Сделай Сам Свою Работу на 5

Ванию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Правовое воспитание —это многоцелевая деятельность,

предполагающая наличие стратегических, долговременных, и

тактических, ближайших, общих и частных целей. Они могут

конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта

воспитательного воздействия, используемых форм и средств

этой деятельности. Достижение целей правового воспитания

возможно на основе следующих принципов: научность, плано-

вость, системность, последовательность, дифференцирован-

ность, обеспечение комплексного подхода, создание благопри-

ятных условий для реализации правосознания на практике.

Правовоспитание, как сложный процесс, включает следую-

щие составные части:

1) субъекты воспитания, т. е. органы государства, государ-

ственные служащие, политики, преподаватели, журна-

листы и др.;

2) объекты воспитания —граждане, трудовые коллективы,

социальные общности людей и т. д.;

3) содержание воспитания, которое выражается в приобще-

нии людей к политико-правовым ценностям, идеям,

принципам, информации, опыту и т. д.;

4) формы правового воспитания —это конкретные спосо-

бы организации воспитательного процесса. К ним отно-

сятся: правовое обучение, правовая пропаганда, юриди-

ческая практика, самовоспитание.

Рассмотрим подробнее данные формы правовоспитания.

Правовое обучение предполагает передачу, накопление и ус-

воение правовых знаний, принципов и норм в школе, средних

специальных и высших заведениях, и не только юридических.

Правовая пропаганда осуществляется через радио, телеви-

дение и другие средства массовой информации. Она включает

беседы на юридические темы; ≪круглые столы≫ специалистов в

области права; дискуссии по актуальным юридическим пробле-

мам с привлечением сотрудников судов, правоохранительных

органов, адвокатов, ученых-правоведов; тематические передачи

≪Человек и закон≫; комментирование нового законодательства

специалистами и др.

Существуют и другие формы правовоспитательной работы,

которые могут успешно использоваться в пропаганде юриди-



ческих знаний. Это всевозможные лектории по правовой тема-

тике, декады правовых знаний, научно-практические конферен-

ции и т. д.

Значительная роль в правовом воспитании отводится юри-

дической практике, которая способствует передаче правовой

информации, знаний посредством участия граждан в правопри-

менительном процессе.

Самовоспитание выступает как наиболее эффективная фор-

ма правового воспитания. Самовоспитание заключается в фор-

мировании у себя глубокого уважения к праву, потребности стро-

го следовать правовым предписаниям путем самообучения, са-

мостоятельного анализа правовой действительности и личной

практики;

5) методы правового воспитания —это приемы, способы

разъяснения политико-правовых идей, принципов в це-

лях воздействия на сознание и поведение личности в

интересах общества.

К ним относятся: убеждение, поощрение, угроза принужде-

ния, предусмотренная законодательством, и другие приемы пе-

дагогического, эмоционального воздействия на воспитуемых.

Для воспитания юристов-профессионалов эффективны прак-

тические упражнения, игры, решение конкретных проблемных

ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний.

Правовое воспитание нельзя сводить преимущественно к

просветительской, информационной деятельности. Главное — направить воспитательное воздействие на формирование осо-

знания прав и свобод человека и гражданина, уважительного

отношения к Конституции и иным законам, уважения к суду,

другим демократическим институтам, отношения к праву как

общечеловеческой ценности и потребности в постоянном рас-

ширении и углублении правовых знаний.

ГЛАВА 10. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, ЮРИДИЧЕСКАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

76. Правомерное поведение: понятие и виды

Правомерное поведение - это такое поведение, которое не

противоречит нормам права, это осознанная форма деятельно-

сти субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юриди-

ческих норм.

Такое поведение является одной из разновидностей социаль-

ного поведения. Оно способствует укреплению законности и пра-

вопорядка. Правопорядок является результатом правомерного по-

ведения. В правовом государстве и гражданском обществе долж-

ны быть созданы условия, при которых большинство граждан

совершали бы только правомерные поступки, и нормы права да-

вали бы возможность людям посредством правомерного поведе-

ния удовлетворять свои потребности и защищать интересы.

Главная особенность правомерного поведения —строгое

следование содержащимся в нормах права требованиям и веле-

ниям.

Правомерное поведение можно подразделить на виды по

разным основаниям. С точки зрения активности оно может быть

активным или пассивным (воздержание от действия). Право-

мерное поведение может быть общественно необходимым и об-

щественно полезным. Таким считается поведение, связанное с

осуществлением вытекающих из содержания норм права субъек-

тивных прав и юридических обязанностей. Все другие обще-

ственно полезные и общественно необходимые деяния, кото-

рые не регулируются нормами права, не могут рассматриваться

в качестве правомерных. Общественно полезное и общественно

необходимое правомерное поведение играет положительную

роль в функционировании общества и для личности, так как

именно благодаря ему обеспечивается свобода, защищаются за-

конные интересы.

Субъективная сторона правомерного поведения (мотивы,

цели поведения) различна. Мотивы отражают как направлен-

ность (нарушаются нормы права или нет), так и характер, сте-

пень активности, самостоятельность и интенсивность поведе-

ния в ходе реализации норм права. Субъективная сторона сви-

детельствует об уровне правовой культуры личности, степени

ответственности лица, о его отношении к социальным и право-

вым ценностям.

Общество и государство заинтересованы в таком поведении,

они поддерживают его организационными мерами, поощряют

и стимулируют, а деяния субъектов, препятствующие соверше-

нию правомерных действий, пресекаются государством.

Социальная значимость различных вариантов правомерно-

го поведения различна, различно и их юридическое закрепление.

Некоторые виды правомерных действий объективно необходимы,

это защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблю-

дение правил дорожного движения и т. д. Такое поведение за-

крепляется в императивных правовых нормах в виде обязаннос-

тей. Выполнение их обеспечивается угрозой государственного

принуждения. Другие варианты правомерного поведения явля-

ются желательными для общества (участие в выборах, вступле-

ние в брак и т. д.). Данное поведение закрепляется как право,

характер реализации которого зависит от воли и интересов са-

мого управомоченного.

Возможно правомерное социально допустимое поведение — развод, частые смены места работы, забастовка. Государство и

общество не заинтересованы в таких действиях, однако они пра-

вомерны, дозволены законом, и возможность их совершения

обеспечивается самим государством.

Социально вредное, нежелательное для общества поведение

нормативно закрепляется в виде запретов.

Следует отметить, что в зависимости от принадлежности норм

права к его различным отраслям, на основе которых совершаются

правомерные деяния, последние подразделяются на гражданс-

ко-правовые, административно-правовые, трудовые и т. д.

По формам реализации правовых предписаний правомер-

ное поведение можно разделить на исполнение, соблюдение,

использование и применение норм права.

Многие правомерные действия совершаются, чтобы удов-

летворять личный интерес. Например: сделки и договоры зак-

лючаются именно с этой целью.

И наконец, следует еше отметить, что сознательное, целе-

направленное правомерное поведение совершается в силу поло-

жительной оценки права, его одобрения, признания как необхо-

димого регулятора общественных отношений. Правомерное по-

ведение опирается на признание духовных ценностей, права и

правовую интуицию, которые позволяют отличить допустимое

поведение от недопустимого, исключением являются действия

недееспособных и невменяемых лиц. Общественно опасное по-

ведение таких лиц не может рассматриваться как неправомер-

ное: поведение невменяемых лиц является аномальным, а дей-

ствия недееспособных —юридически ничтожными.

Таким образом, можно дать следующее определение право-

мерного поведения —это массовое социально полезное осознан-

ное поведение людей и организаций, соответствующее правовым

нормам и гарантируемое государством.

77. Понятие, признаки и виды правонарушений

В общем виде правонарушение —это антиобщественное дея-

ние (действие или бездействие), причиняющее вред обществу и ко-

торое наказывается в соответствии с законом.

Противоправное поведение (правонарушение) нарушает

предписания правовых норм и наносит вред обществу в целом,

оно затрудняет и дезорганизует развитие общественных отно-

шений.

Так, например, Уголовным кодексом РФ предусмотрены

преступления, которые посягают на основы государственного

строя, на личность, ее политические, экономические и соци-

альные права, общественный порядок и иные социальные бла-

га. Есть правонарушения, которые не являются столь обществен-

но опасными, но в совокупности они могут представлять суще-

ственную опасность.

В нашей стране в современных условиях наблюдается

всплеск правонарушений, особенно преступлений в различных

сферах общественной жизни, что создает угрозу государству и

обществу, жизни, здоровью и имуществу граждан. Поэтому очень

важно для борьбы с правонарушениями определить их природу

и особенности, причины совершения, а затем наметить пути их

сокращения.

Правонарушением является виновное, противоправное по-

ведение лица, посягающего на интересы общества, личности и

влекущее применение к лицу, его совершившему, мер обществен-

ного воздействия или государственного принуждения. Право-

нарушитель, совершая правонарушения, посягает на обществен-

ные отношения, охраняемые правом, наносит вред обществу

(выше об этом говорилось), и его действия признаются обще-

ственно опасными.

Правонарушение характеризуют четыре основных признака:

—общественная опасность;

—противоправность;

—виновность;

—наказуемость.

Рассмотрим эти признаки правонарушения более подробно.

Общественная опасность —это признак правонарушения,

который заключается в причинении вреда законным интересам

личности, общества и государства. Общественная опасность ха-

рактеризуется двумя показателями:

—характером общественной опасности (качественный при-

знак);

- степенью общественной опасности (количественный

признак).

По степени общественной опасности правонарушения мож-

но подразделить на две группы:

1) преступления (уголовные правонарушения);

2) противоправные проступки (административные проступ-

ки, дисциплинарные проступки, гражданские правона-

рушения —деликты).

Преступления отличаются от проступков тем, что они обла-

дают высокой степенью общественной опасности, которая оп-

ределяется ценностью объекта посягательства, размером при-

чиненного ущерба, степенью вины правонарушителя. Таким

образом, преступление —запрещенное уголовным законом об-

щественно опасное деяние, посягающее на отношения, особо

охраняемые государством: общественный строй, личность, соб-

ственность, общественный порядок и др.

Преступлениями являются те деяния, которые прямо пре-

дусмотрены Уголовным кодексом РФ и совершены дееспособ-

ными, вменяемыми лицами, т. е. теми, кто достиг установлен-

ного законом возраста (14—6 лет) и способен отдавать отчет в

своих действиях, руководить своими поступками.

Правонарушение характеризуется проявлением воли чело-

века, могущего действовать разумно, поэтому не считаются пре-

ступлениями правонарушения, совершенные малолетними и

психически больными людьми.

Противоправные деяния, прямо не предусмотренные Уголов-

ным кодексом РФ, относятся к другому виду правонарушений — противоправным проступкам.

Проступки (противоправные проступки) —это правонаруше-

ния, характеризующиеся меньшей степенью общественной опас-

ности.

В зависимости от характера наносимого вреда, объекта пра-

вонарушений и особенностей соответствующих им санкций

противоправные проступки подразделяются на административ-

ные, дисциплинарные и гражданские правонарушения.

Административные проступки —правонарушения, посягаю-

щие на установленный законом общественный порядок (нару-

шение правил дорожного движения, противопожарной безопас-

ности, санитарной гигиены и т. д.).

Дисциплинарные проступки —это противоправные наруше-

ния трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданские проступки (деликты) —правонарушения, совер-

шаемые в сфере имущественных и таких неимущественных от-

ношений, которые представляют для человека духовную цен-

ность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение взя-

тых обязательств, причинение тем или иным субъектом того

или иного имущественного вреда.

Противоправность —нормативный признак правонарушения,

который закрепляет запрещенность общественно опасных дея-

ний, т. е. правонарушениями признаются общественно опасные

деяния, прямо предусмотренные нормами права.

Различают несколько видов противоправности (как юриди-

ческое выражение общественной опасности):

—дисциплинарная;

—административная;

—гражданско-правовая;

—уголовная.

Обстоятельствами, исключающими противоправность дея-

ния, являются:

—необходимая оборона —соразмерная защита от проти-

воправных посягательств путем причинения вреда пося-

гающему;

—крайняя необходимость —действие по устранению опас-

ности путем причинения вреда третьим лицам;

—задержание лица, совершившего правонарушение путем

причинения соразмерного вреда в случае сопротивления.

Виновность —это субъективный признак правонарушения,

который выражает внутреннее отношение лица к общественно

опасному деянию и его последствиям в форме умысла либо не-

осторожности. Согласно этому признаку правонарушением при-

знается противоправное деяние, совершенное виновно, т. е. осо-

знанно (деяния, совершенные недееспособными и невменяе-

мыми лицами, не являются преступлениями, эти лица не спо-

собны действовать виновно). Если лицо не предвидело наступ-

ления общественно опасных последствий (не должно было или

не могло), имеет место казус или случай без вины.

Наказуемость —это признак правонарушения, который вы-

ражает его отрицательную государственную оценку как деяния

опасного, противоправного, виновного.

Правонарушение —это деяние, за которое предусмотрена

юридическая ответственность в виде уголовного наказания, взыс-

кания дисциплинарного, административного или имуществен-

ного характера.

78. Юридический состав правонарушения

Существует ряд мнений относительно юридической ответ-

ственности. Например, Н. Д. Дурманов, Н. И. Загородников

считают, что таким основанием является правонарушение, по

мнению других (Б. С. Злобин), основанием ответственности яв-

ляется вина. Принципиальной разницы между этими взгляда-

ми нет. Сторонники виновной ответственности подчеркивают

значимость характера и степени вины для индивидуализации

ответственности. Другая сторона больше внимания уделяет пра-

вонарушению как факту, с которым санкции юридических норм

связывают возникновение ответственности. Третьи, считающие

основанием юридической ответственности состав правонаруше-

ния, удачно сочетают достоинства разных подходов, так как учи-

тывают влияние объективных и субъективных факторов на юри-

дическую ответственность.

Под юридическим составом правонарушений следует понимать

комплекс взаимосвязанных компонентов (объективных и субъек-

тивных), необходимых для возложения юридической ответственно-

сти. В юридический состав правонарушений входят:

—субъект —достигшее определенного возраста деликто-

способное, вменяемое лицо или, в предусмотренных за-

коном случаях, организация, совершившие данное дея-

ние. Возраст уголовной ответственности, по общему пра-

вилу, наступаете 16 лет, а за особо тяжкие преступления — с 14 лет; гражданско-правовая ответственность преду-

смотрена с 15 лет; административная —с 16 лет;

—объект —общественные отношения, находящиеся под

охраной права, которым причиняется ущерб;

—субъективная сторона —характеризующая психическое

отношение лица (вину) к совершенному правонаруше-

нию.

Элементами субъективной стороны правонарушения яв-

ляются:

а) вина —основной элемент. Рассматривают две формы

вины: умысел (означает, что лицо, совершившее пра-

вонарушение, сознавало противоправный характер

своего деяния, предвидело и желало наступления его

последствий и сознательно допускало их), который в

свою очередь может быть прямым и косвенным; и не-

осторожность (субъект правонарушения либо пред-

видит наступление противоправных последствий сво-

его деяния и вследствие легкомыслия надеялся их

предотвратить, либо не предвидел их). В зависимос-

ти от такого отношения к последствиям правонару-

шения неосторожность разделяется на самонадеян-

ность и небрежность;

б) цель —это представление субъекта о результате пра-

вонарушения;

в) мотив —внутреннее побуждение, которым руковод-

ствовался правонарушитель при совершении право-

нарушения;

—объективная сторона —это совокупность внешних при-

знаков, характеризующих данное правонарушение:

а) противоправное деяние (действие или бездействие);

б) вред, причиненный общественным отношениям;

в) причинная связь между противоправным деянием и

наступившими последствиями.

Следует еще упомянуть о таком понятии, как вменяемость,

которая представляет собой способность действовать осознанно.

Иногда эта способность утрачена в силу психического заболева-

ния или слабоумия. В таких случаях суд на основании судебно-

психиатрической экспертизы лицо, совершившее общественно

опасное деяние, признается невменяемым. Невменяемость ис-

ключает юридическую ответственность.

79. Понятие, признаки и основания

юридической ответственности

Юридическая ответственность —это одна из форм, или раз-

новидностей, обшесоциальной ответственности, которая при-

меняется лишь к тем, кто совершил правонарушение,т. е. нару-

шил норму права, преступил закон.

Под юридической ответственностью принято понимать пре-

дусмотренную правовыми нормами обязанность субъекта права

претерпевать неблагоприятные для него последствия правона-

рушения, или, иными словами, —юридическая ответственность



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.