|
Способ производства и образ жизни
Определяющим фактором развития общества является способ производства материальных благ или экономическая сторона жизнедеятельности общества. Отношения людей, складывающиеся в процессе развития и функционирования данного способа производства (отношения производства, распределения, обмена- и потребления), и закономерности этих отношений являются предметом политической экономии. В отличие от политической экономии социология изучает социальные закономерности развития и функционирования способа производства, т. е. закономерности определенного способа жизнедеятельности людей, определенного образа их жизни. Образ жизни, как и способ производства, определяется, с одной стороны, практическим отношением людей к природе, уровнем технической вооруженности, производительностью их труда, состоянием производительных сил, а поэтому и характером потребления и, с другой стороны, характером производственных отношений, экономическим строем общества, который является основой всей системы общественных отношений.
В качестве основных сфер жизнедеятельности людей выступают труд, быт, общественно-политическая деятельность и культура.
Социалистический образ жизни как объект социологического анализа. Одна из основных проблем социологического анализа образа жизни как в теории, так и при проведении социологических исследований — качественные отличия социалистического образа жизни от образа жизни буржуазного, определяемые различиями общественно-экономических формаций.
Социалистический образ жизни — и в этом его коренное преимущество — открывает такие перспективы роста благосостояния и культуры масс, которые невозможны даже в самых богатых капиталистических странах. Социалистический образ жизни, во-первых, означает совершенно иное распределение материальных и культурных благ. При социализме изжиты голод, недоедание, безработица, организованная преступность и прочие язвы капитализма. Во-вторых, «социализм надежно обеспечивает неуклонный и постоянный рост уровня жизни.
Исследования закономерностей дальнейшего развития социалистического образа жизни проводятся на различных уровнях. Сущность социалистического образа жизни на уровне общества в целом проявляется в совокупности черт и основополагающих принципов социально-политического строя, включающих в себя равноправие и социальную справедливость, коллективизм, гуманизм, патриотизм и
интернационализм, преданность идеалам коммунизма и уверенность в будущем, трудовую и общественно-политическую активность.
При изучении образа жизни на уровне различпых классов, социальных общностей и групп в центре исследования — особенности важнейших форм жизнедеятельности представителей этих общностей: характер, содержание и условия труда, виды общественно-политической и культурно-информационной активности, деятельность в сфере быта и досуга и т. п. Внутри класса выделяются различные типы образа жизни в зависимости от профессиональных, региональных, социально-демографических особенностей его члепов. Специфические черты образа жизни людей на этом уровне анализа определяются также различиями естественно-географических и климатических условий, уровней жизни, национальных традиций, культурных ценностей и т. п.
Изучение жизни индивидов как членов определенной социальной группы позволяет выделять общие, типичные черты образа жизни, судить о том, как реализуются человеком возможности, обеспечиваемые условиями социалистического общества.
Необходимая составная часть исследований образа жизни — изучение и анализ условий жизнедеятельности. Универсальные характеристики, определяющие качественное своеобразие социалистического образа жизни, в значительной мере формируются такими условиями жизнедеятельности людей, которые способствуют как росту благосостояния, так и совершенствованию форм жизненной активности индивидов и групп. Вместе с тем влияние условий на образ жизни людей преломляется через множество социально-экономических, социально-культурных и социально-психологических факторов, обусловливающих его внутреннюю дифференциацию.
К объективным условиям жизнедеятельности на уровне общества в целом относятся в первую очередь условия труда и быта. При исследовании трудовой и культурно-бытовой деятельности индивидов учитываются: социально-экономические условия, характеризующие материально-техническую базу общества; уровень развития отношений общественной собственности и форм распределения; социально-политические условия, характеризующие политическую организацию социалистического общества; идеология и социально-культурные условия, включая действующие в обществе правовые, морально-этические, эстетические и прочие нормы, ценности и идеалы, присущие социалистическому образу жизни; экологические условия и пр. При этом важно учитывать, что на «личностном» уровне названные объективные условия тем или иным образом трансформируются в «ближайшие» по отношению к субъекту условия его жизнедеятельности, характеризующие непосредственно среду его обитания.
К субъективным условиям жизнедеятельности относятся формирующиеся в процессе жизнедеятельности социально-психологические факторы, характеризующие общее состояние сознания инди-ьидов и групп: их отношение к миру и своему непосредственному «кружению, оценка ими условий жизнедеятельности и представле-
нив о наиболее результативных образцах поведения в определенных конкретных условиях, степень удовлетворенности тем и другим; степень заинтересованности в результатах тех или иных видом деятельности, а также придание значимости тем или иным обстоятельствам людей в общественной жизни. Сюда входят и возникающие в процессе жизнедеятельности социальные установки, ценностные ориентации и интересы, формирующие основу жизненных концепций людей и их жизненных позиций, нередко определяющих мотивы и цели их действий, их поведения в целом, влияющих на выбор средств и способов для достижения своих целей, на весь их морально-нравственный облик.
В соответствии с тремя уровнями анализа образа жизни все перечисленные условия жизнедеятельности могут быть описаны в системах показателей трех уровней: универсальных (уровень общества в целом), локальных (уровень социальной группы или социально-территориальной общности) и личностных (уровень непосредственной сферы обитания индивида).
Формы жизнедеятельности, реализуемые людьми в вышеназванных условиях, определяются как деятельность (включая взаимодействие как обмен деятельностью между людьми), поведение и общение, которые реализуются в процессах производства материальных ценностей и услуг, производства духовных ценностей (социокультурная и идеологическая деятельность), общественно-политической и организационно-управленческой деятельности, потребления материальных ценностей и услуг, потребления духовных ценностей и др.
Существенными аспектами содержания образа жизпи являются межличностные отношения и обмен материально-практической деятельностью между людьми. Такой обмен деятельностью, или социальное взаимодействие, подразумевает обмен мыслями, чувствами, оценками и т. п. Характеристику социальной, культурной и, психологической основы межличностных отношений содержит в себе категория общения. Понятие «общение» относится к структурным, функциональным и динамическим характеристикам организации людьми своего социального и индивидуального опыта в процессе их совместной деятельности, в межличностных отношениях.
Категория образа жизни является интегральной по отношению к таким понятиям, анализирующим социально-экономический процесс, как «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», в которых отражены специализированные аспекты социальных отношений. Например, понятие «уклад жизни» применяется в основном для описания классово-структурных аспектов социальной жизпи, характеристик отношений собственности и распределения. Понятие «уровень жизни» предназначено для выявления количественных характеристик потребления социальных групп и индивидов. «Качество жизни» — для описания экологических и социокультурных параметров общества.
Сопряженным с категорией «образ жизни» является понятие «стиль жизни», отражающее индивидуальные особенности субъек-
тов образа жизни, их средство-целевые параметры. Понятие «стиль яшзни» употребляется для анализа творческих, социалыго-психоло-хических и психологических качеств жизненного процесса в его исторической динамике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|