Прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного
им публичным учреждением. Главное в идее правового государ-
ства —связанность государства с правом, гарантирующая пред-
сказуемость и надежность его действий, подчинение государ-
ства праву, защиту граждан от возможного произвола со сторо-
ны государства и его органов.
Правовое государство характеризуется прежде всего тем, что
оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми
нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения
государственные органы, должностные лица, общественные
объединения и граждане. Его важнейшим принципом является
верховенство права.
Верховенство права означает прежде всего верховенство за-
кона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие
общественные отношения во всех сферах общественной жизни
регулируются законами. Верховенство закона означает также его
всеобщность. И наконец, верховенство закона означает утверж-
дение его господства, т. е. такого его положения, когда выражен-
ные в нем начала и устои общества оставались бы непоколеби-
мыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключе-
ния должны были подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции
РФ).
Почему характеристика правового государства связывается
с верховенством именно закона? Речь, казалось бы, должна идти
не о законе, а о праве в целом как системе общеобязательных
норм, обеспечиваемых государством независимо от того, в ка-
ких правовых актах они содержатся.
В правовом государстве должны соблюдаться все правовые
нормы. Важно, чтобы сами нормы в полной мере отвечали воле
и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если
они будут соответствовать законам —нормативным государ-
ственным стандартом принятым законодательным органом.
Законы обладают наибольшей юридической силой по отно-
шению к нормативным актам всех иных органов государства и
составляют основу в целом системы права.
При помощи закона вводятся в жизнь прежде всего нормы,
выражающие народовластие. Закон является также гарантом
демократии.
Важно и то, что с помощью закона создается возможность
обеспечить необходимый порядок в практической реализации
демократических инструментов и прав.
Только через закон, посредством совершенного законода-
тельного регулирования может быть обеспечен высокий юриди-
ческий статус личности.
Следовательно, вся система законодательных мероприятий
имеет исключительно важное значение для высокого юриди-
ческого статуса человека.
Правовое государство —это, в первую очередь, конституци-
онное государство, которое и является практическим вопло-
щением идеи правового государства. Конституция является цен-
тром правовой системы. На ее базе строится механизм законнос-
ти в правовом государстве. Конституция Российской Федерации
имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применя-
ется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные
правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не дол-
жны противоречить Российской Конституции (ст. 15 Конститу-
ции РФ).
Являясь полноправным членом мирового сообщества, Рос-
сийская Федерация признает составной частью своей правовой
системы общепризнанные принципы и нормы международного
права и международных договоров Российской Федерации. По-
этому, если международным договором Российской Федерации
установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора.
Согласно Конституции РФ все нормативно-правовые акты,
издаваемые в Российской Федерации, не должны противоре-
чить Конституции РФ и законам. Именно поэтому все эти акты
и получили название подзаконных.
Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства
закона становятся издержки ведомственного, регионального и
местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и
нередко лишающего граждан тех прав, которые им предоставля-
ются законодательством.
В нашем обществе пренебрежительное отношение к закону
складывалось долгие годы. Формально провозглашенный прин-
цип обязательности закона корректировался целой системой
исключений из правил, зависящих от занимаемой должности,
разного рода заслуг и т. п. Особого внимания в этой связи заслу-
живает проблема соотношения закона и так называемой целе-
сообразности. Суть этой проблемы состоит в том, что некото-
рые руководители присвоили себе право, исходя из собствен-
ных представлений об интересах страны, решать вопрос о том,
стоит ли им исполнять тот или иной закон. Закон и целесооб-
разность совпадают не всегда. Однако обход закона под предло-
гом общественной целесообразности недопустим даже и в том
случае, когда закон действительно плох или устарел. Закон мо-
жет отменить или изменить только уполномоченный на то госу-
дарственный орган.
Господство закона —неотъемлемый признак правового го-
сударства. Господство закона не означает его всесилие, не озна-
чает, что право в нашем обществе может служить панацеей от
всех наших бед, что достаточно принять хороший закон —и
любая острая проблема будет решена.
Важнейшей предпосылкой формирования правового госу-
дарства и характерной его чертой является наличие целостной
системы законодательства, охватывающей все сферы общества.
В демократическом государстве норма права должна быть равна
для всех граждан. Поэтому подлинно правовым можетбытьлишь
такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граж-
дан перед законом.
По Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации все
равны перед законом и судом. Государство гарантирует равен-
ство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,
расы, национальности, языка, происхождения, имущественно-
го и должностного положения, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по при-
знакам социальной, расовой, национальной или религиозной
принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и
свободы. Грубым нарушением равноправия граждан является
установление ничем не оправданных привилегий для отдель-
ных граждан, введение номенклатурных должностей, на кото-
рые не распространяются общие правила приема на работу и
увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положе-
нием, на правоохранительные органы для обеспечения таких
решений этих органов, которые устраивали бы их подопечных,
и т. п.
Иначе говоря, функционирование правового государства
предполагает исключение возможности сохранения и воспро-
изводства в будущем всех форм социально неоправданного, не-
справедливого правового неравенства, последовательное внедре-
ние в жизнь принципов социальной справедливости.
Социальная справедливость —обеспечение прав человека. В
распределительных отношениях —это соответствие между дей-
ствием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом.
В нашей стране при характеристике взаимоотношений го-
сударства с гражданами многие годы было принято подчерки-
вать их ответственность перед государством, рассматривать пра-
ва и свободы граждан как своеобразный дар государства гражда-
нам, за который они ему должны быть благодарны. Однако в
правовом государстве ответственность не может носить одно-
сторонний характер.
Для правового государства характерны такие регулируемые
законом взаимоотношения с гражданами, при которых государ-
ство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему
обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для
эффективной реализации интересов личности. Цель правовой
государственности —служение потребностям личности и об-
щества. Отсюда —приоритет личности в отношениях между
личностью и государством.
Правовое государство предстает как сочетание субъектив-
ных прав гражданина и объективного порядка государственной
деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотно-
шений требуется прежде всего знание и понимание гражданами
своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими права-
ми не только в своих, но и в общественных интересах.
Все законы должны быть опубликованы.
≪Закон подлежит официальному опубликованию, —указы-
вается в Конституции РФ (ст. 15), —неопубликованные законы
не применяются. Л юбые нормативные правовые акты, затрагива-
ющие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не
могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения≫.
Одной из важных характерных черт правового государства,
связанных с его взаимоотношением с гражданами, является на-
личие развернутых юридических процедур, рассчитанных на
любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане.
Провозглашенная Конституцией правовым государством
Российская Федерация на деле таким государством пока не яв-
ляется. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. На-
оборот, делаются попытки объявить ≪полноценной правовой
базой для возникновения, прекращения и изменения обществен-
ных отношений≫ указы Президента Российской Федерации, под-
законный характер которых объявляется неочевидным.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое го-
сударство базируется на следующих принципах:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и
гражданина, создание для личности режима правового
стимулирования (т. е. социальный аспект);
2) последовательное ограничение с помощью права государ-
ственной власти, основанной на принципе разделения
властей, федерализме, верховенстве закона и наличии
гражданского общества.
97. Разделение властей
как принцип правового государства
Уже несколько столетий назад Дж, Локком и Монтескье
было сформулировано главное требование принципа разделе-
ния властей. Оно заключается в том, что для утверждения поли-
тической свободы, обеспечения законности и устранения зло-
употреблений властью со стороны какой-либо социальной груп-
пы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить
государственную власть на три ветви: законодательную (избран-
ную народом и призванную вырабатывать стратегию развития об-
щества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую
представительным органом власти и занимающуюся реализаци-
ей данных законов и оперативно -хозяйственной деятельностью)
и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушен-
ных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая
из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживаю-
щей, должна выполнять свои функции посредством особой си-
стемы органов и в специфических формах.
Система ≪сдержек и противовесов≫, установленная в кон-
ституциях, законах, представляет собой совокупность правовых
ограничений в отношении конкретной государственной влас-
ти: законодательной, исполнительной, судебной.
Так, применительно к законодательной власти использует-
ся довольно жесткая юридическая процедура, которая регламен-
тирует основные стадии законодательного процесса. В системе
противовесов важную роль призван играть президент, имеющий
право применить отлагательное вето при поспешных решениях
законодателя. Деятельность Конституционного суда также мож-
но рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет
право блокировать все антиконституционные акты.
В некоторых случаях президент вправе распустить парла-
мент и назначить новые выборы.
В отношении исполнительной власти используются огра-
ничения ведомственного нормотворчества и делегированного
законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагиваю-
щих такие отношения, которые должны быть урегулированы
только законом. Сюда можно отнести сроки президентской вла-
сти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответ-
ственным работникам исполнительных органов избираться в
состав законодательных структур, заниматься коммерческой
деятельностью.
Государственные чиновники обязаны подавать налоговые
декларации, а высшие чиновники —их опубликовывать в сред-
ствах массовой информации.
Решения как исполнительной власти, так и законодатель-
ной могут быть отменены судом (акты парламента, президента
и правительства в основном Конституционным судом, менее
важные акты —судом общей юрисдикции и т. д.).
Для судебной власти также есть свои правоограничивающие
средства. Это конституция, процессуальное законодательство,
это принципы, заложенные в отправление правосудия: презум-
пция невиновности, право на защиту для обвиняемого, равен-
ство граждан перед законом и судом, гласность, состязатель-
ность процесса, право отвода судей и т. д.
Судьи назначаются указом президента, и они несменяемы,
что также служит определенными гарантиями от судебного про-
извола.
Законодательно зафиксированы положения, при которых ни
одна из ветвей власти не может подменять другую или испол-
нять ее функции ни временно, ни на постоянной основе.
Для граждан действует принцип ≪можно все, что прямо не
запрещено законом≫, для государственных структур —≪можно
лишь то, что прямо разрешено законом≫.
ГЛАВА 12. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
И ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
98. Юридическая практика
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|