|
Общая социологическая теория
Уровни социологического познания.Система научного позпания марксистской социологии обладает сложной структурой, отражающей различные типы и уровни исследования социальной действительности. Теоретический и прикладной аспекты изучения общественной жизни присутствуют здесь в неразрывном единстве.
Особое место в структуре социологического знания занимает исторический материализм, С одной стороны, он является философской теорией общества, а с другой — общей социологической теорией. Философское содержание исторического материализма — диалектико-материалистическое понимание истории — раскрывается в философии марксизма, специально-научное, собственно социологическое — в марксистской социологии. Будучи социально-философской теорией общества, исторический материализм опосредует связь философии со всеми социальными и гуманитарными науками. Будучи общей социологической теорией, исторический материализм в то we время является общей теоретической и методологической основой всех других социальных и гуманитарных наук.
Исторический материализм как общая социологическая теория и специальные (частные) социологические теории входят в состав теоретического уровня знания.
Как общая социологическая теория, исторический материализм изучает взаимодействие различных сторон общественпо-экопомиче-ских формаций: производительных сил и производственных отношений, производственных и социально-классовых отношений, базиса п надстройки, экономики и политики, социально-классовых отноше-пий и форм общественного сознания, форм общественного сознания и социально-политической организации общества и т. д. при определяющем значении стороны экономической.
Предметом исследования общей социологической теории выступает общество в целом с присущими ему законами развития и функционирования. Сформулированные в общей социологической теории законы и категории отражают существенные и необходимые связи между важнейшими структурными компонентами об-щестЕа: экономикой, политикой и идеологией.
Специальные социологические теории изучают формы проявления и механизмы действия в отдельных сферах жизни общества общих и специфических законов, характерных для данной общественно-экономической формации или данного переходного периода, а также те законы, которые действуют только в этих сферах.
Предметом специальных социологических теории являются относительно самостоятельные сферы социальной жизни, отдельные виды социальной деятельности и социальных общностей, закономерности их развития и функционирования.
Специальные теории выполняют роль переходных звеньев от общей социологической теории к эмпирическим социологическим исследованиям, проводимым в различных областях социальной действительности. Знания, полученные в результате эмпирических социологических исследований, составляют эмпирический уровень1 со-Циологического знания, служат эмпирической базой специальных социологических теорий и обеспечивают связь общей социологической теории с живой действительностью. Указанные уровни образуют вертикальный срез социологического познания.
Горизонтальный срез образует большое число отраслевых со-Циолепш, которые изучают отдельные сферы жизнедеятельности об-
шества. Необходимость дифференциации социологии на отдельные отрасли обусловлена многообразием социальных явлении и процессов, наличием в обществе относительно самостоятельных сфер материальной и духовной жизни.
Основные отрасли социологической науки определяются специ-» фикон этой пауки, рассматривающей общество в его целостности, в органической взаимосвязи экономической, социальной, политической, идеологической сторон его жизнедеятельности. При исследовании различных сторон и сфер жизнедеятельности общества социология выделяет свой специфический аспект. Социологический подход к отдельным сторонам общественной жизни и их сферам отличается от подхода частных общественных наук своей комплексностью. Это означает, во-первых, что люди, участники событий в любой сфере общественной жизни, рассматриваются социологией! как носители всей совокупности общественных отношений; во-вторых, что деятельность людей исследуется как единство объективных! и субъективных факторов. С одной стороны, социология учитывает объективные условия человеческого существования, объективные < бщественные отношения, в которые включена личность, объективные потребности, диктующие основные направления и цели ее деятельности. С другой стороны, она призвана исследовать субъективные факторы, мотивы, установки и ценностные ориентации людей. Это характерно для всех уровней социологического знания.
Общая социологическая теория и материалистическое понинанн< истории. Общая социологическая теория рассматривает любое со« циальл'ое явление как элемент социальной целостности. В ее рамках формируются основные методологические установки изучения данного социального явления или процесса, которые конкретизируются па уровне специальных социологических теорий. Ценность ее состоит в том, что она дает возможность соотнести отдельные социальные явления п процессы с социальным целым и тем самым научно объяснить их, выявить их подлинный генезис, структуру и функцию.
Подход к пониманию общества с позиций общей социологической теории марксизма — это прежде всего подход материалисты-' ческий. Материалистическое понимание истории выводит социальные явления и их изменения не из божественного начала или абсолютной идеи, как религия и объективный идеализм, не из сознания и волн отдельных личностей, как субъективный идеализм, а из реальных условий жизнедеятельности реального общественного человека. «Не сознание определяет жизнь, а жизпь определяет сознание. При первом способе рассмотрения исходят из сознания, как если бы оно было живым индивидом; при втором, соответствующем действительной жизни, исходят из самих действительных; живых индивидов и рассматривают сознание только как их сознапие»1.
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 25, 28
Одновременно историко-материалистический подход к обществу, и социальной действительности есть подход диалектический. В качестве материалистического понимания истории исторический ма-< териализм выступает как научная методология познания и объяснения явлений и процессов общественной жизни в их законо* мерной взаимосвязи и взаимозависимости, как способ обнаружения источников общественных процессов в их внутренних объективных, диалектических противоречиях.
Нсторико-материалистнческий подход предполагает рассмотрение общества как целостного социального организма, выявление общего в мировой истории п специфического для данного ее этапа; анализ разнообразных социальных явлений и процессов в определенном социально-историческом «контексте» соответственно нх соб-« ствешюй природе.
Только через анализ конкретно-исторических ступеней развит тия общества 'первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) можно постичь его реальную сущность, через исследование отношений и действий' реальных личностей конкретной эпохи — выявить действительную природу человека. и через познание определенных исторических процессов — вскрыть общие закономерности социального процесса. Исторический материализм и теория научного коммунизма. Конкретно-исторический анализ, применяемый к исследованию социальных явлений и процессов коммунистической общественно-экономической формации, наряду с историческим материализмом как общей социологической теорией включает теорию научного коммунизма.
Теория научного коммунизма, созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. II. Лениным, развитая в новых исторических условиях; и примененная па практике Коммунистической партией Советского Союза, братскими коммунистическими партиями, есть теоретическая основа социологических исследований любых явлений, процессов н сфер жизнедеятельности социалистического общества. Эта теория, изучающая закономерности перехода от капитализма к коммунизму и закономерности развития коммунистической общественно-экономической формации, есть одновременно и самостоятельная наука, и необходимая теоретическая основа социологических исследований развитого социалистического общества.
Основные структурные элементы общества и их взаимодействие. Основополагающим принципом общей- социологической тсо-* рии является принцип социального взаимодействия.
Взаимодействие различных сторон общественной жизни при определяющем значении экономического фактора придает развитию общества характер естественноисторического процесса. «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей,— писал К. Маркс,— и вы получите определенную форму обмена.., и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или
классов, — словом, определенное гражданское общество. Возьмито определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества»2.
Каждая из сторон жизни общества представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов.
Система экономических отношений людей данного общества выступает в качестве основы социального развития, определяет характер всех других социальных систем. «Экономическая структура общества каждой данной эпохи образует ту реальную основу, которой и объясняется в конечном счете вся надстройка, состоящая из правовых и политических учреждений, равно как и из религиозных, философских и иных воззрений каждого данного исторического периода»3.
Функционирование и развитие способа производства есть взаимодействие его составных элементов — собственно производства, распределения, обмена и потребления. Все эти элементы «образуют собой части единого целого, различия внутри единства. Производство господствует как над самим собой, если его брать в противопоставлении к другим моментам, так и над этими другими моментами, С него каждый раз процесс начинается снова... Конечно, и производство в его односторонней форме, со своей стороны, определяется другими моментами. Например, когда расширяется рынок, т. е. сфера обмена, возрастают размеры производства и становится глубже его дифференциация. С изменением распределения изменяется производство,— например, с концентрацией капитала, с различным распределением населения между городом и деревней п т. д. Наконец, иуждн потребления определяют производство. Между различными моментами имеет место взаимодействие. Это свойственно всякому органическому целому»4.
Систему экономических отношений людей характеризуют следующие моменты:
во-первых, отношения людей к средствам производства (владение— невладение); определяемое этими отношениями их место в системе общественного производства (господство — подчинепие); вытекающая отсюда их роль в системе производства (труд умственный — физический, управленческий — исполнительский); размер (распределение материальных доходов различных социальных групп в национальном бюджете) и" способы (прибыль за счет эксплуатации — за счет непосредственного труда) получения доли общественного богатства;
во-вторых, социально-экономическое положение (статус) различных групп людей в процессе труда (общественное разделение трудовых функций, условия, содержание и характер труда); роль,
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27, с. 402. 5 Там же, т. 19, с. 208. 4 Там же, т. 40, ч. I, с. 36.
закрепленная за человеком в соответствии с его статусом, совокупность функций, выполняемых им в процессе производства.
Люди, «занимающиеся производственной деятельностью, вступают в определенные общественные и политические отношения», которые складываются в процессе их жизнедеятельности и которые определяют то, «как они действуют, материально производят и, следовательно, как они действенно проявляют себя в определенных материальных, не зависящих от их произвола границах, предпосылках и условиях»5.
Социальные отношения, являющиеся формой п условием социального взаимодействия, возникают в результате «совместной деятельности различных индивидов»' и проявляются в общении я но взаимосвязи этих индивидов. Вследствие этого «все вопросы, касающиеся взаимных отношений между людьми, являются... также и социальными»1. Социальные позиции выражают «обусловленное современными общественными отношениями взаимное положение иидивидов»8.
Совокупность социально-классовых, национально-этническик и социально-демографических отношений, обусловливающих взаимное положение индивидов, образует социальную структуру общества.
Система социальных отношений определяет: а) интересы и дели различных классов, социальных групп и отдельных индивидов, отражающие их взаимное социально-экономическое и социальное положение и роль в данном обществе; б) их отношение к своему месту в системе общественного производства и роли |В процессе трудовой деятельности; в) отношение к своему социально-бытовому* положению, которое опосредуется их социально-экономическим положением в процессе производства.
Экономпческпе и социальные отношения между классами, группами и индивидами находят выражение в политической структуре данного общества и определяют их идеи и представления об окружающей действительности.
Система политических отношений — это официальное выражение системы социальных отношений. Политические отношения являются также «социальными общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом»9. Система политических отношений предполагает наличие: а) общепринятых или юридически установленных социальных порм и ценностей, определяющих положение п роль различных социальных классов, социальных групп и индивидов в системе экономических, социальных ir идеологических отношений и их отношений друг с другом, т. е. социальных институтов (экономических, политических, правовых, семейных н др.); б) организаций п учреждений, контролирующих соблюдение индивидами и группами индивидов социальных норм it
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. *lh.
* Там же, с. 33.
7 Там жр, т. 4, с. 301.
* Там же, т. 3, с. 438. ' Тамже, т. 4, с. 301.
обладающих дня этого необходимой властью, авторитетом и материальными средствами.
Изменение социально-политических форм взаимодействия людей, равно как и их социальных и идеологических отношений, детерминируется изменением экономических отношений. Для того чтобы не потерять плодов цивилизации, люди «вынуждены изменять все унаследованные общественные формы в тот момеит, когда •способ пх сношений [commerce] более уже не соответствует приобретенным производительным силам»10.
Экономические, социальные, политические и идеологические отношения, определяя характер социальной деятельности людей, в то же время сами являются результатом этой деятельности. Экономические отношения образуют оспову всех других общественных от-ношепий, но не оказывают своего воздействия автоматически,— писал Ф. Энгельс,— как это для удобства кое-кто себе представляет, а люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на основе уже существующих, действительных отношений, среди которых экономические условия, как бы сильно нге влияли па них прочие — политические и идеологические,— являются в конечном счете все же решающими и образуют ту красную нить, которая пронизывает все развитие и одна приводит к его пониманию".
Выведение социальных, идеологических и политических отношений из экономической структуры общества предполагает исследование конкретных явлений и процессов, определяющих характер и цели общества на каждом историческом этапе его развития. Это исследование требует учета самых различных факторов, взаимодействующих в данной конкретной ситуации, с тем чтобы научно объяснить ту или иную форму социальной деятельности людей it этой ситуации.
Изучение социальной, идеологической и политической сторон жизни общества как единого социального организма предполагает широкое развитие социодогических исследований. Говоря о трудностях исследования этих сторон жизнедеятельности человеческого общества, Ф. Энгельс писал: «Чем дальше удаляется от экономической та область, которую мы исследуем, чем больше она приближается к чисто абстрактно-идеологической, тем больше будем мы нахлднть в ее развитии- случайностей, тем более зигзагообразной является ее кривая. Если Вы начертите среднюю ось кривой, то найдете, что чем длинйее изучаемый период, чем шире изучаемая область, тем более приближается эта ось к оси экономического развития, тем более параллельно ей она идет»".
Такпм образом, исследовать движущие причины, которые ясно или неявно, непосредстзенно и-опосредованно, в форме идеологии отражаются в виде сознательных побуждений в головах действую-
11 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 27. с. 403.
11 См.: там же, т 39, с. 175.
12 Там же, с. 170.
щих индивидов — «это единственный путь, ведущий к познанию законов, господствующих в истории вообще и в ее отдельные периоды или в отдельных странах»13.
Общественные отношения и социальная деятельность людей. Экономические, социальные, идеологические и политические отпоше-ния людей каждой данной общественно-экономической формации существуют объективно, независимо от воли и сознания человека. В то же время только человек является реальным носителем общественных отношений.
В сознании и поведении людей экономические, социальные, идеологические и политические отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, характер его социальной деятельности. Социальное качество и, следовательно, социальная деятельность человека -зависят от ряда объективных и субъективных факторов и их различных сочетаний в конкретных условиях. Среди этих факторов следующие:
общие и специфические условия и формы жизнедеятельности человека, так как человек является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой — условий, окружающих его в течение всей жизни;
классы, социальные и социально-психологические группы и отдельные индивиды, с которыми человек находится в прямом или косвенном общении и которые опосредуют его связь с общими и специфическими условиями и формами жизнедеятельности и обществом в целом;
разделение труда как между основными сферами общественно?? жизни (производство, политика, идеология), так и внутри этих сфер (промышленность, сельское хозяйство, наука, искусство и т. д.). Люди, которые осуществляют свою деятельность в различных сферах общественной жизни, принадлежат «к особым областям разделения труда, и им кажется, что они разрабатывают независимую область. И поскольку они образуют самостоятельную группу внутри общественного разделения труда, постольку их произведения, включая и их, ошибки, оказывают обратное влияние на все общественное развитие, даже на экономическое»14;
физиологические и психологические особенности человека. Процесс социальной деятельности человека включает производство материальных условий его жизнедеятельности, формирование и реализацию потребностей,- присущих человеку, воспроизводство па этой основе общественных отношений людей, т. е. объективиза1-цию субъективного. Причем и первое, и второе, и третье оказывают обратное воздействие на людей, «но при всем том они сами: опять-таки находятся под господствующим влиянием экономического развития»". Отсюда следует необходимый вывод, что «общест-
13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 308. н Там же, т. 37, с. 419. 15 Там же.
веппая история людей есть всегда лишь история их индивидуального развития, сознают ли они это, или нет»".
Исторический материализм предполагает внутреннее единство теоретического и эмпирического подходов к познанию социальной деятельности, а исходным пунктом социального познания — человека и его социальную деятельность. Эту деятельность осуществляют люди, взятые в своем действительном, эмпирически наблюдаемом процессе развития, протекающем в определенных, условиях и формах.
Социологическое исследование начинается с тщательного изучения состояния производительных сил и экономических отношений" данной страны. Но это только одна сторона дела. Главная и более сложная задача — показать, как сухой остов экономики покрывается «живой плотью социально-политических форм, а затем — и это самая интересная, самая увлекательная сторона задачи — человеческих идей, стремлений, идеалов. В руки исследователя поступает, можно сказать, мертвая материя, из его рук должен выйти полный жизни организм»11.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|