Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения
Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383 и ряда Положений, утвержденных данным Приказом :
- Положение об организации работы логопедического кабинета;
- Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами;
- Положение об организации работы стационарного отделения для лечения нарушений речи и других высших психических функций;
- Положение об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических функций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм);
- Положение об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации.
Деятельность логопеда определяется Положением о логопеде.
Логопед — специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, должен владеть методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии. В обязанности входит проведение диагностического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций. Затем совместно с врачом логопед составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций. В соответствии с намеченными программами специалист должен проводить индивидуальные и групповые занятия с больными (по мере необходимости организовывать консультации с врачами и другими специалистами, давать рекомендации относительно занятий с больными в домашних условиях). Логопеды детских поликлиник оказывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.
При оказании помощи логопеду следует учитывать:
1) нервно-психическое, соматическое состояние детей иих возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);
2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;
3) необходимость присутствия родителей на логопедических занятиях для дублирования работы в домашних условиях.
Комплектование групп и длительность занятий
Логопедические занятия проводятся подгруппами и индивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым речевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей.
Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:
1. Для взрослых пациентов:
1.1. При индивидуальной работе с больными, имеющими тяжелые расстройства (афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, логоневрозы, дисфонии и др.) - 1,5 посещения в час.
При работе с больными на дому — 1 посещение в час.
1.2. При проведении групповых логопедических занятий с больными с афазией, дизартрией, дислексией, дисграфией, дисфонией - 6—8 посещений в час, с больными, страдающими логоневрозом (заикание и др.), - 8—10 посещений в 1,5 часа.
2. Для детей:
2.1. При индивидуальной работе (включая обследование и консультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недоразвитие речи, афазия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание, аугизм, ринолалия и др.) — 1,5 посещения в час.
2.2. При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) - 4 посещения в час.
2.3. При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми расстройствами речи — 6 - 8 посещений в час, с пациентами с легкими расстройствами речи – 8 -10 посещений в час.
Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, требуют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку необходимо уделять не менее 20—30 мин. Чтобы дети не уставали, рекомендуется работу разнообразить.
Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю.
Структура и деятельность логопедической службы в системе образования
Структура и деятельность логопедической службы в системе образования подразделяется на работу:
1. дошкольно-образовательных учреждениях,
2. общеобразовательных
3. специальных (коррекционных) учреждениях.
Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.
В число основных документов, регламентирующих современные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи, входят:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении,
-Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста и др.'
Коррекционно - формирующий аспект воспитания дошкольника с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальных групп детского сада.
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).
Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта
Точное установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности позволяют определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Комплектование групп и длительность занятий в дошкольных образовательных учреждениях.
Организационными формами коррекционной работы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками (до 6-8 человек), а также занятия малыми подгруппами (по 2—3 ребенка), индивидуальные занятия.
Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами (2— 4 ребенка). Вместе с тем, современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы и на активное использование групповых (подгрупповых) форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (ГАВолкова, Б.М.Гриншпун, Г.А.Каше, С.А.Миронова, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, Н.АЧевелева, Г.В.Чиркина и др.).
В настоящее время в дошкольных учреждениях ведется дифференцированное обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имеющие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, в группы с общим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравнительно одинаковом уровне развития речи; в группы заикающихся — дети, страдающие заиканием.
Наряду с разграничением детей по уровню речевого развития предусматривается также (при условии полного комплектования групп) возможность дифференцированного обучения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т. д., скомплектованных также по уровню речевого развития.
В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем речевого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреждение с 3 лет на 3—4 года обучения; со II уровнем недоразвития речи — с 3—4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития — с 4—5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи— с 4—5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией — на 3 года.
Для зачисления ребенка в логопедическую группу необходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипящие, что в целом составляет не менее 5—6 звуков.
Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются в дошкольное учреждение с 4—5 лет. Срок их обучения — полгода.
В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них может быть нарушение произношения отдельных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.
Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учреждения по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения — один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической комиссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, работа проводится с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Количество фронтальных логопедических занятий зависит от возраста, диагноза и периода обучения. Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно.
· В рекомендациях по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы в деятельность учителя-логопеда входит проведение фронтальных и индивидуальных занятий с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия. Длительность индивидуальных занятий не должна превышать 10-15 минут.
· Рекомендательное письмо Минздрава России по организации в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида, групп кратковременного пребывания определяет основную организационную форму работы группы — индивидуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими подгруппами (по 2—3 ребенка) в присутствии родителей (законных представителей). Периодически (1—2 раза в месяц) желательно организовывать фронтальные занятия со всеми воспитанниками группы. Занятия могут проводиться в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения и с учетом потребностей родителей (законных представителей).
Кратковременное пребывание детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка специалистами дошкольного образовательного учреждения. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2—3 часов (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и пр.).
· Рекомендательное письмо Минздрава России об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными комплексными нарушениями в развитии определяет организационные формы проведения занятий с воспитанниками группы - фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет — 15 минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе 15—20 минут на одного ребенка; в старшей и подготовительной — 20—25 минут.
· Занятия на дошкольном логопедическом пункте в ДОУ общеразвивающего вида проводит логопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и в конце учебного года. При зачислении детей необходимо учитывать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей, в первую очередь, оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систематического школьного обучения, а также детям младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое недоразвитие). Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 детей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индивидуальных — 10—20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации. Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3-х раз в неделю.
Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребенка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического статуса. Время, отведенное на индивидуальное занятие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания занятия.
Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|