Понятие документа. Классификация документов
Понятие документа.Документом в социологии называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации.
Из этого понятия исключены такие серьезные источники информации, как предметы материальной культуры и быта. Ценность этих объектов для получения определенной социальной информации не подлежит сомнению, однако включение предметов дттериальной культуры и быта в понятие документа привело бы к неправомерному расширению понятия (таким образом, документами оказались бы дома, мосты, мебель, часы, авторучки и т. д.). Различение документации и предметов материальной культуры и быта подтверждает также и тот факт, что методы анализа тех и других существенно отличаются друг от друга.
Круг собственно социологических документов, отражающих различные стороны общественной жизни, настолько широк, что любое эмпирическое социологическое исследование должно начинаться с анализа имеющихся по интересующей исследователя проблеме документов.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 240. 276
Чтобы хорошо ориентироваться в многообразии документов, прежде всего необходима их классификация, основанием которой служит форма, в которой тот или иной документ фиксирует содержащуюся в нем информацию.
От формы, в которой зафиксирована информация, зависят цели его использования и методы анализа.
По форме фиксации, информации документы делятся на: письменные документы; архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме; иконографическую документацию (кино-, видео- и фотодокументы, картины и т. д.); фонетические документы (магнитофонные записи, грампластинки).
Письменные документы— наиболее обширный вид документации. Источниками этого типа документов для социолога являются: государственные и центральные архивы, архивы организаций и предприятий, статистическая отчетность, научные публикации, пресса, личные документы.
Государственные и центральные архивы. В нашей стране существует хорошо организованная, широко разветвленная служба архива. Во главе этой службы стоит Главное архивное управление (ГАУ) при Совете Министров СССР. При республиканских Советах Министров в свою очередь есть республиканские архивные управления или комитеты. Последние подчинены республиканским Советам Министров, но методическое руководство их работой осуществляет ГАУ.
В ведении ГАУ и республиканских архивных управлений находятся центральные государственные архивы, такие, как Центральный государственный архив народного хозяйства СССР, Центральный государственный исторический архив, Центральный государственный архив древних актов СССР и др. В этих архивах хранятся материалы центральных органов власти.
В краях и областях функционируют соответственно краевые и областные архивные управления со своими архивами. Наконец, в районах существуют районные архивы.
Кроме этой общей сети архивов, существуют некоторые специальные архивы, такие, например, как партархив, профархив. В методическом отношении эти архивы также руководствуются правилами ГАУ.
Помимо системы общегосударственных и специальных архивов, существуют архивы в рамках министерств и ведомств, в том числе и республиканских. Эти архивы хранят, в частности, научно-техническую документацию.
В методическом отношении и эти архивы руководствуются правилами ГАУ. Таким образом, вся архивная работа в рамках Совет-хкого Союза осуществляется по единым методическим правилам, что обеспечивает четкое функционирование всей сложной системы службы архивов.
Сроки хранения документов в архивах определяются следующими правилами. Ведомственные архивы получают документы от организаций по истечении десяти лет хранения. В свою очередь
они передают материалы па хранение в центральные архивы через 25—30 лет2.
При описании методов работы с документами многие западные авторы специально останавливаются на вопросе доступности архивов. В целом ряде стран принято так называемое «правило пятидесяти лет». Это значит, что общественность имеет доступ лишь к материалам пятидесятилетней давности. Доступ к более современным документам резко ограничен, так как считается, что это может повредить государственным интересам. В нашей стране такого ограничения нет. В соответствии с установленными правилами (например, по письму от заинтересованной организации) возможен доступ практически к любым архивам.
Основная особенность всех исследований, построенных па анализе архивной документации, заключается в их большей или меньшей ретроспективности. Это относится по только к историческим исследованиям, но и к исследованиям, посвященным некоторым современным социальным феноменам (в тех случаях, когда современное явление рассматривается как фаза эволюции определенного процесса, идущего от прошлого). Анализ архивных материалов может быть полезен при выработке критериев оценки того или иного феномена и в некоторых случаях для контроля при проведении исследований другими методами.
Архивы организаций и предприятий. Между архивами организаций и иными архивами имеется существенное для социолога различие. По принятым в советском делопроизводстве правилам все документы подразделяют на документы постоянного хранения и документы временного хранения3. Это различие зависит от цен-ыости того или иного документа. Документы временного хранения через определенные сроки уничтожаются; документы постоянного хранения через десять лет передаются в иные архивы. Таким образом, документация, в которой отражается текущее положение дел, находится в архивах организаций.
Документы временного храпения часто бывают для социолога значительно более ценными, чем документы постоянного хранения. На основе временно сохраняемых документов часто удается проследить специально не учитываемые процессы, которые в своей совокупности полнее характеризуют жизнь предприятия или организации.
Текущая документация может быть проанализирована для достижения тех же целей, которые обычно достигаются с помощью наблюдений, опросов, экспериментов и других методов. Текущая документация может быть использована как вспомогательный ис-
2 Некоторые центральные ведомственные архивы, например архив АН СССР, сохраняют у себя документы и в течение значительно более долгих сроков.
J Подробнее о делопроизводстве в советских учреждениях см.: Митяев К. Г., Митяева Е. 0. Административная документация. Ташкент, 1964; Барта-нян Л. И., Лившиц Я. 3., Митяев К. Г. Цикулин В. А. Делопроизводство. М., 1964.
точпик информации и как средство оценки достоверности всего исследования в целом.
Статистическая отчетность. Связь между статистикой и социологией настолько тесна, что в некоторых случаях только чисто формально можно провести границу# между статистическим и .социологическим исследованием. Более того, сама идея конкретных социологических исследований, сам методический аппарат их во многом исторически обязаны своим происхождением опыту социально-экономической статистики. Естественно, что многие социологические исследования существенным образом опираются на статистические данные.
В. И. Ленин рассматривал статистические документы как одно из самых могущественных орудий социального познания, считал их одним из важнейших источников сбора фактического материала для своих исследований4. Основанный па материалистическом понимании социальных явлений анализ статистической информации максимально широко и многообразно использовался В. И. Лениным при решении как теоретических, так и практических вопросов.
В таких работах, как «Выборы в Думу и тактика русской социал-демократии», «Итоги выборов», «Политические партии в России» и др., В. И. Ленин демонстрирует высокое мастерство социологического анализа количественной информации, используя данные о структуре правительственной партии и партии либералов, числе депутатов Думы от разных партий, числе губернских собраний, где большинство принадлежит отдельным партиям и т. д.
Ценным свойством статистических данных является методическая строгость их сбора и обработки и, как следствие этого, большая степень их доступности для всестороннего анализа, большая обоснованность и достоверность выводов, полученных на их основе. Вместе с тем следует помнить указание В. И. Ленина об опасности, таящейся в своеобразии статистической информации, о необходимости составлять обстоятельную программу анализа статистических данных, производить выбор основных показателей для характеристики классовой сущности того или иного социального явления. «За рядами цифр не упускаются ли иногда из виду типы, общественно-экономические типы хозяйств (крепкий хозяин) — буржуа; средний хозяйчик; полупролетарий; пролетарий? Опасность эта очень велика в силу свойств статистического материала. „Ряды цифр" увлекают. Я бы советовал автору учитывать эту опасность: наши ,,катедеры", безусловно, душат таким образом живое, марксистское содержание данных. Топят классовую борьбу в рядах и рядах цифр»5. В работе «Капиталистический строй современного земледелия» В. И. Ленин пишет; «Капиталистической строй сельского хозяйства характеризуется отношениями, которые существуют между хозяевами и рабочими, менаду хозяйствами разных типов, и если признаки этих типов взяты неправильно, подобраны непол-
4 См.: Ленин В. II. Полн. собр. соч., т. 30, с. 349—356. 8 Там же, т. 48, с. 64.
но, то самая лучшая перепись может не дать политико-экономической картины действительности»8.
Статистические данные имеют определенные преимущества перед данными непосредственного наблюдения (при условии, если измеряется один и тот же параметр). Статистический оперативный учет проводится постоянно и позволяет выбирать показатели за любые отрезки времени, сравнивать эти показатели с показателями прошлыми и выявлять тем самым тенденцию изменений и т. д.
Степень использования статистических материалов в социологических исследованиях зависит от цели каждого конкретного исследования и от того, насколько глубоко и всесторонне организован оперативный статистический учет. Общеизвестно, что в пашей стране оперативный статистический учет и статистическая отчетность ведутся более подробно, чем в любой стране мира, поэтому перед советскими социологами открыты широкие возможности для использования статистических материалов. Вдумчивый и всесторонний анализ статистических материалов дает основания для глубоких социальных выводов и обобщений.
При изучении движения сумм в сберкассах было замечено, что в нашей стране преобладают вклады на сравнительно короткие сроки, т. е. деньги или накапливаются для приобретения дорогих вещей, или сберегаются в кассе до той поры, пока нужная вещь появится в продаже. В противоположность этому в западных странах наблюдается совершенно иная картина: там преобладают случаи систематического многолетнего накопления, т. е. деньги берегут на старость, на лечение в случае длительных тяжелых заболеваний и т. д.
Одно это наблюдение уже позволяет сделать выводы относительно мотивов поведения людей, судить о психологической атмосфере их жизни, о том, насколько «устойчиво» чувствуют себя люди в той социальной среде, в которой живут.
Характеризуя в целом источники статистической документации, следует выделить следующие:
всесоюзные переписи населения. Первая перепись населения была проведена в 1921 г. по инициативе В. И. Ленина, вторая Всесоюзная перепись населения в 1926 г. (на 17 декабря), третья—• в 1939 г. (на 17 декабря), четвертая — в 1959 г. (на 15 января), пятая — в 1970 г. (на 15 января), шестая —в 1979 г. (на 17 января);
выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими организациями страны;
специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими организациями, специализированными подразделениями (например, социологическими) министерств, ведомств и т. д.;
статистическая отчетность государственных и общественных организаций.
• Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 19, с. 326. 280
Научные публикации. Публикации в научной печати являются важным источником информации о развитии самой науки, теоретических выводах и практических результатах исследований, источником эмпирических данных для вторичного их анализа. Книги, журналы, отчеты — основные формы этого типа документов.
Пресса. Пресса, или газетно-журнальная периодика, предстает в социологических исследованиях как источник разнообразной информации по определенным социальным группам, категориям, явлениям и процессам, в том числе она может выступать и как документация для изучения самой прессы как социального явления.
Придавая огромное значение изучению прессы как источника информации о социальных явлениях, В. И. Ленин 13 августа 1921 г. предлагал создать специальную комиссию для сбора и обработки гигантского материала из советской и буржуазной прессы, особенно ло вопросам внешней политики Антанты. «Такое бюро,— говорил он,— можно поставить и должно. Пользу оно в состоянии принести большую. Без него у нас нет ни глаз, ни ушей, ни рук для участия в международном движении — и мы делаем это случайно, оказываясь (по части информации) зависимыми от того, кто поближе, кто под рукой, кто случайно прочел, случайно зашел, случайно рассказал и т. д.»7.
Пресса может служить источником информации для восстановления общественно-политического фона, сопутствующего тому или иному событию, для изучения общественного мнения, для уточнения официальной оценки, толкования того или иного события и т. п. В этих случаях уделяется внимание прежде всего передовым статьям, чисто информационным сообщениям о фактах и т. п.
Изучение газетных текстов помогает составить представление о том, какого рода события и явления считались наиболее заслуживающими внимания в тот или иной промежуток времени и почему по отдельным социальным группам, категориям, явлениям и процессам пресса помогает по прошествии определенного времени как бы заново восстановить и осмыслить ту или иную цепь событий.
Например, по публикациям прессы можно проследить связь общественного мнения с социальной практикой. Так, появлению Указов Президиума Верховного Совета СССР предшествует широкое обсуждение их содержания в печати.
Пресса служит источником информации при изучении деятельности какого-либо общественного союза, политической партии.
Изучение распространенности тех или иных печатных изданий по районам, по социально-политическим и возрастным группам дает ценные результаты с точки зрения характеристики этих районов и групп.
Публикации, анализируемые в целях изучения самой прессы как социального явления, также представляют собой богатый источник информации. В этом случае обращают внимание на содержание ее материалов, их объективность, на полноту отражения акту-
7 Там же, т. 53, с. 118.
альных проблем общества, на ее оперативность, действенность. Предметом апализа могут выступать объем и периодичность публикаций по отдельным темам, социально-демографические характеристики авторов публикаций, способ аргументации и стиль обращения к читателю, доступность языка для отдельных читательских групп и многое другое. Можно также проанализировать распространенность прессы в определенных районах либо среди определенных социально-профессиональных и возрастных групп. В этом случае анализ проводится не с целью получения дополнительных характеристик районов и групп, а для определения характера того или иного печатного издания.
Личные документы. Личными документами в социологии называют документы, составленные частным лицом по собственной инициативе. Это письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т. п. Ценны они для социолога тем, что в них зафиксированы почти ничем не ограниченные высказывания людей по свободно выбранным темам. Личные документы служат прежде всего источником изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях.
В зависимости от целей или все исследование строится па анализе личных документов, или они выступают как дополнительный источник информации.
При использовании личных документов в качестве источника информации внимание социолога может быть обращено на выбор тематики, заинтересовавшей автора документа, на восстановление некоторых фактов, по тем или иным причинам нигде официально по зарегистрированных, на выявление скрытых причин тех или иных исторических событий. Наконец, по личным документам можно получить представление о скрытых оценках событий, о мотивах поведения людей. Следует также помнить, что при всей зависимости от направления анализа и от имеющегося в распоряжении материала ценность того или иного документа во многом определяется личностью автора.
Отмечая возможности личных документов в целом, необходимо обратить внимание на то, что они представляют собой хороший материал для изучения общественного сознания; позволяют обнаружить социальные механизмы образования, установок и их изменения (это же касается мотивации поведения); предоставляют информацию для исследования зависимости между средой и поведением индивида; показывают явления в историческом развитии в продолжительных, недоступных наблюдению промежутках времени; дают материалы для установления типов личности, групп, образцов поведения и общественных отношений; облегчают понимание людей, культурных систем и функционирования социальных структур.
Хорошим материалом для социологического анализа считаются такие специфические личные документы, как автобиографии — документы, показывающие пишущего человека в непрерывности его собственной истории и происходящих около него событий. Автобиографии характеризуют индивидуальные психологические осо-
бенности автора, показывают его в том социальном контексте, в котором он действует, дают отражение крупных социальных процессов и явлений в индивидуальных судьбах. Таких материалов не могут дать пи письма, ни другие документы, доказывающие лишь какой-то отрезок из жизни автора.
Мотивировка написания автобиографии, которая обязательно должна быть принята во внимание социологами, может быть различной.
1. Желание осмыслить собственную жизнь, суммировать прой денный путь, для того чтобы обобщить результаты своей деятельно сти и сделать выводы на будущее.
Автобиография, написанная по этому мотиву, может содержать оценку пройденного пути или не содержать ее.
2. Автобиография — мемуары как ценный исторический источ ник, психологический или социологический материал.
3. Материальная заинтересованность (например, объявление че рез газету, конкурс автобиографий).
4. Требование написать автобиографию (со стороны руковод ства, врача, исследователя и т. д.).
5. Автобиография как выход внутреннего напряжения (напри мер, «исповедальные» письма правонарушителей, прощальные пись ма самоубийц и др.).
6. Самооправдание в собственных глазах или' в глазах окру жающих.
7. Стремление показать себя, утвердить свою личность. Социолог, использующий автобиографический материал для
своей исследовательской работы, должен помнить, что обычно возникновение автобиографий определяется не одним мотивом, а несколькими.
Автобиографии представляют собой очень трудный для однозначной интерпретации и использования в исследовании материал. Собственная интерпретация исследователя играет здесь господствующую роль.
Выделяют следующие направления использования автобиографий.
1. Конструктивный метод. Исследователь, изучая биографии под определенным углом зрения, строит картину социального явления на основании уже имеющейся социологической теории этого явления. В ходе анализа он проверяет гипотезы, содержащиеся в общей теории. В этой ситуации значительную роль играет интуиция исследователя, например при классификации факторов, выявленных в описанных явлениях. Если интуиция обманывает, результаты будут недостоверными.
2. Метод экземплификации8. Он заключается в иллюстрации гипотез примерами из автобиографий. Материал в этом случае не
* Exemplification (пем.) — объяснение с помощью примеров, снабженных иллюстрированными материалами.
проверяет гипотез. Научная ценность такой обработки небольшая даже при истинности той или иной специальной теории.
3. Метод анализа содержания. Он заключается главным образом в исследовании частоты наступления определенных событий и об стоятельств, в которых эти события происходят.
4. Статистическая обработка. Статистический анализ помогает установить зависимость между разными социальными чертами ав торов, их позициями и проявляемыми стремлениями. Если авто биографии получены от .однородной социальной совокупности, вклю чающей несколько сотен людей, возможности такого статистического анализа довольно велики. Статистические методы обеспечивают большие возможности исключения субъективных склонностей соци олога, интерпретирующего биографии.
Однако объявление конкурса на автобиографии, чтобы подвергнуть их только статистическому анализу, неоправданно, потому что для этой цели значительно более правильным инструментом является анкета, а случайность происхождения биографий не выполняет существенного условия — репрезентативности материала.
5. Типологический анализ. Он заключается в установлении не которых типов личности, типов поведения, типов образцов жизни, выступающих в разных совокупностях.
Именно в таком установлении типов состоит максимальная польза, которую могут дать автобиографии.
При типологическом анализе обращается внимание на количественную сторону явлений, хотя и не так строго, как при статистическом.
К наиболее важным недостаткам личных документов относятся следующие:
отсутствие репрезентативности;
лиц, пишущих автобиографии, сам этот факт выделяет среди других;
трудность получения личных документов;
эти документы по разным причинам могут быть необъективными или фальсифицированными;
описываемые позиции могут подвергаться рационализации пишущего;
описания могут возникать под влиянием настроения пишущего;
избирательность памяти, предающей забвению неприятные моменты, может исказить картину описания;
описание может быть сделано по определенным принципам или понятийной системе, неясной для исследователя;
автобиография может быть близкой к литературному вымыслу.
Таким образом, если достоинства личных документов действительно делают их большой ценностью в процессе познания социальной действительности (особенно в области социального сознания), то недостатки подобных документов не позволяют использовать их как единственный источник информации. По этим причинам можно определить личные документы как источники ценной вспомогя-тельной информации в социальных исследованиях.
Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме. Значительный объем данных, собираемых в результате различного рода статистических обследований, массовых выборочных опросов населения стимулировал развитие все более эффективных средств их накопления и хранения. С развитием вычислительной техники возникла новая форма хранения данных — хранение в машиночитаемой форме на перфокартах, перфолентах, магнитных лентах и магнитных дисках. Хранение данных в таком виде непосредственно направлено на возможность их обработки на ЭВМ.
Совокупность различных массивов данных (или иной информации) в машиночитаемой форме и соответствующей им документации называют Архивами данных (иногда Базами данных, Банками, данных).
Можно выделить три главные функции, которые играют Архивы данных в социологической науке: сохранение и запоминание данных-; распространение данных среди различных центров; развитие методов и процедур для стимулирования более широкого и эффективного использования полученных данных (для сравнительного л вторичного анализа).
В настоящее время практически каждый социологический центр имеет Архив данных. Наиболее крупные архивы имеются в Институте социологических исследований АН СССР (ведет архив-Отдел методики социологических исследований), Институте социально-экономических проблем АН СССР, Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР и других центрах *.
Иконографические документы. Кино-, видео- и фотодокументы. Иконографическая документация — это произведения изобразительного искусства: картины, гравюры, скульптуры и т. д. Они могут быть проанализированы в трех направлениях:
1) как документы прошлых эпох, позволяющие делать заклю чения о тех или иных сторонах и деталях духовной или материаль ной жизни этих эпох, о тех или иных деталях быта;
2) как документация по изобразительному искусству в том слу чае, ее. и само это искусство как социальное явление становится предметом исследования;
3) как «человеческие документы», т. е. документы, позволяю щие судить о личностях их авторов. Это тем более важно, что ав торами произведений искусства, как правило, бывают чрезвычайно- духовно богатые люди, оставляющие после себя заметный след в истории культуры.
• Нолее подробно см.: Андреенков Б. Г., Чередниченко В. А. К вопросу о создании банка социологической информации.— Социол. исслед., 1982, № 2, с. 140—146. Перечень наиболее крупных зарубежных архивов социологических данных можно найти в кн.: Методические проблемы спавнительпого анализа социологических данных/Отв. ред. В. Г. Андреепков, О. М. Маслова. М., 1982. К некоторым зарубежным архивам данных возможен прямой доступ по каналам связи ЭВМ из нашей страны.
В похожих, хотя и несколько отличающихся направлениях, могут анализироваться кино- ц фотодокументы.
Как документальные свидетельства о событиях, социальных явлениях, фактах документальные кинофильмы и фотографии являются особенно ценным материалом, необходимым источником информации при исследовании кино и телевидения как социальных явлений. Эти исследования чрезвычайно актуальны, так как кино и телевидение превратилось в одно из важнейших средств массовой пропаганды.
Как «человеческие документы» фильмы и фотографии также представляют собой определенную ценность. Но здесь следует помнить, что кино- и фотоискусство еще чрезвычайно молодо и что кино ссамого его зарождения слишком тесно было связано скоммерцией, сопределенной идеологической обработкой масс.
Фонетические документы.Фонетические документы также интересны как репродукции прошедших событий. Например, фонетическая запись какого-либо собрания, митинга интересна звучанием выступлений (в отличие от текста или стенографической записи ит. п.), непосредственной реакцией слушателей.
Однако наибольший интерес для социолога фонетические документы представляют как источник информации лингвистической. Исследователя может интересовать структура языка, изучение которой во многом способствует изучению структуры и культуры мышления, сопоставление различных языковых особенностей, характерных для тех или иных социальных групп и т. п.
Другие способы классификации документов. Подлинники и копии.Деление документов на подлинники и копии обусловлено тем, что многие документы существуют в одном экземпляре и поэтому пользование оригиналами практически неосуществимо. Достоверность, точность копии всегда должна быть обоснована, подтверждена. Вопрос же о достоверности подлинников возникает значительно реже — только в хех случаях, когда есть основания опасаться подделки.
Иногда множество документов классифицируют в зависимости от того, как их используют или как они могут быть использованы. С этой целью выделяют три разряда документов: позволяющие только восстановить какие-либо события, узнать что-либо о каком-нибудь явлении; позволяющие делать определенные выводы об авторах, их мнениях, отношениях и т. п.; иллюстративные докумеп-ты — для приведения примеров, ссылок, для лучшего разъяснения сказанного и т. п.
Строго говоря, такое разделение является весьма условным. Существует очень много документов, которые могут быть использованы во всех трех случаях. Еслз статистические цифры действительно позволяют только лишь узнать что-либо об интересующих исследователя событиях и не дают повода для каких-либо заключений об авторе отчета, то исторические мемуары могут быть использованы и как «исторический справочник», и как документ, отра-
28С
жающий личность автора, и как материал для выбора иллюстративных примеров.
Применение документов в социологическом исследовании. Различные документы находят самое широкое применение в конкретных социологических исследованиях.
Ценность документов для исследователя заключается прежде всего в сведениях о самом объекте. Анализ документов позволяет решать целый ряд важных социологических задач, связанных с изучением отдельных характеристик исследуемого явления, с анализом внутренних структурных и внешних связей рассматриваемого объекта, с изучением различпых аспектов его функционирования.
Исследования, связанные с изучением мнений и установок, требуют изучения личных документов и ответов на специально поставленные вопросы. Если речь идет об исследовании какого-либо объекта или явления в его историческом развитии, источником информации становятся официальные и неофициальные — преимущественно архивные — документы, содержащие соответствующие сведения. При исследовании внутренних структурных характеристик малых групп или отдельных людей можно сочетать анализ ответов исследуемых на специально поставленные вопросы анкет и интервью, данных, полученных с помощью тестирования, и личных документов — дневников, писем, автобиографий и т. п. Таким образом, для решения различных исследовательских задач требуется специально подбирать соответствующие документы.
Документы могут быть важным источником информации на начальной стадии исследования, когда не ясна еще сама проблема исследования. Работа с документами помогает исследователю составить некоторое общее целостное представление об объекте и локализовать проблему. Более подробное знакомство с документами позволяет ему выдвигать гипотезы относительно интересующих его характеристик исследуемого объекта. Таким образом, в определенных случаях аиалпз документов оказывается целесообразным на самых ранних стадиях исследования, тогда как сбор основной информации об объекте в дальнейшем будет осуществляться с помощью других методов, например опроса или наблюдения.
Однако документы иногда могут стать основным, а то и единственным источником информации, содержащим данные об изучаемом объекте. Обычно это бывает, когда изучению подлежат большие социальные системы и группы, такие, как социальные институты или классы, или когда речь идет об изучепии динамики этих объектов в течение больших промежутков времени, т. е. об их историко-социологическом анализе. Блестящие примеры такого рода исследований можно найти у основоположников марксизма-ленинизма.
Анализ документов может использоваться как способ проверки данных, полученных с помощью других методов. Так, данные, полученные с помощью опроса, касающиеся, папример, посещаемости лекций, характера читаемой литературы и т, п., могут быть допол-
пены такими документами, как самофотография, библиотечные формуляры и пр.
Статистические данные могут быть полезными в любом из социологических исследований независимо от того, какими будут последующие методы сбора информации. Представляя собой информацию, периодически собираемую об одних и тех же характеристиках объектов, они обычно оказываются чрезвычайно важным материалом для социолога.
Исследователь может сравнивать интересующую его переменную с набором фактов, отмечаемых статистикой. Например, при изучении оценок престижности профессий можно сравнивать полученные результаты с объемом образования, численностью людей, занятых в той или иной сфере деятельности, и другими статистическими данными.
Общие статистические данные можно использовать также и для построения репрезентативной выборки объекта исследования. Официальные документы отдельных индивидов (библиотечные формуляры, личные листки по учету кадров, автобиографии и др.) могут стать источниками самой общей, первоначальной информации о тех, к кому они относятся. Уже на основании таких сведений социолог получает возможность выносить определенное суждение или выдвигать гипотезы.
Так, анализ библиотечных формуляров позволяет судить либо об интересах отдельного человека, либо о том, насколько популярной является та или иная книга в определенный промежуток времени среди данной совокупности читателей. Анализ данных, имеющихся в отделах кадров, может послужить, например, источником гипотезы о том, насколько сильно влияет на текучесть кадров удаленность предприятия или учреждения от места жительства и т. д.
Личные документы позволяют фиксировать индивидуальные проявления общественного сознания, восстановить недостающие звенья некоторых событий, дополнить или собрать самую общую информацию об отдельных людях или же дать иллюстрацию «типичного случая».
Важнейший источник социологической информации — это документы, составленные специально для целей исследования: опросные листы анкет и интервью, различного рода тесты, дневники и отчеты интервьюеров, протоколы наблюдений и пр.
Работа с документами необходима и в тех случаях, когда программой исследования предусматривается построение репрезентативной выборки. При этом выбор документов зависит от того, каким образом строится репрезентативная выборка. Это могут быть простые списки (списки избирателей, отделов кадров и т. д.), если выборка производится чисто математическими методами, или же документы, специально составленные исследователем, в которых отра-жепы пекоторые существенные характеристики генеральной совокупности, если выборка строится логическим путем.
В тех случаях, когда анализ документов используется как основной метод получения социальной информации, выбор тех ила
ттпых дополнительных методов определяется задачами, возникающими перед исследователем по мере анализа основного материала. Эти задачи .можно условно разделить па два класса: задачи, связанные с внешним анализом документов (прежде всего оценка подлинности документа и достоверности зафиксированных в нем данных), задачи, связанные с проведением более глубокого внутреннего анализа.
В первом случае диапазон применяемых дополнительных методов практически не ограничен: от массовых опросов (например, участников или очевидцев каких-либо событий, описанных; в документе) до отдельных интервью и до прожективных методов. Особо следует указать в этом смысле на действенность всех видон наблюдений, вплоть до включенного. Эти методы могут быть наиболее эффективными тогда, когда следует оцепить сам процесс рождения документа, методику сбора зафиксированных в нем данных, например методику получения статистической отчетности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|