Примерная тематика рефератов.
1. Образование - основа формирования интеллектуального потенциала общества.
2. Цели и основные задачи модернизации российского образования.
3. Российское образование и тенденции мирового развития.
4. Новые социальные требования к системе российского образования.
5. Роль государства как гаранта равенства образовательных возможностей личности.
6. Принципы государственной образовательной политики. ■
7. Конституционные и социальные гарантии прав граждан на образование.
8. Перспективы развития законодательства в сфере образования.
9. Механизмы управления образовательными учреждениями и организациями.
10. Управление качеством образовательного процесса.
11. Факторы развития системы образования в Российской Федерации.
12. Правовой статус образовательных учреждений в системе образования Российской Федерации.
13. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством.
14. Деятельность логопедической службы в системе здравоохранения.
15. Деятельность логопедической службы в системе образования.
16. Деятельность логопедической службы в общеообразовательных школах.
17. Деятельность логопедической службы в специальных образовательных учреждениях.
Семинар
Деятельность логопедической службы в системе дошкольного образования.
1.Нормативно-правовое обеспечение работы логопеда в дошкольном учреждении.
2.Особенности правового статуса логопеда в системе дошкольного образования.
3. Организационные основы деятельности логопеда в системе дошкольного образования
Семинар
Деятельность логопедической службы в системе дошкольного образования.
1.Нормативно-правовое обеспечение работы логопеда в дошкольном учреждении.
2.Особенности правового статуса логопеда в системе дошкольного образования.
3. Организационные основы деятельности логопеда в системе дошкольного образования
Семинар
Деятельность логопедической службы в системе здравоохранения.
План семинара
Тема для докладов и сообщений.
1.Особенности правового статуса логопеда в системе здравоохранения.
(Анализ: Положения о логопеде, Нормы нагрузки логопедов учреждений здравоохранения РФ – Приказ Минздрава России от 28.12.98 №383;.
Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов – Приказ Минздравмедпрома от 14.03.95 №60).
2. Оганизационные основы деятельности логопеда в системе здравоохранения.
(Анализ Положения об организации работы логопедического кабинета, Примерного перечня оборудования логопедического кабинета - «Приказ Минздрава России от 28.12.98 №383).
3.Правовое обеспечение работы Центра патологии речи и нейрореабилитации.
3.1 Анализ Положения об организации стационарного отделения для лечения нарушений речи и др. ВПФ, Положения об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и др ВПФ…….; Положения об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации.
.3.2 Организаци специализированной службы помощи больным с патологией речи (методические рекомендации).
4. Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств (Приказ Минздрава от 06.08. 99 №311). Составить таблицу (всем)
5.Правовое обеспечения действия медицинского и социального центра реабилитации подростков и взрослых с ДЦП (Приказ Минздрава от 18.10.99 №378).
Тема для докладов и сообщений.
1.Особенности правового статуса логопеда в системе здравоохранения.
(Анализ: Положения о логопеде, Нормы нагрузки логопедов учреждений здравоохранения РФ – Приказ Минздрава России от 28.12.98 №383;.
Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возраста на основе медико-экономических нормативов – Приказ Минздравмедпрома от 14.03.95 №60).
2. Оганизационные основы деятельности логопеда в системе здравоохранения.
(Анализ Положения об организации работы логопедического кабинета, Примерного перечня оборудования логопедического кабинета - «Приказ Минздрава России от 28.12.98 №383).
3.Правовое обеспечение работы Центра патологии речи и нейрореабилитации.
3.1 Анализ Положения об организации стационарного отделения для лечения нарушений речи и др. ВПФ, Положения об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и др ВПФ…….; Положения об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации.
.3.2 Организация специализированной службы помощи больным с патологией речи (методические рекомендации).
4. Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств (Приказ Минздрава от 06.08. 99 №311). Составить таблицу (всем)
5.Правовое обеспечения действия медицинского и социального центра реабилитации подростков и взрослых с ДЦП (Приказ Минздрава от 18.10.99 №378).
Подготовка к семинарскому занятию
_________________________________________________________
Задание
| Рекомендации по выполнению
| 1. При изучении Типового положения об общеобразовательном учреждении составить основной терминологический словарь. Быть готовыми к проведению словарной работы.
| Обратиться к законодательным актам.
| 2. Составить таблицу с перечнем основных прав и обязанностей участников образовательного процесса.
| Обратиться к законодательным актам.
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ
Евтушенко И.В.,
к.п.н., доцент,
МГГУим. М.А. Шолохова
«Актуальные проблемы кор. пед. №4 2008»-
трасль образовательного права относительно «молодая» область правовых наук, представляет фундаментальную составляющую образования, включает законодательную и нормативную базу функционирования системы общего и специального образования Российской Федерации, организационные основы структуры управления образованием, механизмы и процедуры управления качеством образования, а также формирование у учителей-дефектологов знаний и умений для работы в специальном образовательно-правовом пространстве.
В настоящее время необходимо переосмыслить значение и роль специального образования в современном обществе, проанализировать факторы и условия развития отечественной системы специального образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия; основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике; систему государственного контроля качества специального образования в Российской Федерации, полноту нормативно-правового обеспечения, противоречия и пробелы в законодательстве Российской Федерации в области специального образования, предпосылки для разработки Кодекса Российской Федерации об образовании, принятия Федерального Закона РФ «О внесение изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья); а также возможность участия государственных, государственно-общественных, общественных и муниципальных структур управления, функционирующих в системе специального образования Российской Федерации, в решении вопросов образовательной деятель-
ности в соответствии с их компетенциями, предусмотренными федеральным законодательством в этой области; законодательные акты Российской Федерации и документы международного права по вопросам специального образования в части охраны прав и защиты интересов детей с особыми образовательными потребностями.
Несмотря на острую социальную напряженность, продолжаются массовые нарушения конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в решении данной проблемы. Не обеспечиваются условия для их «обучения преимущественно в общеобразовательных учреждениях по месту жительства», а правовая, нормативная и методическая база интегрированного (инклюзивного) образования не разработана. В последнее время в ряде субъектов Российской Федерации наметилась устойчивая тенденция искусственного расформирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений и перевода обучающихся в них детей в общеобразовательные школы без учета мнения родителей, детских и педагогических коллективов без создания в них специальных образовательных условий. Ограничение в правах при получении образования в соответствии с возможностями не только усугубляет и без того тяжелое положение детей, но по существу в будущем лишает их какой-либо возможности дальнейшей социализации.
Права детей с ограниченными возможностями здоровья закреплены в следующих нормативных документах:
• Декларации прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года);
• Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1960 года; ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1962 года);……………..
Ситуация усугубилась с принятием известного Федерального закона от 22 августа
2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дети-инвалиды различных регионов России с 1 января
2005 года, когда закон вступил в силу были поставлены в неравные условия, что противоречит Конституции РФ. Нормы же вновь принятых в связи с этим изменений в законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании» и других создали дополнительные препятствия для детей с ограниченными возможностями здоровья к их социальной интеграции. Данными Федеральными законами были практически аннулированы начавшие отлаживаться эффективные механизмы обеспечения помощи детям в негосударственном секторе.
Государственная политика в отношении детей с выраженными отклонениями в развитии до сих пор построена на приоритете помещения их в закрытые стационарные учреждения. Продолжается выделение гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. Средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше.
В письме Минобразования России от 22 января 2004 года сообщалось, что дети-инвалиды, страдающие умственной отсталостью в степени F71, F72, F73 по МКБ-10, получают дошкольное и школьное образование лишь в редких случаях, а законодательство в этой сфере исполняется неудовлетворительно. Дети с аутистическими расстройствами, которых в России, по оценкам специалистов, не менее 150 тысяч, или не получают образования вообще, или поставлены в неадекватные условия получения образования. В нарушение действующего законодательства психолого-медико-педагогические комиссии продолжают выносить заключения о «необучаемости» некоторых категорий детей и направляют их в интернатные учреждения системы социальной защиты, которые не имеют ни лицензий на право ведения образовательной деятельности, ни соответствующих специалистов и педагогов в штате. Не могут в полной мере реализовать свое право на образование дети с нарушениями слуха и зрения, поскольку в России недостаточно учебников и литературы, напечатанной по специальным методикам, слуховых аппаратов и других технических средств, помогающих детям с сенсорными нарушениями получать полноценное образование и учиться жить свободно и независимо. Особое место среди многих проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Значительная часть трудностей обучения и воспитания детей с особыми образовательными проблемами связана с острым дефицитом квалифицированных кадров -учителей-дефектологов, специальных психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Очень многие выпускники дефектологических факультетов не идут работать в специальные (коррекционные) образовательные учреждения из-за неадекватной зарплаты и низкого престижа труда учителя-дефекто-лога. Еще в недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества…………………………………………………
Отдельного рассмотрения заслуживают проблемы правового регулирования отношений в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, среди которых более трех четвертей относятся к .категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В Международной Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.) сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может ос-
Представляется возможным разработка программ повышения психолого-медико-педагогической компетентности родителей, включающей в качестве отдельных разделов (учебных дисциплин): основ анатомии, физиологии, патологии; нейрофизиологии и учения о высшей нервной деятельности; невропатологии; психопатологии; общей и специальной психологии; общей и коррекци-онной педагогики; теории семейного воспитания; а также основ правоведения (гражданского, семейного, образовательного права, права социального обеспечения и др.).
Поскольку, в настоящее время, действующее законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание, необходимо законодательно на уровне субъекта федерации закрепить требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на указанную форму устройства, программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) для получения заключения о возможности осуществлять воспитательную деятельность. .
В законопроекте «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья), разработанном Первым заместителем председателя Комитета по образованию и
науке ГД ФС РФ Смолиным О.Н., Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Лукиным В.П., Председателем Комиссии Общественной палаты РФ по интеллектуальному потенциалу нации, Ректором Государственного университета - Высшей школы экономики Кузьминовым Я.И., Председателем Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам социального развития Очировой А.В., предусмотрены следующие новеллы:
1. Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, включая общедоступную и бесплатную коррекцион-ную помощь в раннем детском возрасте, и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
2. Содержание образования лиц с ограниченными возможностями здоровья должно обеспечивать социальную адаптацию, интеграцию (реинтеграцию) их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, втом числе профессиональной, деятельности и семейной жизни;
3. Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья: не слышащие, слабослышащие; незрячие, слабовидящие; имеющие тяжелые нарушения речи; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; имеющие задержку психического развития; с нарушениями умственного развития; имеющие нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами содержатся в дошкольных образовательных учреждениях бесплатно в порядке, определяемом законодательством субъектов Российской Федерации;
4. В соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с их согласия и (или) с согласия их родителей (законных представителей) образовательный процесс регламентируется индивидуальным учебным планом;
5. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья и в
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|