Струиции по заполнению) 1) понимание информа- 1) выбор ответа на воп-
Ц1!И РОС
2) воспроизведение необ- 2) словесное выражение холимых знаний из выбранного ответа
памяти (интервью)
3) письменная фиксация ответа (анкетирование)
Для получения достоверных дапных необходимо, чтобы опрашиваемый 1) воспринял нужную информацию; 2) правильно понял ее; 3) смог вспомнить, если это требуется, о каких-то событиях прошлого; 4) выбрал или сформулировал ответ, соответствующий его мнению или фактическому положению дел; 5) смог адекватно выразить в словах выбранный им ответ. Понятно, что этого недостаточно для получения достоверных данных. Необходимо, чтобы опрашиваемый не только мог, но и хотел искрение ответить на вопросы.
Таким образом, исследователь должен так организовать опрос, чтобы в процессе его осуществлялась актуализация возможностей респондентов и формировалась мотивация к участию в исследовании. Качество первичной информации зависит от качества методики, применяемой для ее получения. Поэтому оценку качества первичных даппых правомерно производить в зависимости от качества измерительного инструмента.
Назначение социологического вопросника (бланка интервью илп анкеты) в том, чтобы с его помощью замерить определенные переменные, имеющие отношение к предмету исследования, например, мнения или установки респондента но интересующему исследователя вопросу, некоторые социально-демографические характеристики респондентов и пр.
Под устойчивостью инструмента измерения понимают степень воспроизводимости результатов измерения при повторном исполь-аовапии этого инструмента на той же группе и при тех же усло~ виях.
Численными характеристиками устойчивости могут служить показатели устойчивости, в роли которых выступает обычно величин*, расхождений между результатами нескольких измерений одной и той же переменной с помощью одной и той же процедуры при сохранении условий измерения. Устойчивость ипструмецта в делом можно проверить путем повторного опроса.
Под обоснованностью измерительного инструмента понимают степень соответствия между регистрируемыми в процессе измерения характеристиками и теми характеристиками, которые планировалось измерить.
Обоснованный инструмент измерения должен быть устойчивым. Действительно, низкая корреляция результатов повторных измерений через сравнительно небольшие промежутки времени характеризует либо неустойчивость измеряемой характеристики, либо то, что инструмент измеряет целый ряд сопутствующих факторов, например, связанных с временем и местом измерения. Поскольку большинство измеряемых при опросе факторов (интересующих социолога), как правило, сравнительно устойчивы па протяжении определенных временных интервалов, единственным выводом из низкой воспроизводимости результатов измерения является утверждение о том, что применяемый инструмент измерения но является адекватным исследовательской задаче, т. е. его применение не обоснованно. Выбор того или иного доказательства обоснованности конкретного ипструмента определяется как типом исследуемых характеристик, так н целями исследования.
Всю систему доказательств можно условно разбить на две группы.
В первую группу входят доказательства того, что конструкция вопросов (респонденту и т. д.), вошедших в измерительный инструмент, адекватно отражает измеряемые характеристики, дает именно ту информацию, которую планировал получить исследователь при построении вопроса.
Среди них можно выделить следующие.
Релевантность. Определяется тем, насколько разумно выбрана данная форма инструмента для измерепия данной характеристики. Понятие релевантности связано с вопросом о том, можнр ли на основании результатов измерения судить о наличии у респондентов определенных знаний, личностных характеристик, мнений и устано-вок. Весьма распространенная ошибка, связанная с нарушением этого требования, допускается, например, в тех случаях, когда для получения информации о знаниях респондента применяется в качестве единственного и достаточного инструмента анкетный вопрос, выясняющий самооценку респондентом своих знаний. Например, при Планировании бесед, лекций, семинаров на международные темьг организаторам политического просвещения необходимы данные об Информированности аудитории по конкретным проблемам международной обстановки. В связи с этим авторы анкет нередко обращаются к респондентам с вопросами типа: «Насколько Вы информированы по поводу проблемы А, вопроса Б, события В?» Отвечая на
3«
ffHX, респондепт обычпо отмечает одну из предложенных оценок: «хорошо», «средне» или «слабо».
При таком построении вопроса происходит не всегда осознаваемая исследователем подмена информации о знаниях информацией о том, как человек оценивает эти знания. Критерии оценки знании у разных людей зачастую не совпадают с теми, которые подразумеваются исследователем, когда он задает вопрос. Малоинформиро-ванный слушатель может быть вполне доволен имеющимся у него запасом знаний и оценит свою информированность как хорошую. В то же время человек, обладающий более высоким уровнем знания, по испытывающий дефицит интересующей его информации, выберет оценку «средне» или «слабо». Между тем довольно часто авторы подобных вопросов интерпретируют ответы на них как данные о фактическом уровне знаний респондентов, хотя в действительности речь идет только об их самооценках.
Достоверную информацию о знаниях можно получить с помощью вопросов экзаменационного типа, содержащих задания, экспериментальные ситуации, решение которых требует от респондента использования определенных сведений, навыков, а также знакомства с конкретными событиями, именами. Вопросы такого типа напоминают психологические тесты. Например, одним из индикаторов информированности слушателей о международном положении может быть знакомство с именами политических деятелей зарубежных стран. Для выяснения информированности можно предложить список имен, включающий не только политиков, но и деятелей искусства, науки, спорта. Задача заполняющего анкету состоит в том, чтобы указать, «кто есть кто», или поставить прочерк рядом с именами ему неизвестными6.
Другим необходимым показателем информированности аудитории по международным проблемам может стать степень знакомства слушателей с терминами, широко употребляющимися во время политических занятий, в газетных текстах и т. д.
Для получения таких данных в анкету включается вопрос с перечнем терминов, значение которых респонденты объясняют в письменной форме. Полученные ответы исследователь анализирует и оценивает по следующим критериям: высокая степень знания термина, совпадающая с его широким аналитическим толкованием (определением в словарях, справочниках, энциклопедиях); средняя степень знания термина, совпадающая с одним из значений, характерных для конкретного текста; незнание термина или его ошибочное толкование.
Опрос взрослого населения в г. Таганроге, проведенный с использованием подобного теста, включавшего 50 политических и международных терминов, взятых из газет, показал, что только 2% опрошенных знают значения не менее 44 термипов, т. е. почти весь перечень. Большая часть ответивших — 64%— знакомы со значения-
4 Пример такого текста см.: Дридве Т. М. Организация и методы дингвопси-хосоциологического исследования. М., 1979, с. 47—49,
ми 26—37 слов, 25% понимают смысл 38—43 слов и 9% участников опроса располагают информацией о значеиии 25 слов, т. е. владеют половиной предложенного списка 7.
Совокупность данных подобного рода дает исследователю объективную картину, характеризующую информированность аудитории, в отличие от вопросов о т,ом, как люди оценивают собственный запас знаний.
Таклм образом, для решения данной исследовательской задачи вопросы экзаменационного типа должны быть признаны релевапт-кыми, а вопросы о самооценках — нерелевантными. Релевантность может быть доказана как логическим путем, так и с помощью методического эксперимента.
Нейтральность {объективность). Степень нейтральности инструмента, определяющаяся ответом на вопрос о том, зависит ли оценка данной характеристики, получаемой при помощи данного инструмента, только от степени ее выраженности, или же на ее значение влияют какие-то дополнительные факторы. Обеспечение этого требования при конструировании вопросов анкеты связано с учетом различных социально-психологических факторов, влияющих на формирование ответа респондента. Например, вопросы о знаниях, кажущиеся исследователю совершенно нейтральными, могут в определенных ситуациях вызывать сильное воздействие фактора престижа, самоуважения респондента. Это происходит в том случае, когда речь идет, например, о выяснении уровня необходимых профессиональных знаний. Множество явлений, интересующих социолога, связано с авторитетом, престижем, материальными интересами опрашиваемых. Получение данных о престижных и социально неодобряе-мых видах поведения, данных об источниках косвенных доходов, исполнении родительских обязанностей и т. п. требует от исследователя обеспечения нейтральных формулировок вопросов и экспериментальной проверки их нейтральности в пробном исследовании.
Доступность. Смысл этого норматива состоит в том, чтобы все респонденты могли понять содержание заданий или вопросов. Соответствие вопроса анкеты этому требованию требует эмпирической проверки в пробном исследовании.
Различающая способность. Инструмент должен быть сконструирован таким образом, чтобы мог фиксировать с необходимой степенью дробности различия среди респондентов относительно измеряемых характеристик. Однако начиная с некоторой пороговой величины увеличение различающей способности измерительного инструмента ведет к уменьшению его надежности.
Но второй группе относятся доказательства обоснованности, связанные с решением вопроса о том, насколько результаты, полученные при применении данного инструмента, согласуются с информацией об измеряемых характеристиках, полученной другими способами.
См. об этом подробнее в кп.; Массовая информация в советском промышлеи-лом городе. М., 1980, с. 244—240.
Среди доказательств этого типа выделяются следующие.
м.Тест по известной группе». В этом случае сконструированный инструмент проверяется иа группе лиц, относительно которых точно известно распределение измеряемых характеристик.
Обоснованность по совпадению. Достаточно часто доказательством обоснованности разработанного инструмента измерения может служить высокий коэффициент корреляции результатов, полученных при применении данного инструмента и другого (готового) инструмента, известного своей обоснованностью.
Проверка надежности и обоснованности измерительного инструмента является сложной и трудоемкой процедурой. Но такая проверка необходима, иначе трудно говорить о научном значении результатов, полученных при применении метода опроса.
Основные фазы опроса
Для оптимизации опроса с точки зрения достоверности следует выделить его основные фазы: адаптацию, достижение поставленной цели и снятие напряжения.
Любой вопрос начинается с фазы адаптации, в процессе которой реализуются две важные цели: создание у респондента мотивации ответить на вопросы и подготовка его к исследованию. Фаза адаптации состоит из обращения и нескольких первых вопросов. Обращение — это завязка, начало опроса. Начать опрос — это подлинное искусство, и от того, как это сделает исследователь, во многом зависит достоверность всей информации.
Для того чтобы респондент смог дать нужную информацию, необходимо подготовить его к этому: объяснить содержание вопросника, т. е. о чем его будут спрашивать, цель опроса, а в- случае анкеты — н правила заполнения вопросника и постепенно, задавая вопросы, подвести его к теме исследования. Нельзя сразу же задавать, основные, проблемные вопросы. Респондент еще не готов к ответу на них, его сознание еще не ориентировано на тему опроса, ему необходима предварительная психологическая разминка, несколько легких вопросов, которые ввели бы его в ситуацию опроса и приблизили бы к основной проблематике. Содержание этой фазы — разведка, разминка, зондаж. Ее разработка очень ответственна и, поиимо специальных знаний в области психологии общения, требует от исследователя предварительного (в ходе пилотажного исследования) знакомства с аудиторией, к которой адресуется вопросник интервью или анкета.
Опыт опроса представителей различных социальных групп покапывает, что если респондент выслушал или прочитал обращение и ответил на первые два-три вопроса, то в большинстве случаев он ответит и на все остальные. Поэтому иногда первыми социолог ста-ьит вопросы, ответы на которые не дают связанной с темой исследо-t-ания содержательной информации, но зато позволяют вовлечь человека в разговор.
Создание у опрашиваемых мотивации к участию в исследовании — более сложная задача. У каждого человека свои интересы, ценности, потребности. Необходимо заинтересовать респондентов в исследовании, затронуть их жизненные потребности, чтобы ответы на вопросы приобрели для них личностный смысл. Решение этой задачи зависит от соответствия цели исследования жизненным, потребностям опрашиваемых.
В социалистическом обществе все социологические исследования проводятся в интересах народа, в целях повышения его благосостояния. Поэтому чаще всего цель опроса непосредственно связана с удовлетворением жизненных потребностей опрашиваемых и результаты его способствуют этому. Указание в обращении цели исследования, ясное и понятное объяснение использования результатов на благо опрашиваемых или общества в целом, подчеркивание возможности учреждения, проводящего опрос, использовать era результаты подобным образом — все это приводит к тому, что участие в опросе приобретает большой личностный смысл, у респондента возникает желание дать достоверную информацию. Этот спо^ соб создания мотивации наиболее эффективен и чаще всего используется в социологических исследованиях.
Например, в исследовании, проведенном ИСИ АН СССР в г. Горьком по проекту «Показатели социального развития советского общества», использовался вопросшш, титульньш лист которого приведен ниже.
АКАДЕМИЯ НАУК СССР Проект: структура — 79
социологических исследований Документ
ВОПРОСНИК Условия труда и быта Уважаемый товарищ)
Мы просим Вас ответить на вопросы анкеты, цель которой — выяснить различные стороны труда и быта рабочих и служащих. Эти личные будут полезны для улучшения работы государственных и общественных организаций. Ценность исследования но миогом зависит от полноты и искренности Ваших ответов.
К каждому вопросу анкеты даются возможные ответ. Выберите те, которые соответствуют Вашему мнению, и обведите кружком соответствующую им цифру. Если ни один из предлагаемых ответов Вас не устраивает, напишите ответ сами. Мы оставили для этого- свободное место. Фамилию указывать не обязательно. Нам прежде всего нужно Ваше мнение.
Заранее благодарим за помощь!
Однако цель исследования не всегда связана непосредственно с потребностями опрашиваемых. Так, при опросе экспертов. целесообразно разрабатывать обращения другого типа. В соответствии с целью исследования формулируется вводное обращение к респонденту, которое должно соответствовать определенной системе мотивов опрашиваемого. Чаще всего в качестве таких мотивов выступают стремление принести пользу, престижные соображения и т. д. Призма
мером может служить обращение к экспертам в исследовании «Клубный работник сегодня и завтра». (Исследование проводилось НИИ культуры РСФСР под руководством Ф. В. Стриганова и С. Н. Плотникова.) В обращении затрагивается престижная потребность (к опрашиваемому обращаются как к компетентному специалисту клубного дела) и потребность принести пользу развитию клубной работы в стране.
Уважаемый товарищ!
Исследование, в котором мы предлагаем Вам принять участие, — «Клубный работник сегодня и завтра». Что такое современный клубный работник? Что он должен знать и что уметь? Как лучше подготовить клубного работника к его профессии? Эти и некоторые другие вопросы мы хотели бы обсудить с Вами, полагаясь на Ваш опыт и знание клубного дела. Наблюдения и мнения компетентных специалистов позволят составить общую картину клубной работы и наметить пути ее улучшения. А в этом, нет сомнения, все мы крайне заинтересованы. Если Вам будет интересно ознакомиться с итогами исследования, мы предоставим Вам такую возможность.
Заранее благодарим Вас.
Создание у опрашиваемого желания ответить на вопросы — одна из основных задач, стоящих перед исследователем, и игнорирование ее сводит на нет огромную работу по организации, проведению социологического исследования.
Немаловажным фактором, влияющим на желание респондента предоставить истинную информацию, является опасение, что его ответы будут использованы во вред ему. Применение анонимного опроса уменьшает влияние этого фактора и повышает достоверность социологических данных.
Как показано в исследовании И. В. Манучаровой", наибольшее влияние анонимность оказывает на лиц с низким статусом в группе. Опрашиваемые, входившие в группу лидеров и имевшие высокие статусы, были подвержены влиянию анонимности в весьма незначительной степени.
Примером грамотного указания анонимности в анкетном опросе может служить следующее обращение:
«Нам не обязательно знать Вашу фамилию, потому что самое главное —■ Ваши советы, которые окажут большую помощь молодым рабочим (клубпым работникам, выпускникам вуза)».
В интервью анонимпость не может быть полностью сохранена. Интервьюер по меньшей мере видит лицо респондента, знает или может узнать его имя и адрес. Интервьюеру необходимо подчеркнуть, что ответы респондента будут опубликованы только в обобщенном виде, однако достоверность в этом случае связана в первую очередь с личностью интервьюера, с тем, как он сумеет располо-
8 Манучарова И. В. К вопросу о влиянии анонимности па результаты опроса.— В кн.: Общение как предмет теоретических и прикладных исследова* ний: Тез. Всесоюз. симпоз. Л., 1973, с. 102—103.
жить к себе респондента, внушить ему доверие и убедить в анонимности ответов.
Дальнейшее повышение заинтересованности респондента и укрепление контакта с исследователем осуществляется в процессе ответов на первые вопросы. Для этого используются так называемые контактные вопросы, ответы на которые достаточно легки, затрагивают те же потребности, что и в обращении. По возможности они должны быть близки к теме опроса и постепенно вводить респондента в изучаемую проблематику.
Для социологических исследований, связанных с культурно-просветительной работой, вводным может быть такой вопрос, обращенный к клубному работнику:
«Предположим, что к Вам обратился выпускник школы с просьбой помочь, ему в выборе профессии.
Что бы Вы ему посоветовали?»
Вопрос не вызывает неприязни. Нет никаких подвохов, к человеку обращаются за советом, он выступает как эксперт. Вопрос затрагивает престижные потребности, повышает мотивацию опрашиваемого и вводит его в проблематику опроса.
Для исследований, связанных с бытом людей, при опросе женщин первым может быть вопрос: «Кто в Вашей семье чаще всего готовит обед?» Такого рода вопрос, обращенный к женщине, сразу располагает к ответу, потому что обычно обед все-таки готовит женщина. Она сразу же чувствует внимание к себе со стороны исследователя, понимание им ее забот, что способствует дальнейшему контакту.
Аналогичный прием может быть использован при любой другой теме, только соответствующим должен быть вводный вопрос. В идеальном случае вводный вопрос связан с темой исследования, и из него можно получить содержательную информацию. Но обычно исследователь идет на некоторые дополнительные вопросы, и этот вводный вопрос в анализе не участвует. Его задача состоит только в том, чтобы установить контакт, и после этого его функции исчерпаны.
Респонденты могут усомниться в анонимности, если исследование начинается с демографических вопросов. Возникает недоверие к исследователю, контакт будет нарушен, достоверность информации снизится. В начале опроса не должны появляться щепетильные, беспокоящие вопросы.
Основное содержание следующей фазы опроса — достижение поставленной цели, т. е. сбор основной информации, необходимой для решения поставленных задач.
В процессе ответа па эту часть вопросника, особенно если она велика, интерес к исследованию может постоянно уменьшаться. Для его повышения используются функционально-психологические вопросы, которыми прерывают слишком обширную тему.
Содержание их должно быть интересно для опрашиваемых. Мужчин, например, можно спросить о футболе или хоккее, жен-
щин — о домашнем хозяйстве. Эти вопросы пе должны обязательно нести содержательную информацию. Их основная цель — снять усталость и повысить мотивации отвечающих.
Завершение опроса. Закончить опрос иногда бывает труднее, чем его начать. Опрашиваемый еще не выговорился, в нем чувствуется какое-то напряжение. Поэтому в конце вопросника помещаются функционально-психологические, легкие вопросы, снимающие напряжение и дающие возможность для выражения чувств.
Наша беседа подходит к концу, и иы хотим узнать, не утомила ли Вас она?
Утонила ............................................. 1
Не утомила......................................... 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|