Сделай Сам Свою Работу на 5

Листов-практиков, ученых и др.), направленная на надлежащее уяс-

нение содержания норм и их разъяснение. Цельтолкования —пра-

вильное, точное и единообразное понимание и применение за-

кона.

Толкование норм права состоит из двух взаимосвязанных

стадий —уяснение и разъяснение.

1. Толкование-уяснение —это процесс понимания смысла

и содержания нормы, уяснения требований закона для

конкретного правоприменителя (≪для себя≫). Здесь ста-

вится цель разобраться в требованиях закона, уяснить его

и пополнить свои правовые знания.

2. Толкование-разъяснение —это процесс объяснения

смысла и содержания нормы права, доведения до других

участников правоприменительного процесса государ-

ственной воли законодателя (≪для других≫). Разъясне-

ние помогает другим правильно ориентироваться в пра-

вовых требованиях, понимать содержание действующих

нормативно-правовых актов или отдельных правовых

норм.

Понимание толкования права предполагает знание объекта

и предмета толкования. Объектом толкования нормы права яв-

ляется текст нормативно-правового акта, который соответству-

ет данной регулируемой ситуации и в нем выражена толкуемая

норма. Предмет толкования —это искомое регулятивно-право-

вое значение нормы права, которое подлежит реализации в дан-

ном конкретном случае. Другими словами, предметом толкова-

ния правовой нормы является подлинное, т. е. истинное, на-

стоящее содержание толкуемой нормы в конкретной ситуации

ее реализации. При толковании выясняется то, что сказано в

данном нормативно-правовом акте, что вытекает из его словес-

ной формулировки, а не то, что хотел или имел в виду законода-

тель. Таким образом, результаты толкования должны сводиться

к выявлению государственной воли законодателя, выраженной

в словесных формулировках нормативно-правового акта.

Существуют различные типологии процесса толкования

норм права. Критериями, позволяющими выявить виды толко-

вания, выступают:

—субъекты толкования;

—способы толкования;

—результат (объем) толкования.



Рассмотрим особенности одного из видов толкования —по

субъектам разъяснения правового акта. Субъектом толкования

может выступить любое лицо, однако юридическое значение

толкования, его обязательность для правоприменителей при

этом будет неодинакова. Они зависят от правового положения

субъекта, толкующего норму права. Итак, по субъектам толко-

вание подразделяется на официальное и неофициальное.

Для официального толкования характерны следующие при-

знаки:

—оно производится уполномоченными на то субъектами

(как правило, это правотворческие органы и высшие су-

дебные органы);

—официальное толкование излагается в определенном акте

официального толкования и никогда не проводится устно;

—оно является юридически значимым, вызывает правовые

последствия;

—имеет общеобязательное значение для всех субъектов права;

—официальное толкование направляет правопримените-

лей на единообразное понимание и применение законо-

дательства.

В зависимости от содержания и направленности даваемых

разъяснений официальное толкование может быть норматив-

ным (общим) и казуальным (индивидуальным).

Нормативное толкование распространяется на неопределен-

ный круг лиц и на неограниченное количество случаев и пред-

назначено для общего руководства в процессе применения пра-

ва. Для нормативного толкования характерны государственная

обязательность, общий характер и возможность неоднократного

использования в юридической практике. Нормативное толкова-

ние законов дается обычно в постановлениях пленумов Верхов-

ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ по определен-

ной категории дел. Нормативное толкование не создает новых

правовых норм и применяется тогда, когда нормы недостаточно

совершенны по форме, интерпретируемые акты содержат пра-

вотворческие ошибки в виде нечетких формулировок и т. д.

В зависимости от органа, который дает разъяснение норма-

тивно-правовых актов, официальное нормативное толкование

подразделяется на два вида: аутентичное (авторское) и легаль-

ное (делегированное).

Аутентичное толкование дается органом, издавшим толкуе-

мый нормативный акт (например, Государственная Дума РФ при-

нимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального

полномочия для аутентичного толкования не требуется, так как

оно вытекает из правотворческого полномочия органа.

Легальное толкование осуществляют не законодательные

органы, а по их поручению иные органы власти, например су-

дебные. Так, действующая Конституция РФ предоставляет пра-

во Конституционному Суду РФ давать толкование Конститу-

ции РФ, а Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду

РФ —разъяснения по вопросам судебной практики.

. Казуальное толкование —это разъяснение смысла нормы

права, даваемое компетентным государственным органом при-

менительно к конкретному случаю (казусу). Казуальное толко-

вание относится к официальному виду толкования, так как вле-

чет за собой определенные правовые последствия. Оно формаль-

но обязательно только для конкретного дела и характеризуется

однократным использованием. Казуальное толкование чаще

всего содержится в мотивировочной части правоприменитель-

ного акта, например, судебного решения по гражданскому делу,

в актах надзора юрисдикционных и административных органов.

В большинстве случаев официальному толкованию предше-

ствует неофициальное.

Неофициальное толкование —это разъяснение норм права,

которое осуществляется не уполномоченными на то субъекта-

ми. Ими являются научные учреждения, ученые, адвокаты, по-

литические партии и общественные организации. Любой граж-

данин вправе толковать закон. Но авторитет такого толкования

зависит от уровня правовых знаний интерпретатора, от обосно-

ванности и аргументированности его выводов и т. д. Неофици-

альное толкование необязательно для других субъектов, оно не

является юридически значимым.

Неофициальное толкование бывает трех видов: обыденное,

профессиональное и доктринальное (научное).

Обыденное толкование—это пояснения и мнения в отноше-

нии законов, юридической практики, которые даются любым

человеком на основе непосредственного житейского опыта, его

правопонимания и правосознания. Для такого толкования ха-

рактерны заблуждения, поверхностные суждения. Однако зача-

стую оно не лишено здравого смысла и играет определенную

роль в решении юридических дел, в реализации субъективных

прав, в соблюдении гражданами запретов, исполнении юриди-

ческих обязанностей и т. д.

Профессиональное толкование основано на знаниях в облас-

ти права и политики и исходит от юристов-практиков. Так,

разъяснение норм права осуществляют судьи, прокуроры, нота-

риусы, адвокаты, консультанты в судах, редакциях юридических

журналов, в специальных консультациях и т. д. Такое разъясне-

ние не является юридически обязательным.

Доктринальное толкование —это разъяснения, коммента-

рии, которые дают специальные научно-исследовательские уч-

реждения, ученые-юристы, научные работники, преподаватели

в статьях, монографиях, в экспертных заключениях, на лекциях,

конференциях и т. д. Особенность доктринального толкования

заключается в том, что оно содержит наиболее глубокий и точ-

ный анализ действующего законодательства, правильно раскры-

вает суть и содержание норм права.

Неофициальное толкование по форме выражения может

быть как устным (юридические советы, рекомендации, давае-

мые на приеме гражданам), так и письменным (в периодичес-

кой печати, в различных комментариях, в ответах на письма,

запросы, жалобы и т. д.).

70. Способы и объем толкования правовых

норм

Способ толкования —совокупность однородных приемов и

Средств толкования, направленных на установление содержания

Правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя в



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.