Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения





Работа логопеда детских лечебно-профилактических уч­реждений осуществляется согласно Приказу Министерст­ва здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383 и ряда Положений, утвержденных данным Приказом :

- Положение об организации работы логопедического каби­нета;

- Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами;

- Положение об организации работы стационарного отде­ления для лечения нарушений речи и других высших психичес­ких функций;

- Положение об организации работы стационара на дому для больных с нарушениями речи и других высших психических фун­кций (с последствиями перенесенных церебральных инсультов и тяжелых черепно-мозговых травм);

- Положение об организации работы Центра патологии речи и нейрореабилитации.

Деятельность логопеда определяется Положением о логопеде.

Логопед — специалист с высшим педагогическим де­фектологическим образованием по специальности логопе­дия, должен владеть методами нейропсихологического обследо­вания больных с нарушениями речи и других высших пси­хических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практичес­кими знаниями в области дефектологии, предусмотренны­ми программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший серти­фикат по логопедии. В обязанности входит проведение диагностического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функ­ций. Затем совместно с врачом логопед составляет индивидуальные про­граммы медицинской и педагогической реабилитации боль­ных с нарушениями речи и других высших психических функ­ций. В соответствии с намеченными программами специалист должен проводить индивидуальные и групповые занятия с больными (по мере необходимости организовывать консультации с врачами и другими специалистами, давать рекомендации относительно за­нятий с больными в домашних условиях). Логопеды детских поликлиник ока­зывают помощь детям в возрасте от 2 до 14 лет со всеми видами речевой патологии.



При оказании помощи логопеду следует учитывать:



1) нервно-психическое, соматическое состояние детей иих возрастные особенности (негативизм, возбудимость, быструю утомляемость, трудность в переключаемости внимания);

2) разнообразие речевой патологии в детском возрасте как органического, так и функционального характера;

3) необходимость присутствия родителей на логопедичес­ких занятиях для дублирования работы в домашних условиях.

Комплектование групп и длительность занятий

Логопедические занятия проводятся подгруппами и ин­дивидуально. В группы объединяются дети с одинаковым ре­чевым нарушением (дислалия, дизартрия, ринолалия, заика­ние, недоразвитие речи), по возрастному принципу (преддошкольники, дошкольники, школьники), а также с учетом уровня речевого развития детей.

Расчетные нормы нагрузки логопедов устанавливаются:

1. Для взрослых пациентов:

1.1. При индивидуальной работе с больными, имеющими тя­желые расстройства (афазии, дизартрии, дислексии, дисграфии, логоневрозы, дисфонии и др.) - 1,5 посещения в час.

При работе с больными на дому — 1 посещение в час.

1.2. При проведении групповых логопедических занятий с больными с афазией, дизартрией, дислексией, дисграфией, дисфонией - 6—8 посещений в час, с больными, страдающими логоневрозом (заикание и др.), - 8—10 посещений в 1,5 часа.

2. Для детей:

2.1. При индивидуальной работе (включая обследование и кон­сультацию) при тяжелых расстройствах (алалия, общее недораз­витие речи, афазия, дизартрия, дислексия, дисграфия, заикание, аугизм, ринолалия и др.) — 1,5 посещения в час.

2.2. При индивидуальной работе при легких нарушениях речи (дислалия и др.) - 4 посещения в час.



2.3. При проведении групповых логопедических занятий с больными с тяжелыми расстройствами речи — 6 - 8 посещений в час, с пациентами с легкими расстройствами речи – 8 -10 посе­щений в час.

Дети, страдающие тяжелыми расстройствами речи, тре­буют только индивидуальных занятий. Каждому ребенку не­обходимо уделять не менее 20—30 мин. Чтобы дети не уста­вали, рекомендуется работу разнообразить.

Занятия с каждой группой проводятся 2 раза в неделю.

Структура и деятельность логопедической службы в систе­ме образования

Структура и деятельность логопедической службы в системе образования подразделяется на работу:

1. дошкольно-образовательных учреждениях,

2. общеобразовательных

3. специальных (коррекционных) учреждениях.

Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях.

В число основных документов, регламентирующих современ­ные задачи, содержание и формы организации коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах) для детей с наруше­ниями речи, входят:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»,

- Федеральный закон «О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»,

- Типовое положение о дошкольном образовательном учреж­дении,

-Типовое положение о специальном (коррекционном) обра­зовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,

- Типовое положение об образовательном учреждении для де­тей дошкольного и младшего школьного возраста и др.'

Коррекционно - формирующий аспект воспитания дошколь­ника с различными видами речевых нарушений является со­ставной частью воспитательно-образовательной системы спе­циальных групп детского сада.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школь­ного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилакти­ка дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется лого­педами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта

Точ­ное установление причин речевых нарушений, квалификация их характера и степени выраженности позволяют определить цель, а также задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Комплектование групп и длительность занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

Организационными формами коррекционной работы яв­ляются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками (до 6-8 человек), а также занятия малыми подгруппами (по 2—3 ребенка), индиви­дуальные занятия.

Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе инди­видуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами (2— 4 ребенка). Вместе с тем, современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентиро­ваны и на активное использование групповых (подгрупповых) форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную по­мощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых за­нятий определяются исходя из структуры, степени выраженно­сти речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологи­ческих особенностей и в соответствии с традиционными логопеди­ческими методиками и методическими рекомендациями (ГАВолкова, Б.М.Гриншпун, Г.А.Каше, С.А.Миронова, В.И.Се­ливерстов, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, Н.АЧевелева, Г.В.Чиркина и др.).

В настоящее время в дошкольных учреждениях ведет­ся дифференцированное обучение детей с различными рече­выми аномалиями. Комплектование групп осуществляется на основе педагогической классификации. Дошкольники, имею­щие различные речевые нарушения, объединяются в одну группу по сходству уровня речевого развития (фонетики, лек­сики, грамматики, связной речи). Например, в группы с об­щим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, но комплектуются они по возрасту и по уровню речевого развития; в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи принимаются дети с диагнозами ринолалия, дизартрия, дислалия при сравни­тельно одинаковом уровне развития речи; в группы заикаю­щихся — дети, страдающие заиканием.

Наряду с разграничением детей по уровню речевого раз­вития предусматривается также (при условии полного ком­плектования групп) возможность дифференцированного обу­чения детей, страдающих дизартрией, ринолалией и т. д., ском­плектованных также по уровню речевого развития.

В группу с общим недоразвитием речи принимают детей с разным уровнем речевого развития. Детей с I уровнем рече­вого недоразвития следует зачислять в дошкольное учреж­дение с 3 лет на 3—4 года обучения; со II уровнем недоразви­тия речи — с 3—4 лет на 3 года обучения; с III уровнем речевого недоразвития — с 4—5 лет на 2 года обучения; с фонетико-фонематическим недоразвитием речи— с 4—5 лет на один год обучения; с ринолалией и дизартрией зачисляют на 2 года обучения, алалией, афазией — на 3 года.

Для зачисления ребенка в логопедическую группу необ­ходимо, чтобы у него было нарушено не менее двух групп звуков, например свистящие и сонорные, сонорные и шипя­щие, что в целом составляет не менее 5—6 звуков.

Детей с нарушением произношения отдельных звуков зачисляются в дошкольное учреждение с 4—5 лет. Срок их обучения — полгода.

В группу для заикающихся детей принимаются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с за­иканием у них может быть нарушение произношения отдель­ных звуков или фонетико-фонематическое недоразвитие речи, или общее недоразвитие речи.

Заикающихся детей зачисляют в дошкольные учрежде­ния по мере выявления дефекта, с 2 лет, срок обучения — один год. Продолжение специального обучения заикающихся детей рассматривается медико-психолого-педагогической ко­миссией. Заикающихся детей 5-летнего возраста зачисляют в специальную группу со сроком обучения 2 года.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения, работа проводится с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Количество фронтальных логопедических занятий зависит от возраста, диагноза и периода обучения. Индивидуальная и подгрупповая работа проводится ежедневно.

· В рекомендациях по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы в деятельность учителя-логопеда входит проведение фронтальных и индивидуальных занятий с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия. Длитель­ность индивидуальных занятий не должна превышать 10-15 минут.

· Рекомендательное письмо Минздрава России по организации в дошкольных образовательных учреждениях компенсирую­щего вида, групп кратковременного пребывания определяет основную организационную форму работы группы — индиви­дуальные занятия с воспитанниками и занятия небольшими под­группами (по 2—3 ребенка) в присутствии родителей (законных представителей). Периодически (1—2 раза в месяц) желательно организовывать фронтальные занятия со всеми воспитанниками группы. Занятия могут проводиться в первой и во второй половине дня в зависимости от режима работы дошкольного образовательного учреждения и с учетом потребностей родителей (законных пред­ставителей).

Кратковременное пребывание детей с отклонениями в разви­тии в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение 5 часов занятий в неделю для каждого ребенка спе­циалистами дошкольного образовательного учреждения. В неко­торых случаях допускается сокращение времени пребывания до 2—3 часов (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и пр.).

· Рекомендательное письмо Минздрава России об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп для слабослышащих детей со сложными комплексными нарушениями в развитии определяет организационные формы проведения занятий с воспитан­никами группы - фронтальные (со всеми воспитанника­ми), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия ма­лыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные. Продолжительность од­ного занятия в средней группе составляет — 15 минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями не­обходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индиви­дуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе 15—20 минут на од­ного ребенка; в старшей и подготовительной — 20—25 минут.

· Занятия на дошкольном логопедическом пункте в ДОУ общеразвивающего вида проводит ло­гопед по результатам обследования детей всех возрастных групп базового (базового и прикрепленных к нему) ДОУ в начале и в конце учебного года. При зачислении детей необходимо учиты­вать характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст де­тей, в первую очередь, оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному включению в процесс систематического школьного обучения, а также детям младшего и сред­него дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями (общее недоразвитие речи, заикание, фонетико-фонематическое недоразвитие). Количество детей, одновременно занимающихся на логопеди­ческом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Для опти­мизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (до 5—7 де­тей) или подвижные микрогруппы (2—3 ребенка). Продолжитель­ность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20— 35 минут, индивидуальных — 10—20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого на­рушения, возрастом и индивидуальными психофизическими осо­бенностями детей. Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необхо­димые консультацию, совет, рекомендации. Ребенок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3-х раз в неделю.

Продолжительность индиви­дуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребен­ка, индивидуальных особенностей развития ребенка, его психо­физического статуса. Время, отведенное на индивидуальное заня­тие с ребенком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребенка из группы и отводит его в группу после окончания заня­тия.

Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно-методическим письмом «О гигиени­ческих требованиях к максимальной нагрузке на детей дошколь­ного возраста в организованных формах обучения»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.