ИЗМЕРЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
В главе 5 был рассмотрен вопрос об уровнях измерения и статистических операциях, применяемых па каждом из этих уровней. Но каким образом можно приписать объектам измерения те или иные оценки, как построить для интересующих исследователя характеристик шкалы, установить их свойства? Эти и ряд других общих вопросов измерения будут рассмотрены в этой главе.
Виды шкал
Практика социологических исследований выработала целый ряд подходов к измерению мнений, установок, мотивов, оценке знаний, умений, информированности, реального поведения людей, характеристик социального окружения и т. д. Их можно охарактеризовать несколькими способами.
Основанием для выделения различного вида шкал может служить объект измерения. В целом различают две ситуации: а) числа, полученные в результате применения процедуры измерения, используются для характеристики некоторых внутренних свойств индивида— мнений, отношений, установок, мотивов, знаний, умений и т.д.; б) полученные числа служат для характеристики объектов внешних по отношению к субъекту измерения.
При наличии первой ситуации шкалы для измерения названных свойств называют в целом шкалами установок, а второй — шкалами оценок.
Кроме того, шкалы подразделяются по форме на числовые, вербальные и графические (примеры см. ниже).
Технические приемы измерения — другая характеристика шкал-, имеющихся в арсенале социолога. Большинство техник может быть использовано для построения как шкал установок', так и шкал оценок.
Наиболее распространенный прием измерения — выбор той или
1 О понятии социальная установка см.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980, гл. 16,
£36
иной категории иг серии предложенных. Это может быть выбор числового балла на шкале, суждения из серии суждений и т. д.
Пример. В проекте «Показатели социального развития советского общества», осуществленном в ИСИ АН СССР, для оценки условий труда на рабочем месте респондента был применен «Вопрос-инк эксперта». Основные компоненты условий труда1 измерялись о помощью числовой шкалы оценок. Так, для общей физической тяжести труда эксперту задавался вопрос:
С помощью приведенной ниже шкалы оцгниге, пожалуйста, насколько велика общая физическая нагрузка на этом рабочем месте. Шкала из 9 позиций означает:
1 —работа на этом рабочем месте в общем'физически легка. Например, работа си-г я, без всякой физической нагрузки.
it — работа на этом рабэчем месте физически очень тяжела. Например, постоянные земляные работы, без применения машин или механизмов. 123456789
Пример. Примером другой шкалы для измерения удовлетворенности различными сторонами жизни может служить следующий фрагмент вопроса из «Вопросника» того же проекта:
102. Насколько Вы лично удовлетворены следующими сторонами своей жизни?
Wft
Удов- Ско- да И Ско- улов.
пет- рее ^ет рее ™£Г
ворен да нет ворея
работой в настоящее время... 5... 4 , . . 3... 2 ... 1 способом проведения вне рабочего времени .... 5... 4... 3,.. 2 ,., 1 уровнем Вашего образова ния ................................. 5 ... 4 ... 3 ... 2 ... 1
Пример. Еще одна форма шкалы представлена ниже вопросом из инструментария проекта Всесоюзного исследования ИСИ АН СССР «Образ жизни советских людей»:
457. Достигали ли цели Ваши усилия 4 — в основном достигали
в борьбе с недостатками? 3 — иногда достигали, иногда нет
2 — в основном не достигали 1 — не могу сказать определенно
В первом примере шкала представляет собой последовательность чисел, причем интенсивность и направленность шкалы задана описанием лишь ее полярных позиций. Чаще же это описание помещается рядом с цифрами по самой шкале.
Респондент должен оценить интенсивность описанного в вопросе свойства, выбрав соответствующее число на шкале.
Второй пример дает представление о шкале с полным словесным описанием ее градаций. И наконец, в третьем примере все градации шкалы представляют собой некоторые вербальные суждения, а числа играют лишь роль кодов.
Для оценки измеряемого качества иногда пользуются графическими шкалами. Такая шкала представляет собой отрезок прямой липни (длина ее может колебаться от 9 до 15 см), разделенный на равные части и снабженный словесными или числовыми обозначениями. Респондента просят сделать отметку на шкале в соответствии с его оценкой данного качества.
Ранжирование объектов или суждений является другим широко используемым приемом измерения. В этом случае производится оценивание по измеряемому качеству совокупности объектов путем hxv упорядочивания по степени выраженности какого-либо признака. Первое место, как правило, соответствует наиболее высокому уровню. Каждому объекту приписывается оценка, равная его месту а данном ранжированном ряду.
Например, в исследовании, проведенном в ИСИ АН СССР и ориентированном на анализ жизненных ценностей советских людей в сопоставлении с аналогичными данными по США2, предлагалось проранжировать две группы ценностей (18 в каждой) по степени их важности для респондента.
Попарное сравнение объектов или суждений относительно какого-то определенного качества — следующий прием измерения.
Пример.В одном из исследований для выяснения предпочтений: телеаудитории применялся вопрос3:
Представьте, что по Вашему телевизору пдут одновременно две передачи, а Вы можете посмотреть лишь одну. Какую Вы выберете?
— Спортивная передача или информационная программа «Время»,
— «Кабачок „13 стульев"» или передача «7 дней»,
— «Клуб кинопутешествий» или «Сельский час» и т. п.
Хотя попарное сравнение объектов более простая процедура для-респондепта, нежели ранжирование, при болынрм числе объектов сравнения резко (пропорционально квадрату числа объектов) увеличивается трудоемкость процедуры.
Помимо вышеописанных приемов измерения, применяется широкий веер их модификаций и другие более специальные процедуры^ Некоторые из них описаны в следующем параграфе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|