Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ





ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

АНАЛИЗ ДАННЫХ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

I. Подготовка данных к анализу на ЭВМ

Главная задача заключительного этапа социологического иссле­дования — апализ и интерпретация получепных данных, обобщение выводов и выдача рекомендаций по совершенствованию или изме­нению работы изучаемого социального механизма.

Данные, полученные в социологическом исследовании па стадии сбора эмпирического материала, как правило, обрабатываются на ЭВМ. Современная технология обработки включает целый ряд эта­пов, основные из которых будут кратко описаны ниже. Поскольку каждый метод сбора информации порождает более или менее специ­фические процедуры ее обработки, для большей конкретности будем вести изложение применительно к данным анкетных опросов.

Выделяют следующие этапы: редактирование данных, кодирова­ние данных, контроль данных и исправление ошибок, построение переменных (индексов), анализ данных.

Редактирование. Цель этого этапа — подготовка информации, за­ключенной в вопроснике, для перевода на машинный носитель.



Анкеты, полученные в результате опроса, могут содержать мно­жество ошибок, неточностей и всякого рода погрешностей. Необхо­димо по возможности избегать их. Для этого непосредственно в процессе исследования, после его окончания или даже после вво­да информации в машину проводят контроль каждого вопросника и его редактирование. Наиболее типичные ощибки, подлежащие исправлению, можно сгруппировать следующим образом.

1. Нарушение полевых процедур опроса: использована не та форма
вопросника (при наличии нескольких);

опрошен не тот респондент (например, сын вместо отца); отсутствуют шифры, идентифицирующие вопросник (например, шифр предприятия, города и т. д.).

2. Неполнота заполнения вопросника:

отсутствуют ответы на отдельные вопросы или их группы; неясно заполнены вопросники (бланки интервью).

3. Противоречивость ответов:

логические противоречия (например, неработающий отвечает на

43»

блок вопросов «Только для работающих»); несуществующие коды ответов;

неверная интерпретация вопросов респондентом или интервью­ером.



Часть из этих ошибок, если они замечены на стадии сбора дап-пых, может быть исправлена в результате беседы с интервьюером, часть — путем повторного обращения к респонденту. Если этого сделать нельзя, зачастую приходится принимать решение об исклю­чении данной анкеты из дальнейшей обработки.

Отсутствие ответов на вопросы (или, как иногда говорят,— про­пущенные данные) доставляет исследователю при статистическом анализе много неприятностей (причем в эту категорию следует от-пести ответ типа «Не знаю» и отсутствие ответа как такового). Если возможно, пропуски оставляют незаполненными. В противном •случае приходится прибегать к косвенным методам, например ис­пользовать таблицы случайных чисел, данные из прошлых исследо­ваний, распределения данной переменной в связи с другими и т. д. Процесс редактирования данных в одних исследованиях (как правило, больших) может быть очень длительным, сложным и мно­гоэтапным, в других — сведен к простому просмотру анкет. Однако в любом случае должен быть в явной форме разработан докумеит — инструкция по редактированию, который бы указывал, на какого рода возможные ошибки следует обратить внимание и что с ними делать в случае обнаружения. Исправления и пометки, вносимые редактором в анкету, должны делаться чернилами другого цвета, нежели применяемые для заполнения респондентами.

Кодирование. Цель этого этапа — преобразование собранной ин­формации в числовую форму, которая в свою очередь предназначе­на для запоминания в ЭВМ в машиночитаемой форме.

Для запоминания информации в ЭВМ используют перфокарты, перфоленты, магиитпые ленты и магнитные диски.



Перфокарта — наиболее распространенный сейчас носитель ма­шиночитаемой информации — представляет собой прямоугольную карточку, обычно из топкого гибкого картона, на которую инфор­мация'записывается пробивкой отверстий.

Перфокарта разделена графически на 80 вертикальных колонок, которые пронумерованы слева направо. Каждая вертикальная ко­лонка разделена па 12 частей; 10 из них пронумерованы: 0,1,2,3, 4, 5,6,7,8,9. Выше 0 имеются две непронумерованные позиции. Числовые данные на перфокарте запоминаются пробивкой отверстий на специальном устройстве — перфораторе — в каждой колонке па месте соответствующей цифры. Для того чтобы информация из ан­кет могла быть перенесена на перфокарты, соответствующие еди­ницы информации необходимо обозначить цифрами, т. е. закоди­ровать.

В большинстве случаев апкеты кодируются па стадии их созда­ния, и респондент непосредственно отмечает тот код, который соот­ветствует его ответу. Однако и в таких анкетах возможна и откры­вая форма вопросов, требующих последующего кодирования. Бланки

иптервыо могут полностью состоять из открытых вопросов и трс* бовать специального кодирования после проведения опроса.

Часто процесс кодирования совмещается с редактированием.

Существует много способов кодирования информации в анкетах. Выбор того или иного из пих предопределяется главным образом спецификой той программы для ЭВМ, которой располагает исследо­ватель при анализе данных.

Наиболее употребительны следующие два способа.

1. Кодирование с помощью номера вопроса и номера альтернат
тивы.
В этом случае подряд нумеруются все вопросы. Виутри каж­
дого вопроса нумеруются все альтернативы.

Пример. 003. Пол респондента

мужской..................... 1

женский..................... 2

При переносе кода ответа на перфокарту на ней перфорируется* например, альтернатива «женский» в виде числа 0032.

2. Позиционное кодирование. В анкете достаточно пронумеровать
лишь альтернативы в каждом из вопросов. При этом предполагается,
что за каждым вопросом на перфокарте закреплено определенное
место — позиция (колонка или группа колонок).

Такой способ кодирования обладает рядом преимуществ, поэтому рассмотрим его более подробно.

Общая структура кодов на перфокарте, применяемых при коди­ровании данных анкеты позиционным способом, выглядит следую­щим образом:

Номер колонки на псрфо- Л

карте Описание содержания

1—3 Номер исследования

4—7 Номер анкеты или интервью

8—9 Номер перфокарты

10—80 Данные ответов на вопросы

В первые колонки заносятся помер исследования, затем — номер-кодируемой анкеты, номер перфокарты, поскольку обычно для ко­дирования одной анкеты необходимо несколько перфокарт (можот-быть несколько десятков), и, наконец, коды альтернатив соответ­ствующих вопросов.

Как правило, перед кодированием анкеты составляется специаль­ная инструкция, которая содержит полное описание значений кодов, применяемых для фиксации информации анкеты и их расположения-па перфокартах.

Пример такой инструкции приведен ниже.

Здесь продемонстрированы лишь две части инструкции по коди­рованию вопросника. В такой инструкции выписываются последова­тельно все вопросы, указывается, какими кодами кодируется каж­дая альтернатива, вводятся специальные коды для фиксации ситуа­ции — когда респондент не ответил на вопрос (обычно кодируется 0), вопрос в соответствии с логической структурой анкеты к рсспоп-

денту не относится (код 9), предусматриваются другие возможные ситуации. Для открытых вопросов разрабатывается классификация ответов и вводятся соответствующие коды.

Процесс кодирования — весьма ответственный этап во всей про­цедуре сбора социологических данных. От его качества во многом зависит и качество получаемых данных в целом.

Контроль данных и исправление ошибок. Дальнейший процесс преобразования информации из документа сбора состоит в перене­сении кодов на машинный носитель — перфокарты — и ввод данных в память ЭВМ.

Важной составной частью подготовки данных к анализу явля­ется всесторонний контроль данных и исправление найденных оши­бок. Источники ошибок кроются во всех предыдущих этапах иссле­дования от сбора информации до ее ввода в ЭВМ.

Практически очень трудно исправить все ошибки в данных, осо­бенно если это исследование достаточно обширно. Исследователь должен решить, какого рода проверки и исправления наиболее важ­ны для него, а какими ошибками можно пренебречь.

Процедура исправления данных состоит из трех этапов: выявле­ния ошибок, нахождения истинных величин данных или кодов в исходных документах — анкетах, бланках, исправления данных.

Среди множества ошибок, требующих к себе соответствующего внимания, назовем две. Появление кодов, отсутствующих в инструк­ции по кодированию анкеты. Например, для оценки удовлетворен-

Инструкция по кодированию фрагмента вопросника Всесоюзного исследования образа жизни советских людей (ПСИ АН СССР)

Перфокарта 1
менной ПСре~ колонки Описание содержания кодов

1—5 Номер исследования................................................... 82007

Г)—9 Номер анкеты (4 цифры)............................. • . . . -0228

10—11 Номер перфокарты........................................................ 01

1 12 В.З. Пол респондента

1 — мужской

2 — женский

2 13—14 В.4. Возраст______________ лет

Занести реальный возраст в годах . . от 18 до 97

Возраст 98 и более...................................................... 98

Нет ответа .............................................................. 00

3 15 В.5. Образование

0 — пет ответа

1 — нет начального

2 — начальное

3 — неполное среднее

4 — общее среднее

5 — среднее специальное

6 — незаконченное высшее

7 — высшее

Перфокарта 2

переменной тележки Описание содержания кодов

1—5 Номер исследования.......................................... 82007

6—9 Номер анкеты •................................................... 0228

10—11 Номер перфокарты................................................ 02

25 12 В.45. В настоящее время Вы:

I — работаете в народном хозяйстве .
Поставить —2 — находитесь на пенсии и не работаете

9 —3 — учащийся, студент очного учебного заведения

в колонках —4 — не работаете в народном хозяйстве 13—75

26 13—14 В.46. К какой отрасли народного хозяйства относит-

ся предприятие, учреждение, в котором Вы работаете?

0 — нет ответа

1 — промышленность

2 — строительство
••

II — кредитование и др.
12 — к другой отрасли

99 — вопрос к респонденту не относится

27 15 В.47. Вы работаете:

0 — нет ответа

1 — на заводе, фабрнье

2 — в колхозе

3 — в совхозе

4 — в учреждении

5 — в другой организации

9 — вопрос к респонденту не относится

пости работой была использована шкала с градациями 1,2,3,4,5, б, 7 и дополнительно коды — 0 (отсутствие ответа), 9 (респондент не работает и вопрос к нему не относится). Тогда числа 8,10,11 и т. д. будут ложными кодами, которые необходимо исправить.

Другая ошибка — появление кодов, выходящих за рамки логиче­ской структуры вопросника. Например, для вышеприведенного при­мера ясно, что на вопрос должны отвечать лишь работающие, и эгот факт должен быть проверен при контроле данных. Иногда этот тип контроля называют проверкой данных на логическую согласован­ность.

После корректировки данных полезно подсчитать частотные распределения для всех переменных в исследовании. Это позволит выявить не только ложные коды, но и получить первые сведения о выборке.

Построение новых переменных.Перед анализом данных и в про­цессе их анализа часть вопросов анкеты (переменные, признаки в терминологии этапа работы с данными) в исходной формулировке подвергается преобразованиям. Тип этих преобразований определя-

ется гипотезами исследования, програлшой анализа полученной пи-формации и копкретными свойствами эмпирических данных, полу­чаемых в результате их сбора.

Преобразования переменных могут быть очень простыми, когда, например, для открытого вопроса о возрасте вводят определенную группировку возрастов или шкалу с семью градациями свертывают в трехбалльпую, и очень сложными, когда на нескольких перемен­ных строится новая — индекс (например, на основе вопросов о раз­личных статьях денежных доходов семьи и ее составе- подсчитыва-ется индекс — средний доход, приходящийся па одного члена этой семьи).

Для построения индексов могут применяться всевозможпые ста­тистические методы — факторный анализ, кластерный, регрессион­ный и т. д., различные логически и теоретически обоснованные эв­ристические процедуры преобразования.

Подготовка эмпирических данных, полученных в ходе социоло­гического исследования, к анализу — достаточно трудоемкий и дли­тельный процесс. Следующий этап работы с данпыми — собственно их анализ.

Описание и объяснение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.