ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
АНАЛИЗ ДАННЫХ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
I. Подготовка данных к анализу на ЭВМ
Главная задача заключительного этапа социологического исследования — апализ и интерпретация получепных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изменению работы изучаемого социального механизма.
Данные, полученные в социологическом исследовании па стадии сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются на ЭВМ. Современная технология обработки включает целый ряд этапов, основные из которых будут кратко описаны ниже. Поскольку каждый метод сбора информации порождает более или менее специфические процедуры ее обработки, для большей конкретности будем вести изложение применительно к данным анкетных опросов.
Выделяют следующие этапы: редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок, построение переменных (индексов), анализ данных.
Редактирование. Цель этого этапа — подготовка информации, заключенной в вопроснике, для перевода на машинный носитель.
Анкеты, полученные в результате опроса, могут содержать множество ошибок, неточностей и всякого рода погрешностей. Необходимо по возможности избегать их. Для этого непосредственно в процессе исследования, после его окончания или даже после ввода информации в машину проводят контроль каждого вопросника и его редактирование. Наиболее типичные ощибки, подлежащие исправлению, можно сгруппировать следующим образом.
1. Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма вопросника (при наличии нескольких);
опрошен не тот респондент (например, сын вместо отца); отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник (например, шифр предприятия, города и т. д.).
2. Неполнота заполнения вопросника:
отсутствуют ответы на отдельные вопросы или их группы; неясно заполнены вопросники (бланки интервью).
3. Противоречивость ответов:
логические противоречия (например, неработающий отвечает на
43»
блок вопросов «Только для работающих»); несуществующие коды ответов;
неверная интерпретация вопросов респондентом или интервьюером.
Часть из этих ошибок, если они замечены на стадии сбора дап-пых, может быть исправлена в результате беседы с интервьюером, часть — путем повторного обращения к респонденту. Если этого сделать нельзя, зачастую приходится принимать решение об исключении данной анкеты из дальнейшей обработки.
Отсутствие ответов на вопросы (или, как иногда говорят,— пропущенные данные) доставляет исследователю при статистическом анализе много неприятностей (причем в эту категорию следует от-пести ответ типа «Не знаю» и отсутствие ответа как такового). Если возможно, пропуски оставляют незаполненными. В противном •случае приходится прибегать к косвенным методам, например использовать таблицы случайных чисел, данные из прошлых исследований, распределения данной переменной в связи с другими и т. д. Процесс редактирования данных в одних исследованиях (как правило, больших) может быть очень длительным, сложным и многоэтапным, в других — сведен к простому просмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработан докумеит — инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможные ошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения. Исправления и пометки, вносимые редактором в анкету, должны делаться чернилами другого цвета, нежели применяемые для заполнения респондентами.
Кодирование. Цель этого этапа — преобразование собранной информации в числовую форму, которая в свою очередь предназначена для запоминания в ЭВМ в машиночитаемой форме.
Для запоминания информации в ЭВМ используют перфокарты, перфоленты, магиитпые ленты и магнитные диски.
Перфокарта — наиболее распространенный сейчас носитель машиночитаемой информации — представляет собой прямоугольную карточку, обычно из топкого гибкого картона, на которую информация'записывается пробивкой отверстий.
Перфокарта разделена графически на 80 вертикальных колонок, которые пронумерованы слева направо. Каждая вертикальная колонка разделена па 12 частей; 10 из них пронумерованы: 0,1,2,3, 4, 5,6,7,8,9. Выше 0 имеются две непронумерованные позиции. Числовые данные на перфокарте запоминаются пробивкой отверстий на специальном устройстве — перфораторе — в каждой колонке па месте соответствующей цифры. Для того чтобы информация из анкет могла быть перенесена на перфокарты, соответствующие единицы информации необходимо обозначить цифрами, т. е. закодировать.
В большинстве случаев апкеты кодируются па стадии их создания, и респондент непосредственно отмечает тот код, который соответствует его ответу. Однако и в таких анкетах возможна и открывая форма вопросов, требующих последующего кодирования. Бланки
иптервыо могут полностью состоять из открытых вопросов и трс* бовать специального кодирования после проведения опроса.
Часто процесс кодирования совмещается с редактированием.
Существует много способов кодирования информации в анкетах. Выбор того или иного из пих предопределяется главным образом спецификой той программы для ЭВМ, которой располагает исследователь при анализе данных.
Наиболее употребительны следующие два способа.
1. Кодирование с помощью номера вопроса и номера альтернат тивы. В этом случае подряд нумеруются все вопросы. Виутри каж дого вопроса нумеруются все альтернативы.
Пример. 003. Пол респондента
мужской..................... 1
женский..................... 2
При переносе кода ответа на перфокарту на ней перфорируется* например, альтернатива «женский» в виде числа 0032.
2. Позиционное кодирование. В анкете достаточно пронумеровать лишь альтернативы в каждом из вопросов. При этом предполагается, что за каждым вопросом на перфокарте закреплено определенное место — позиция (колонка или группа колонок).
Такой способ кодирования обладает рядом преимуществ, поэтому рассмотрим его более подробно.
Общая структура кодов на перфокарте, применяемых при кодировании данных анкеты позиционным способом, выглядит следующим образом:
Номер колонки на псрфо- Л
карте Описание содержания
1—3 Номер исследования
4—7 Номер анкеты или интервью
8—9 Номер перфокарты
10—80 Данные ответов на вопросы
В первые колонки заносятся помер исследования, затем — номер-кодируемой анкеты, номер перфокарты, поскольку обычно для кодирования одной анкеты необходимо несколько перфокарт (можот-быть несколько десятков), и, наконец, коды альтернатив соответствующих вопросов.
Как правило, перед кодированием анкеты составляется специальная инструкция, которая содержит полное описание значений кодов, применяемых для фиксации информации анкеты и их расположения-па перфокартах.
Пример такой инструкции приведен ниже.
Здесь продемонстрированы лишь две части инструкции по кодированию вопросника. В такой инструкции выписываются последовательно все вопросы, указывается, какими кодами кодируется каждая альтернатива, вводятся специальные коды для фиксации ситуации — когда респондент не ответил на вопрос (обычно кодируется 0), вопрос в соответствии с логической структурой анкеты к рсспоп-
денту не относится (код 9), предусматриваются другие возможные ситуации. Для открытых вопросов разрабатывается классификация ответов и вводятся соответствующие коды.
Процесс кодирования — весьма ответственный этап во всей процедуре сбора социологических данных. От его качества во многом зависит и качество получаемых данных в целом.
Контроль данных и исправление ошибок. Дальнейший процесс преобразования информации из документа сбора состоит в перенесении кодов на машинный носитель — перфокарты — и ввод данных в память ЭВМ.
Важной составной частью подготовки данных к анализу является всесторонний контроль данных и исправление найденных ошибок. Источники ошибок кроются во всех предыдущих этапах исследования от сбора информации до ее ввода в ЭВМ.
Практически очень трудно исправить все ошибки в данных, особенно если это исследование достаточно обширно. Исследователь должен решить, какого рода проверки и исправления наиболее важны для него, а какими ошибками можно пренебречь.
Процедура исправления данных состоит из трех этапов: выявления ошибок, нахождения истинных величин данных или кодов в исходных документах — анкетах, бланках, исправления данных.
Среди множества ошибок, требующих к себе соответствующего внимания, назовем две. Появление кодов, отсутствующих в инструкции по кодированию анкеты. Например, для оценки удовлетворен-
Инструкция по кодированию фрагмента вопросника Всесоюзного исследования образа жизни советских людей (ПСИ АН СССР)
Перфокарта 1 менной ПСре~ колонки Описание содержания кодов
1—5 Номер исследования................................................... 82007
Г)—9 Номер анкеты (4 цифры)............................. • . . . -0228
10—11 Номер перфокарты........................................................ 01
1 12 В.З. Пол респондента
1 — мужской
2 — женский
2 13—14 В.4. Возраст______________ лет
Занести реальный возраст в годах . . от 18 до 97
Возраст 98 и более...................................................... 98
Нет ответа .............................................................. 00
3 15 В.5. Образование
0 — пет ответа
1 — нет начального
2 — начальное
3 — неполное среднее
4 — общее среднее
5 — среднее специальное
6 — незаконченное высшее
7 — высшее
Перфокарта 2
переменной тележки Описание содержания кодов
1—5 Номер исследования.......................................... 82007
6—9 Номер анкеты •................................................... 0228
10—11 Номер перфокарты................................................ 02
25 12 В.45. В настоящее время Вы:
I — работаете в народном хозяйстве . Поставить —2 — находитесь на пенсии и не работаете
9 —3 — учащийся, студент очного учебного заведения
в колонках —4 — не работаете в народном хозяйстве 13—75
26 13—14 В.46. К какой отрасли народного хозяйства относит-
ся предприятие, учреждение, в котором Вы работаете?
0 — нет ответа
1 — промышленность
2 — строительство ••
II — кредитование и др. 12 — к другой отрасли
99 — вопрос к респонденту не относится
27 15 В.47. Вы работаете:
0 — нет ответа
1 — на заводе, фабрнье
2 — в колхозе
3 — в совхозе
4 — в учреждении
5 — в другой организации
9 — вопрос к респонденту не относится
пости работой была использована шкала с градациями 1,2,3,4,5, б, 7 и дополнительно коды — 0 (отсутствие ответа), 9 (респондент не работает и вопрос к нему не относится). Тогда числа 8,10,11 и т. д. будут ложными кодами, которые необходимо исправить.
Другая ошибка — появление кодов, выходящих за рамки логической структуры вопросника. Например, для вышеприведенного примера ясно, что на вопрос должны отвечать лишь работающие, и эгот факт должен быть проверен при контроле данных. Иногда этот тип контроля называют проверкой данных на логическую согласованность.
После корректировки данных полезно подсчитать частотные распределения для всех переменных в исследовании. Это позволит выявить не только ложные коды, но и получить первые сведения о выборке.
Построение новых переменных.Перед анализом данных и в процессе их анализа часть вопросов анкеты (переменные, признаки в терминологии этапа работы с данными) в исходной формулировке подвергается преобразованиям. Тип этих преобразований определя-
ется гипотезами исследования, програлшой анализа полученной пи-формации и копкретными свойствами эмпирических данных, получаемых в результате их сбора.
Преобразования переменных могут быть очень простыми, когда, например, для открытого вопроса о возрасте вводят определенную группировку возрастов или шкалу с семью градациями свертывают в трехбалльпую, и очень сложными, когда на нескольких переменных строится новая — индекс (например, на основе вопросов о различных статьях денежных доходов семьи и ее составе- подсчитыва-ется индекс — средний доход, приходящийся па одного члена этой семьи).
Для построения индексов могут применяться всевозможпые статистические методы — факторный анализ, кластерный, регрессионный и т. д., различные логически и теоретически обоснованные эвристические процедуры преобразования.
Подготовка эмпирических данных, полученных в ходе социологического исследования, к анализу — достаточно трудоемкий и длительный процесс. Следующий этап работы с данпыми — собственно их анализ.
Описание и объяснение
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|