Сделай Сам Свою Работу на 5

ОПРОС КАК МЕТОД СБОРА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ

Понятие опроса

Социологу часто необходима информация о таких явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и не находят достаточно полного отражения в различных докумептах, использу­емых в социологическом анализе. Например, информация о мотивах, интересах, предпочтениях людей, лежащих в основе их поведения, жизненных планах, структуре отношении в трудовых коллективах,

0 семейной жизни и бытовой деятельности и т. д. и т. п. Источником
такой информации, необходимой для научного изучения социальных
процессов, являются непосредственные участники этих процессов —
люди, их высказывания о своих собственных мнениях, настроепиях,
поступках и об окружающей их реальности. Получить такую инфор­
мацию можно с помощью опроса.

Классики марксизма-ленинизма придавали большое значение сведениям, полученным в ходе методологически грамотно спланиро­ванного и проведенного опроса, для анализа различных социальных ситуаций. Великолепным образцом в этом отношении является составленная К. Марксом с целью изучения положения рабочего класса во Франции «Анкета для рабочих», опубликованная 20 ап­реля 1880 г. во французском журнале «La Revue socialisle»1.

«Мы надеемся,— писал К. Маркс,— найти в нашем деле под­держку со стороны всех городских и сельских рабочих, которые по-нимают,«что одни лишь они могут с полным знанием дела описать те бедствия, которые они терпят; что одни лишь они, а не послан­ные провидением спасители м"огут энергично применить целитель­ные средства в борьбе против социальных зол, от которых они страдают; мы рассчитываем также на социалистов всех школ, кото­рые, желая социальной реформы% должны желать точного и опреде-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 233—240.
340

ленного знания тех условий, при которых работает и приходит в движение рабочий класс,— класс, которому принадлежит будущее»2.

Сбору информации с помощью различных видов опроса большое внимание уделял В. И. Ленин. И. В. Бабушкин, вспоминая лекции в марксистском кружке в Петербурге в 1893 г., пишет: «Мы получа­ли от лектора (В. И. Ленина) листки с разработанными вопросами, которые требовали от нас внимательного знакомства и наблюдения заводской и фабричной жизни»3. Методом анкетирования, бесед В. И. Ленин изучал состояние заработной платы, продолжительность рабочего дня, общественное мнение рабочих и т. д. Полученные све­дения использовал в своих теоретических работах и в пропагандист­ской деятельности.



В период подготовки III съезда партии в феврале 1905 г. В. И. Ленин разработал анкету для делегатов съезда с целью обоб­щения опыта партийной работы и подготовки материала по вопро­сам, выносившимся на обсуждение съезда4.

Один из фундаментальных принципов социалистического управ­ления, сформулированный В. И. Лениным («мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем, что народ сознает»5), на­шел воплощение в активном развитии социологических исследова­ний труда, быта, общественного мнения с первого десятилетия су­ществования Советского государства.

Повышение социальной активности трудящихся в современном социалистическом обществе, расширение форм их участия в управ­лении неизбежно связаны с возрастанием ценности метода опроса как средства получения данных о состоянии общественного мнения, состоянии сознания и поведения людей. В связи с этим совершен­ствуются методические и организационно-экономические принципы метода, развивается целый ряд его преимуществ по сравнению с другими методами прикладной социологии.

Метод опроса, основанный на грамотно спланированной выборке, оказывается весьма экономичным, поскольку позволяет по сравни­тельно небольшим совокупностям опрошенных судить о состоянии и тенденциях развития социальных процессов на изучаемом объек­те в целом.

Провецение опроса с привлечением достаточного числа квали­фицированных анкетеров и интервьюеров позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и полу­чать информацию, необходимую для принятия оперативных управ­ленческих решений.

Современные возможности стандартизации вопросов анкеты (при­менение закрытых вариантов формулировок вопросов) позволяют получать унифицированное описание множества индивидуальных единичных высказываний людей, давая возможность использовать

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19. с. 573.

* Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. М., 1939, т. 2, с. 38.
4 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 9, с. 290—291.

* Там же, т. 45, с. 112.

для обработки и анализа оперативную и мощную вычислительную технику и методы математического анализа.

Наконец, важное достоинство метода — широта охвата разнооб­разнейших сфер социальной практики. Кажется, нет таких проблем в жизни современного общества, о которых социолог не мог бы получить информацию, обратившись с вопросником к различным слоям населения. В связи с этой последней особенностью познава-тельпые возможности метода часто кажутся социологам почти уни­версальными. Однако, обращаясь к методу опроса, необходимо учи­тывать, что информация, полученная социологом от респондентов, отражает изучаемую реальность в том виде, как она «преломилась» в сознании опрашиваемых. Поэтому не всегда можно ставить знак равенства между объективной реальностью, выступающей предметом исследования, и данными, отражающими мнения людей о фактах их поведения и сознания, о событиях, явлениях. Следует всегда учиты­вать возможные смещения, связанные с особенностями отражения социальной практики в сознании людей, а также направления и размеры этих смещений.

Понятие опроса. В основе метода опроса лежит совокупность воп­росов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом ва­рианте опрос представляет собой одну из наиболее сложных разно­видностей социально-психологического общения. Связь между глав­ными его участниками исследователем и респондентом обеспе­чивается с помощью различных «.промежуточных звеньев», влияю­щих на качество получаемых данных.

Во-первых, это анкета или план интервью, т. е. перечень вопро­сов, в которых эмпирически описывается изучаемая проблема, «пере­веденная» на язык обыденного сознания опрашиваемых.

Социолог, формулирующий вопросы анкеты, создающий инструк­ции для анкетеров и интервьюеров, предопределяет, унифицирует будущие ситуации опроса, которые многократно «тиражируются» исполнителями опроса в различных районах, коллективах, ситуаци­ях. При этом автоматически «тиражируются» и все исходные пара­метры, качества, которые заложены в эти документы на стадии их проектирования и испытания.

Во-вторых, это анкетер или интервьюер, непосредственно обес­печивающие заполнение вопросников каждым респондентом. При этом если интервьюирование предполагает личное общение интервью­ера с опрашиваемым, то при анкетировании респондент сам запол­няет вопросник после соответствующего инструктажа, проведенного анкетером.

Именно анкетеры и интервьюеры воссоздают по заданным образ­цам предусмотренные исследователем стандартные ситуации опро­са, но делают они это в меру своего понимания стоящих перед пимн задач, своей квалификации, опыта, добросовестности, психологиче­ских особенностей.

Наконец, в-третъих, это ситуация опроса, его условия, склады­вающиеся из житейских ситуаций респондентов на момент опроса,

лх эмоциональных состояний, их норм, обычаев и традиций, пред­ставлений и отношения к опросу.

Таким образом, социально-психологическое взаимодействие, со­ставляющее основу опроса, имеет сложную и чрезвычайно подвиж­ную, изменчивую структуру, включающую множество факторов, способных влиять на качество получаемых данных.

Такого разнообразия положительных и отрицательных факторов, сопутствующих получению информации от человека, ивстречаю­щихся во множестве изменчивых сочетаний не имеет, пожалуй, ни один метод прикладной социологии, кроме опроса. Изучение и учет влияния этих факторов для каждого конкретного исследования тре­буют от социолога тщательного теоретического обоснования мето­дики опроса, а также экспериментальной проверки надежности оп­росного инструментария перед началом массового опроса.

Таким образом, организационно-экономические, преимущества на стадии проведения опроса (оперативность, простота, экономичность) требуют от социолога серьезных дополнительных усилий на стадии разработки программы и методического инструментария, связанных с их проверкой и отработкой их надежности.

Обобщая сказанное, можно сказать, что опрос метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопро­сами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. При этом общение исследователя с источни­ком искомой информации (респондентом) опосредуется специаль­ным методическим инструментом (анкетой или планом интервью), а также анкетером или интервьюером, выполняющими функции опе­раторов, работающих с данным инструментом.



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.