Сделай Сам Свою Работу на 5

Постановка проблемы. Цели и задачи исследования





Место и роль программы в социологическом исследовании. Со­циологическое исследование начинается с разработки программы. От степени научной обоснованности этбго документа в значительной мере зависит результативность проводимых социологических иссле­дований. Программа представляет собой теоретико-методологиче­скую основу осуществляемых социологом исследовательских проце­дур — сбора, обработки и анализа информации, необходимой для по­лучения теоретических выводов и практических рекомендаций.

Построение программы исследования это изложение и обосно­вание логики и методов исследования объекта соответственно решае­мым задачам'. Программа научный документ, отвечающий ряду необходимых требований, все части которого связаны в единое це­лое. Ее составление предполагает осуществление следующих проце­дур: постановку проблемы; определение объекта и предмета иссле­дования; описание целей и задач исследования; интерпретацию ос­новных понятий; формулировку рабочих гипотез; разработку стра­тегического плана исследования; описание методов сбора данных; описание схемы анализа данных.



Программой социологического исследования определяется его структура, призванная, во-первых, обеспечить перевод исходных по­ложений социологической науки на язык операциональных опреде­лений и процедур исследования; во-вторых, наметить пути теорети­ческого обобщения эмпирических данных с таким расчетом, чтобы «новь полученные факты могли служить дальнейшему развитию

марксистско-ленинской социологии и выработке практических реко­мендаций в области социального управления.

Эффективность социологического исследования, значимость его теоретических и практических результатов в значительной степени зависят от его теоретико-методологического обоснования, научного уровпя разработки его программы, научного выбора системы эмпи­рических показателей и рабочих гипотез. Плохо обоснованное с теоретико-методологической точки зрения социологическое исследо­вание приводит к неубедительным теоретическим выводам, к неэф­фективным практическим рекомендациям и часто совершенно не оправдывает значительных материальных ресурсов, затрачиваемых на его проведение.



Проблемная социальная ситуация и научная проблема. Непо­средственным поводом к проведению практически ориентированного социологического исследования служит реально возникшее противо­речие в развитии социального организма. Так, речь может идти о противоречии между социальной и профессиональной ориентации молодежи, закончившей среднюю школу, и потребностями общества, в том числе конкретными потребностями данного населенного пунк­та, предприятия.

Реальные жизненные противоречия создают социальную, проб­лемную ситуацию, для решения которой необходимы дальнейшее раавитие социологического знания и соответствующие управленче­ские решения. Проблемная социальная ситуация более или менее точно отображается в научной проблеме, в которой фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества и его органи­заций в определенных практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих действий. Постановка научной проблемы означает выход за пределы изученного в сферу того, что должно быть изучено. Не всегда социальная проблема может быть решена в пределах имеющегося знания. В этих случаях необходимо проведе­ние определенных теоретических и прикладных исследований, на­правленных на получение нового знания в форме тех или иных тео­ретических выводов (теоретическая ориентация исследования) и практических рекомендаций (прикладная ориентация). Часто теоре­тически ориентированное исследование не дает материала для не­медленных практических рекомендаций. А в практически ориенти­рованном социологическом исследовании для выработки практиче­ских рекомендаций используются старые знания. Но обычно старых знаний оказывается недостаточно. Поэтому, как правило, эмпириче­ское социологическое исследование является смешанным: в нем ре­шаются как практические, так и научные проблемы. При рассмот­рении, например, проблемы текучести кадров социологическое иссле­дование будет ориентировано как на изучение социальных факторов, порождающих это явление, так и на разработку системы мер для устранения или изменения направленности действия этих факторов. В первом случае в центре внимания научный аспект проблемы, во втором — практический.



Невозможность решения социальной проблемы имеющимися сред-

ствями создает прецедент обращения к науке. Последняя располага­ет средствами изыскания возможностей для разрешения противоре­чий, возникающих в социальных системах. Сам факт такого обраще­ния выступает как социальный заказ. Если не удается выполнить этот заказ на основе старых знаний, то появляется необходимость в научном поиске новых, еще неизвестных социальных закономерно­стей для получения дополнительных знаний, которые можно было бы использовать для решения социальных проблем.

Научная и практическая проблемы. Проблемная ситуация, воз­никающая в процессе практической деятельности того или иного социального института или организации, не всегда выливается в научную проблему. Если проблемную ситуацию можно разрешить уже известными средствами, то речь идет о практической пробле­ме, о поиске способов приложения старых знаний и уже имеющих­ся средств. Особенностью решения научных проблем является по­лучение нового знания, причем в этих проблемах как правило, сочетается практический аспект с научным. Единство научного и практического подходов к исследованию находит свое воплощение в постановке центральных вопросов проблемы. Например, проблема текучести кадров в сущности сводится к двум центральным вопро­сам: что заставляет людей менять место работы и как избежать излишней текучести кадров.

Итак, решить научную проблему — значит получить -повое зна­ние, создать научную модель, объясняющую то или иное социаль­ное явление. На основе этого знания вырабатываются рекоменда­ции для решения социальных проблем.

Промежуточное звено между проблемой и теоретической мо-f делью — гипотеза. Гипотезой руководствуется социолог на протяже­нии всего исследования. Формулировка гипотезы зависит от про­блемы,— следовательно, постановка научной проблемы в начале исследования определяет его направление и задает содержание будущей теоретической модели через гипотезу.

Важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, ли­бо давно решенных. Для этого социолог должен обладать широким научным кругозором и глубоким знанием жизни, уметь сопостав­лять возникающие перед ним проблемы со всем объемом имеюще-', гося социологического знания и находить им соответствующее ме­сто в системе этого знания.

Не всегда удается ясно и четко сформулировать научную проб­лему в начале составления программы исследования. В этом случае Проблема намечается лишь в общих чертах, а при дальнейшей раз­работке программы ее формулировка уточняется.

Цели и задачи социологического исследования. Решение соци­альной проблемы направлено на достижение тех или иных целей, среди которых можно назвать повышение эффективности и произ­водительности труда, улучшение условий труда и быта коллектива Предприятия (организации, учреждения), населения региона, обла­сти, города, села.

Цель социологического исследования определяет преимуществен* пую его ориентацию теоретическую или прикладную. Программа исследования должна четко отвечать на вопрос, па решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется данное исследование.

Если цели социологического исследования не вполне ясны уче­ным и представителям тех организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, могут возникнуть разногласия по итогам исследования. Чтобы избежать конфликта и вместе с тем сохранить комплексный характер социологического исследования, в программе разрабатывается четкая система основных и неосновных задач.

Логика социологического исследования обусловлена содержани­ем проблемы, задаваемым центральным вопросом. В теоретически ориентированном исследовании прежде всего решаются научные (основные) задачи. В практически ориентированном исследовании практические вадачи являются основными, а научные — неоснов-пыми.

Основные задачи соответствуют цели исследования. Неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методо­логических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой и т. д. При научной или прак­тической ориентации социологического исследования неосновные вадачи целесообразно решать на материале, полученном для поиска ответа на центральный вопрос, анализируя те же самые данные, но под другим углом зрения. Возможно, что неосновные задачи но получат законченного решения.Но они могут помочь в постановке научной проблемы при подготовке нового исследования по новой программе.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.