Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие документа. Классификация документов





Понятие документа.Документом в социологии называется спе­циально созданный человеком предмет, предназначенный для пере­дачи или хранения информации.

Из этого понятия исключены такие серьезные источники ин­формации, как предметы материальной культуры и быта. Цен­ность этих объектов для получения определенной социальной ин­формации не подлежит сомнению, однако включение предметов дттериальной культуры и быта в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (таким образом, докумен­тами оказались бы дома, мосты, мебель, часы, авторучки и т. д.). Различение документации и предметов материальной культуры и быта подтверждает также и тот факт, что методы анализа тех и других существенно отличаются друг от друга.

Круг собственно социологических документов, отражающих раз­личные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющихся по интересующей исследователя проблеме документов.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 240. 276

Чтобы хорошо ориентироваться в многообразии документов, прежде всего необходима их классификация, основанием которой служит форма, в которой тот или иной документ фиксирует содер­жащуюся в нем информацию.



От формы, в которой зафиксирована информация, зависят цели его использования и методы анализа.

По форме фиксации, информации документы делятся на: пись­менные документы; архивы эмпирических данных в машиночита­емой форме; иконографическую документацию (кино-, видео- и фо­тодокументы, картины и т. д.); фонетические документы (магни­тофонные записи, грампластинки).

Письменные документы— наиболее обширный вид документа­ции. Источниками этого типа документов для социолога являются: государственные и центральные архивы, архивы организаций и пред­приятий, статистическая отчетность, научные публикации, пресса, личные документы.

Государственные и центральные архивы. В нашей стране суще­ствует хорошо организованная, широко разветвленная служба архи­ва. Во главе этой службы стоит Главное архивное управление (ГАУ) при Совете Министров СССР. При республиканских Советах Ми­нистров в свою очередь есть республиканские архивные управления или комитеты. Последние подчинены республиканским Советам Министров, но методическое руководство их работой осуществля­ет ГАУ.



В ведении ГАУ и республиканских архивных управлений нахо­дятся центральные государственные архивы, такие, как Централь­ный государственный архив народного хозяйства СССР, Централь­ный государственный исторический архив, Центральный государ­ственный архив древних актов СССР и др. В этих архивах хранятся материалы центральных органов власти.

В краях и областях функционируют соответственно краевые и областные архивные управления со своими архивами. Наконец, в районах существуют районные архивы.

Кроме этой общей сети архивов, существуют некоторые специ­альные архивы, такие, например, как партархив, профархив. В ме­тодическом отношении эти архивы также руководствуются прави­лами ГАУ.

Помимо системы общегосударственных и специальных архивов, существуют архивы в рамках министерств и ведомств, в том числе и республиканских. Эти архивы хранят, в частности, научно-техни­ческую документацию.

В методическом отношении и эти архивы руководствуются пра­вилами ГАУ. Таким образом, вся архивная работа в рамках Совет-хкого Союза осуществляется по единым методическим правилам, что обеспечивает четкое функционирование всей сложной системы службы архивов.

Сроки хранения документов в архивах определяются следую­щими правилами. Ведомственные архивы получают документы от организаций по истечении десяти лет хранения. В свою очередь



они передают материалы па хранение в центральные архивы через 25—30 лет2.

При описании методов работы с документами многие западные авторы специально останавливаются на вопросе доступности архи­вов. В целом ряде стран принято так называемое «правило пяти­десяти лет». Это значит, что общественность имеет доступ лишь к материалам пятидесятилетней давности. Доступ к более совре­менным документам резко ограничен, так как считается, что это может повредить государственным интересам. В нашей стране та­кого ограничения нет. В соответствии с установленными правилами (например, по письму от заинтересованной организации) возможен доступ практически к любым архивам.

Основная особенность всех исследований, построенных па ана­лизе архивной документации, заключается в их большей или мень­шей ретроспективности. Это относится по только к историческим исследованиям, но и к исследованиям, посвященным некоторым современным социальным феноменам (в тех случаях, когда совре­менное явление рассматривается как фаза эволюции определенного процесса, идущего от прошлого). Анализ архивных материалов мо­жет быть полезен при выработке критериев оценки того или иного феномена и в некоторых случаях для контроля при проведении ис­следований другими методами.

Архивы организаций и предприятий. Между архивами органи­заций и иными архивами имеется существенное для социолога раз­личие. По принятым в советском делопроизводстве правилам все документы подразделяют на документы постоянного хранения и документы временного хранения3. Это различие зависит от цен-ыости того или иного документа. Документы временного хранения через определенные сроки уничтожаются; документы постоянного хранения через десять лет передаются в иные архивы. Таким обра­зом, документация, в которой отражается текущее положение дел, находится в архивах организаций.

Документы временного храпения часто бывают для социолога значительно более ценными, чем документы постоянного хранения. На основе временно сохраняемых документов часто удается про­следить специально не учитываемые процессы, которые в своей совокупности полнее характеризуют жизнь предприятия или орга­низации.

Текущая документация может быть проанализирована для до­стижения тех же целей, которые обычно достигаются с помощью наблюдений, опросов, экспериментов и других методов. Текущая документация может быть использована как вспомогательный ис-

2 Некоторые центральные ведомственные архивы, например архив АН СССР, сохраняют у себя документы и в течение значительно более долгих сроков.

J Подробнее о делопроизводстве в советских учреждениях см.: Митяев К. Г., Митяева Е. 0. Административная документация. Ташкент, 1964; Барта-нян Л. И., Лившиц Я. 3., Митяев К. Г. Цикулин В. А. Делопроизводство. М., 1964.

точпик информации и как средство оценки достоверности всего ис­следования в целом.

Статистическая отчетность. Связь между статистикой и соци­ологией настолько тесна, что в некоторых случаях только чисто формально можно провести границу# между статистическим и .со­циологическим исследованием. Более того, сама идея конкретных социологических исследований, сам методический аппарат их во многом исторически обязаны своим происхождением опыту соци­ально-экономической статистики. Естественно, что многие социоло­гические исследования существенным образом опираются на стати­стические данные.

В. И. Ленин рассматривал статистические документы как одно из самых могущественных орудий социального познания, считал их одним из важнейших источников сбора фактического материала для своих исследований4. Основанный па материалистическом по­нимании социальных явлений анализ статистической информации максимально широко и многообразно использовался В. И. Лениным при решении как теоретических, так и практических вопросов.

В таких работах, как «Выборы в Думу и тактика русской со­циал-демократии», «Итоги выборов», «Политические партии в Рос­сии» и др., В. И. Ленин демонстрирует высокое мастерство соци­ологического анализа количественной информации, используя дан­ные о структуре правительственной партии и партии либералов, числе депутатов Думы от разных партий, числе губернских собра­ний, где большинство принадлежит отдельным партиям и т. д.

Ценным свойством статистических данных является методиче­ская строгость их сбора и обработки и, как следствие этого, боль­шая степень их доступности для всестороннего анализа, большая обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе. Вместе с тем следует помнить указание В. И. Ленина об опасно­сти, таящейся в своеобразии статистической информации, о необхо­димости составлять обстоятельную программу анализа статистиче­ских данных, производить выбор основных показателей для харак­теристики классовой сущности того или иного социального явления. «За рядами цифр не упускаются ли иногда из виду типы, обще­ственно-экономические типы хозяйств (крепкий хозяин) — буржуа; средний хозяйчик; полупролетарий; пролетарий? Опасность эта очень велика в силу свойств статистического материала. „Ряды цифр" увлекают. Я бы советовал автору учитывать эту опасность: наши ,,катедеры", безусловно, душат таким образом живое, марк­систское содержание данных. Топят классовую борьбу в рядах и рядах цифр»5. В работе «Капиталистический строй современного земледелия» В. И. Ленин пишет; «Капиталистической строй сель­ского хозяйства характеризуется отношениями, которые существу­ют между хозяевами и рабочими, менаду хозяйствами разных типов, и если признаки этих типов взяты неправильно, подобраны непол-

4 См.: Ленин В. II. Полн. собр. соч., т. 30, с. 349—356. 8 Там же, т. 48, с. 64.

но, то самая лучшая перепись может не дать политико-экономиче­ской картины действительности»8.

Статистические данные имеют определенные преимущества пе­ред данными непосредственного наблюдения (при условии, если измеряется один и тот же параметр). Статистический оперативный учет проводится постоянно и позволяет выбирать показатели за лю­бые отрезки времени, сравнивать эти показатели с показателями прошлыми и выявлять тем самым тенденцию изменений и т. д.

Степень использования статистических материалов в социологи­ческих исследованиях зависит от цели каждого конкретного иссле­дования и от того, насколько глубоко и всесторонне организован оперативный статистический учет. Общеизвестно, что в пашей стране оперативный статистический учет и статистическая отчет­ность ведутся более подробно, чем в любой стране мира, поэтому перед советскими социологами открыты широкие возможности для использования статистических материалов. Вдумчивый и всесто­ронний анализ статистических материалов дает основания для глу­боких социальных выводов и обобщений.

При изучении движения сумм в сберкассах было замечено, что в нашей стране преобладают вклады на сравнительно короткие сроки, т. е. деньги или накапливаются для приобретения дорогих вещей, или сберегаются в кассе до той поры, пока нужная вещь появится в продаже. В противоположность этому в западных стра­нах наблюдается совершенно иная картина: там преобладают слу­чаи систематического многолетнего накопления, т. е. деньги берегут на старость, на лечение в случае длительных тяжелых заболева­ний и т. д.

Одно это наблюдение уже позволяет сделать выводы относи­тельно мотивов поведения людей, судить о психологической атмо­сфере их жизни, о том, насколько «устойчиво» чувствуют себя лю­ди в той социальной среде, в которой живут.

Характеризуя в целом источники статистической документации, следует выделить следующие:

всесоюзные переписи населения. Первая перепись населения была проведена в 1921 г. по инициативе В. И. Ленина, вторая Все­союзная перепись населения в 1926 г. (на 17 декабря), третья—• в 1939 г. (на 17 декабря), четвертая — в 1959 г. (на 15 января), пятая — в 1970 г. (на 15 января), шестая —в 1979 г. (на 17 ян­варя);

выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими организациями страны;

специальные выборочные опросы населения, проводимые науч­но-исследовательскими организациями, специализированными под­разделениями (например, социологическими) министерств, ведомств и т. д.;

статистическая отчетность государственных и общественных организаций.

Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 19, с. 326. 280

Научные публикации. Публикации в научной печати являются важным источником информации о развитии самой науки, теоре­тических выводах и практических результатах исследований, источ­ником эмпирических данных для вторичного их анализа. Книги, журналы, отчеты — основные формы этого типа документов.

Пресса. Пресса, или газетно-журнальная периодика, предстает в социологических исследованиях как источник разнообразной ин­формации по определенным социальным группам, категориям, яв­лениям и процессам, в том числе она может выступать и как доку­ментация для изучения самой прессы как социального явления.

Придавая огромное значение изучению прессы как источника информации о социальных явлениях, В. И. Ленин 13 августа 1921 г. предлагал создать специальную комиссию для сбора и обработки гигантского материала из советской и буржуазной прессы, особенно ло вопросам внешней политики Антанты. «Такое бюро,— говорил он,— можно поставить и должно. Пользу оно в состоянии принести большую. Без него у нас нет ни глаз, ни ушей, ни рук для участия в международном движении — и мы делаем это случайно, оказыва­ясь (по части информации) зависимыми от того, кто поближе, кто под рукой, кто случайно прочел, случайно зашел, случайно расска­зал и т. д.»7.

Пресса может служить источником информации для восстанов­ления общественно-политического фона, сопутствующего тому или иному событию, для изучения общественного мнения, для уточне­ния официальной оценки, толкования того или иного события и т. п. В этих случаях уделяется внимание прежде всего передовым статьям, чисто информационным сообщениям о фактах и т. п.

Изучение газетных текстов помогает составить представление о том, какого рода события и явления считались наиболее заслу­живающими внимания в тот или иной промежуток времени и по­чему по отдельным социальным группам, категориям, явлениям и процессам пресса помогает по прошествии определенного времени как бы заново восстановить и осмыслить ту или иную цепь событий.

Например, по публикациям прессы можно проследить связь об­щественного мнения с социальной практикой. Так, появлению Ука­зов Президиума Верховного Совета СССР предшествует широкое обсуждение их содержания в печати.

Пресса служит источником информации при изучении деятель­ности какого-либо общественного союза, политической партии.

Изучение распространенности тех или иных печатных изданий по районам, по социально-политическим и возрастным группам дает ценные результаты с точки зрения характеристики этих районов и групп.

Публикации, анализируемые в целях изучения самой прессы как социального явления, также представляют собой богатый источ­ник информации. В этом случае обращают внимание на содержа­ние ее материалов, их объективность, на полноту отражения акту-

7 Там же, т. 53, с. 118.

альных проблем общества, на ее оперативность, действенность. Предметом апализа могут выступать объем и периодичность пуб­ликаций по отдельным темам, социально-демографические характе­ристики авторов публикаций, способ аргументации и стиль обраще­ния к читателю, доступность языка для отдельных читательских групп и многое другое. Можно также проанализировать распростра­ненность прессы в определенных районах либо среди определенных социально-профессиональных и возрастных групп. В этом случае анализ проводится не с целью получения дополнительных характе­ристик районов и групп, а для определения характера того или иного печатного издания.

Личные документы. Личными документами в социологии назы­вают документы, составленные частным лицом по собственной ини­циативе. Это письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т. п. Ценны они для социолога тем, что в них зафиксированы почти ничем не ограниченные высказывания людей по свободно выбранным темам. Личные документы служат прежде всего источ­ником изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях.

В зависимости от целей или все исследование строится па ана­лизе личных документов, или они выступают как дополнительный источник информации.

При использовании личных документов в качестве источника ин­формации внимание социолога может быть обращено на выбор тематики, заинтересовавшей автора документа, на восстановление некоторых фактов, по тем или иным причинам нигде официально по зарегистрированных, на выявление скрытых причин тех или иных исторических событий. Наконец, по личным документам мож­но получить представление о скрытых оценках событий, о мотивах поведения людей. Следует также помнить, что при всей зависимо­сти от направления анализа и от имеющегося в распоряжении ма­териала ценность того или иного документа во многом определя­ется личностью автора.

Отмечая возможности личных документов в целом, необходимо обратить внимание на то, что они представляют собой хороший ма­териал для изучения общественного сознания; позволяют обнаружить социальные механизмы образования, установок и их изменения (это же касается мотивации поведения); предоставляют информацию для исследования зависимости между средой и поведением индиви­да; показывают явления в историческом развитии в продолжитель­ных, недоступных наблюдению промежутках времени; дают мате­риалы для установления типов личности, групп, образцов поведе­ния и общественных отношений; облегчают понимание людей, куль­турных систем и функционирования социальных структур.

Хорошим материалом для социологического анализа считаются такие специфические личные документы, как автобиографии — документы, показывающие пишущего человека в непрерывности его собственной истории и происходящих около него событий. Авто­биографии характеризуют индивидуальные психологические осо-

бенности автора, показывают его в том социальном контексте, в котором он действует, дают отражение крупных социальных про­цессов и явлений в индивидуальных судьбах. Таких материалов не могут дать пи письма, ни другие документы, доказывающие лишь какой-то отрезок из жизни автора.

Мотивировка написания автобиографии, которая обязательно должна быть принята во внимание социологами, может быть раз­личной.

1. Желание осмыслить собственную жизнь, суммировать прой­
денный путь, для того чтобы обобщить результаты своей деятельно­
сти и сделать выводы на будущее.

Автобиография, написанная по этому мотиву, может содержать оценку пройденного пути или не содержать ее.

2. Автобиография — мемуары как ценный исторический источ­
ник, психологический или социологический материал.

3. Материальная заинтересованность (например, объявление че­
рез газету, конкурс автобиографий).

4. Требование написать автобиографию (со стороны руковод­
ства, врача, исследователя и т. д.).

5. Автобиография как выход внутреннего напряжения (напри­
мер, «исповедальные» письма правонарушителей, прощальные пись­
ма самоубийц и др.).

6. Самооправдание в собственных глазах или' в глазах окру­
жающих.

7. Стремление показать себя, утвердить свою личность.
Социолог, использующий автобиографический материал для

своей исследовательской работы, должен помнить, что обычно воз­никновение автобиографий определяется не одним мотивом, а не­сколькими.

Автобиографии представляют собой очень трудный для одно­значной интерпретации и использования в исследовании материал. Собственная интерпретация исследователя играет здесь господству­ющую роль.

Выделяют следующие направления использования автобио­графий.

1. Конструктивный метод. Исследователь, изучая биографии под определенным углом зрения, строит картину социального явления на основании уже имеющейся социологической теории этого явле­ния. В ходе анализа он проверяет гипотезы, содержащиеся в общей теории. В этой ситуации значительную роль играет интуиция ис­следователя, например при классификации факторов, выявленных в описанных явлениях. Если интуиция обманывает, результаты будут недостоверными.

2. Метод экземплификации8. Он заключается в иллюстрации гипотез примерами из автобиографий. Материал в этом случае не

* Exemplification (пем.) — объяснение с помощью примеров, снабженных ил­люстрированными материалами.

проверяет гипотез. Научная ценность такой обработки небольшая даже при истинности той или иной специальной теории.

3. Метод анализа содержания. Он заключается главным образом
в исследовании частоты наступления определенных событий и об­
стоятельств, в которых эти события происходят.

4. Статистическая обработка. Статистический анализ помогает
установить зависимость между разными социальными чертами ав­
торов, их позициями и проявляемыми стремлениями. Если авто­
биографии получены от .однородной социальной совокупности, вклю­
чающей несколько сотен людей, возможности такого статистического
анализа довольно велики. Статистические методы обеспечивают
большие возможности исключения субъективных склонностей соци­
олога, интерпретирующего биографии.

Однако объявление конкурса на автобиографии, чтобы подверг­нуть их только статистическому анализу, неоправданно, потому что для этой цели значительно более правильным инструментом явля­ется анкета, а случайность происхождения биографий не выполня­ет существенного условия — репрезентативности материала.

5. Типологический анализ. Он заключается в установлении не­
которых типов личности, типов поведения, типов образцов жизни,
выступающих в разных совокупностях.

Именно в таком установлении типов состоит максимальная поль­за, которую могут дать автобиографии.

При типологическом анализе обращается внимание на количе­ственную сторону явлений, хотя и не так строго, как при стати­стическом.

К наиболее важным недостаткам личных документов относятся следующие:

отсутствие репрезентативности;

лиц, пишущих автобиографии, сам этот факт выделяет среди других;

трудность получения личных документов;

эти документы по разным причинам могут быть необъективными или фальсифицированными;

описываемые позиции могут подвергаться рационализации пи­шущего;

описания могут возникать под влиянием настроения пишущего;

избирательность памяти, предающей забвению неприятные мо­менты, может исказить картину описания;

описание может быть сделано по определенным принципам или понятийной системе, неясной для исследователя;

автобиография может быть близкой к литературному вымыслу.

Таким образом, если достоинства личных документов действи­тельно делают их большой ценностью в процессе познания социаль­ной действительности (особенно в области социального сознания), то недостатки подобных документов не позволяют использовать их как единственный источник информации. По этим причинам мож­но определить личные документы как источники ценной вспомогя-тельной информации в социальных исследованиях.

Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме. Зна­чительный объем данных, собираемых в результате различного рода статистических обследований, массовых выборочных опросов населения стимулировал развитие все более эффективных средств их накопления и хранения. С развитием вычислительной техники возникла новая форма хранения данных — хранение в машиночи­таемой форме на перфокартах, перфолентах, магнитных лентах и магнитных дисках. Хранение данных в таком виде непосредствен­но направлено на возможность их обработки на ЭВМ.

Совокупность различных массивов данных (или иной информа­ции) в машиночитаемой форме и соответствующей им документа­ции называют Архивами данных (иногда Базами данных, Банками, данных).

Можно выделить три главные функции, которые играют Архивы данных в социологической науке: сохранение и запоминание дан­ных-; распространение данных среди различных центров; развитие методов и процедур для стимулирования более широкого и эффек­тивного использования полученных данных (для сравнительного л вторичного анализа).

В настоящее время практически каждый социологический центр имеет Архив данных. Наиболее крупные архивы имеются в Инсти­туте социологических исследований АН СССР (ведет архив-Отдел методики социологических исследований), Институте социально-экономических проблем АН СССР, Институте экономики и орга­низации промышленного производства СО АН СССР и других центрах *.

Иконографические документы. Кино-, видео- и фотодокументы. Иконографическая документация — это произведения изобразитель­ного искусства: картины, гравюры, скульптуры и т. д. Они могут быть проанализированы в трех направлениях:

1) как документы прошлых эпох, позволяющие делать заклю­
чения о тех или иных сторонах и деталях духовной или материаль­
ной жизни этих эпох, о тех или иных деталях быта;

2) как документация по изобразительному искусству в том слу­
чае, ее. и само это искусство как социальное явление становится
предметом исследования;

3) как «человеческие документы», т. е. документы, позволяю­
щие судить о личностях их авторов. Это тем более важно, что ав­
торами произведений искусства, как правило, бывают чрезвычайно-
духовно богатые люди, оставляющие после себя заметный след в
истории культуры.

• Нолее подробно см.: Андреенков Б. Г., Чередниченко В. А. К вопросу о соз­дании банка социологической информации.— Социол. исслед., 1982, № 2, с. 140—146. Перечень наиболее крупных зарубежных архивов социологиче­ских данных можно найти в кн.: Методические проблемы спавнительпого анализа социологических данных/Отв. ред. В. Г. Андреепков, О. М. Маслова. М., 1982. К некоторым зарубежным архивам данных возможен прямой до­ступ по каналам связи ЭВМ из нашей страны.

В похожих, хотя и несколько отличающихся направлениях, мо­гут анализироваться кино- ц фотодокументы.

Как документальные свидетельства о событиях, социальных яв­лениях, фактах документальные кинофильмы и фотографии являют­ся особенно ценным материалом, необходимым источником инфор­мации при исследовании кино и телевидения как социальных явле­ний. Эти исследования чрезвычайно актуальны, так как кино и те­левидение превратилось в одно из важнейших средств массовой пропаганды.

Как «человеческие документы» фильмы и фотографии так­же представляют собой определенную ценность. Но здесь сле­дует помнить, что кино- и фотоискусство еще чрезвычайно молодо и что кино ссамого его зарождения слишком тесно бы­ло связано скоммерцией, сопределенной идеологической обработ­кой масс.

Фонетические документы.Фонетические документы также инте­ресны как репродукции прошедших событий. Например, фонети­ческая запись какого-либо собрания, митинга интересна звучанием выступлений (в отличие от текста или стенографической записи ит. п.), непосредственной реакцией слушателей.

Однако наибольший интерес для социолога фонетические до­кументы представляют как источник информации лингвистической. Исследователя может интересовать структура языка, изучение ко­торой во многом способствует изучению структуры и культуры мышления, сопоставление различных языковых особенностей, ха­рактерных для тех или иных социальных групп и т. п.

Другие способы классификации документов. Подлинники и ко­пии.Деление документов на подлинники и копии обусловлено тем, что многие документы существуют в одном экземпляре и поэтому пользование оригиналами практически неосуществимо. Достовер­ность, точность копии всегда должна быть обоснована, подтверж­дена. Вопрос же о достоверности подлинников возникает значитель­но реже — только в хех случаях, когда есть основания опасаться подделки.

Иногда множество документов классифицируют в зависимости от того, как их используют или как они могут быть использованы. С этой целью выделяют три разряда документов: позволяющие только восстановить какие-либо события, узнать что-либо о каком-нибудь явлении; позволяющие делать определенные выводы об ав­торах, их мнениях, отношениях и т. п.; иллюстративные докумеп-ты — для приведения примеров, ссылок, для лучшего разъяснения сказанного и т. п.

Строго говоря, такое разделение является весьма условным. Су­ществует очень много документов, которые могут быть использо­ваны во всех трех случаях. Еслз статистические цифры действи­тельно позволяют только лишь узнать что-либо об интересующих исследователя событиях и не дают повода для каких-либо заключе­ний об авторе отчета, то исторические мемуары могут быть исполь­зованы и как «исторический справочник», и как документ, отра-

28С

жающий личность автора, и как материал для выбора иллюстра­тивных примеров.

Применение документов в социологическом исследовании. Раз­личные документы находят самое широкое применение в конкрет­ных социологических исследованиях.

Ценность документов для исследователя заключается прежде всего в сведениях о самом объекте. Анализ документов позволяет решать целый ряд важных социологических задач, связанных с изучением отдельных характеристик исследуемого явления, с ана­лизом внутренних структурных и внешних связей рассматрива­емого объекта, с изучением различпых аспектов его функциони­рования.

Исследования, связанные с изучением мнений и установок, тре­буют изучения личных документов и ответов на специально постав­ленные вопросы. Если речь идет об исследовании какого-либо объ­екта или явления в его историческом развитии, источником ин­формации становятся официальные и неофициальные — преиму­щественно архивные — документы, содержащие соответствующие сведения. При исследовании внутренних структурных характе­ристик малых групп или отдельных людей можно сочетать анализ ответов исследуемых на специально поставленные вопросы анкет и интервью, данных, полученных с помощью тестирования, и личных документов — дневников, писем, автобиографий и т. п. Таким об­разом, для решения различных исследовательских задач требуется специально подбирать соответствующие документы.

Документы могут быть важным источником информации на начальной стадии исследования, когда не ясна еще сама проблема исследования. Работа с документами помогает исследователю соста­вить некоторое общее целостное представление об объекте и лока­лизовать проблему. Более подробное знакомство с документами позволяет ему выдвигать гипотезы относительно интересующих его характеристик исследуемого объекта. Таким образом, в определен­ных случаях аиалпз документов оказывается целесообразным на самых ранних стадиях исследования, тогда как сбор основной ин­формации об объекте в дальнейшем будет осуществляться с по­мощью других методов, например опроса или наблюдения.

Однако документы иногда могут стать основным, а то и един­ственным источником информации, содержащим данные об изучае­мом объекте. Обычно это бывает, когда изучению подлежат боль­шие социальные системы и группы, такие, как социальные инсти­туты или классы, или когда речь идет об изучепии динамики этих объектов в течение больших промежутков времени, т. е. об их историко-социологическом анализе. Блестящие примеры такого рода исследований можно найти у основоположников марксизма-ленинизма.

Анализ документов может использоваться как способ проверки данных, полученных с помощью других методов. Так, данные, по­лученные с помощью опроса, касающиеся, папример, посещаемости лекций, характера читаемой литературы и т, п., могут быть допол-

пены такими документами, как самофотография, библиотечные фор­муляры и пр.

Статистические данные могут быть полезными в любом из со­циологических исследований независимо от того, какими будут по­следующие методы сбора информации. Представляя собой инфор­мацию, периодически собираемую об одних и тех же характеристи­ках объектов, они обычно оказываются чрезвычайно важным мате­риалом для социолога.

Исследователь может сравнивать интересующую его перемен­ную с набором фактов, отмечаемых статистикой. Например, при изучении оценок престижности профессий можно сравнивать полу­ченные результаты с объемом образования, численностью людей, занятых в той или иной сфере деятельности, и другими статисти­ческими данными.

Общие статистические данные можно использовать также и для построения репрезентативной выборки объекта исследования. Офи­циальные документы отдельных индивидов (библиотечные форму­ляры, личные листки по учету кадров, автобиографии и др.) могут стать источниками самой общей, первоначальной информации о тех, к кому они относятся. Уже на основании таких сведений социолог получает возможность выносить определенное суждение или вы­двигать гипотезы.

Так, анализ библиотечных формуляров позволяет судить либо об интересах отдельного человека, либо о том, насколько популяр­ной является та или иная книга в определенный промежуток вре­мени среди данной совокупности читателей. Анализ данных, имею­щихся в отделах кадров, может послужить, например, источником ги­потезы о том, насколько сильно влияет на текучесть кадров удален­ность предприятия или учреждения от места жительства и т. д.

Личные документы позволяют фиксировать индивидуальные проявления общественного сознания, восстановить недостающие звенья некоторых событий, дополнить или собрать самую общую информацию об отдельных людях или же дать иллюстрацию «ти­пичного случая».

Важнейший источник социологической информации — это до­кументы, составленные специально для целей исследования: опрос­ные листы анкет и интервью, различного рода тесты, дневники и отчеты интервьюеров, протоколы наблюдений и пр.

Работа с документами необходима и в тех случаях, когда про­граммой исследования предусматривается построение репрезента­тивной выборки. При этом выбор документов зависит от того, каким образом строится репрезентативная выборка. Это могут быть прос­тые списки (списки избирателей, отделов кадров и т. д.), если вы­борка производится чисто математическими методами, или же до­кументы, специально составленные исследователем, в которых отра-жепы пекоторые существенные характеристики генеральной сово­купности, если выборка строится логическим путем.

В тех случаях, когда анализ документов используется как ос­новной метод получения социальной информации, выбор тех ила

ттпых дополнительных методов определяется задачами, возникающи­ми перед исследователем по мере анализа основного материала. Эти задачи .можно условно разделить па два класса: задачи, связанные с внешним анализом документов (прежде всего оценка подлинности документа и достоверности зафиксированных в нем данных), задачи, связанные с проведением более глубокого внутреннего анализа.

В первом случае диапазон применяемых дополнительных ме­тодов практически не ограничен: от массовых опросов (например, участников или очевидцев каких-либо событий, описанных; в до­кументе) до отдельных интервью и до прожективных методов. Осо­бо следует указать в этом смысле на действенность всех видон наблюдений, вплоть до включенного. Эти методы могут быть наибо­лее эффективными тогда, когда следует оцепить сам процесс рожде­ния документа, методику сбора зафиксированных в нем данных, на­пример методику получения статистической отчетности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.