВТО). Имеются также крупные региональные зоны экономической интеграции.

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств вследствие частичного делегирования ими части своих полномочий международным организациям и надгосударственным политическим институтам, а также в снижении влияния в экономике. Легкость миграции также уменьшает власть государств по отношению к своим гражданам.

Для глобализации в экономике характерны свободная торговля, свободное движение капитала, снижение налогов на прибыль предприятий, простота перераспределения отраслей промышленности между государствами в интересах уменьшения издержек на труд и природные ресурсы.

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры (чаще говорят об «американизации»). Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет распространение Интернета, с каждым годом растет международный туризм. В то же время, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие расценивают это как утрату национальных культурных ценностей и борются за их возрождение.

Проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Локальные проблемы существуют в пределах региона, глобальные – в масштабах всего земного шара. Глобальные проблемы современности характеризуются тем, что они 1) затрагивают не отдельные стороны существования человечества, а всё наше бытие; 2) образуют систему, требующую системного решения; 3) поддаются решению только вследствие объединённых усилий всего человечества.

Основные глобальные проблемы современности связаны с вопросами взаимоотношения человечества с природой и ближним космосом в ходе как мирного развития, так и в случае глобального военного конфликта. Важнейшие из глобальных проблем:

1. Проблема урбанизации. Рост городов и населенных пунктов привел к существенным изменениям поверхности Земли, сокращению числа одних видов, росту численности – других, в том числе вредных для человека и природы.

2. Проблема демографического кризиса. Сущность проблемы состоит в том, что дальнейший рост населения может привести к необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы, а также в неравномерном распределении человеческих ресурсов по странам мира.

3. Проблема сырьевого кризиса. Суть проблемы – в исчерпаемости ресурсов и их неравномерном распределении на территории различных стран.

4. Проблема энергетического кризиса состоит в противоречии между бурным ростом потребления энергетических ресурсов и недостаточным количеством их выработки.

5. Проблема экологического кризиса заключается в том, что при переходе к производящему хозяйству человечество нарушило баланс между естественным развитие природы и растущими потребностями человечества; в загрязнении людьми природы, разрушающем воздействии человечества на биосферу.

6. Проблема неравномерного развития передовых и развивающихся стран (проблема Севера и Юга, проблема Центра и Периферии).

7. Проблема термоядерной войны и распространения ядерного оружия.

8. Проблема бурного научно-технического прогресса. Урбанизированные страны все больше зависят от качества компьютерного управления атомными электростанциями, ракетными комплексами и пр. Сбой в программе или атака хакеров, нарушение технологической дисциплины может привести к катастрофе мирового масштаба, как это уже произошло в 1996 г. в Чернобыле.

Существует ряд других глобальных проблем – проблема глобального потепления, разрушения озонового слоя, распространение особо опасных вирусных заболеваний и т.д.

Большинство из глобальных проблем взаимосвязаны и взаимозависимы. Так, рост народонаселения вызывает обострение экологической проблемы, поскольку человечество вырабатывает все больше отходов, распространение населенных пунктов ведет к сокращению размеров посевных площадей, вытеснению животных, птиц из привычных ареалов обитания. Понятно, что и решать глобальные проблемы следует комплексно.

Отношение ученых к глобальным проблемам различно. Одни абсолютизируют глобальные проблемы, другие отрицают их существование и признают только локальные проблемы. Выдающийся русский геолог и философ Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) писал, что в ХХ в. человечество стало геологической силой планетарного масштаба, определяющей многие стороны существования как сферы жизни – биосферы, так и сферы разума – ноосферы. Возросшее влияние человечества на живую оболочку Земли имело как негативные, так и позитивные последствия.

Предлагаются различные способы преодоления глобального кризиса: 1) научно-технический прогресс (безотходные технологии, ресурсосбережение, развитие генетики); 2) создание «мирового правительства» для объединения усилий всех государств; 3) установление нового мирового экономического порядка (борьба с отсталостью и бедностью); 4) развитие нравственной культуры и правового сознания; 5) колонизация других планет; 6) эволюционный скачок.

Необходимо прогнозировать итоги любой победы человечества над природой, которая может обернуться поражением с самыми трагическими последствиями для всей живой природы.

 



©2015- 2020 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.