СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРУКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социометрический опрос
Практика применения методов опроса привела к разработке ряда специфических методик изучения социальных явлений ипроцессов. Такими методиками являются методика изучения бюджетов времени, социометрические методы изучения межличностных отношений в малых группах и т. д.
Социометрический метод — это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы {например, учебного, научного или производственного коллектива).
Введем следующие понятия.
Выбор —г выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом.
Отклонение (отрицательный выбор) — выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом.
Опускание — оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения).
Так как каждый индивид может выразить свое отношение кдругим индивидам тремя различными способами, то для каждой пары индивидов существует шесть возможных типов зависимости:
1. Тип А. I выбирает / п / выбирает I.
2. Тип Б. i выбирает / п ;' опускает /.
3. Тип В. i выбирает / и / отклоняет /.
4. Тип Г. i опускает / и / опускает i.
5. Тип Д. i опускает ) п ] отклоняет I.
6. Тип Е. I отклоняет / н / отклоняет i.
Социометрический критерий.Существенным для содиометрпчег ского опроса является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности.
Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая коптак-то.м и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием.
Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений (например: «С кем из членов бригады Вы хотели бы вместе работать на один наряд?», «Кого из товарищей по бригаде Вы пригласили бы к себе на день рождения?», «С кем из членов бригады Вы не хотели бы работать на один наряд?», «Кого из членов бригады Вы не пригласили бы к себе на день рождения?» и т. п.).
Виды социометрических критериев. Реакция опрашиваемого на социометрический критерий в виде выбора или отклонения какого-либо из членов коллектива (группы) как участника совместной деятельности определяется не только содержанием критерия, но л целым рядом свойств, знание п учет которых являются необходимыми для выявления и фиксации структурных особенностей изучаемого коллектива. В основном критерии делятся на производственные и непроизводственные.
Производственные критерии позволяют исследователю выяснить межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности. Они формулируются в виде вопроса, требующего выбора лиц для совместного выполнения рабочих заданий, например: «Кого бы Вы выбрали напарником по...?»
Непроизводственные критерии являются показателями межличностных взаимоотношений в коллективе. В качестве такого критерия выделяется значимая ситуация, не связанная с производственной деятельностью коллектива. Она фиксируется в виде вопроса, требующего выбора партнера для проведения досуга, и т. п. (например: «С кем Вы хотели бы отметить свой день рождения?», «С кем бы Вы хотели учиться в одной группе?»). Выборы по непроизводственным критериям образуют так называемые психогруппы.
Прогностический критерий — критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента.
Используя прогностический критерий, можно получить представление опрашиваемого о структуре коллектива, основанное на его психологических и социально-психологических особенностях.
Респонденту предлагается ответить на вопрос, кто из членов коллектива выберет или отвергнет его как партнера в каком-либо виде деятельности (например: «Кто, по вашему мпению, из членов бригады выберет Вас напарником по сборке?», «Кто из членов бригады пригласит Вас на свой день рождения?»).
Социальные критерии предполагают выбор для совместной общественной работы (например: «Вместе с кем Вы хотели бы проводить проверку работы заводской столовой?», «С кем Вы хотели бы ходить на дежурства добровольной народной дружины?»). Выборы по социальным критериям образуют социогруппы.
Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров для какой-либо совместной деятельности (например: «С кем Вы хотели бы работать на общий наряд?»). Отрицатель*
ным называется критерии, предполагающий выделение из коллек-" тива лица (или лиц), с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью (например: «С кем Вы не хотели бы работать на общий наряд?»).
Положительные и отрицательные критерии часто называются в литературе прямыми и обратными.
Двойными называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления (выбор соседа по комнате, спутника в командировку, противника или союзника в игре и т. п.; например «С кем Вы хотели бы жить в одной комнате?»).
Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осу* ществлении которой с необходимостью возникает HepaeencTBq вы-< бирающего и выбранного (примером может служить социометрический выбор руководителя или подчиненного: «Кто из членов кол-< лектива, по Вашему мнению, должен быть бригадиром?»).
Выбор того или иного способа конструирования критерия определяется как задачами исследования, так и характеристиками изучаемой группы (уровень общего образования и т. д.).
Требования к социометрическому критерию. Социометрический критерий должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (конкретность, однозначность и т. д.). Кроме того, при формулировке социометрического критерия важно учитывать следующие правила.
1. Социометрический критерий должен быть подобран таким об разом, чтобы в его содержании прежде всего отражались взаимо отношения между членами коллектива. Только в этом случае он будет действительным инструментом социометрического исследо вания.
2. Социометрический критерий должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности, т. е. опрашиваемый должен выбрать или отклонить другого члена коллектива.
3. Критерий не должен ограничивать возможности выбора. Оп рашиваемый (респондент) должен четко представлять, размеры н границы коллектива и знать, что он имеет право выбрать любого его члена.
4. Используемые критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него.
5. Критерий должен описывать конкретные ситуации, для того чтобы у респондента было конкретное основание для выбора или отклонения партнера.
6. Особое внимание нужно уделить формулировке критерия. Как правило, используются такие варианты вопросов, как: «Кого Вы хотели бы выбрать...?», «Кто Вам больше (меньше) нравится...?» и т. д.
При необходимости ограничения выбора или шкалирования выборов следует отметить это в вопросе или инструкции к анкете.
Количество критериев определяется задачами исследования и способов обработки полученной информации.
Требования к проведению социометрического опроса. Проведение социометрического опроса должно удовлетворять следующим требованиям.
Опрос можно проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности (обычно не менее шести месяцев), на основе которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами (совместная работа, учеба и т. д.). В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.
Размер коллектива должен предоставлять ее членам возможность активного непосредственного общения. Поэтому оптимальное количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8—9 человек. Большой размер коллектива снизит качество получаемой информации.
Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности. Содержание выбранного критерия (работать на одной операции, сидеть за одной партой, жить в одной квартире и т. д.) должно быть ясным и понятным для всех членов изучаемого коллектива. Необходимо указать возможное число выборов. Когда требуется получить полную картину взаимоотношении между членами данного коллектива, разрешается делать неограниченное число выборов. Если же исследователя интересуют типичные элементы структуры, то вводится ограничение числа выборов.
Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деятельности только в пределах своего коллектива.
Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, так как это резко нарушает анонимность, являющуюся обязательным условием успешного проведения социометрического опроса. Каждый член коллектива должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с другими.
Процедура социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов.
Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить им доверие к себе. Предварительный контакт исследователя с членами коллектива повышает нх психологическую готовность к предстоящему опросу. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических критериев:
Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек.
39*
Фаза обработки. Обработка информации, представление се в свернутом виде; проверка надежности полученных данных.
Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.
Социометрическая карточка. Для обора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения респондентам.
Социометрическая карточка обычно начинается обращением, которое имеет своей целью информировать участников исследования о его задачах, способе заполнения карточки, о гарантиях анонимности н т. п. Основная функция обращения к респонденту заключается в том, чтобы заинтересовать его в участии и побудить к внимательному п правдивому заполнению карточки. Остальное пространство социометрической карточки занято вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов).
Существуют различные способы оформления социометрической карточки; в зависимости от целей исследования выбирается тот или иной способ. Карточки могут быть оформлены так:
Фамилии Критерии выбора
членов
группы I II III и т. д.
Иванов -|- +
Петров -f-
Сидоров + +
Для каждого критерия может быть составлена отдельная карточка. Респондентов просят отметить крестиком фамилии тех индивидов, которых они выбирают или отклоняют по соответствующему критерию.
Крупным недостатком такого рода оформления социометрической карточки является тот факт, что заполняющий ее респондент испытывает определенное неосознанное давление, принуждающее его отмечать даже тех индивидов, о которых у него пет определенного мнения; кроме того, при таком варианте оформления социометрической карточки респондент имеет перед глазами список членов своего коллектива, и поэтому в его ответах фиксируются не только те индивиды, которые удерживаются в активном сознании респоп-дента.
Для того чтобы зафиксировать индивидов, удерживаемых в активном сознании респондента, применяют такой вид социометрической карточки:
Первый положительный критерий выбора
лльтс; нативный критерий выбора
-------------------------------------------- и т. д.
Респондентов просят вписать в пустующие строчки фамилии тех, кого они выбирают или отклоняют по определенным критериям. Пример оформленной таким образом карточки приведем ниже.
Уважаемый товарищ!*
Взаимоотношения в трудово.м коллективе оказывают очень сильное влияние как на самочувствие отдельного человека, так и на работоспособность всего коллектива. В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе (в бригаде, на участке) просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии товарищей (или их номера по списку группы).
1. Как Вы считаете, кто в Вашем коллективе пользуется самым большим авто ритетом у товарищей?
1_____________________ 2_____________________ 3------------------------------------
2. Кто из Ваших товарищей, по Вашему мнению, вызывает наибольшие симпа тии в коллективе?
1-------------------------------- 2_____________________ 3------------------------------------
3. К кому пз товарищей Вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе?
\______________________ 2_____________________ 3________________________
4. С кем из товарищей Вы могли бы поделиться своими личными пережива ниями?
1_____________________ 2____________________ — 3________________________
5. Кого из товарищей Вы охотно пригласили бы к себе в гости?
1_____________________ 2_____________________ 3________________________
С. С кем из товарищей Вы охотно стали бы выполнять совместное задание?
j______________________ 2_____________________ 3________________________
7. С кем из членов Вашего коллектива Вы не хотели бы иметь ничего общего?
1_____________________ 2_____________________ 3-------------------------------------
• Планирование социальногв развития коллектива предприятия: Методические рекомендации/Гл. ред. Д. А. Керимов. М., 1975, с. 240—.241.
Этот способ, однако, предполагает необходимость большой заинтересованности опрашиваемых, так как существует большая опасность, что респондентам не захочется особенно' утруждать себя раздумьем над каждым критерием (особенно если критериев много) и вписыванием всех фамилий, которые, на их взгляд, соответствуют тому или иному критерию. В этом случае часто отмечают одну фамилию в каждой графе, чтобы выполнить свой долг, как он понимается респондентом, не особенно утруждая себя при этом.
Если есть необходимость включить в социометрическую карточку большое количество критериев выбора, то для того, чтобы снять аюнотонность и вызываемую ею утомляемость респондентов при заполнении карточки, можно объединить критерии выбора в отдельные смысловые блоки, снабженные своими вводными шапками,
которые могут служить уточпепию содержания п цели входящих в данный блок критериев.
Чтобы придать процессу заполнения карточки игровой характер (с целью более активного вовлечения респондентов в участие), можно оформлять карточку в виде кармашков с положительными, отрицательными и нейтральными критериями. В таком случае респондентам предлагается разложить карточки с фамилиями в кармашки по всем критериям в соответствии со своим выбором.
Такое оформление социометрической карточки целесообразно в том случае, когда не ставится задача зафиксировать только тех индивидов, которые присутствуют в активном сознании респондентов, когда исследователю важно выяснить, как индивиды распределяют всех членов своего коллектива по различным критериям. Вторым условием целесообразности применения таким образом оформленной карточки является наличие большего количества критериев.
7. Обработка и анализ результатов социометрического опроса
Обработка полученной информации включает построение социо-матриц, социограмм, а также расчет социометрических индексов.
Социоматрица. Первым этапом обработки обычно является построение социоматрицы, т. е. сведение всех результатов опроса с индивидуальных социометрических карточек в общую таблицу.
Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. Социоматрица даст возможность произвести анализ существующих связей путем преобразования матриц.
Строится она по следующему принципу: в горизонтальных строках, которых столько же, сколько членов в данном коллективе, указываются выборы / — членов (кто выбирает), а в вертикальных столбцах — число полученных выборов теми же лицами, но в роли выбираемых членов. Социоматрица фиксирует отношения членов коллектива друг к другу по данному критерию (табл. 3).
Путем преобразования матриц проводится анализ связей и взаимоотношений в коллективе.
Таблпца 3
Кого выбирают Итого отдано выборов Кто выОи------------------------------------------------------------------------------ _-------- .---------------- ■---------------
РаСТ____________________ А \ В \ С I | i 1 |
А 0 + 0 ... 1 0 1
В + 0 -... 1 1 2
С + О 0 ... 1 0 1
2+ 2 1 1 ... 3
2- 0 0 1 ... 1
2± 2 1 1 ... 4
Соцноматрица одного из коллективов представлена в табл. А.
Из су-мм в столбцах можно установить, что Л является лицом, которое имеет наибольшую возможность считаться авторитетом коллектива, в то время как личность F коллективом полностью отклоняется. При этом сравнение сумм по столбцам и строкам показывает, что F, напротив, расположена ко многим членам коллектива. Личность К является, соответственно соцноматрице, изолированной.
С помощью соцноматриц исследователь получает возможность изучить различные социальные связи.
Таблица 4
Кого выбирают Отааш^
Кто выбирает i------------------------------------------------------- голо™------ DccrQ
ABCDEFGII1JK + —
А 0+ + + 0-00000 31 4
В И- ОН- 00— 00000 2 1 3
С + + 000-0 0000 21 3
D +00 ОН------ 00000 21 3
Е 000+000+000 20 2
F + + + 00000000 30 3
О ++000— 0+000 31 4
К +00000+0000 20 2
/ 0000+000-------- 0 12 3
/ 00000 0 00000 00 0
К 00000000000 00 0
Содержится голо- + 64322012000 20 7 сов — 00000,5 00110
Всего: 64322512110 27
Н---- отношение симпатии (выбор);------- антипатия (отклонение); 0 — безразличие
Графический метод. Большие возможности для анализа впутрч коллективной и межколлективной структуры дает графический метод. Графическое изображение связей внутри коллектива, устанавливаемых на основании выбора, называется социограммой.
Социограмма строится по результатам опроса, занесенным в со-циоматрицу, и является ее наглядным графическим отображением.
При анализе системы связи применяют различные социограм-мы, которые отражают различные качественные аспекты социальных отношений: рабоче-функцпональную, связей руководства, социально-психологических связей п т. д.
Основные формы изображения. Индивид или коллектив, являющиеся отдельным исследуемым элементом, изображаются следующим символом (рис. 3).
Связи между двумя элементами одного объекта, их действия и поступки изображаются с помощью черты между элементами (рис. 4).
В отношениях между Л и В Л является активным, В — пассивным элементом коммуникации (шшример, направление рабочих свя-аей). На этой основе моншо соответственно квалифицировать связи элементов как активные и пассивные (рис. 5).
При этом измеряется интенсивность коммуникаций (связи) и соответственно ее характер. Так, интенсивность объединения для
Рис.5. Виды коммуникаций между Рис.6. Интенсивность связи илементами: активная, пассивна», я — слабая односторонняя; б — сла- активная и пассивная (смешанная) бая взаимная; в — сильная односто-
ронняя; г — сильная взаимная; д — взаимная инеодинаковая
Рис. 10. Социограмма взаимо- Рис.11
отношении в группе
совместной трудовой деятельности молено определить через измерение внутренних рабочих связей между членами коллектива, симпатию и антипатию — посредством шкалы и т. д. (рис. б).
Рассмотрим следующие элементарные структуры, наиболее характерные для сопрограмм.
1. Изолированный элемепт. Это индивид (для больших социаль ных систем — коллектив), не связанный с другими элементами. Его выделение важно при изучении функциональных связей рабочего коллектива или эмоционально-психологических связен симпатий внутри коллектива.
2. Срязь между двумя элементами (рис. 7) — диада. Эта струк тура очень часто наблюдается в небольших коллективах, например в форме совместной' деятельности, а также как дружеские и дове рительные связи между двумя людьми.
3. Триада, тетрада и другие виды связи, состоящие из большого числа элементов (рис. 8, 9).
Структуры этого вида характерны для небольших коллективов. и небольших рабочих группировок внутри больших коллективов.
Триада, тетрада и другие положительно взаимосвязанной комбинации членов составляют «ядра» коллектива и встречаются во всех формах социальных общностей. Они представляют собой группировки, круги друзей, существующие и в больших социальных объединениях. В «ядрах» вес элементы симметрично связаны между собой. Это «группы в группах» со своими взглядами, обязательствами друг перед другом и т. п. Поведение людей в этих группировках не поддается строгому регламентированию со стороны внешних, официальных норм, что повышает ценность социометрического' опроса, способность выявить такие группировки.
Из социограммы на рис. 10 (связь симпатии — положительный выбор — изображается сплошными линиями, отрицание — пунктирными) можно заключить, что А — лидер коллектива, образующий совместно с В й С ее ядро. Члены коллектива Е и С испытывают-взаимную неприязнь. F оказался вне контакта с остальными.
4. Звезда (рис. 11).
Звезда (рис. 11) также образует элементарный тип конфигурации различных видов социальных связей. Она применяется как: изображение специфических структурных форм, объединений в материальном производстве, в процессе проектирования, планирования п научной работы, как структурная форма жесткой связи в маленькой группе, связей антипатии, симпатии и т. д.
При социометрическом анализе структуры авторитета в бригаде одного завода было исследовано, какие лица, по мнению членов коллектива, способны руководить бригадой (рис. 12).
Центральные позиции запимают Л, В, С, Они являются личностями с большим авторитетом, с самым большим влиянием (особенно А па основании его взаимоотношений с членами коллектива). Положение В явно слабее положений А и С.
5. Пирада, или «структура дерева» (рис. 13).
Такого рода структура имеет место тогда, когда все ее элемен-* ты связаны с центром не непосредственно, ачерез другие, равнозначные элемепты. Характеризует структуру руководства па предприятии.
Виды социограмм.По способу построения различают произвольные, кругоеые1 концентрические социограммы. При построении со-
циограмм символы членов коллектива располагаются так, чтобы обеспечить максимальное удобство восприятия (например, индивиды, образующие ядра коллектива, располагаются в непосредственной близости друг к другу). В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения. В концентрических — по концентрическим кольцам, причем индивиды с высоким социометрическим; статусом («звезды») располагаются во внутреннем округе. В следующем кольце находятся лица, получившие число выборов, близкое к среднестатистическому, затем кольцо с «изолированными», т. е.
Рис. 12 Рис. 13
почти не имеющими положительных выборов. Далее располагается кольцо с отклоненными членами коллектива, получившими только отрицательные выборы (характер заполнения колец может быть ииным, но обычно соблюдается принцип уменьшения статуса по мере увеличения радиуса концентрической социограммы).
Локограммы представляют собой такие содиограммы, при построении которых расположение символов членов коллектива изоморфно их реальному пространственному расположению (например, размещению на рабочих местах).
На практике используются различные виды социограмм, выбор которых диктуется задачами исследования. Для большей адекватности в изображении структуры социограммы строятся так, чтобы расстояния между индивидами были обратно пропорциональными интенсивности связей между ними. Это правило, однако, не всегда возможно выдержать, изображая структуру коллектива в двумерном пространстве.
Анализ различных аспектов структуры.Метод социограмм широко применяется при социологическом анализе. Если социограммы, изображающие различные аспекты социальных связей, сходны друг с другом, можно сравнивать и различные -аспекты двух изображенных структур. Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформало-грамм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблемограмм и т. д.).
Формалограмма — диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отпоше-
иия. При этом различаются два типа формалограмм — «вертикальная» и «горизонтальная». Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т. п. В анкетах и интервью, используемых в обследовании, содержатся вопросы типа: «Кому Вы даете отчет?», «Кто те люди, перед которыми Ви отвечаете за свою работу?» и т. д. Основанием для построения «горизонтальной» формалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической •ступени, что и опрашиваемый. Характерными в этом случае являются вопросы типа: «Кто еще дает отчет тем же лицам, что и Вы?».
Неформалограмма — диаграмма, представляющая структуру неформальных отношений в коллективе. В неформалограмме показаны отношения, существующие между двумя лицами, которые, указывая, например, людей, с которыми они тесно связаны по работе безотносительно к их положению в организации, одновременно отмечают контакт друг с другом.
В формалограммах и неформалограммах отношения отмечены так, как они воспринимаются участниками работы, и здесь возможны пропуски и расхождения данных.
Комму пикограмма — это диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются членами организации. Коммуникограмма позволяет составить структурные сети организации, проследить динамику связей членов организации в процессе обмена информацией, выявить возможные нарушения контактов и т. д.
Проблемограмма — это специальные социограммы, представляющие структурные отношения членов коллектива в различных процессах — при обмене информацией, принятии решения и т. д.
Сопоставление двух социограмм — неформалограммы и комму-никограммы, д также социограмм и организованной схемы позволяет выявить их совпадение и различие по соответствующим для каждой параметрам.
Рассмотрим, например, отношения между организационной структурой и эмоциональными связями симпатнц и аптипатнй в одном из рабочих коллективов.
Технологически необходимая организация рабочего коллектива тем эффективней и результативней, чем лучше личные взаимоотношения людей. В одном из крупных рабочих коллективов выявленная структура связей дала следующую картину (рис. 14).
При внимательном рассмотрении социограммы на рис. 14 видно, что личные связи между членами бригады внутри отдельных групп не обусловлены технологической организацией. В группе А индивид 1 стоит в стороне, не вступая ни с кем в контакт. Индивид G группы В симпатизирует личности 1, а всех других членов этой группы отвергает. Поведение личности 6 является важным фактором отношений между коллективами А и В. Среди членов группы В нет напряженных взаимоотношений. Здесь нет и субъективных препятствий для сотрудничества с С. Однако в группе С полнейшие разногласия. Только личности 9 н 10 тесно связаны друг
с другсш. Но их полностью отклоняет индивид 11 из их бригады, тесно связанный с индивидами 17 и 14 группы D. В результате связей внутри С и связей между С и D обоюдные влияния в коллективе нарушены. Связи между индивидами 11, 14 и 17, с одной стороны, и между лицами 9 и 10 — с другой, обусловливают разногласия в общей группировке. Группа Е сильно интегрирована, однако не имеет сильных связей с партнерами в других группах. Она пассивна.
Социограмма показывает необходимость изменить деление па группы в данном рабочем коллективе. Это возможно, например, путем перевода индивида 6 в другую группу, а также через изменение группы С.
При практическом применении копкретпое содержание социо-грамм направлено непосредственно па изучение качественных связей. Аналогичные формы социограмм используются также для изображения н аиалпза связей между различными коллективами большой организации.
Социометрические индексы
Представление результатов социометрического опроса в количественной форме осуществляется с помощью вычисления социометрических индексов.
Социометрические индексы представляют собой число выборов-какого-либо определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа.
Различают два типа социометрических индексов — персональные и групповые. Персональные индексы можно классифицировать, также на объективные (содержащие информацию о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, сделанных дапнымс
членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных, так и полученных выборов).
Основпыми даипыми, характеризующими определенного индивида i, является структура произведенных и полученных им выборов и отклонений. Производя вычисления, можно подсчитать число выборов или отклонений отдельно или же охватить их вместе одним индексом, отнимая число отклонений от числа выборов.
Использование этих сумм для сравнения показателей различных коллективов невозможно, поскольку на величину индекса влияет число индивидов в группе. Вместо этого можно ввести стандартизированные показатели, пригодные для сравнения коллективов различной численности путем деления этих сумм па число лиц в коллективе, к которому принадлежит г, а точпее на (N—D, так как в социометрической карточке индивид пе может выбрать или отклонить самого себя.
Например, позиция индивида i (положение, место индивида i в коллективе) в соответствии с числом получепных им положительных выборов, т. е. положительный статус индивида, вычисляется следующим образом:
y-jr, _ число индивидов, выбирающих i
1Ш,-------------------------------- jjjp—j ,
где .TV означает число индивидов в исследуемом коллективе. Отри-дательный статус i-ro индивида равен
•ргр. ___ ЧИСЛО ППДИВИДОВ, ОТКЛОНЯЮЩИХ i
llUj - у—- .
Эти два показателя широко используются и без учета N — 1, т. е. <рактора, введенного для того, чтобы можно было производить сравнение между коллективами.
В зависимости от содержания критерия выбора ПВ( будет мерой позиции на шкале организаторских способностей, мерой степени •социального признания, влиятельности или каких-нибудь иных качеств.
Если исходить из того, что ПО; является противоположностью ПВ( (как это обычно бывает), то соединение этих двух показателей дает позицию i в соответствии с числом выборов и отклонений одновременно:
ПВ - О< = ПВ, - ПО(.
Если индивид i имел право произвести неограниченное число выборов, то можно вычислить показатель его положительной экспансивности.
Положительная экспансивность
yjQ число выборов, произведенных i-индивидом lldi = --------------------------- ^—j .
Этот показатель является мерой стремления i к установлению социальных отношений с другими лицами.
-405
Индексы положительного статуса индивида, отрицательного статуса, общий статус, а также индекс экспансивности могут служить для сравнения позиции индивида в одном и том же или в разных коллективах.
Если индивид i принадлежит к одному коллективу, а индивид / — к другому, то можно сравнить отношения, связывающие / с его коллективом, с отношениями, связывающими i с его коллективом.
Такие сравнения не могут, однако, служить осповой для каких-то выводов о соотношении качеств, присущих i и /, например о том, кто из них в большей степени обладает качествами руководителя или способностью завязывать приятельские отношения. Даже если индексы, полученные I и /, будут явно различными, возможно, что индивид i получил бы тот же индекс, что и /, если бы принадлежал к тому же коллективу, и наоборот. Контакт индивида с данным коллективом зависит от структуры и функции этого коллектива.
Эти индексы могут использоваться и для сравнения позиции одного и того же индивида в различные периоды времени при условии, что каждый раз будет применяться одна и та же социометрическая карточка.
Для того чтобы охарактеризовать весь коллектив, нужно иметь все данные о количестве выборов, отклонений и оставлении без внимания в данном коллективе. В этом случае интерес представляют показатели, характеризующие структуру группы, такие, как число взаимных положительных выборов (i выбирает / и / выбирает i), число изолированных индивидов, оставленных без внимания, связи типа i выбирает /, ;' выбирает k, a k выбирает I и т. д.
Например, можно вычислить экспансивность О) группы
_ _ общее чпсло выборов, произведенных группой
d- jj .
Аналогичным образом вычисляется сплоченность группы как отношение числа пар со взаимным выбором к общему числу возможных пар
р __ число пар со взаимным выбором
где каждое лицо имеет право производить неограниченное число выборов, С2 — общее число возможных пар и равно
N(N — 1)
2 '
R Связанность группы равна C-ff-, где R равно числу взаимных
выборов, t/ —числу выборов односторонних, р = д, _ . ■, где d —
число выборов, позволенных каждому индивиду, a q = 1 — р. Интеграция группы вычисляется как отношение
_________________ 1___________________
число лиц, не получивших ни одного выбора*
Получепие стандартизированных мер, позволяющих производить сравнение коллективов между собой при неограниченном числе выборов, требует использования в качестве знаменателя числа комбинаций предметов, взятых по два, поскольку именно таким образом получается наибольшее число возможных выборов в этом. случае. В случае, если число выборов ограничено, максимальное число возможных выборов равно dN/2, где d равно числу выборов, которое позволялось произвести одному лицу. Более простым будет, вероят-
N(N-l) d(N—l) .
по, использование——к—— ,а не —i—п—'—даже в случае, если а,
как и N, нечетные числа. С% является частным случаем dN/2, где
d-W-1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|