УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ
Л' — объем генеральной совокупности
7i — объем выборочной совокупности
х — признак (переменная) Х( —значение признака б — величина интервала интервального ряда
п/ —частота выборочная mi — относительная частота n,j —частота в таблице сопряженности
/> — вероятность ц —генеральное средпее х — выборочное среднее о- —генеральная дисперсия о — генеральное стандартное отклонение
s2 — выборочная дисперсия s —выборочное стандартное отклонение Me — медиана Мо — мода (>'/4 — квартиль пижний Qi/t — квартиль верхний IV —коэффициент согласия Кен-
далла
р — коэффициент сопряженности Пирсона
Ф — коэффициент фи — мера связи между поминальными переменными
)„ — коэффициент связи для двух номинальных переменных
U - -»-
Xcua —коэффициент связи для двух номинальных переменных
Т —коэффициент связи Чупро-ва
К — коэффициент связи Крамера
г, — коэффициент ранговой корреляции Спирмена
т — коэффициент ранговой корреляции Кендалла
1 — коэффициент ранговой корреляции
гь — коэффициент ранговой корреляции Кендалла для связанных рангов Па — нулевая гипотеза а — уровень значимости <%i — степень свободы t — распределение Стьюдепта X2 — хи-квадрат-распределение Ф — нормальное распределение // — энтропия
d — среднее линейное отклонс-
иио
V,, Vi — коэффициенты вариации v\ylx — корреляционное отношение г — коэффициент корреляция
Пирсона S — сумма г£ — равно или меньше 5» — равно или больше = — равно
« — приблизительно равно | | — абсолютная величина < — меньше, чем... > —больше, чем...
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Анкета (вопросник) — документ, содержащий серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами социологического исследования.
Брак — исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь н устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Быт — сфера жизпедеятельпостн, ограниченная рамками личного подсобного хозяйства, домашнего хозяйства и семенных обязанностей. Основными показателями o6pa.ia жизни в сфере быта являются структура материального потребления, структура внерабочего времени и степень включенности в систему бытового обслуживания.
Внепроизводственная деятель-
ность — совокупность видов деятельности, осуществляемой вне рамок общественного производства. К внепроизводственной деятельности относится общественно-политическая деятельность, не связанная непосредственно с производством (участие в выборных органах, обсуждении народнохозяйственных проблем, общественной работе, охране общественного порядка и т. д), трудовая деятельность в сфере быта (покупки, приготовление пищи, уборка помещения, уход за детьми) и деятельность в сфере свободного времени.
Внерабочее время — время суток, недели, месяца, года за вычетом рабочего времени. Это 1) время, связанное с работой на производстве (время на передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на производств^ до и после работы); 2) время на домашний труд и самообслуживание как в личном домашнем хозяйстве, так- и с использованием коммунально-бытовых и ДРУ1'«Х Учреждений в предприя-
тий, 3) время удовлетворения физиологических потребностей; 4) свободное время.
Внутриклассовое сближение — процесс сокращения социальных различий между внутриклассовыми слоями по их основным экономическим, политическим и культурным характеристикам. Результатом этого процесса является повышение степени социальной однородности класса или социальной группы. В процессе внутриклассового сближения происходит преодоление исторически обусловленной неравномерности социального развития отдельных слоев общественных классов и групп.
Воспроизводство населения — социальный процесс, связанный с непрерывным возобновлением и раз-питием человеческих популяций. Демографическая сторона воспроизводства населения связана с изменением половозрастной, семейной и генетической структуры населения, социальная — с процессом усвоения индивидом накопленных предшествующими поколениями знаний и умений, аккумулированных в предметах материального человеческого мира, во всей совокупности общественных отношений.
Воспроизводство социальной
структуры — социальный процесс, связанный с непрерывным пополнением классов, социальных групп и слоев, с возобновлением и развитием социальных отношений через перемещения внутри и между поколениями. Количественная сторона воспроизводства социальной структуры характеризует изменепия в пропорциях, в удельпом весе разных социальных категорий трудд-щихся, качественная — изменения профессионально-квалификационного уровня трудящихся, характера н содержания их труда.
Времени баланс (бюджет) — соотношение затрат времени по основным сферам жизнедеятельности. Показателями бюджета времени высту-
пают величины рабочего, внерабочего и свободного времени.
Вторичный анализ — шп исследо вания, направленный на анализ ужо существующих данных в соответст- пни с новыми задачами. Помимо традиционных источников агрегиро ванных данных — статистики пере писей, отчетов, научных публика ций, в сферу вторичного анализа включаются первичные данные мас совых опросов населения и дру ие аналогичные данные. Ф
Выборочное наблюдение — статистическое изучение части генеральной совокупности (выборки), организованное таким образом, чтобы обеспечивалась возможность распространения выводов, полученных при изучении выборочно» совокупности, на генеральную. Большинство эмпирических исследований в социологии носит выборочный характер. Существует целый ряд методов отбора выборки из генеральной совокупности.
Город — территориально концентрированная форма расселения людей, занятых преимущественно несельскохозяйственным трудом. Для города характерны разнообразно трудовой и внепроизводственной деятельности населения, социальная и профессиональная неоднородность, специфический образ жизни.
Деревня — территорпально-рассро-доточенная форма расселения людей, занятых преимущественно сельским хозяйством. Для деревни характерны малочисленность видов трудовой деятельности, относительная (сравнительно с городом) социальная и профессиональная однородность, специфический сельский обпаз жизни.
Измерение — процедура, при помощи которой объекты исследовании, рассматриваемые как носители определенных отношений между ними, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между элементами этой системы. В качестве объектов измерения могут выступать любыо интересующие социолога объекты — индивиды, производственные коллективы, условия труда и быта и т. д. При измерении каждому объекту приписывается определенный элемент используемой математической системы. В отношения, ыоде-
лпруемыо при измерении, ооъекгы вступаю г как носители определенных свойств. Поэтому вместо термина «измерение объектов» часто используется термин «измерении свойств объектов». В социологии чаще всего используются числовые математические системы. Однако возможно эффективное использование и нечисловых систем: частично упорядоченных множеств, графой, матриц и т. д.
Индивид — единичный представитель определенной социальной группы, носитель ее характерных нрнл-наков, реализующий определенные социальные функции.
Интеграция — процесс, результатом которого является целостное и., объединение. Имеет место в социальных группах, в рамках общества в целом; блаюдаря интеграции дан-пая структура превращается в целостный социальный организм.
Интервью — метод сбора эмпири ческих данных, в котором один ин дивид (интервьюер) задает вопро сы другому (респонденту). Ин тервью может осуществляться как путем непосредственного контакта, так и опосредованко (по телефону). Исторический материализм — марк систско-ленинская теория общества и методология социального познании. С одной стороны, является фило софской теорий общества, с дру гой — общей социологической тео рией. Философское содержание ис торического материализма — диалек- тино-материплистическое понимание истории — раскрывается в филосо фии марксизма; спецпаль.чо-научное, собственно социологическое — н
марксистской социологии. Будучи социально-философской теорией, исторический материализм опосредует связь философии со вески социальными и гуманитарными пауками. Будучи общей социологической теорией, исторический материализм в то же время является общей теоретической основой всех других социальных и гуманитарных наук.
Когортное исследование — изучение в течение определенного периода времени группы ипдивидов, объединенных некоторыми общими характеристиками. Например, когорту могут представить совокупность женщин, родившихся в одип год или в один год вышедших замуж.
Коитентный анализ — исследовательский метод количественного анализа содержания письменных документов, теле- и радиопередач и других видов документов н информации.
Корреляция — понятие математической статистики, характеризующее лероятностпую или статистическую иаипсимость.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей данного общества, класса, социальной группы или личности, передаваемая от одного поколения к другому.
Личность — конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция п индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества. Главное в личности «не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 242). Проявляются социальные качества индивида в процессе социальной деятельности.
Малая группа — малочисленная по составу социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном" взаимодействии друг с другом. Социальные отношения в малой группе проявляются в форме личных контактов, что является основой для возникновения эмоциональных связей, а также специфических межличпостпых групповых ценностей и норм поведения.
Математическое обеспечение ЭВМ-комплекс программ, описаний и инструкций, обеспечивающих автоматическое функционирование ЭВМ и решение конкретных задах по обработке данных (например, эмпирических данпых массовых опросов).
Межклассовое сближение — сокращение социальных различий между классами и социальными группами но основным экономическим, политическим и культурным характерп-гишам. В процессе социального раз-пития преодолевается социально-экономическая неоднородность труда (физического и умственного, индустриального и аграрного, организаторского и . исполнительского, творческого и рутинного), а такжо другие существенные различия — отраслевые, профессиональные, поселенческие п т. д. Пптегральпым результатом социального развития яв-
ляется повышение степени социальной однородности социалистическою общества.
Методический план исследования — план, организующий методический инструментарии исследования — методы сбора, обработка ц анализа социальной информации.
Механизм действия социального закона — принцип организации системы социальных связей и отношений индивидов в конкретных условиях места и времени.
Многомерный анализ данных — анализ зависимостей и взаимозависимостей между несколькими пере-менными.
Модель — система материальных; или идеальных (выраженных в знаках) элементов, находящаяся в отношении подобия к объекту исследования (оригиналу) и воспроизводящая структурпо-функциональныо, причинно-следственные и генетические связи между его элементами. Является заместителем изучаемо! о объекта и позволяет получать о нем информацию.
Монографическое исследование — исследовательская стратегия, направленная на изучение отдельного социального явлепия, процесса, социальной группы, индивида или другого социального объекта. Собирается очень подробная и полная информация, что обеспечивает возможность глубокого апализа мпогик специфических деталей. Исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные для объекта, могут быть распространены на всю совокупность.
Наблюдение — метод сбора информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственною восприятия я регистрации факторов, касающихся изучаемого объекта н значимых с точки зрения целей: исследования. Наблюдения классифицируют по степени формализации процедуры (па неструктурализовап-пые и структурализованпые), по положению наблюдателя (на включенные и невключенные), по месту и условиям организации (на полевьто и лабораторные), по регулярном и проведения (на систематические и случайные). Научно-техническая революция —
качественные изменения в развития современных производительных сил, характеризуемое превращением науки в непосредственную производительную силу, внедрением автоматического управления и изменением технологии производства.
Наука — сфера человеческой деятельности, целью которой является производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающая в себя ученых, научные учреждения, методы научпого исследования, систему научной информации и всю сумму научных знании.
Нация — исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, boj-никшая на основе единства происхождения, территории, экономической жизни, культуры, языка и самосознания.
Нулевая гипотеза — понятие, применяемое в связи с проверкой статистических гипотез и статистической зависимости. Нулевая гипотеза предполагает, что нет зависимости между переменными, подлежащими исследованию.
Образ жизни — совокупность форм повседневной жизнедеятельности, взятая в единстве с определяющими повседневную жизнедеятельность условиями и направляющими ее потребностями и ценностыми ориента-циями. В качестве основных сфер жизнедеятельности выступают труд, быт, общественно-политическая деятельность и культура.
Образование — социальный ипсти-тут, осуществляющий функции социального управления процессами умственного, нравственного и физического развития молодого поколения, «распределением» поколении, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным «ячейкам» социальной структуры — классам, социальным группам, социальным слоям, трудовым коллективам.
Общая социологическая теория — форма организации социологического знания, в которой отображаются общие и специфические законы развития и функционирования общественно-экономических формации, а также законы перехода от одпих формаций к другим через эпохи социальных революций. Предмотом исследования общей социологической теории выступает общество в целом
с присущими ему законами развитии и функционирования. Она рассматривает любое социальное явли-1шс (политику, науку, семью и т. д) в контексте целостного представления о данной социальной системе, выясняет его место и роль в структуре общественных связей и в то же время соотносит данное явление с широкой картиной историческою развития.
Общественное мнение — отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни. Это проявление общественного сознания (в форме суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес, через призму господствующих социально-экономических отношений.
Общественно-политическая активность — степень участия в общественно-политической деятельности представителей различных социальных классов и групп.
Общественно-политическая активность личности — социальное качество личности, которое, проявляясь в делах, поступках, поведении и деятельности, в сфере социально-политических отношений, характеризует человека как гражданина социалистического общества.
Общественно-экономическая формация — исторически сложившееся едипство различных сторон общественной жизни (экономической, социальной, политической и иделлогичс-ской), взаимодействие между которыми осуществляется по объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания людей, законам.
Общественный класс — большая группа людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Общие социальные законы — законы, действующие во всех общественно-экономических формациях, во всех переходных периодах (напри-
мер, закоп соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил).
Операцноналнзация понятий — специфическая научная процедура установления связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Включает в себя операции, которые используются при построении того или иного инструмента исследования: анкеты, индекса, шкалы и т. д.
Операциональное определение понятия — раскрытие значения теоретического понятия через указание той экспериментальной операции, результат которой, доступный эмпирическому наблюдению "и измерению, свидетельствует о наличии явления, выраженного в понятии.
Опрос — метод сбора эмпирических данных об объективных фактах, .мнениях, знаниях и т. д., основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (раздаточная, почтовая и т. п. апкета) взаимодействии между исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом).
Отклоняющееся поведение — нару-шрпио индивидом или социальной группой норм своей собственной группы илп общества в целом.
Отчет — форма подведения итогов социологического исследования. Содержит в себе описание всех pa.i-делов программы исследования, изложение используемых в ней теорий и методологического аппарата, «писание и объяснение полученных данных. Представляет собой само-стоятельный вид паучной работы, нередко публикуемый в печати полностью или с сокращениями.
Панельное исследование — тип исследования, в котором выборка объектов (индивидов, семей и т. д,) остается неизменной во все временные точки исследования.
Переменпые — социальные явлс-лия и процессы, которые могут быть представлены в виде изменяющейся величины и описаны математическими средствами.
Пилотажные (пробные) исследования, проводимые для оценки качества вопросников, процедуры наблюдений, процедур анализа документов, моделей выборки, а также внесения в них необходимых кор-
ректив и изменений. Итогом этих исследовании являются рабочий документы: окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации сбора исходных данных и т. д.
Нолевое обследование — обследовании, проводимое для сбора основно-ю материала на объекте. При этом предусматривается соблюдение инструкций, разработанных па стадии пилотажных исследований, контроль качества исходных данных по мере ик поступления, организация системы хранения первичных данных.
Прогнозирование — процесс разработки научно обоснованных суж-депий о возможных состояниях объ-(.кта в будущим и (или) об альтернативных путях н сроках их достижения.
Программа исследования — научный документ, в котором дастся изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта н соответствии с решаемыми научными и практическими задачами. Включает в себя: определенно проблемы, объекта п предмета исследования; характеристику цели и задач исследования; предварительный системный анализ объекта исследования; интерпретацию понятии; формулирование рабочих гшю-те.«; определение стратегическою плана исследования; описапие методов сбора информации; описание схемы анализа первичной социологической информации.
Производственная деятельность — совокупность видов деятельности, осуществляемой п рамках производственной сферы. Включает трудовую деятельность в сфере производства и общественно-политическую деятельность, непосредственно связанную г производством (участие в соцсоревновании, рационализации н изобретательстве и т. д.)
Профессиональная ориентация — социальная ориентация на приобретение определенной специальности, получение определенной профессиональной подготовки, включение в определенную сферу трудовой деп-тельностп.
Потребность — обусловленная уровнем развития производства »1 общественных отношений нужда личности (или социальной группы) в определенных средствах,
условиях, видах деятельности, пиг-ективно необходимых для ее существования и развития.
Прикладная социология — совокупность социологических исследований, ориентированных на использование открытых социальных законов и закономерностей для решении социальных проблем, проведение социальных экспериментов и разработку планов социального развития.
Рабочий план исследования — план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей исследования. Основными зреньями этого плана являются пилотажное исследование (или проба), нолевое обследование, подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов. Включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат па исследование, разъяснительную работу, разработку форм контроля за проведением исследования.
Расселение — 1) процесс исторически складывающегося размещении людей на территории мира, страны, региона; 2) пространственная форма организации общества, его территориальная структура на определенный момент развития.
Репрезентативность — характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков (переменных), полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.
Сближение классов и социальныч групп — исторический процесс, происходящий в социалистическом обществе и включающий экономическое сближение по основным классовым критериям, политическое сближение по единству социальных интересов и пелей, участию в управлении делами общества, степени социальной активности, идеологическое сближение по формированию марксистско-ленинского мировоззрения и усвоению коммунистических идеалов рабочего класса, культу р-
4fi2
ное солнженпе, связанное с достижением высших ступеней образования, усвоением и развитием социалистической культуры.
Свободное время — часть внерабочего времени, направленная на всестороннее развитие личности (время на учебу, повышение квалификации, самообразование, воспитание детей, общественную работу, участие в худ. самодеятельности, отдых, занятия физкультурой и спортом, любительский труд и т.д.). Семья — 1) социальный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семенных отношений) ; 2) обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом н духовном воспроизводстве населения.
Система — целостное единство элементов объекта (объектов) и связей между ними.
Содержание труда социально-экономическое — связи п отношения между трудом индивида и трудом всего общества; отражают характерные черты общественных отношений, при которых совершается трудовой процесс. Общественные отношения охватывают отношения собственности (отношения к средствам производства), отношения в процессе производства (общественное разделение труда) и распределительные отношения. Дифференцирующими для рабочего класса и интеллигенции выступают различия места и роли в производстве, определяемые через профессионально-квалификационные различия и по соотношению (комбинации) оспов-'пых элементов труда.
Содержание труда технико-оргапи-зациоиное — совокупность основных производственных функций человека в труде, обусловленных техникой, технологией, предметом труда, организацией труда и способностями работника.
Содержание труда функциональное — структура затрат умственной и физической энергии трудящеюся
при выполнении трудовых функции по: 1) выяснению цели труда и способов ее осуществления (знакомспш с типологией, чертежами, иастром-lcoii оборудования, осмысливании неего этого, планирование работы;
2) подготовке к пронзводствешюму процессу (составление программы, ее закладка, подготовка предмета тру да и средств производства к веде нию технологического процесса);
3) видоизменению предмета труда;
4) управлению средствам» произ водства ц природными процессами, преобразованными в промышленные;
5) контролю за качеством и количе ством продукции, функции наблю дения, управления машиной, допол нения машины вручную, чисто руч ной работы, наладка, контроль и т. д., для НТР — функции научного .исследования, конструирования, уп равления.
Социализация — присвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей, на основе которых формируются социально значимые черты личности.
Социалистический трудовой коллектив — общность людей, объединенных совместной деятельностью на основе производственных отношений социализма, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи, снабженные органами управления и самоуправления.
Социальная группа — объеднпепио люден по общности социально значимого признака. Структура и спс-лнфнка групп в конечном счете объясняются структурой и спецификой социально-экономического строя общества, прежде всего способом производства и определяемой им классовой структурой общества.
Социальная деятельность — совокупность действий личности, преследующей определенные социальные цели и использующей для достижения этих целей различные сродства — экономические, социальные, политические и идеологические.
Социальная дифференциация —. разделение общества на социальные слои и группы, экономически обусловленное общественным разделением труда. Основой дифферепциа-ппи профессиональных, политических, культурных, образовательных групп является классовая дифферен-
циация общества. В условиях социалистического общества ликвидации эксплуататорских классов, измени-II ио общественного разделения труда, рост производительности общественного труда, подъем культуры, образования, социальной активности псех неаптагонистических классов и групп ведут к постепенному преодолению социальной дифференциации, унаследованной от классово-антагонистического общества, к становлению социальной однородности. Социальная мобильность — межгрупповая или пространственная подвижность населения, его способность (готовность) к социальный перемещениям.
Социальная общность — совокупность ' людей, характеризующаяся условиями жизнедеятельности (экономическим, социальным статусом, уровнем профессиональной подготовки и образования, интересами и потребностями и т. д), общими для данной группы взаимодействующих индивидов (социального класса, социально-профессиональной группы и т. д.), принадлежностью к исторически сложившимся территориальным общностям (городу, деревне, поселку), к тем или иным социальным институтам (семье, образованию, науке и т. д.).
Социальная однородность общества — результат преодоления существенных социально-экономических различий между городом и деревней, физическим и умственный трудом, выравнивания их по степени социальной развитости, культуры и образования, общественного управления и самоуправления.
Социальная организация — относительно устойчивая совокупность социальных отношений индивидов и групп индивидов, основанных на системе социальных позиций и социальных ролей, социальных норм и цеппостей, которые придают взаимодействию индивидов и групп ияди-лидов целенаправленный (в соответствии с задачами, поставленными обществом), регулярный и устойчивый характер.
Социальная ориентация — направленность личности па выбор желаемого социального положения и пу-тпй ого достижения. В основе лежит осознание личпостью своего места в социальной структуре общества. В
Социальной ориентации различают •три стороны: ретроспективную (осознанно человеком своего социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиции и путей их достижении) и перспективную (выбор будущего социального положения и этапов движения к нему).
Социальная роль — совокупность функций, которые-должин выполнять человек, занимающий определенный социальный статус в организации.
Социальная система — совокупность социальных явлений и процессов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект. Отдельные явления и процессы выступают в качестве элементов системы.
Социальная ситуация — результат взаимодействия различных элементов социальной структуры в данный исторический период. При изучении ее необходимо: учитывать цели развития социалистического общества, его планомерный и поступательный характер; рассматрива п, ее как сложное, многостороннее явление, испытывающее воздействие самых различных факторов; принимать во внимание особые жизненные обстоятельства, образующие реальную основу поведения социальных групп, коллективов и классов.
Социальная среда — совокупность объективных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. Выделяют макро- и микросреду'. К первой относят: характер общественного разделения труда, вытекающую из него социальную структуру общества, систему образования, воспитание и т. д. Ко второй — трудовой коллектив, семью, школу и т. п.
Социальная структура — устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами являются социальные общности (классы, нации, профессиональные, демографические, территориальные, политические группы), каждая из которых, в свою очередь, есть сложное образование, обладающее своими внутренними слоями и связями.
Социально-классовая структура — система связей общественных классов и социальных групп, определяющих их взаимодействия и отношс-
ния, основа для всех остальных составляющих элементов социальной структуры, наиболее адкватное иро-япление экономической структуры общества и потому приоритета по отношению ко всем другим элементам социальной структуры.
Социально-организационные условия труда — режим труда я стиль работы, ритмичность, подвижность рабочего места, возможность изменения темпов работы, число а длительность перерывов.
Социально-экономические условия груда — система материального и морального стимулирования труди (зарплата, общественные фонды, система поощрений и санкций, надбавок и льгот, оплачиваемых отпускон и т. д.), длительность рабочего дня и рабочего года, требование к общеобразовательной и специальной подготовке работников и т. д.
Социальное воспроизводство — процесс эволюционного развития системы социальных отношений и групп в пределах общественно-экономической формации в форме их циклического воспроизведения; воплощает тенденции изменения социальной структуры, присущие данной формации.
Социальное взаимодействие — взаимное влияние различных сфер, явлений и процессов общественной жизни, осуществляющееся посредством социальной деятельности. Имеет место как между обособленными объектами (внешнее взаимодействие), так и внутри отдельного объекта между его элементами (внутреннее взаимодействие).
Социальное действие — простейший акт социальной деятельности, направленный на достижение определенной цели. Одно и то же действие может входить в состав разных деятельяоетей.
Социальное изменение — появление или исчезновение определенных элементов, составляющих социально» явление или процесс, появление, исчезновение или трансформация внешних или внутренних связей атих элементов. Может быть связано-как с развитием, так и с функционированием данного явления или процесса.
Социальное качество человека — совокупность элементов, определенным образом связанных между со-
бон в обусловленных типом социальною взаимодействия личности о другими людьми в конкретных исторических условиях. К элементам относятся: социально определенная цель деятельности человека; занимаемые социальные позиции и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих позиций и ролей; нормы и ценности, используемая система знаков; совокупность полученных знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность н степень самостоятельности в принятии решений.
Социальное планирование — научное определенно целей социального развития и средств их реализации на определенный (краткий и долгосрочный) промежуток времени. Призвано оказывать научно обоснованное воздействие на стирание социальных различий, всестороннее развитие личности, формирование коммунистических общественных отношений и нового человека.
Социальное поведение — внешнее проявление социальной деятельности, определямое системой социальных норм и ценностей. В поведении отражается взаимодействие личности и социальной среды.
Социальное управление — подчинение закономерного развития и функционирования социальных явлении и процессов сознательно формулируемым и осуществляемым задачам общества. В этом смысле управление непосредственно связано с планированием. Для осуществления управления необходимо иметь представление о структуре управляемого объекта, построить модель этой структуры, учитывая все необходимые изменения связей объекта.
Социальные нормы — установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей, осуществляемого для достижения стоящих перед организацией целей.
Социальные объекты — фрагменты социальной реальности, то, на что направлена познавательная деятельность социолога.
Социальные отношения — отношения между индивидами и социальными группами как носителями раз-
личных видов деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в жизни общества.
Социальные перемещения — проявление социальной мобильности, выражающееся в"переходах индивидов из одного класса в другой, из одной внутриклассовой группы в другую, в переходе жителей деревин в город (и наоборот) как в течение трудовой жизни индивида, так и между поколениями.
Социальные показатели — наблюдаемые и измеряемые характеристики социального явления или процесса, позволяющие судить о его состоянии и тенденции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|