Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 8 глава

общественные связи и отношения. Отношения между людьми

необходимо унифицировать, для этого существуют регуляторы

общественных отношений, которые делятся на нормативные и

ненормативные.

Ненормативные общественные отношения:

1) ценностные (когда вступают в общественные отношения,

руководствуясь определенными ценностями);

2) неформальные (сводятся к тому, каким объемом инфор-

мации обладает человек, когда принимает решение);

3) директивные (директива —прямое указание, которое не-

укоснительно должно быть выполнено и принятое на

основе целесообразности).

Технические и социальные нормы —разновидности норма-

тивных регуляторов. К нормативным относятся регуляторы, ус-

танавливающие четкие рамки для поведения участников обще-

ственных отношений —норму.

Нормативные регуляторы делятся на технические нормы

(которые регулируют отношения между людьми и предметами

окружающего мира) и социальные нормы (регулируют отноше-

ния между людьми и их организациями).

Технические нормы —это правила, регламентирующие от-

ношения людей с орудиями труда, средствами производства,

техникой, природой и животным миром. Они определяют оп-

тимальные методы, приемы и средства обращения с естествен-

ными и искусственными объектами, а также последовательность

и содержание технологических операций.

Технические нормы отличаются от социальных по содержа-

нию, конструкции, способам фиксации, степени общности. Ос-

новное отличие заключается в предмете регулирования: соци-

альные нормы регулируют отношения между людьми, а техни-

ческие —взаимоотношения человека с внешним миром,

природой,техники.

К техническим нормам относятся научно-технические, тех-

нические, экономические, агрономические, биологические, са-

нитарно-гигиенические и многие другие правила. Среди них

есть такие, которые, действуя в основном в материально-произ-

водственной и управленческой сферах, получают положитель-

ную оценку общества, закрепляются в специальных норматив-

ных актах и обретают значение государственного стандарта



(ГОСТ), правил техники безопасности, инструкций по эксплу-

атации различных видов транспорта, проектированию и прове-

дению строительных работ, применению агрохимикатов в сель-

ском хозяйстве и химических веществ в продуктах питания и

т. д. Нарушение подобных правил расценивается как правона-

рушение и влечет за собой определенные юридические послед-

ствия. Таким образом, не теряя своего организационно-техни-

ческого характера, эти нормы приобретают качественные при-

знаки правовой нормы.

Технические нормы тесно взаимодействуют с различными

социальными нормами. Так, взаимосвязь их с правом проявля-

ется в том, что важнейшие для общества технические нормы

исходят от государства, выражают его волю, становятся обще-

обязательными и предусматривают определенные санкции в слу-

чае их нарушения. К примеру, экологическое право призвано

юридическими средствами защищать экологические права граж-

дан, обеспечить им здоровые условия жизни, разумное отноше-

ние к природе и природным ресурсам. Уголовное законодатель-

ство РФ определяет состав экологических преступлений и санк-

ции за их совершение. Таким образом, взаимосвязь права и

техничсеких норм проявляется в том, что взаимоотношения

человека с внешним миром становятся объектом регулирова-

ния и охраны права.

Взаимодействие технических и эстетических норм означает,

что создаваемые человеком вещи, механизмы, машины должны

не только выполнять свои основные функции, удовлетворять ути-

литарные потребности человека, но и представлять собой опре-

деленную эстетическую ценность: быть добротными, красивы-

ми, вызывать чувство радости, удовольствия, наслаждения.

Социальные нормы —это объективно необходимые правила

общежития людей и социально значимого их поведения. В них

отражаются наиболее типичные, многократно повторяющиеся

связи и отношения. Случайные связи и действия не являются

предметом их регулирования. Социальным нормам присущи

следующие особенности.

1. Предметом регулирования выступают общественные от-

ношения, формы социального взаимодействия людей.

2. Социальные нормы вытекают из объективной потребно-

сти общества упорядочить многобразные общественные

отношения и связи, поддержать стабильность и порядок.

3. Они возникают закономерно в процессе исторического

становления общества и отражают достигнутый уровень

его экономического, социального, политического и куль-

турного развития.

4. Социальные нормы возникают в связи с волей и созна-

нием людей, в ходе их практической деятельности.

5. Данные нормы носят общий характер, т. е. не содержат

указания конкретного адреса. Они обращены к неопре-

деленному кругу лиц, регулируют многократно повторя-

ющиеся связи, наиболее типичные отношения (трудо-

вые, семейные и др.) и характеризуются непрерывнос-

тью действий во времени.

6. Социальные нормы имеют определенную иерархичность,

выполняют конкретную роль в системе социальной регу-

ляции.

7. Данным норам свойственна процедурность, т. е. опреде-

ленный порядок реализации, детальная регламентация

их действия, возможность осуществления санкций в от-

ношении нарушителя социальных норм.

Выделяют следующие социальные нормы с точки зрения

сфер действия и социальной направленности:

—правовые нормы;

—моральные;

—политические;

—религиозные;

—эстетические;

—семейные;

—корпоративные;

—нормы обычаев, традиций, привычек;

—домовые обыкновения;

—правила этикета, приличия, обрядов, ритуалов.

Социальные нормы тесно взаимодействуют между собой,

оставаясь относительно самостоятельными и способными на-

правлять поведение людей определенным образом.

49. Понятие и признаки правовых норм

Норма права является моделью поведения, определяет грани-

цы возможного и должного поведения в конкретных отношениях

и тем самым обеспечивает меру свободы субъектов права.

Норма права —это общеобязательное, социально опреде-

ленное правило поведения, установленное либо санкциониро-

ванное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее

права и обязанности участников общественных отношений и

являющееся критерием оценки поведения, как правомерного,

так и неправомерного.

Юридическая норма —исходный элемент правовой системы.

Правовые нормы обладают всеми качествами социальных

норм, но в то же время имеют свои особые признаки, которые

обусловлены неразрывной связью норм позитивного права с го-

сударством.

Нормы права обладают рядом признаков.

1. Норма права —общее правило поведения. Это означает,

что государство адресует ее не конкретным индивидам, а

всем субъектам права —физическим и юридическим.

2. Это —обязательное правило поведения (общеобязатель-

ность). Ненадлежащее исполнение либо несоблюдение

норм права влечет принятие мер государственного при-

нуждения.

3. Норма права —формально-определенное поведение,

т. е. она выражается в письменной форме в официальных

документах, в виде точных предписаний, чем обеспечи-

вается их правильное понимание и реализация.

4. Она носит представительно-обязательный характер,

т. е. не только предоставляет одним субъектам права, но

и возлагает на других субъектов обязанности, так как

нельзя реализовать право без обязанностей, а обязанно-

сти без прав.

5. Норма права образует определенную систему. Каждая

регулирует общественные отношения в единстве с други-

ми нормами, т. е. как элемент системы права, находя-

щийся во взаимосвязи и взаимодействии с другими эле-

ментами.

6. Это —правило поведения. Предписание, закрепленное

нормой права, исходит от государства и является его вла-

стным велением, охраняющим государственно значимые

общественные отношения.

7. Норма права имеет признак неоднократности (многократ-

ности) действия, т. е. она создается с помощью правовых

норм. Государство закрепляет и охраняет существующие

отношения, способствует развитию новых прогрессивных

отношений, ограничивает и вытесняет отношения, кото-

рые противоречат государственной политике.

50. Предоставительно-обязывающий характер

нормы права

Предоставительно-обязывающий характер нормы права — это один из признаков права, который означает, что норма не

только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на

других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право

без обязанности и обязанности без права.

Не у всех юридических норм предоставительно-обязываю-

щий характер выражен одинаково.

Наиболее четко он выражен в регулятивных нормах (граж-

данских, трудовых, семейно-брачных и т. д.), т. е. там, где фик-

сируются как права, так и обязанности субъектов.

В одних нормах на первый план выдвигается право, в других — обязанность, а в третьих упор делается на запрете определенно-

го поведения.

В охранительных нормах (уголовных, административных)

упор сделан на воплощение запретов и обязанностей; в декла-

ративных и дефинитивных —предоставительно-обязывающий

характер выражен слабо, так как они не являются конкретными

правилами поведения.

Права и обязаности не всегда могут содержаться в одной ста-

тье нормативного акта, часто бывает что право закреплено в од-

ной статье, а обязательность в другой статье этого же норматив-

ного акта, или даже —иного. Кроме того, в статье закона могут

указываться только права, а обязанности подразумеваются, вы-

текают из содержания закона.

Указанный признак выступает как проявление такого прин-

ципа права, как единство прав и обязанностей.

51. Структура нормы права

Норма права —это общеобязательное, формально опреде-

ленное правило поведения, установленное и обеспечиваемое

государством и направленное на урегулирование общественных

отношений.

Выступая клеточкой права, норма представляет собой такое

образование, которое обладает специфическим внутренним

строением.

Структура юридической нормы —это упорядоченное един-

ство необходимых элементов, обеспечивающих ее самостяотель-

ность. Структура показывает, из каких частей состоит норма и

как они взаимосвязаны.

Правовая норма включает следующие структурные элемен-

ты: гипотезы, диспозиции, санкции.

Гипотеза —часть правовой нормы, в которой содержится ус-

ловие ее реализации (время, место, субъективный состав и

т. п.), которые определяются путем закрепления юридических

фактов.

Диспозиция —это часть правовой нормы, которая формули-

рует правило правомерного поведения либо признаки неправо-

мерного поведения. Диспозиция выступает основной регулиру-

ющей частью нормы, ее ядром. В гражданском праве, в ряде

других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде

правил правомерного поведения. В уголовном праве и других

правоохранительных отраслях большинство диспозиций содер-

жит признаки запрещенных деяний.

Санкция —это часть нормы, в которой указаны правовые

последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они мо-

гут быть как негативными, неблагоприятными —меры наказа-

ния, так и позитивными —меры поощрения (премия задобро-

совестное выполнение служебных обязанностей).

Каждый из этих элементов имеет в структуре правовой нор-

мы свое место и играет особую роль —без гипотезы норма бе-

смысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессиль-

на. Различают логическую и фактическую структуру нормы

права.

Обязательными элементами логической структуры явля-

ются гипотеза, диспозиция, санкция. Логическое содержание

нормы можно выразить формулой: ≪Если при определенных

обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное дей-

ствие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия

(санкция)≫.

Фактическая структура —одни ученые считают ее состоя-

щей из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспози-

ции и санкции.

Существует несколько видов гипотез. Гипотезы могут быть

классифицированы по разным основаниям.

1. По характеру содержания различают общие и конкретные

гипотезы.

Общая —определяет условия действия норм общими родо-

выми признаками.

Конкретная —устанавливает частные специальные условия

действия нормы.

Например, нормы Уголовно-процессуального кодекса, в них

попунктно перечислены обстоятельства, при которых может

быть возбуждено уголовное дело, либо наоборот прекращено.

2. По степени определенности общая гипотеза подразделя-

ется на абсолютно определенную, абсолютно неопределенную,

относительную.

Абсолютно определенная гипотеза указывает факты, кото-

рые обусловливают действие норм.

Абсолютно неопределенная гипотеза не указывает никаких

фактов, с которыми связано ее действие, а предосталяет право

органам власти в необходимых случаях применять правовую

норму.

Относительно определенная гипотеза содержит указание на

ограничительные условия действия нормы.

3. В зависимости от основания применения правовой нор-

мы гипотезы могут подразделяться на односторонние и двусто-

ронние.

Односторонняя гипотеза в качестве основания применения

правовой нормы предусматривает только правомерное или не-

правомерное поведение.

Двусторонние гипотезы содержат указания как на правомер-

ное, так и на неправомерное поведение, приводящее в действие

правовую норму.

Диспозиции норм весьм разнообразны и классифицируют-

ся по различным основаниям.

1. По способу описания диспозиции классифицируются на

простые, описательные, бланкетные и отсылочные.

Простая диспозиция содержит указания на совершенное дея-

ние без описания его признаков, так как они достаточно оче-

видны.

Описательная диспозиция содержит признаки правомерного

либо неправомерного поведения.

Отсылочная диспозиция не содержит признаков деяния, а

содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта.

Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой норма-

тивный акт или указывает на незаконность действий, отсылая

правоприменителя к соответствующему закону.

2. По юридической направленности выделяют представи-

тельно-обязывающие, обязывающие, управомочивающие, реко-

мендательные, ограничительные и закрепительные диспозиции.

Представительно-обязывающие диспозиции содержат двусто-

ронние правила поведения, например работодатель и работник.

Обязывающие диспозиции указывают вид и меру поведения

обязанного лица.

Управомачивающие диспозиции содержат указание на вид и

меру возможного поведения.

Рекомендательные диспозиции указывают на желательность

либо нецелесообразность определенного поведения.

Ограничительные диспозиции ограничивают поведение строго

определенными рамками. Например, нормы трудового законо-

джательства ограничивают продолжительность труда несовер-

шеннолетних.

Закрепительные диспозиции закрепляют общие принципы и

задачи деятельности государственных органов.

Санкции правовых норм классифицируются по двум осно-

ваниям.

1. По характеру последствий различают позитивные и нега-

тивные санкции.

Позитивные санкции предусматривают меры поощрения и

меры восстановления субъективных прав.

Негативные санкции предусматривают виды и меры наказа-

ния и возможность признания деяний недействительными.

2. По степени определенности и вариантности различают

следующие виды санкций: абсолютно определенные, относи-

тельно определенные, альтернативные, кумулятивные и комби-

нированные.

Абсолютно определенная санкция содержит указание на точ-

но зафиксированное последствие, например, смертная казнь.

Относительно определенная санкция содержит указание на

верхний и нижний пределы наказания. Например, в случае ли-

шения свободы —от 2 до 5 лет.

Альтернативная санкция содержит указание на несколько ви-

дов возможных наказаний, так как имеется право выбора. На-

пример, за ряд прступлений могут быть применены лишение

свободы или исправительные работы.

Кумулятивная санкция предусматривает сумму нескольких

видов наказаний. Например, лишение свободы —с лишением

избирательного права.

Комбинированная санкция —это комбинация относительно

определенных, альтернативных и кумулятивных санкций.

52. Соотношение норм права и статей закона

Норма права представляет собой правило поведения, состоя-

щее из гипотезы, диспозиции и санкции, и относится к содержа-

нию права. Статья закона выступает как внешняя форма выраже-

ния правовой нормы, как средство ее воплощения. При этом со-

держание юридической нормы может быть закреплено в статьях

закона или иного нормативного акта следующим образом:

—все элементы структуры нормы права излагаются в одной

статье нормативного акта;

—несколько правовых норм включаются в одну статью нор-

мативного акта;

—разные элементы нормы права закрепляются в несколь-

ких статьях одного и того же нормативного акта;

—структурные элементы правовой нормы располагаются в

нескольких статьях разных нормативных актов.

В общем виде различают три варианта соотношения нормы

права и статьи нормативно-правового акта: прямой отсылоч-

ный и бланкетный.

1. Прямой способ предполагает, что все три элемента нормы

права содержатся в статье нормативно-правового акта. При та-

ком способе норма права и статья закона совпадают. Следует

отметить, что полнота изложения структурных элементов нор-

мы права может быть различной. В результате выделяют про-

стой и развернутый способы изложения.

При простом способе характерно отсутствие развернутых

определений, а также квалификационных признаков, раскры-

вающих содержание элементов правовой нормы ввиду их явной

очевидности.

Развернутый способ делает акцент на признаки и понятия, с

помощью которых выявляется содержание гипотезы, диспози-

ции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается

таким способом.

2. Отсылочный способ применяется тогда, когда в статье нор-

мативно-правового акта содержатся не все структурные элемен-

ты правовой нормы и делается отсылка к другой статье (или ста-

тьям) этого же нормативного акта. Например, ст. 12, 13, 14 Се-

мейного кодекса РФ содержат условия заключения брака (гипо-

теза); ст. 10, 11 определяют место и порядок заключения брака

(диспозиция); ст. 27, 28, 30 указывают основания и последствия

признания брака недействительным (санкция).

3. При бланкетном способе изложения юридической нормы

необходмо обратиться не к конкретной статье нормативно-пра-

вового акта, а к другому нормативному акту в целом или к его

части, или к определенному виду каких-то нормативных актов,

правил. Такой способ распространен при изложении конститу-

ционных норм.

53. Классификация правовых норм

Классификация норм права дает возможность определить

место юридических норм в системе правового регулирования,

уяснить их функцию и роль в упорядочении общественных от-

ношений, усовершенствовать правотворческую и правоприме-

нительную деятельность государственных органов.

Классификация норм права проводится по различным ос-

нованиям.

1. По предмету правового регулирования различаются госу-

дарственно-правовые (конституционные), административные,

гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые, уголовно-

правовые нормы и нормы других отраслей права.

2. По специфике правового регулирования нормы права де-

лятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы закрепляют права и обязанности учас-

тников правоотношений и отвечают на вопрос ≪что регулируют

нормы права?≫

Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации прав

и обязанностей. Отвечают на вопрос ≪как?≫

3. По методу регулирования различают императивные, дис-

позитивные, рекомендательные, поощрительные нормы.

Императивные нормы содержат категорические предписа-

ния, которые могут быть изменены по усмотрению субъектов

права. Они характерны прежде всего для норм публично-право-

вого регулирования, т. е. для конституционного, администра-

тивного, финансового права.

Диспозитивные нормы предписывают определенный вари-

ант поведения, но при этом предоставляют субъектам возмож-

ность договориться о правах и обязанностях. Диспозитивные

нормы присущи гражданскому праву, которое предусматривает

равноправие субъектов, их автономность и возможность согла-

шения сторон. Таким нормам присуща формула ≪если иное не

установлено договором≫.

Рекомендательные нормы предлагают наиболее приемле-

мый, желательный для государства и общества вариант поведе-

ния. Рекомендательные нормы получили распространение в

международном праве, когда международное сообщество при-

нимает акты, устанавливающие стандарты, рекомендованные

для соблюдения всеми странами.

Поощрительные нормы устанавливают меры поощрения и

стимулируют социально полезное поведение.

4. По способу воздействия на субъектов права правовые нор-

мы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочиваю-

щие.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов обязанности

совершать определенные положительные действия, например,

платить налоги, защищать отечество.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность воздержи-

ваться от недозволенных действий, не совершать поступки, ко-

торые определены законом как правонарушения. В нормах уго-

ловного и административного права, которые указывают нака-

зуемые действия, запрет на совершение таких действий

подразумевается. В других отраслях права запрет выражается сло-

вами: ≪запрещается≫, ≪не вправе≫, ≪не допускается≫ и т. п.

Управомочивающие нормы представляют субъектам права воз-

можность совершать предусмотренные в них положительные

действия в целях удовлетворения своих законных интересов. На

возможность совершения определенных действий указывают

слова: ≪вправе≫, ≪имеет право≫, ≪может≫.

5. По функциональному назначению нормы права делятся

на регулятивные и охранные.

Регулятивные нормы определяют модель поведения субъек-

тов.

Охранительные нормы определяют условия и порядок при-

менения к субъектам правоотношений мер государственного

принуждения за неправомерное поведение, характер и содер-

жание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.

Эти нормы применяются за нарушение регулятивных норм и

содержатся в УК РФ и т. д. Они призваны востанавливать нару-

шенное состояние с помощью соответствующих юридических

средств защиты.

6. По кругу субъектов различаются общие и специальные

нормы.

Общие нормы распространяются на всех граждан, независи-

мо от пола, расы, национальности, соцального и материального

положения, образования, вероисповедания, проживания и т. д.

Специальные нормы распространяются только на опреде-

ленные категории лиц, (пенсионеры, военнослужащие, студен-

ты и т. д.),

7. По характеру содержания выделяют нормы-декларации,

нормы-дефиниции, нормы-правила.

Нормы-декларации закрепляют правовые принципы, цели и

задачи. В УК РФ декларативными являются нормы, закрепляю-

щие задачи уголовного законодательства, принципы уголовно-

го права и цели наказания.

Нормы-дефиниции содержат формулировки законодатель-

ных определений правовых понятий. В УК РФ такими нормами

являются нормы, определяющие понятия преступления, поку-

шения на преступлением другие уголовно-правовые понятия.

Нормы-правила содержат правовые предписания в форме



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.