Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.
1. Обоснуйте на основании, каких аргументов, возможно, считать, что дошкольное образование - надежный фундамент всего здания образования?
Право на дошкольное образование.Ребенок должен находиться у родителей в сфере любви и доверия. В первые годы жизни, по мнению В. Гегеля, особенно важно материнское воспитание, задачей которого является укоренение у ребенка нравственности как чувства. Известны выводы психологов о том, что первые три года жизни у ребенка более значимы для его развития, чем вся его последующая жизнь. Иногда они делают вывод о том, что на дошкольном этапе, в возрасте от 2 до 5 лет, обучение в детском саду почти не отличается от домашнего обучения.
Главные навыки, которым ребенок должен научиться в это время - это чтение и письмо. Такая позиция повлияла на вывод о том, что дошкольное воспитание лучше осуществлять только в семье, а следовательно, создание, содержание и развитие дошкольных учреждений не является необходимым для общества. Но эта точка зрения опровергается работой системы дошкольного образования в нашей стране на протяжении целых десятилетий. Если обратиться к авторитету великих философов, то, например, И. Кант считал, что общественное воспитание имеет преимущество перед домашним8.
В отношении ребенка должно быть осуществлено физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие, как указано, например, в Конвенции о правах ребенка (1989 г.). Среди других видов развития можно выделить правовое. Особенно актуальным правовое воспитание стало после того, как в Гражданский кодекс ввели ст. 28, которая определяет дееспособность малолетних. Детям в возрасте от 6 до 14 лет предоставлено: 1) совершать самостоятельно мелкие бытовые сделки; 2) совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; 3) совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями или с согласия последних третьим лицам. В любом случае в этом возрасте у детей должно появиться определенное правосознание: должны быть сформированы представления о правах, обязанностях, ответственности, сделках, государственной регистрации сделок и т.д.
В настоящее время в дошкольных учреждениях используют два вида программ: комплексные и порциональные. Комплексные программы включают все виды основных направлений развития ребенка, порциональные - одно или несколько направлений его развития. Целостный педагогический процесс в дошкольном учреждений обеспечивается путем применения комплексной программы или набора порционалъных программ и направлен как минимум на развитие способностей ребенка: формирование творческого воображения, коммуникативности, нравственности и обеспечение физического и психического благополучия каждого ребенка.
Большинство семей в современных условиях не в состоянии самостоятельно, без помощи педагогов дошкольного учреждения выполнять функции по воспитанию и образованию своего ребенка на уровне государственных стандартов. Государственный стандарт дошкольного образования ребенка - это прежде всего все необходимые показатели его развития на каждом году жизни. Помочь семье в воспитании ребенка может и должен детский сад, который выполняет эту функцию посредством двух основных форм: непосредственным воспитанием в детском саду, консультированием родителей по воспитанию ребенка дома. Во всех случаях с родителями заключается договор о воспитаний ребенка.
На наш взгляд, основное внимание нам следует уделять дошкольному образованию. Видимо, оно должно стать надежным фундаментом всего здания образования в России. Этот вывод можно обосновать следующими аргументами: 1) в дошкольном возрасте закладываются основы личности; 2) большинство семей самостоятельно обеспечить развитие своего ребенка не в состоянии (имеется в виду стандарт образования); 3) в условиях, когда большинство семей находится за чертой бедности, именно детский сад может обеспечить физическое и эмоциональное развитие ребенка; 4) детские сады - такая форма организации жизнедеятельности детей, которая наравне с семьей может обеспечить здоровое развитие ребенка; 5) детский сад можно рассматривать как центр дошкольного воспитания для всех семей микрорайона.
В международном образовательном законодательстве право на образование не содержит правомочия на дошкольное образование. Нет его ни в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, ни в ст. 28 Конвенции о правах ребенка. По нашему мнению, признание такого права мировым сообществом явилось бы дальнейшим шагом на пути развития права на образование. Это стало бы реальной мерой по осуществлению права ребенка, закрепленного в ст. 27 Конвенции о правах ребенка. Речь идет о праве на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, и такой уровень обязаны обеспечить все государства мира.
6. Поясните, наличие каких правомочий, присутствуют у семьи, имеющей ребенка, при получении им начального общего образования и у администрации школы,
Право на начальное общее образование. Начальное общее образование осваивается за 3—4 года - это нормативный срок. Оно может быть получено в специальном образовательном учреждении — в школе первой ступени или в школе, в которой обучают на всех трех ступенях. Школа первой ступени обеспечивает овладение детьми чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни, элементами теоретического мышления.
Начальное образование, как отмечается в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, является базой для получения основного общего образования. У ребенка есть право освоить программу начального общего образования или в школе первой ступени, или в семье согласно ч. 1 ст. 10 Закона РФ "Об образовании". Это право включает право выбора возраста, с которого ребенок может осваивать эту программу. Согласно ст. 19 Закона РФ "Об образовании" возраст приема в школу устанавливается в уставе школы.
Образовательное учреждение не вправе отчислять ребенка из начальной школы. В то же время ребенок имеет право перейти б другую школу. По отношению к учащимся, имеющим задолженность по двум или более предметам, т.е. не освоившим программу учебного года, образовательное учреждение по соглашению с родителями имеет право оставить ребенка на повторное обучение в том же классе. Подчеркнем: для реализации этого права необходимо согласие родителей. Инициаторами повторного обучения могут быть и сами родители. Если учащийся по итогам учебного года имеет одну задолженность по одному предмету, то его могут перевести в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию академической задолженности возлагается на родителей ребенка.
Образовательное учреждение вправе также перевести ребенка в классы компенсирующего
обучения с пониженным количеством обучающихся на одного учителя.
Ребенок, его семья, родители имеют право перевести ребенка на семейное обучение в любое время процесса обучения. В этом случае ребенка забирают из школы и обучают его по программе самостоятельно или с помощью приглашенного педагога.
Общие права учащихся школ всех ступеней. К таким правам можно отнести следующие права:
Право на образование в школе второй ступени. Основное общее образование дается в школе второй ступени или в семье. Эта школа обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования их личности, а также склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Основное школьное образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.
Основное общее образование и итоговая аттестация по его завершению являются обязательными для родителей и детей. Право на получение основного общего образования в общеобразовательной школе с отрывом от производства существует у человека до достижения им возраста 18 лет.
Ребенок имеет право оставить школу при наличии следующих условий: 1) ему исполнилось 15 лет, 2) есть согласие родителей или лиц, их заменяющих, 3) имеется согласие местного органа самоуправления. Образовательное учреждение вправе исключить ребенка из школы при наличии следующих обстоятельств: а) решения органа управления школой, б) совершения учащимся противоправного действия: преступления, административного проступка или неоднократного нарушения устава образовательного учреждения; в) достижения возраста 14 лет.
Право на образование в школе третьей ступени или на получение среднего (полного) общего образования. Среднее (полное) общее образование, или школа третьей ступени, является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, который обеспечивает освоение учащимся общеобразовательных программ среднего полного (общего) образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения.
У учащихся школы третьей ступени имеются следующие права: 1) на обучение по различным профилям и направлениям, 2) на выбор дополнительных предметов к обязательным, что направлено на гармонизацию интересов, способностей и возможностей личности, 3) на дополнительные образовательные услуги, которые обязана оказывать школа.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального (по сокращенным учебным программам) и высшего профессионального образования.
В структуре программы такой школы содержатся три элемента: 1) базовый федеральный, 2) региональный (национальный), 3) самостоятельно определяемый образовательным учреждением, исходя из запросов учащихся и их родителей, а также лиц, их заменяющих.
Общие права учащихся школ всех ступеней. К
таким правам можно отнести следующие права: 1) на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования. Язык, на котором ведется обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем школы и записывается в уставе школы; 2) на участие в управлении делами школы в формах, записанных в уставе школы; 3) на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (ст. 55 Закона РФ "Об образовании"); 4) на обучение в рамках стандартов по индивидуальным планам; 5) на ускоренный курс обучения по индивидуальному плану; 6) на получение дополнительных образовательных услуг; 7) на уважение человеческого достоинства, защиту чести и достоинства; 8) на свободу совести; 9) на свободу информации; 10) на свободное выражение собственных взглядов и убеждений; 11) на каникулы продолжительностью не менее 30 календарных дней в течение учебного года и каникул не менее 8 недель летом. Для обучающихся в первом,жлас-се установлены дополнительные недельные каникулы; 12) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки (п. 50 п/п "г" Типового положения об общеобразовательном учреждении) ; 13) на вступление в общественные организации; 14) на военную подготовку на факультативной основе, для чего необходимо согласие родителей; 15) на начальную профессиональную подготовку. Для реализации этого права кроме согласия учащегося нужно и согласие родителей или лиц, их заменяющих.
Право на профессиональную "подготовку.
Цель профессиональной подготовки - ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Эту подготовку в необходимых случаях могут приобретать и лица, не получившие основного общего образования.
5. Что в соответствии с ФЗ РФ «Об образовании» является оценкой уровня образования выпускника?
4. Какой документ (из числа перечисленных в вариантах ответа) не обозначен в законе в качестве документа, регламентирующего организацию образовательного процесса?
а) Учебный план;
б) Годовой календарный учебный график;
в) Расписание занятий;
г) Правила внутреннего распорядка.
Глава 2. Особенная часть
Тема 4.
Правовое регулирование деятельности участников образовательного процесса и виды ответственности в сфере образования
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Образовательные отношения или отношения, которые складываются в образовательном процессе, состоит из педагогических отношений, трудовых, управленческих, имущественных, финансовых, семейных и других. Педагогические отношения складываются в процессе обучения. Они включают следующие отношения:
1) отношения по заключению, изменению, прекращению договора на образование;
2) отношения по поводу определения времени обучения, включая его использование в процессе обучения;
3) отношения по поводу определения времени отдыха в процессе обучения;
4) отношения по поводу дисциплины обучения;
5) отношения по поводу содержания обучения;
6) отношения по поводу качества обучения;
7) отношения по поводу использования государственных образовательных стандартов;
8) отношения по поводу установления условий обучения;
9) отношения по поводу определения результатов обучения;
10) отношения по поводу выдачи документов об образовании.
Правоотношения имеют особенности в разных сферах образования, в том числе: дошкольном; общем (школьном); начальном профессиональном; среднем профессиональном; высшем профессиональном; послевузовском; специальном; дополнительном.
В числе основных участников образовательных отношений можно выделить следующих:
— обучающиеся;
— родители обучающихся;
— образовательные учреждения;
— учредители образовательных учреждений;
— органы управления образованием;
— органы управления образовательным учреждением;
— работники образовательного учреждения (педагогические работники, административные работники, учебный и технический вспомогательный персонал);
— трудовой (педагогический и административный) коллектив образовательного учреждения;
— общественные организации, действующие в образовательной сфере;
— государство как субъект определения и осуществления образовательной политики.
Особое внимание при изучении педагогических отношений следует уделить договору на образование. В настоящее время договор постепенно становится обязательной формой правоотношений между образовательным учреждением и обучающимся. Особенность заключения, изменения и прекращения договора определяется правилами, которые должны быть включены в устав образовательного учреждения согласно ст. 13 Закона РФ «Об образовании».
При изучении правил заключения, изменения и прекращения договора особое внимание следует обратить на основания прекращения договора по инициативе образовательного учреждения и на способы защиты права обучающегося на образование в этих отношениях.
Педагоги образовательного учреждения используют три метода воздействия на обучающихся: убеждение, поощрение, принуждение, с помощью которых в образовательном учреждении устанавливается необходимый правовой порядок.
Правопорядок образовательного учреждения - это такое его состояние, которое характеризуется следующими показателями: а) наличие правил, обеспечивающих порядок; б) соблюдение правил всеми участниками образовательных отношений.
Правопорядок является важнейшим условием, позволяющим образовательному учреждению решать свои задачи, а обучающемуся - реализовать свое право на образование, развитие в полном объеме. Он является основой, на которой строится дисциплина образовательного учреждения.
В законодательстве устанавливаются требования и к другим условиям обучения. Важнейшими из них являются: 1) число обучающихся в классе, группе; 2) качество преподавания; 3) обеспеченность учебными пособиями; 4) продолжительность рабочего времени и времени обучения; 5) продолжительность времени отдыха; 6) состояние зданий образовательного учреждения;- 7) размер зарплаты работников системы образования; 8} размер стипендий обучающихся; 9) наличие вспомогательного персонала и качество его работ.
Одним из важнейших элементов механизма правового регулирования, с помощью которого возможно достижение результативности последнего, в том числе в сфере образования, является юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений.
Основанием возложения юридической ответственности в образовательной деятельности (обязанности субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям, деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера) выступают различного рода правонарушения, состав которых предусмотрен различными отраслями права.
Так, в образовательной сфере могут совершаться и совершаются:
— уголовно-правовые деяния (взятки со стороны педагогических работников, поборы с родителей и учеников, мошенничество при «организации» образовательных учреждений, кражи , оскорбление в грубой форме учащихся и т.д.);
— административные проступки, совершаемые должностными лицами образовательных учреждений и самими этими учреждениями (нарушение установленных административным законодательством требований по управлению образовательным учреждением, взаимодействию последних с органами управления образованием, нарушение финансового и налогового законодательства и т.п.);
— гражданско-правовые деяния (невыполнение образовательным учреждением условий заключенных хозяйственных договоров, договоров аренды, нарушения предусмотренных гражданским законодательством организационно-правовых форм, предусмотренных для образовательных учреждений и т.д.);
— дисциплинарные проступки (невыполнение учащимися требований внутришкольной (внутривузовской) дисциплины, т.е. правил внутреннего распорядка, невыполнение требований учебных планов и учебного процесса, опоздание педагога или других категорий работников образования на работу и т.п.).
Особое место занимают правонарушения, имеющие собственно образовательно-правовой характер, т.е. нарушающие нормы специального образовательного законодательства. Это, скажем, несоблюдение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий (п. 14 ст. 33 Закона РФ «Об образовании»), отрицательные результаты аттестации образовательного учреждения (п. 23 ст. 33), осуществление деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям (п. 4 ст. 34) и т.п.
Проступки могут совершать индивидуальные субъекты образовательных правоотношений — учащиеся, их родители, педагогические работники, руководители образовательных учреждений и органов управления образования: родители по каким-то причинам (религиозным, национальным) не отдают своего ребенка в школу, чем нарушается конституционная норма об обязанности получить основное общее образование (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ); педагог решительно отказывается обучать учащегося, мотивируя такое решение неспособностью ученика к обучению и т.п.
Соответственно этим основаниям выделяют уголовно-правовую, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную виды юридической ответственности к субъектам образовательным правоотношений, совершившим правонарушения.
Блок самоконтроля
По итогам данной темы вы должны знать:
· Основные термины: «образовательные отношения», «участники образовательных отношений», «юридическая ответственность»;
По итогам данной темы вы должны уметь:
· самостоятельно работать с различными источниками (документами, словарями, периодическими изданиями и т.д.)
Семинар №4
План семинара
Тема для докладов и сообщений.
1. Правовое регулирование содержания и условий обучения.
2. Порядок заключения, изменения, расторжения договора на образование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|