Выборка документов и проблемы качества документальной информации
Решение каждой исследовательской задачи требует определения того, какое количество документов нужно изучить, чтобы данные об объекте были достоверными, т. е. решения вопроса о построении выборки.
При анализе документов, специально составленных для целок исследования, этот вопрос решается просто: анализируются все бел исключения документы. Если же речь идет о документах, не зависимых от исследователя, то при построении выборки возникает необходимость отбора источника информации, отбора документов.
Отбор источников информации. При планировании анализа содержания документов исследователь прежде всего решает, какие источники наилучшим образом могут представить изучаемые характеристики объекта. Если считается, что все документальные источники информации одинаково важны для целей исследования, то может быть построена случайная выборка с помощью одногои-1 стандартных методов.
Так, при изучении лекционной пропаганды может возникнуть вопрос об уровне интереса к той или иной тематике в определенный лромежуток времени. Если за один из критериев интереса принять количество и характер заданных лектору вопросов, то нет нужды рассматривать все вопросы, заданные на каждой из прочитанных
яоо
на эту тему лекций. Здесь можно построить случайную выборку и подвергнуть анализу вопросы, заданные на тех лекциях, который и нее попадут, так как можно считать, что одинаковость темы определяет равнозначность для исследователя всех объединенных ею лекций.
Если допущение о равнозначности лишено оснований, можно обратиться к расслоенной выборке, отражающей те качественный пли количественные стороны источников информации, которые исследователь считает важными и выбирает в качестве критериев расслоения.
Так, при исследовании эффективности деятельности организации может возникнуть вопрос о том, как с этой точки зрения организация оценивает самое себя. Здесь показательными документами могут стать материалы многотиражки или стенной газеты, приказы дирекции. Причем в выборку попадут не все подряд материалы названных источников, а только те, что непосредственно относятся к изучаемому явлению. При изучении процесса принятия организационного решения анализу будут подвергаться только документы, связанные с этим процессом, а другие материалы исследователь рассматривать не будет.
Вопрос о том, какого рода источники информации должны попасть в выборку, может решаться н с помощью экспертной оценки. В приведенном примере характер выборки определялся качественными критериями. Для других целей исследования более важными .могут оказаться количественные критерии.
Это относится прежде всего к средствам массовой коммуникации. Здесь выборка может строиться в соответствии с такими количественными критериями, как тиражность газет и журналов, посещаемость фильмов и т. п.
Отбор документов. Часто уже сам отбор источников информации ограничивает количество документов, подлежащих обработке, до приемлемых размеров. Однако и после этого материал может быть достаточно обширным. Тогда следует провести отбор документов. Так, если речь идет об изучении «самооценки» организации по материалам ее многотиражки пли стенной печати, то таким элементарным документом может быть любое сообщение, связанное с внутренними делами исследуемой организации.
При построении выборки следует принимать во внимание ряд факторов, которые могут оказать значительное влияние на получаемые результаты.
Прежде всего, следует определить, какой объем выборки позволит распространить полученные результаты на исследуемую генеральную совокупность с необходимой для данного исследования степенью точности. Размер выборки будет варьировать в зависимости от целей исследования и от характера получаемых данных.
Так, если исследователю важно оценить динамику выполнении плана предприятием, например, в течение десяти лет, он может Удовлетворяться анализом годовых отчетов предприятия о выполнении производственного плана по изучаемым показателям. Соответ-
гтвенпо будет определяться и объем выборки. Если же в дополнение к этому будет поставлена задача определить нисколько равномерно в течение каждого из рассматриваемых лет распределялось ьыполненпе планового задания, то объем и характер выборки изменятся. Это произойдет за счет включения дополнительных мати-риалов, содержащих данные по крайней мере о поквартальном выполнении плана.
Но каков бы пи был размер выборки, следует убедиться, что она свободна от циклических колебаний, свойственных генеральной совокупности.
Так, при оценке эффективности деятельности предприятия, г до одним из источников информации становится многотиражная газета или стенная печать, важно принять во внимание, что ответы о-деятельности подразделений предприятия обычно появляются здесь ближе к концу квартала и к концу года. Если такого рода колеба-шш не учитываются, это может привести к искажению достоверности полученных данных вне зависимости от того, насколько хорошо была составлена программа исследования.
Решая вопрос построения выборки, следует помнить, что лот таких процедур, которые были бы применимы к любой поставленной задаче. В каждом исследовании, проводимом с помощью анализа документов, этот вопрос решается по-своему, в зависимости от целей исследования, от имеющихся в распоряжении исследователя документов, от необходимого уровня точности результато». Совершенно очевидно, что любая из припятых схем построения выборки вносит с собой в исследование определенные допущения (например, случайная выборка подразумевает допущение о равнозначности всех входящих в генеральную совокупность элементов). Это может оказывать влияние на получаемые результаты. Поэтому построения выборки по той или иной схеме следует обосновать в программе исследования, а связанные с этой схемой допущения и ограничения принять во внимание при интерпретации результатов.
Необходимость критического отношения к документам. Со словом «документ» обычно связапо представление о достоверности, проверенности, точности, непререкаемости. Однако достоверность документов, используемых в конкретно-социологическом исслодояа-нии, всегда должна быть подвергнута специальной проверке. Слепая вера в «правдивость» документа (особенно такая вера распространена по отношению к так называемым официальным документам) может привести исследователя к досадным ошибкам. Поэтсму документы, какими бы достоверными и «правдивыми» опи на пер-Bbiii взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения. И только после того, как последовательно перебраны и проанализированы все пункты, по которым есть основания уединиться в документе, он может быть использован в работе.
При разработке программы исследования нужно четко определить, какого рода характеристики объекта подвергаются изучению,, и в зависимости от этого оценивать документы с точки зрения их. адекватности, надежности, достоверности.
Адекватность документа определяется как степень, в которой фп отражает интересующие исследователя характеристики объекта; т. е. насколько он соответствует предмету исследования.
Если речь идет об оценке эффективности деятельности предприятия как системы с помощью анализа документов, набор документов должен- быть таким, чтобы изучаемая организация была пред-ставлеиа всесторонне. Если в основном будут отобраны документы, относящиеся только к оценке выполнения производственного плана, то они дадут неполную картину деятельности изучаемой органнза-з(пи. Следовательно, данные, полученные при анализе только этих документов, не смогут быть источником обоснованных выводов.
Адекватность самого документа еще не гарантирует адекватности информации, получаемой с его помощью. Социальная информация, получаемая исследователем из документа, в решающей степени зависит от надежности используемых для его анализа категорий. Если выделенные категории не отвечают основным предъяп-ляемым к ним требованиям, то под каждую из них окажется воз-ложным подвести разнородную ннфор*тцию. Полученные данный будут носить неопределенный характер и не смогут служить достаточным основанием для обоснованных и достоверных выводов.
Чтобы прийти к определенным выводам относительно надежности содержания, необходимо сопоставить все данные содержания с какими-то другими данными. Здесь возможно несколько вариантов проверки.
Один из них — сравнение содержания документов, исходящих из одного источиика. Такое сравнение может проводиться: а) ко времени, когда сравниваются характеристики сообщений одного и того же источника в различные моменты времени; б) в различных; ситуациях, например в условиях высокого и низкого напряжения; в) в различных аудиториях. В этом варианте проверки речь идет оо обоснованности утверждения о постоянстве некоторых характеристик, свойственных изучаемому источнику информации. Сравнение сообщений в соответствии с одним или несколькими из названных критериев позволяет выделить изменяющиеся характеристики, отделить их от постоянных.
Другой вариант — метод независимых источников. В этом случае проверка обычно сводится к следующему. Выбираются значимые для целей исследования характеристики из двух (или более) различных источников информации. Затем различия в характеристиках сравниваются с различиями в содержании сообщений (исходи щле из этих источников сообщения должны быть на одну и ту же тему). То, что в содержании не подвергается искажению, обуслои-ленпому спецификой источника, можно будет считать достоверной информацией. В этом случае искажения можно рассматривать как связанные с различиями в выделенных источниках.
Еще один вариант проверки надежности содержания — сопоставление данных со стандартами. В этом случае полученные данные сопоставляются с определенными нормативными представлен Лиями, которые могут формулироваться по-разному. Это могут
Г>ыть стандарты или критерии, выведенные индуктивно ил самих данных содержания. В качестве стандартов могут выступать также теоретические выводы или экспертные оценки.
Достоверность документов. Первая проблема, с которой встреча--ется исследователь при оценке достоверности документа,— это проблема подлинности. Острота ее зависит от типа документа.
Почти никогда не вызывает трудностей установление подлинности документов, представляющих собой социальные явления. Такш» документы (например, пресса, пзданные тексты выступлений и т.п.) чаще всего появляются массовыми тиражами, и исследователь обычно имеет дело с их подлинниками. Значительно труднее установить подлинность документов, описывающих события, особенно если это исторические документы и время их создания достаточно далеко отстоит от нашего времени. Следует также опасаться фальшивых: документов в тех случаях, когда исследователь имеет дело с документацией финансовой, судебной и т. д., так как в этих областях возможны случаи подделки.
В несколько ином свете возникает перед исследователем проблема достоверности копий. В зависимости от вида копии и от способа копирования подлинность копии также должна быть проверена.
Установив достоверность документа, исследователь, прежде чем использовать его в своей работе, долокен проверить достоверность зафиксированной в нем информации. Нельзя поставить вопрос о достоверности политической программы или определенных эстетических или нравственных позиций, но всегда необходимо выяснить, верно или нет описаны факты, точно ли зафиксированы показатели того или иного процесса и т. п.
Первичные документы в этом отношении, как правило, более достоверны, чем вторичные. При анализе первичных документов важно проверить, действительно ли автор документа был свидетелем зафиксированного события или же он описал его на основании сведений, полученных от других, а также выяснить, была ли сделана запись о событии непосредственно после того, кан оно произошло, или же спустя какое-то время. Совершенно очевидно, что записи участника события более надежны, чем записи, сделанные но чьим-то рассказам, 'а записи по свежим впечатлениям более точны, нежели те, что сделаны по прошествии какого-то времени.
Важно обратить внимание на то, с какой целью составлялся документ. Это поможет оценить «величину» и направленность умышленных или непроизвольных искажений. При этом можно оценивать документ с точки зрения полноты информации об описываемом событии, с точки зрения собствепно искажений. Прежде всего информация может быть просто неполной. В документе может быть отражено само событие, но не описан контекст, в котором оно имело место.
Например, если исследователь имеет дело с протоколом какого-**ибо собрания, где не зафиксированы поведете и реакции его участников, то ему трудно будет оценить, каким образом и почему участники собрания приняли одно, а не другое решение. Для noun-
мания этого требуется информация о том, какова была обстановка собрания: проходило оно спокойно л по заранее запланированной схеме или же бурно и стихийно. В этом случае, чтобы оценить значение того, что отражено в документе, исследователю потребуется так или иначе восстановить условия, при которых произошло событие, т. е. дополнить информацию.
Оценку достоверности зафиксированных в документе данных лучше всего производить путем последовательного перебора источников встречающихся в документах «ошибок». Источники ошибок можно разделить на две категории: случайные и систематические.
Случайные ошибки (например, опечатки в статистических от--четах) имеют меньшее влияние на результат исследования. Во-пер» вых, они в какой-то степени статистически самокомпенсируются, во-вторых, крупные ошибки такого рода легко выявляются, ибо чаще всего они резко диссонируют с остальным материалом.
Гораздо большее значение имеет выявление систематических ошибок. Эти ошибки в свою очередь можно разделить на два вида: сознательные и несознательные.
Сознательные «ошибки» часто определяются теми намерениями, которыми руководствуется автор при составлении документа. Это относится и к официальным, и к неофициальным документам. При составлении официального документа автор может исходить из побуждения представить положение дел в более благоприятном или менее благоприятном свете, чем в реальности.
Например, в силу политической ориентации газеты могут тенденциозно описывать события. Такие ошибки выявляются путем внешнего анализа (иногда некоторые внутренние противоречия в содержании могут быть выявлены и путем внутреннего анализа). При этом следует задаться вопросом: было ли кому-либо из участвовавших в создании данного документа выгодно сказать правду?
Характеризуя буржуазную статистику, К. Маркс писал о томг что делается «для преднамеренного статистического обмана»: «...отчеты, публикуемые парламентом... включают в категорию фабричных рабочих не только инженеров, механиков и т. д., по н управляющих фабриками, приказчиков, рассыльных, кладовщиков, упаковщиков н т. д.,— короче, всех, за исключением самого владельца фабрики»21. Далее он отмечал, что официальная буржуазная статистика все более искажает действительность «по мере того, как с накоплением капитала развивается классовая борьба, а потому и самосознание рабочих»".
Документы критического характера обычно акцентируют внимание на отрицательных сторонах того или иного социального явления и в очень незначительной степени отмечают его позитивные аспекты. С другой стороны, авторы, составляющие отчеты о проделанной работе, склонны представлять ситуацию в более благоприят» пом для себя свете,
" Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 431—432. и Там же, с. 663.
305.
Искажение правды в личных докумег!тах может быть как сознательным (в силу каких-либо внешних обстоятельств), так н neocot-наныьш—в тех случаях, когда, например, автор дневника «добросовестно ошибается» относительно собственных чувств и мотивом собственного поведения. Наконец, чувство приличия и элементарный такт также весьма ограничивает искренность личных документов. Погрешности личных документов выясняются как путем внешнего анализа, так н путем сопоставления содержания документа с другими данными о личности автора. Выявление мотивов составления личного документа требует тщательного анализа содержании этого документа в соответствии с заранее разработанными процедурами, а также сопоставления содержания документа с информацией об описанном в нем событии, исходящей из независимых источников.
При оценке достоверности информации, содержащейся в неофициальных личных документах, важно принимать во внимание отношения между автором и излагаемыми им фактами. Различают несколько типов таких отношений, которые могут считаться признаками достоверности информации.
1. Факты, непосредственно не затрагивающие личных интере сов автора.
2. Факты, сообщение которых может нанести определенный ущерб автору, но имеющие для него социальную и психологиче скую ценность.
3. То, что сообщается в документе, в момент записи было обще известным.
4. В тексте сообщаются некоторые детали события, не сущест венные с точки зрения отношения к нему автора.
5. Автор излагает факт, к которому он относится недоброже лательно, или же то, что им сообщается, находится в противоречии с установками автора, предполагаемыми исследователем.
Наиболее серьезную опасность представляют собой несознательные методические ошибки. Для выявления их должна быть тщательно проанализирована методика, по которой составлялся данный документ. Чаще всего такие ошибки можно встретить в статистических документах. Методика, по которой велось наблюдение, могла быть недостаточно отработапа, некоторые существенные показатели наблюдаемого процесса могли остаться скрытыми от наблюдателя. Такие ошибки выявляются только специально предусматриваемыми средствами контроля и проверки собранного материала.
При оценке документов, содержащих статистическую круппи-ровку данных, необходимо выявлять основание классификации. Если это основание не соответствует языку гипотезы исследования, социологу приходится решать проблему перегруппировки данных в соответствии с преследуемыми им целями.
Использование в конкретном социологическом- исследовании документов как источника социальной информации предполагает систематическое изучение их содержания с целью извлечь информацию о различных сторонах отраженного в них явления. Обобщенно
полученных данных и сопоставление выводов с выдвинутыми гипотезами позволяют делать заключения уже об объекте исследования. Данные, полученные при анализе документов, должны отвечать требованию определенного уровня обобщенности; необходимо, чтобы полученная информация обладала теоретической значимостью. Простое описание содержания, пе соотнесенное с характеристиками ис» Следуемого объекта, пе имеет большой научной ценности.
Литература для дополинтслыгого чтения
Алексеев А. Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства.— Тр. Науч. исслед. нн-та культуры, 1974, вып. 9, с. 131—162.
Ананьев В. С, .Ларионов М. П. Методы подбора и анализа донумептов в конкретном социальном исследовании.— Фнлос. науки, 1965, № 2, с. 07—75.
АхмаОиев Г. М., Шешпее А. С, Лавущепко В. П. Система сбора и обработок социально-демографической информации предприятия.— В кн.: Социология п производство. Казань: Таткпигоиздат, 1976, с. 223—232.
Половин В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Киев: Наук, думка, 1974, с. 91—109.
Гслюта А. Л/., Янкова 3. А. Официальные и личные документы в социологическом анализе.— Социол. нсслед., 1971. вып. 7, с. 187—215.
Документальные системы в- управлении/Под ред. Г. Г. Воробьева, М. Г. Гаазе-Раппопорта. М., 1973. 207 с.
Лекции по методике и технике конкретных социальных исследований/Отв. ред. Г. М. Апдреева. М.: Изд-во МГУ, 1972, с. 73—92.
Методы социальной психолопги/Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977, с. 43—60.
Новикова Г. В. Применение контент-анализа должностных ипструкцпй в со-циальпо-психологическом исследовании.— Социол. исслед., 1978, № 4,. с. 144—15!.
Урсул А. Д. Природа информации: Фплос. очерк. М.: Политиздат, 1968. 288 с.
(idoe В. Л. Социологическое исследование. М.: Наука, 1972. 239 с.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ НАБЛЮДЕНИЕ
Наблюдение как метод сбора социальной информации пеполь-» вовалось в марксистско-ленинской социологии уже на первом этапе ее развития. В предисловии к «Положению рабочего класса в Англии» Ф. Энгельс пишет: «Я искал большего, чем одно абстрактное апание предмета, я хотел видеть вас в ваших жилищах, наблюдать-вашу повседневную жизнь, беседовать с вами о вашем положении м ваших нуждах, быть свидетелем вашей борьбы против социальной и политической власти ваших угнетателей. Так я и сделал»'.
Ф. Энгельс обращается к наблюдению как одному из важнейших источников социальной информации, так как само описание жизни рабочего класса, полученное на его основе, имеет первостепенное политическое значение.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 235.
Проводя личные наблюдения, Ф. Энгельс начинает с описания крупных городов, обращает внимание на их планировку (значительно опережая буржуазную экологию городов), изучает районы, улицы и переулки, вскрывает связь между экономическим и социальным развитием общественного строя и застройкой городов. В хо-до анализа собранного материала он обнаруживает связь между социально-экономическим положением жителей и условиями их жизни (жилища, одежда, питание и т. д.), между социально-экономический положением и формированием взглядов, убеждений, морали, т. е. общественным сознанием. Большое количество разнообразной информации, полученной в ходе исследования, позволило Ф. Энгельсу дать всестороннюю картину положения рабочего класса Англии как общественного класса.
В методологическом отношении продемонстрированный Ф. Энгельсом подход к использованию метода наблюдения представляет для социологии несомненный шаг вперед, так как является первой реализацией основного принципа марксистской методологии, требующего проведения теоретического исследования, направленного на решение научной проблемы в тесной связи с практической преобразующей деятельностью. Собираемая Ф. Энгельсом информация с самого начала предназначалась не для простой «констатации действительного положения вещей», а для разрешения важной практической политической проблемы.
Понятие наблюдения
Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех факторов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Систематичность, планомерность и целеустремленность — характерные черты наблюдения как метода копкретного социологического исследования в марксистско-ленинской социологии.
Особенности наблюдения в социологии. Первая особенность — это связь наблюдателя с объектом наблюдения. Ни в какой другой науке исследователю не приходится заниматься изучением совокупности, к которой он сам принадлежит, частью которой он является, от которой непосредственно зависит. Социолог наблюдает общество, социальные процессы и ситуации, являясь одновременно частицей этого общества, неразрывно с ним связанной и подвергающейся леем воздействиям и изменениям, которым подвергается общестио б целом. И эта неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действительности, и на понимание социальных процессов, ситуаций, действий отдельных индивидов, и на его интерпретацию наблюдаемых явлений.
Восприятие наблюдателем социальной действительности (социальное мировосприятие) непременно подвержено влиянию мировоа-
зрения исследователя, т. е. высшей н наиболее обобщенной системы взглядов на мир. Мировоззрение — не беспристрастное зеркальное отражение мира, а система взглядов, выражающих интересы определенных классов. Марксизм-ленинизм как характерную особенность социальной действительности выделяет тот факт, что ее pai-витие осуществляется через деятельность людей, преследующих определенные цели. История, отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, есть «не- что иное, как деятельность преследующего свои цели человека»2. Поэтому познание социальной действительности всегда свя-аано с отношением субъекта познания к познаваемому объекту (проблеме), оно носит ценностный характер.
Объективность социального исследования состоит не в том, чтобы исключить это личностное отношение, а в том, чтобы не подменять эмоциональными, нравственными и прочими ценностными критериями критерии научного исследования, чтобы пафос личностного отношения к исследуемым проблемам был неразрывно связан с пафосом строго научного исследования, с четким логическим аналн-8ом исследуемых предпосылок, с последовательностью их критической проверки и т. д.— со всем тем, что составляет суть научного метода мышления3. Именно объективность (а не «объективизм») исследования, корректность выводов, направленных на решение конкретных социальных проблем, нх «социальная полезность» есть проявление классового подхода. «„Чистый факт", взятый из общественной жизни, уже не беспристрастен. Он уже и выбран с классовых позиций, и выражен в форме, которая соответствует этим позициям»4.
Многие исследователи до Ф. Энгельса обращали внимание на те изменения, которые происходили в структуре английского общества в результате промышленного развития, но Ф. Эпгельс был первым, кто на основе наблюдаемых фактов неопровержимо установил зависимость между развитием средств производства и развитием общественного строя как закономерность исторического процесса .
Борьба классов, противоречие интересов пролетариата и буржуазии были известны со времен Рикардо и французских историков. Мировоззренческие позиции буржуазных исследователей не позволили им зафиксировать полной картины наблюдаемых явлении, увидеть связь между различными фактами, выявить основные тенденции развития наблюдаемых процессов.
Только Ф. Энгельс, работа которого с самого начала была направлена на решение практической политической проблемы, опираясь на теорию общественных классов и общественных формации, сумел увидеть в факте забастовки не проявление противоречия между личностями и группами, а противоречие между классами как
2 Маркс /С, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 102.
1 См.: Евладов В. В. Некоторые особенности социологического исследования,— В кн.: О методологических проблемах общественных исследовании. Л., 1971.
4 Швырев В. С. К проблеме специфики социального познания.— Вопр. философии, 1972, № 3, с. 125.
3D3
историческими соцпальпымп ооразовапиями, показал связь политической борьбы рабочего класса с его социальным и экономическим положением.
Вторая особенность наблюдения в социологии связана с первой и вытекает из нее. Она заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен чисто человеческой черты — эмоциональности восприятия. И если явления неживой природы могут не возбуждать ;>моцнй у наблюдателя, то социальные явления, их восприятие и интерпретация всегда носят эмоциональный характер. И эта эмоциональная окрашенность результатов наблюдения тем выше, чзм теснее наблюдатель связан с объектом наблюдения.
Даже просматривая кадры, сделанные «беспристрастным» наблюдателем — кинокамерой, не следует забывать о том, что камеру направлял человек. Эта особенность наблюдения в социологии при любом исследовании должна учитываться как один из источников иозможного искажения данных наблюдения.
Третья особенность наблюдения — сложность повторного наблюдения. Повторное наблюдение даже повседневного социального факта чрезвычайно затруднительно, ибо социальные процессы подвергаются воздействию огромного числа различных факторов и поэтому крайне редко бывают идентичными. Поэтому лишь тщательное ir многократное наблюдение какого-либо социального явления может лозволить считать информацию о нем достоверной и перейти к интерпретации данных.
Трудности наблюдения. Трудности применения наблюдения в качестве метода сбора первичной социальной информации язляются следствием его особенностей и делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя).
К субъективным трудностям наблюдения относится возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действии других людей через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта.*
К объективным трудностям наблюдения прежде всего следует птпестц ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все социальные факты поддаются ^посредственному наблюдению.
Наблюдение и выводы. Любое восприятие является результатом сложения ощущений в данный момент и уже накопленною опыта.. 1)се, что воспринимает наблюдатель, он сравнивает, сопоставляет с 7см, что оп уже знает, т. е. наблюдение и вывод практически неразделимы.
Как следствие постоянного присутствия элементов памяти н восприятии наблюдателя можно рассматривать и тот факт, что сам объект наблюдения есть результат выбора из всех открытых для наблюдения объектов. Прошлый опыт наблюдателя во многом определяет его точку врения, его систему классификации явлений, п ко-
торую одни факты легко укладываются (и кажутся значимыми), и другие не находят в пен места (кажутся не имеющими значения), и ими пренебрегают.
Восприятие включает осознание наблюдаемых объектов, н основано на вовлечении каждый раз вновь получаемого впечатления и систему уже имеющихся знаний.
Иначе говоря, наблюдатель, обладающий к моменту начала наблюдения определенным опытом (знаниями), в процессе восприятия непрерывно сравнивает, сопоставляет то, что он ощущает, с тем, что он уже знает, н приходит к выводам, согласующимся с его опытом.
Дж. Мейдж приводит такой пример5: испытуемым были розданы картинки с изображением обнесенного забором загородного коттеджа. На переднем плане была видна калитка, а около нее на столбе какая-то табличка. Буквы на табличке были настолько мелкими и неразборчивыми, что прочесть • надпись было невозможно даже с помощью увеличительного стекла. Однако на вопрос экспериментатора, могут ли они прочесть надпись на табличке, около ■80% испытуемых ответили, что они разбирают слова: «Посторонним вход воспрещен. Частная собственность». Разумеется, испытуемые смогли «прочесть» табличку лишь потому, что они неодно-ьратпо видели подобные надписи раньше, т. е. их опыт «подсказал» им, как следует воспринять рисунок.
Влияние взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым. Наблюдая социальный процесс или ситуацию, необходимо все время иметь в виду возможные искажения результатов наблюдения, вызываемые как самим фактом наблюдения, так н фактом присутствия наблюдателя.
Б естественных науках наличие наблюдателя, как правило, не оказывает влияния на изучаемый процесс (объект наблюдения), в то время как при социологическом наблюдении такое воздействие — скорее правило, чем исключение. Даже одно лишь присутствие наблюдателя может существенно изменить ход наблюдаемого процесса (ситуации), особенно если речь идет об исследовании но-болыних по своему составу социальных групп.
Присутствие наблюдателя может вызвать у наблюдаемых чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда ситуация расходится с их представлениями о нормальной ситуации.
Личностные качества наблюдателя, проявление им отношения к происходящим событиям могут также оказать серьезное влияние на поведение наблюдаемых.
Применение наблюдения в конкретном социологическом исследовании. Наблюдение редко бывает основным методом сбора социальной информации. Обычно оно применяется наряду с другими методами и служит специфическим целям. Будучи лишь частью исследования, наблюдение с необходимостью подчиняется целям всего исследования. Это обусловливает и место наблюдения в исследо-
* Madge I. The Tools of Social Science. N. Y., 1965.
патш, и изучаемый объект, и специфические цели соОствепнэ процесса наблюдения.
Наблюдение может применяться тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами. Так бывает, если люди не хотят или не могут достаточно точно и подробно описать последовательность своих действий. Обычно это относится либо к привычным, часто повторяющимся ситуациям, либо к ситуациям, требующим слишком большого эмоционального напряжения. В привычных ситуациях действия людей и большинстве случаев приобретают «автоматический» характер. Человеку в этом случае довольно трудно сказать, какое нмешю ил привычных действий он осуществил и почему. Кроме того, сама часто повторяющаяся ситуация становится для него чем-то данным: л его сознании, и ее особенности, ее характерные черты стираются. При чрезмерном эмоциональном напряжении человек действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, и впоследствии он редко может объяснить, почему он совершил одно действие, а но другое.
Оба типа ситуаций представляют для исследователя большой интерес. Наблюдая изучаемую деятельность со стороны, он может зафиксировать такие ее характеристики, как последовательность ц частоту тех или иных действий, изменения эмоциональной атмо-сферы н т. п., т. е. получцть информацию, недоступную для получения с помощью других методов.
В качестве самостоятельного метода наблюдение чаще и успешнее всего применяется в монографическом исследовании, где к нему не предъявляются требования репрезентативности по отношению к генеральной совокупности.
К числу таких исследований могут быть отпесены «Человек п его работа» (М., 1967), «Копанка 25 лет спустя» (М., 1965), «Рабочий класс н технический прогресс» (М., 1965) и некоторые другие.
В исследованиях поискового плана, т. е. когда еще нет четкого представления о проблеме исследования и задача сводится к уяснению проблематики, предварительному формулированию рабочих гипотез и их первичной проверке, наблюдение в сочетании с изучением литературы и логическим анализом может применяться на всех этапах исследования.
Особое значение оно приобретает при формулировании рабочих гипотез, когда служит основой этого формулирования,'а также при первичной проверке рабочих гипотез.
Например, при исследовании лекционно-пропагандистской работы может возникнуть вопрос о причинах недостаточной активности аудитории. Совершенно очевидно, что исследователь вряд ли сможет на уровне рассуждений четко сформулировать общую гипотезу, дающую ответ на этот вопрос. Только наблюдение различных аудиторий позволит ему выделить набор гипотетических причин, которые он впоследствии заложит в основу построепия дальнейших шагов исследования. Ему потребуется наблюдать за различными типами аудиторий, за поведением слушателей во время лекций,
связать оти наблюдения с тематикой лекций, с манерой изложения материала различными лекторами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|