Сделай Сам Свою Работу на 5

Регулирования определенной сферы общественных отношений, с

помощью различных юридических средств и способов. Своеобра-

зие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли,

так и в правовой системе в целом.

Правовой режим может включать в себя все способы, мето-

ды, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей

роли одних и вспомогательной —других.

Еще русский ученый-правовед Е.Н. Трубецкой писал, что

при создании и развитии права необходимо учитывать два ос-

новных фактора: с одной стороны, исторический опыт право-

вой жизни общества, с другой —идеи разумного воздействия на

социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эф-

фективные методы, способы, типы, режимы правового регули-

рования.

Правовые режимы характеризуются следующими признаками:

1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечива-

ются государством;

2) специфически регламентируют конкретные области об-

щественных отношений, выделяя во временных и про-

странственных границах те или иные субъекты и объекты

права;

3) представляют собой особый порядок правового регули-

рования, состоящий из юридических средств и характе-

ризующийся определенным сочетанием;

4) создают конкретные —благоприятные или —неблагоп-

риятные —условия для удовлетворения интересов от-

дельных субъектов права.

Правовые режимы позволяют более четко улавливать разли-

чия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учи-

тывать особенности разных субъектов и объектов, временные и

пространственные факторы, входящие в сферу действия права.

Классифицируют правовые режимы по многим основани-

ям. В зависимости от:

1) своей юридической природы —они могут быть матери-

альными и процессуальными;

2) от предмета правового регулирования (общественных от-

ношений, которые могут поддаваться нормативно-орга-

низационному воздействию) —выделяют конституци-

онный, административный, земельный режимы и т. п.;

3) от содержания —валютный, таможенный, пошлинный

и т. д.;

4) от субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, лиц без гражданства и т. п.;



5) от функций права —режим особого регулирования и осо-

бой охраны;

6) от формы выражения —законный и договорный;

7) в зависимости от уровня нормативных актов, в которых

они установлены, —общефедеральные, региональные,

муниципальные, локальные;

8) от сферы использования —внутригосударственные и меж-

государственные (режимы территориальных вод, эконо-

мических санкций).

87. Понятие и принципы законности

Формирование гражданского общества требует качественно

нового уровня законности. Законность —фундаментальная ка-

тегория всей юридической науки и практики. Даже самый со-

вершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воз-

действует на общественные отношения, на сознание и поведе-

ние людей, т. е. действенность права характеризуется понятием

≪законность≫.

Можно сказать, что законность —это соблюдение всеми

субъектами права законов и подзаконных актов.

Законность выражает общий принцип отношения общества

к праву в целом.

Сущность законности заключается в неуклонном и точном,

строгом соблюдении, исполнении и применении законов и под-

законных актов, действующих на территории государства, все-

ми субъектами права: гражданами, должностными лицами, го-

сударственными и общественными организациями.

Под принципами законности понимают принципиальные

положения правовой жизни общества, которые выражают со-

держание законности. К принципам законности относятся:

единство законности, верховенство, связь законности с культу-

рой, целесообразностью, всеобщность законности, гарантиро-

ванность прав свобод личности.

Рассмотрим несколько подробнее эти основные принципы

законности.

1. Единство законности —понимание и применение нор-

мативных актов должно быть одинаковым на территории

всей страны.

2. Всеобщность законности означает равенство всех перед

законом, независимо от социального положения, благо-

состояния, национальности и других признаков. После-

довательное проведение в жизнь этого принципа обеспе-

чивает и гарантирует права и свободы личности, а также

равную ответственность всех перед законом.

3. Связь законности с общей культурой населения —от куль-

турного уровня общества зависит состояние законности.

Законность должна опираться на правовые (культурные)

законы и правовую культуру. Цивилизованные законы

создают нормативную базу законности, а правовая куль-

тура выступает в качестве условия создания правовых за-

конов и качественной их реализации.

4. Связь законности с целесообразностью —недопустимость

отступлений от предписаний закона по соображениям

мнимой целесообразности.

5. Гарантированность прав и свобод личности выражается в

конституционной обязанности государства защитить

права и свободы человека и гражданина.

6. Верховенство Конституции и закона означает, что законы

обладают высшей юридической силой и выступают ос-

новным регулятором общественных отношений. Все дру-

гие нормативно-правовые акты являются подзаконными

и принимаются на основе и во исполнение законов.

7. Неотвратимость наказания за нарушение закона —заклю-

чается в том, что любое правонарушение должно быть

раскрыто, а виновные в его совершении —понести адек-

ватное содеянному наказание.

Гарантиями законности являются средства и условия, кото-

рые создают прочную основу точной и неуклонной реализации

законов всеми субъектами права.

В систему гарантий законности входят социально-экономи-

ческие, политические, идеологические, юридические и обще-

ственные гарантии.

88. Понятие правопорядка. Соотношение

законности, правопорядка и демократии

Правопорядок —это основанная на праве и законности орга-

Низация общественной жизни, отражающая качественное состоя-

Ние общественных отношений на определенном этапе развития

Общества.

По сути правопорядок представляет собой реализованную

законность, можно сказать, —это результат законности.

Особенности правопорядка состоят в следующем:

а) он строго запланирован в нормах права;

б) обеспечивается государством;

в) возникает в результате реализации норм права;

г) делает человека более свободным, организует обществен-

ные отношения, облегчает жизнь.

Различают понятия ≪правопорядок≫ и ≪общественный по-

рядок≫.

Общественный порядок представляет собой систему упоря-

доченных стабильных общественных отношений, сложивших-

ся под воздействием социальных норм, норм права, морали и

обычаев.

Соотношение законности, правопорядка и демократии за-

ключается в следующем:

1) подлинная демократия невозможна без законности и

правопорядка иначе она превращается в хаос и злоупот-

ребления;

2) законность и правопорядок не будут приносить людям

пользу без демократических механизмов, институтов и

норм, с помощью которых можно регулировать норма-

тивную базу законности и правопорядка.

Следует также отметить, что укрепление правопорядка в

обществе невозможно без обеспечения законности в деятель-

ности самого государственного аппарата, без ликвидации кор-

рупции.

Важнейшим условием укрепления законности и правопо-

рядка служит всестороннее развитие демократических начал во

всех сферах общественной жизни.

89. Понятие и виды дисциплины.

Ее соотношение с законностью, правопорядком

и общественным порядком

Понятие дисциплины связано с деятельностью и поведени-

ем отдельных личностей и их сообществ, в чьей деятельности

отражаются требования общества к личности и требование лич-

ности и объединений личностей к обществу. Дисциплина —это

Группа требований, предъявляемых к поведению людей и отвечаю-



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.