Сделай Сам Свою Работу на 5

Механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие. 7 глава





отрасли.

Принято выделять следующие основные методы правового

регулирования:

императивный —способ (метод) властного воздействия

на участников общественных отношений, основанный на

запретах, обязанностях, наказаниях;

диспозитивный —метод равноправия сторон, основанный

на дозволениях, т. е. предоставление права на опреде-

ленное поведение, у субъектов отношений есть возмож-

ность относительно самостоятельно выбирать вариант

. поведения;

—поощрительный —метод вознаграждения за определен-

ное поведение, он стимулирует социально полезное, ак-

тивное поведение;

рекомендательный —метод совета по осуществлению кон-

кретного желательного для общества поведения.

Способы правового регулирования определяются характе-

ром предписаний, зафиксированных в нормах права, управомо-

чивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение пре-

доставляет возможность альтернативного поведения, обязыва-

ние побуждает к активному поведению, а запрет предполагает

воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, пре-

дусмотренную законом.

43. Отрасль права. Краткая характеристика



основных отраслей права в России

Древнеримские юристы различали право частное и публич-

ное. В современной юридической литературе к публичному пра-

ву относят конституционное (государственное), административ-

ное, финансовое, земельное, уголовное и ряд других. Публич-

ное право регулирует отношения государства с гражданами и

другими субъектами права.

Систему частного права составляют гражданское, семейное,

трудовое право. В сфере частного права господствуют личные

интересы граждан и частных объединений.

Такое деление права является необходимой предпосылкой

для установления предела вторжения государственных интере-

сов в сферу частного права.

Наряду с частным и публичным правом в системе права вы-

деляют материальные и процессуальные отрасли права.

Материальные отрасли —конституционное, административ-

ное, уголовное, трудовое, семейное и другие —регулируют пра-

ва и обязанности субъектов.

Процессуальные отрасли —уголовно-процессуальное, граж-

данско-процессуальное —устанавливают порядок рассмотре-



ния уголовных и гражданских дел.

Связь материальных и процессуальных отраслей права явля-

ется взаимной и двусторонней: материальные отрасли определя-

ют правовой статус субъектов, устанавливают условия и основа-

ния возникновения процессуальных отношений; процессуаль-

ные отрасли закрепляют порядок разрешения конфликтных

ситуаций, возникающих при реализации норм материальных

отраслей права.

В системе права Российской Федерации специализация ма-

териальных и процессуальных отраслей имеет всеобщий харак-

тер. Нормы уголовного права применяются в форме уголовного

процесса, гражданский процесс тесно связан с другими матери-

альными отраслями. Конкретные связи между гражданским

процессуальным правом и отдельными материальными отрас-

лями различны и зависят от того, какая часть норм может при-

меняться в форме гражданского процесса. В гражданском тру-

довом, семейном праве гражданский процесс преобладает над

иными формами разрешения конфликтов. Государственное, ад-

министративное и финансовое право, напротив, допускает ис-

пользование гражданского процесса в ограниченных пределах.

Дать характеристику отраслей права —это значит рассмот-

реть конкретный предмет и доминирующий метод правового

регулирования.

Система права Российской Федерации состоит из следую-

щих отраслей.

1. Конституционное (государственное) право —отрасль

права, нормы которого закрепляют основы государствен-

ного и общественного строя, порядок формрования ор-

ганов государственной власти и управления, основные



права, свободы и обязанности граждан.

2. Административное право —отрасль права, которое регу-

лирует отношения, складывающиеся в процессе государ-

ственного управления.

3. Финансовое право представляет собой совокупность

норм, регулирующих отношения по накоплению и рас-

пределению государственных финансов.

4. Земельное право объединяет нормы, которые регулиру-

ют отношения, складывающиеся по поводу владения,

пользования, распоряжения землей.

5. Гражданское право объединяет нормы, которые регули-

руют имущественные и некоторые личные неимуществен-

ные отношения.

6. Трудовое право представляет собой систему норм, кото-

рые регулируют трудовые отношения рабочих и служа-

щих с предприятиями, организациями.

7. Семейное право —это система норм, регулирующих

брачно-семейные отношения, связанные со вступлени-

ем в брак, его прекращением, алиментированием и усы-

новлением.

8. Уголовное право —это отрасль права, которое регулирует

общественные отношения, возникающие в связи с совер-

шением деяний, предусмотренных Уголовным кодексом.

9. Уголовно-исполнительное право —это пенитенциарная

отрасль права, нормы которого регулируют условия и по-

рядок отбывания наказаний.

10. Уголовно-процессуальное право составляют нормы, ре-

гулирующие порядок производства по уголовным делам.

11. Гражданско-процессуальное право устанавливает поря-

док судебного разбирательства и других процессуальных

действий по гражданским делам.

Обособленное место в системе права занимает международ-

ное право —частное и публичное. Эта отрасль не входит в систе-

му внутригосударственного права, так как устанавливается не

отдельным государством, а соглашениям разных государств и

регулирует их взаимоотношения.

Различные отрасли права находятся на разных ступенях раз-

вития: объем общественных отношений у одних увеличивается,

у других сужается. Постепенно формируются предприниматель-

ское, банковское, жилищное, конституционно-процессуальное

право и др.

44. Институт права: понятие и виды

Институт права выступает составной частью отрасли права и

представляет собой обособившуюся в рамках одной или нескольких

отраслей права упорядоченную совокупность правовых норм, регу-

лирующих конкретный вид (группу) общественных отношений.

В отличие от отрасли права, которая регламентирует род об-

щественных отношений, правовой институт упорядочивает со-

ответствующий их вид или отдельные стороны и особенности этих

общественных отношений. Институт права обеспечивает более

эффективный поиск тех правовых норм, которые относятся не-

посредственно к предмету регулирования. В качестве примера

можно назвать институт гражданства в государственном праве,

институт договора купли-продажи в гражданском праве, инсти-

тут ответственности должностных лиц в администратвном праве,

институт ответственности за преступления против личности в

уголовном праве и т. д. Все они тесно взаимосвязаны и взаимо-

действуют между собой как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Для правового института характерны определенные свой-

ства, в силу которых институт права выполняет присущие толь-

ко ему функции и эффективно взаимодействует с другими эле-

ментами системы права. Это:

—единство содержания правового института, выражающе-

ся в общих положениях, правовых принципах, в совокуп-

ности специальных правовых понятий, а также в право-

вом режиме регулирования. Другими словами, речь идет

о юридическом единстве правовых норм;

—внутренняя обособленность юридических норм, регла-

ментирующих относительно самостоятельный однород-

ный вид общественных отношений или их отдельные сто-

роны, особенности (например, отношения, связанные с

заключением трудового договора, установлением и вып-

латой заработной платы в сфере трудовых отношений);

—обособление образующих правовой институт норм в гла-

вах, разделах, частях и других структурных звеньях нор-

мативно-правовых актов;

—полнота регулирования определенной группы обще-

ственных отношений, которая обеспечивается всей со-

вокупностью дефинитивных, управомочивающих, обязы-

вающих, запрещающих и других видов норм права, вхо-

дящих в правовой институт.

Выделяют несколько видов правовых институтов. Во-пер-

вых, по отрасли права: гражданские, уголовные, финансовые,

административные, семейные и др. Во-вторых, по сфере рас-

пространения: отраслевые, состоящие из норм одной конкрет-

ной отрасли права (институт залога —предмет регулирования

гражданского права, институт заключения брака —семейного

права); межотраслевые (смешанные), объединяющие нормы

различных отраслей права (институт собственности является

предметом регулирования конституционного, гражданского, се-

мейного и других отраслей права). В-третьих, по характеру со-

держащихся предписаний они делятся на охранительные, охва-

тывающие правовые нормы, направленные на обеспечение за-

конности, правопорядка, прав и свобод граждан (институт

привлечения к уголовной ответственности в уголовном праве);

функциональные, включающие нормы права, которые регламен-

тируют порядок решения отдельных вопросов правового харак-

тера (институт искового производства в Гражданско-процессу-

альном кодексе РФ); общие институты, состоящие из юриди-

ческих норм, закрепляющих общие положения (например,

раздел 1 Трудового кодекса РФ ≪Общие положения≫). В-четвер-

том, в зависимости от структуры (элементного состава) право-

вого института выделяют: простой институт права, не содержа-

щий никакихдругих структурных подразделений (институт пре-

кращения брака в семейном праве); сложный (комплексный)

институт, охватывающий значительный по объему круг право-

вых норм, состоящий из более мелких самостоятельных элемен-

тов, образований (субинститутов).

Субинститут права —составная часть определенного право-

вого института, представляющая собой совокупность юриди-

ческих норм, регулирующих конкретную разновидность обще-

ственных отношений. Например, в семейном праве правовой

институт алиментных обязательств подразделяется на следую-

щие субинституты: алиментные обязательства родителей и де-

тей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, али-

ментные обязательства других членов семьи.

45. Частное и публичное право

В системе права в соответствии с целью и социальным на-

значением правовых норм выделяют два крупных блока —част-

ное и публичное право.

Частное право включает нормы, регламентирующие отно-

шения и защищающие частные интересы граждан и негосудар-

ственных объединений. К частному праву относятся отрасли

гражданского права, трудовое, предпринимательское, авторское,

жилищное, семейное право. Сердцевиной частного права вы-

ступает гражданское право. В правовой системе России идет про-

цесс формирования таких отраслей частного права, как медицин-

ское, образовательное право, право наследуемого пожизненного

владения, интеллектуальной собственности и другие. Особенно-

стью частного права, как видим, является его направленность на

человека, утверждение и реализацию его конституционных прав.

Публичное право составляют нормы, регулирующие отно-

шения государства, его органов с гражданами и другими субъек-

тами права и обеспечивающие общественно значимые (публич-

ные) интересы. В системе публичного права выделяют следую-

щие отрасли: конституционное право, административное,

финансовое, военное, уголовное право, гражданское процессу-

альное право, уголовно-процессуальное право и т. д. Публичное

право выражает государственные, межгосударственные и обще-

ственные отношения.

В современной юридической литературе рассматриваются

следующие критерии различения публичного и частного права:

1) интерес. Публичное право ориентируется на удовлетво-

рение общественных, государственных интересов. Част-

ное —на удовлетворение личных, частных и корпоратив-

ных интересов.

2) предмет правового регулирования. Для публичного права

таковым выступает устройство и функционирование госу-

дарства и его институтов; основные институты гражданс-

кого общества; основы правовой системы, правотворче-

ства и правоприменения; принципы, нормы и институты

межгосударственных и международных организаций. Ча-

стное право регулирует имущественно-стоимостные от-

ношения и личные неимущественные отношения, кото-

рые возникают по поводу духовных благ и связаны с лич-

ностью их участников.

3) метод правового регулирования. В публичном праве госу-

дарственные органы могут предписывать субъектам пра-

ва определенные варианты поведения, требовать их ис-

полнения, неукоснительного соблюдения действующе-

го законодательства, применять меры государственного

принуждения к нарушителям. Граждане могут обжало-

вать принимаемые государственными органами решения.

Но, если они вступили в законную силу, то гражданин

обязан выполнить эти решения (метод субординации).

В частном праве действует метод координации. Все от-

ношения строятся на принципах равноправия субъектов

права. Они возникают, изменяются и прекращаются по

их волеизъявлению. В частном праве личность выступа-

ет равноправным партнером государства.

4) субъективный состав. Публичное право регулирует отноше-

ния частных лиц с государством, а также между государ-

ственными органами. Нормы частного права регулируют

отношения между собой частных лиц (физических и юри-

дических), не обладающих властными полномочиями.

Как видим, публичное право —это область власти и подчи-

нения, частное право —область свободы и частной инициати-

вы. Однако частное право не может существовать без публично-

го, так как оно опирается на публичное право, охраняется и за-

щищается им.

Следовательно, между частным и публичным правом суще-

ствует тесная взаимосвязь. Разграничение же их в системе права

в определенной степени условно и является необходимой пред-

посылкой для установления границ сферы частного права, ко-

торые обеспечивают защиту прав и интересов граждан и их объ-

единений от вмешательства государственных интересов.

46. Материальное и процессуальное право

На каждом этапе развития общества государство устанавли-

вает правовые нормы, которые регулируют общественные отно-

шения в соответствии с задачами и функциями самого государ-

ства. Одновременно государство определяет и формы осуществ-

ления правовых норм, что необходимо для регулирования

деятельности различных субъектов, применяющих и исполня-

ющих эти нормы. В результате возникают процессуальные пра-

вовые нормы, которые имеют субъективный характер, служат

формой реализации и проявления норм материального права.

Материальное и процессуальное право соотносятся как со-

держание и форма.

Нормы материального права прямо влияют на определен-

ную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляя

исходные права и обязанности субъектов права в данной сфере,

обеспечивают регулятивные и охранительные функции права.

К отраслям материального права относятся конституцион-

ное, гражданское, административное, трудовое, финансовое,

уголовное, экологическое, земельное и семейное право.

Нормы материального права (и соответствующие отрасли)

закрепляют правовое положение лиц и имущества, отношения

собственности и другие неимущественные отношения, опреде-

ляют структуру, компетенцию и порядок деятельности различно-

го рода государственных органов, учреждений, устанавливают ос-

нования и пределы ответственности за правонарушения и т. д.

Материальное право имеет свои, присущие ему процессу-

альные формы. Оно устанавливает условия и основания возник-

новения процессуального права. Процессуальные нормы (ин-

статуты, подотрасли, отрасли) регулируют общественные отно-

шения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей

права, определяют права и обязанности субъектов процессуаль-

но-правовых отношений, закрепляют порядок и процедуры при-

менения норм материального права.

В группу отраслей процессуального права входят граждан-

ское процессуальное право, уголовное процессуальное право,

исправительно-трудовое право. Идет процесс становления та-

ких отраслей процессуального права, как административно-про-

цессуальное и конституционно-процессуальное.

Так, гражданско-процессуальное право содержит нормы,

определяющие порядок рассмотрения судами гражданских, тру-

довых и семейных споров, регламентирующие ход судебного

разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного

решения, закрепляющие правовое положение участников граж-

данского процесса.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, которые

регулируют деятельность органов дознания, предварительного

следствия, прокуратуры, суда по расследованию и рассмотре-

нию уголовных дел, их взаимоотношения с гражданами и между

собой в ходе следствия и судебного разбирательства. Уголовно-

процессуальное право определяет цели и задачи уголовного су-

допроизводства, права и обязанности участников уголовного

процесса.

Исправительно-трудовое право —это совокупность норм,

определяющих порядок и условия отбывания наказания и из-

менения мер исправительно-трудового воздействия к лицам,

осужденным к лишению свободы, ссылке, высылке и исправи-

тельным работам. Исправительно-трудовое право включает так-

же нормы, которые устанавливают порядокдеятельности учреж-

дений и органов, исполняющих приговоры к этим видам нака-

зания; регулируют вопросы, связанные с формами участия

общественности в исправлении и перевоспитании осужденных

и т. д.

Процессуальные отрасли отражают формы и методы осуще-

ствления материальных норм, содержащихся в непроцессуаль-

ных отраслях, устанавливают порядок рассмотрения уголовных

и гражданских дел, разрешения конфликтных ситуаций. Необ-

ходимым условием эффективного действия всего права и реали-

зации его регулятивной функции являются тесная связь и соче-

тание материального и процессуального права.

47. Соотношение системы права

и системы законодательства

Система права и система законодательства выступают как

два основополагающих момента права. Они соотносятся между

собой как содержание и форма. Содержание находит свое выра-

жение в форме, которая выступает способом существования и

выражения содержания.

Система права —это внутренняя структура права, состоя-

щая из норм, институтов и отраслей права и соответствующая

характеру регулируемых им общественных отношений. Разви-

тие и совершенствование общественных процессов сопровож-

дается преобразованием и обновлением структуры сложившей-

ся системы права.

Система законодательства —это внешняя форма права. Она

имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференци-

рованной системе нормативно-правовых актов, их структурных

подразделений и основана на принципах субординации и ско-

ординированности ее структурных компонентов.

Внутренняя и внешняя форма права неразрывно связаны

между собой, не существуют друг без друга.

Так, система права служит основой систематизации норма-

тивных актов и требует, чтобы источники права классифициро-

вались по отраслевому критерию. Потому отраслевая структура

действующего законодательства в целом соответствует отрасле-

вой структуре права (например, уголовное право и соответству-

ющее уголовное законодательство).

Но, так как законодательство непосредственно связано с со-

циальной практикой, оно более эффективно, чем система права,

реагирует на изменения в жизни общества. В результате право-

творческий процесс выходит за рамки отраслей системы права, а

значит, структура законодательства кроме отраслей законодатель-

ства, совпадающих с отраслями системы права, включает отрас-

ли, которые не совпадают с определенными отраслями права и

имеют комплексный характер (например: законодательство об

охране здоровья, образовании, науке, культуре, сельском хозяй-

стве; нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы борьбы

с преступностью, проблемы информатизации и пр.).

Следует отметить, что некоторые отрасли права еще не име-

ют в системе законодательства строго определенной отрасли

законодательства. Речь идет, в частности, об аграрном праве.

Нормы аграрного права находятся и в Конституции РФ, провоз-

гласившей право частной собственности на землю, и в актах,

регулирующих государственную поддержку фермеров (бюджет-

но-финансовое законодательство), и в типовых договорах на арен-

ду земельных участков (гражданское законодательство) и т. п.

Система права и система законодательства обладают отно-

сительной самостоятельностью, что обусловлено существующи-

ми между ними различиями.

Во-первых, первичным элементом системы права является

норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Пер-

вичный элемент системы законодательства —статья норматив-

но-правового акта, которая может и не содержать все три струк-

турных элемента правовой нормы.

Bo-вторых, система права является содержанием, а система

законодательства —формой права.

В-третьих, система права носит объективный характер и

зависит от реально существующих общественных отношений. В

формировании системы законодательства большая роль отво-

дится субъективному фактору, воле законодателя. Субъективность

законодательства обусловлена потребностями правовой практи-

ки, необходимостью учитывать в правотворческой деятельности

особенности отдельных подразделений права, своеобразие их

соотношения друг с другом.

В-четвертых, система права имеет первичный характер, а

система законодательства —производный. Это значит, что сис-

тема права выступает объективной основой для различных форм

правоустановительной деятельности и систематизации резуль-

татов этой деятельности, а также базой для упорядочения зако-

нодательства.

В-пятых, система права имеет только горизонтальное (от-

раслевое) строение. Система законодательства строится в соот-

ветствии с юридической силой нормативно-правовых актов,

компетенций издающего их органа (вертикальное строение).

Так, в РФ в соответствии с ее национально-государственным ус-

тройством ведется федеральное и законодательство субъектов

Федерации.

В то же время на каждом из указанных уровней выделяют

два субординационных среза законодательства: акты высших

органов законодательной власти и акты высших органов госу-

дарственного управления.

В-шестых, система права и система законодательства раз-

личаются по объему содержащегося в них материала. Так, зако-

нодательство включает в свое содержание кроме формулировок

норм положения, которые нельзя отнести к праву. Это различ-

ные программные положения, указания на цели издания актов,

преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. п.

Однако законодательство не охватывает всего разнообразия

нормативности. Дело в том, что помимо законодательства пра-

во оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных до-

говорах, и в юридических прецедентах.

В-седьмых, система права отличается большой структурной

стабильностью. В ней не может быть комплексных структурных

образований, так как каждая отрасль права объединяет такие пра-

вовые нормы, которые регулируют качественно определенный вид

общественных отношений. В системе законодательства встре-

чаются различные комплексные структуры. Это объясняется

тем, что у нормативно-правового акта нет единого предмета и

метода правового регулирования, отсюда возникает потребность

урегулировать одним или несколькими нормативно-правовы-

ми актами не один вид общественных отношений, а целую со-

вокупность разнородных отношений, действующих в опреде-

ленной сфере: транспортном обслуживании, оборонной деятель-

ности государства.

В-восьмых, система права формируется для всестороннего

регулирования общественных отношений. Система законода-

тельства складывается для наиболее эффективного использова-

ния правовых норм в социальном управлении.

ГЛАВА 6. НОРМЫ ПРАВА

48. Социальные и технические нормы.

Их особенности и взаимодействие

В различных сферах жизни общества действуют самые раз-

нообразные правила, которые призваны обеспечить согласован-

ное взаимодействие людей, социальных групп, их организаций

с целью удовлетворения насущных потребностей, упорядочить

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.