Регулирования определенной сферы общественных отношений, с
помощью различных юридических средств и способов. Своеобра-
зие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли,
так и в правовой системе в целом.
Правовой режим может включать в себя все способы, мето-
ды, типы, но в различном их сочетании, при доминирующей
роли одних и вспомогательной —других.
Еще русский ученый-правовед Е.Н. Трубецкой писал, что
при создании и развитии права необходимо учитывать два ос-
новных фактора: с одной стороны, исторический опыт право-
вой жизни общества, с другой —идеи разумного воздействия на
социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эф-
фективные методы, способы, типы, режимы правового регули-
рования.
Правовые режимы характеризуются следующими признаками:
1) они устанавливаются в законодательстве и обеспечива-
ются государством;
2) специфически регламентируют конкретные области об-
щественных отношений, выделяя во временных и про-
странственных границах те или иные субъекты и объекты
права;
3) представляют собой особый порядок правового регули-
рования, состоящий из юридических средств и характе-
ризующийся определенным сочетанием;
4) создают конкретные —благоприятные или —неблагоп-
риятные —условия для удовлетворения интересов от-
дельных субъектов права.
Правовые режимы позволяют более четко улавливать разли-
чия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учи-
тывать особенности разных субъектов и объектов, временные и
пространственные факторы, входящие в сферу действия права.
Классифицируют правовые режимы по многим основани-
ям. В зависимости от:
1) своей юридической природы —они могут быть матери-
альными и процессуальными;
2) от предмета правового регулирования (общественных от-
ношений, которые могут поддаваться нормативно-орга-
низационному воздействию) —выделяют конституци-
онный, административный, земельный режимы и т. п.;
3) от содержания —валютный, таможенный, пошлинный
и т. д.;
4) от субъектов, в отношении которых он устанавливается, — режим беженцев, лиц без гражданства и т. п.;
5) от функций права —режим особого регулирования и осо-
бой охраны;
6) от формы выражения —законный и договорный;
7) в зависимости от уровня нормативных актов, в которых
они установлены, —общефедеральные, региональные,
муниципальные, локальные;
8) от сферы использования —внутригосударственные и меж-
государственные (режимы территориальных вод, эконо-
мических санкций).
87. Понятие и принципы законности
Формирование гражданского общества требует качественно
нового уровня законности. Законность —фундаментальная ка-
тегория всей юридической науки и практики. Даже самый со-
вершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воз-
действует на общественные отношения, на сознание и поведе-
ние людей, т. е. действенность права характеризуется понятием
≪законность≫.
Можно сказать, что законность —это соблюдение всеми
субъектами права законов и подзаконных актов.
Законность выражает общий принцип отношения общества
к праву в целом.
Сущность законности заключается в неуклонном и точном,
строгом соблюдении, исполнении и применении законов и под-
законных актов, действующих на территории государства, все-
ми субъектами права: гражданами, должностными лицами, го-
сударственными и общественными организациями.
Под принципами законности понимают принципиальные
положения правовой жизни общества, которые выражают со-
держание законности. К принципам законности относятся:
единство законности, верховенство, связь законности с культу-
рой, целесообразностью, всеобщность законности, гарантиро-
ванность прав свобод личности.
Рассмотрим несколько подробнее эти основные принципы
законности.
1. Единство законности —понимание и применение нор-
мативных актов должно быть одинаковым на территории
всей страны.
2. Всеобщность законности означает равенство всех перед
законом, независимо от социального положения, благо-
состояния, национальности и других признаков. После-
довательное проведение в жизнь этого принципа обеспе-
чивает и гарантирует права и свободы личности, а также
равную ответственность всех перед законом.
3. Связь законности с общей культурой населения —от куль-
турного уровня общества зависит состояние законности.
Законность должна опираться на правовые (культурные)
законы и правовую культуру. Цивилизованные законы
создают нормативную базу законности, а правовая куль-
тура выступает в качестве условия создания правовых за-
конов и качественной их реализации.
4. Связь законности с целесообразностью —недопустимость
отступлений от предписаний закона по соображениям
мнимой целесообразности.
5. Гарантированность прав и свобод личности выражается в
конституционной обязанности государства защитить
права и свободы человека и гражданина.
6. Верховенство Конституции и закона означает, что законы
обладают высшей юридической силой и выступают ос-
новным регулятором общественных отношений. Все дру-
гие нормативно-правовые акты являются подзаконными
и принимаются на основе и во исполнение законов.
7. Неотвратимость наказания за нарушение закона —заклю-
чается в том, что любое правонарушение должно быть
раскрыто, а виновные в его совершении —понести адек-
ватное содеянному наказание.
Гарантиями законности являются средства и условия, кото-
рые создают прочную основу точной и неуклонной реализации
законов всеми субъектами права.
В систему гарантий законности входят социально-экономи-
ческие, политические, идеологические, юридические и обще-
ственные гарантии.
88. Понятие правопорядка. Соотношение
законности, правопорядка и демократии
Правопорядок —это основанная на праве и законности орга-
Низация общественной жизни, отражающая качественное состоя-
Ние общественных отношений на определенном этапе развития
Общества.
По сути правопорядок представляет собой реализованную
законность, можно сказать, —это результат законности.
Особенности правопорядка состоят в следующем:
а) он строго запланирован в нормах права;
б) обеспечивается государством;
в) возникает в результате реализации норм права;
г) делает человека более свободным, организует обществен-
ные отношения, облегчает жизнь.
Различают понятия ≪правопорядок≫ и ≪общественный по-
рядок≫.
Общественный порядок представляет собой систему упоря-
доченных стабильных общественных отношений, сложивших-
ся под воздействием социальных норм, норм права, морали и
обычаев.
Соотношение законности, правопорядка и демократии за-
ключается в следующем:
1) подлинная демократия невозможна без законности и
правопорядка иначе она превращается в хаос и злоупот-
ребления;
2) законность и правопорядок не будут приносить людям
пользу без демократических механизмов, институтов и
норм, с помощью которых можно регулировать норма-
тивную базу законности и правопорядка.
Следует также отметить, что укрепление правопорядка в
обществе невозможно без обеспечения законности в деятель-
ности самого государственного аппарата, без ликвидации кор-
рупции.
Важнейшим условием укрепления законности и правопо-
рядка служит всестороннее развитие демократических начал во
всех сферах общественной жизни.
89. Понятие и виды дисциплины.
Ее соотношение с законностью, правопорядком
и общественным порядком
Понятие дисциплины связано с деятельностью и поведени-
ем отдельных личностей и их сообществ, в чьей деятельности
отражаются требования общества к личности и требование лич-
ности и объединений личностей к обществу. Дисциплина —это
Группа требований, предъявляемых к поведению людей и отвечаю-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|