Сделай Сам Свою Работу на 5

Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.





 

  1. На основе анализа ст. 5 Закона РФ «Об образовании» и п.43 Конституции РФ уточните правомочия на получение образования.
  2. На основе анализа ст. 7, ст.38 Закона РФ «Об образовании» уточните право родителей на защиту по соблюдению ГОСа в образовательном процессе.
  3. Уточните правила приема, порядка предоставления документов ребенка в первый класс образовательного учреждения, на основе ст. 16, 19 Закона РФ «Об образовании» и п.47, п.25 Типового положения об общеобразовательном учреждении.
  4. Возможно ли участие работника образовательного учреждения в религиозных движениях?
  5. Определите основные задачи школы на каждой ступени образования на основе анализа п.29,31, 32, 34 Типового положения об общеобразовательном учреждении.
  6. Возможно ли отличие в содержании образовательных программах школ одной административной единицы?
  7. Возможен ли условный перевод ученика в следующий класс при наличии оценки «2» по нескольким предметам.
  8. Возможно ли продолжение образования в среднем проф. училище учащегося, который имеет категорию «ребенок- инвалид», обучение получал в форме семейного образования?

9. Возможно ли начало образовательного процесса, после того как было предоставлено помещение для этого?



10. Возможно ли, в связи с необходимость выдачи документа об образовании, первично пройти аккредитацию, а затем аттестацию?

11. Какие документы родители вправе потребовать при определении ребенка в негосударственную школу?

12. Возможно ли проведение платных образовательных услуг в школьном расписании уроков?

13. Возможно ли проведение оплаты наличными средствами за оказание платных услуг в кассу администрации школы?

14. На основе ст. 50, 15,57 Закона РФ «Об образовании» сформулируйте основные права и обязанности учащихся.

15. На основе ст. 52, 15, 57, 16, 17, 38, 41, Закона РФ «Об образовании» сформулируйте основные права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся.

 

 

Тема 7.

 

Правовое регулирование в сфере специального образования.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

К концу 20 века в России оформляется и устанавливается новое направление государственной политики – государственная политика в интересах детей, где особое место интересы детей с ограниченными возможностями.



Среди принципов государственной политики в области обра­зования в ст. 2 Закона РФ «Об образовании» заложены:

· гуманистический характер образования, приоритет общече­ловеческих ценностей;

· общедоступность образования и адаптивность системы обра­зования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Таким образом, государство не только гарантирует получение образования всем гражданам РФ без исключения (независимо от noла, расы, национальности, состояния здоровья и т. д.), но и адапти­рует систему образования к особенностям развития ребенка путем создания детям с отклонениями в развитии «условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (ст. 5).

Для детей создаются специальные (коррекционные) образо­вательные учреждения, классы, группы, обеспечивающие их ле­чение, воспитание, обучение социальную адаптацию и интегра­цию в общество (п. 10, ст. 50).

Деятельность специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений регулируется «Типовым положением о специ­альном (коррекционном) образовательном учреждении для обу­чающихся и воспитанников с отклонениями в развитии», утвер­жденным Постановлением Правительства РФ в 1997 г.

Указанные учреждения чрезвычайно многочисленны и мно­гообразны. В системе государственных специальных (коррекци­онных) образовательных учреждений их подразделяют на раз­личные типы и виды.

Направляются дети в указанные учреждения по заключению» Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) только с согласия родителей (п. 10, ст. 50).



При наличии соответствующих условий такие дети имеют возможность обучаться в условиях общеобразовательной школы. Так, при общеобразовательных учреждениях общего назначения функционируют коррекционно-развивающие классы (группы). В практике российских школ в последние годы были наиболее распространены два вида классов: классы ком пенсирующего обучения и классы выравнивания. В первые принимались дети соматически ослабленные, не имеющие явных от клонений в развитии, но испытывающие значительные трудности в обучении; вторые предназначались для детей с задержкой психического развития. Наполняемость коррекционно-развивающих классов не более 12 человек. Когда речь идет о создании специальных классов для обучения детей с задержкой психического развития, с умствен­ной отсталостью — требуется специальная лицензия на право обучения по специальной образовательной программе.

По­мимо традиционных форм получения образования, которыми мо­гут воспользоваться все граждане РФ, возможно получение альтернативного образования: «При невозможности осуществлять воспитание и обучение де­тей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и обще­образовательных учреждениях органы управления образова­нием и образовательные учреждения обеспечивают с согла­сия родителей обучение детей-инвалидов на дому (по полной общеобразовательной или индивидуальной программам)» (ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 18): в условиях стационарного учреждения социального обслужи­вания (ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02. 08. 95 № 122, п. 31, ст. 12: дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях соци­ального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждени­ях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, дети-инвалиды имеют право на поступление вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения сред­него и высшего профессионального образования при условии ус­пешной сдачи вступительных экзаменов, если согласно заключениям ПМПК или КЭК ребенку не противопоказано обучение в Данном типе образовательного учреждения.

Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое об­разовательное учреждение осуществляется органами управления образо­ванием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комис­сий. Исключение обучающихся, воспитанников из специального (коррек­ционного) образовательного учреждения возможно только в общем поряд­ке, установленном законом.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предельный воз­раст получения основного общего образования может быть увеличен и ус­тановлен за пределами 18 лет.

Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится по общим правилам с особенностями, определенными в пись­ме Минобразования России от 4 сентября 1997г., №48. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, вы­дается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об оконча­нии этого коррекционного учреждения.

нальной подготовки специалистов в области специальной и кор-рекционной педагогики обусловлена следующим.

 

Во-первых, Государственным стандартом высшего профес­сионального образования, кроме требований, предъявляемых к знаниям и умениям психолого-педагогического и предметного блоков, для специалиста педагогического профиля определено, что он соблюдает права и свободы обучающихся, умеет оказы­вать им социальную помощь и поддержку. Для того чтобы дан­ное положение было реализовано на практике, он должен знать права и свободы обучающихся.

Во-вторых, дети с ограниченными возможностями —- это особая категория, чей правовой и социальный статус несколько отличен от статуса других групп детей — они обладают целым комплексом дополнительных прав и гарантий, которые определе­ны государством с целью обеспечения их оптимальной социаль­ной защиты в обществе.

В-третьих, для того чтобы успешно выполнять свои профес­сиональные обязанности, своевременно оказать нужную помощь и поддержку ребенку с особыми потребностями, педагог должен обладать этим определенным комплексом правовых знаний, и в ча­стности в сфере защиты детей с ограниченными возможностями.

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Концепция социально-правовой защиты детства в России

Социально-правовая защита детства— понятие на сего­дняшний день для нашей страны одно из самых общеупотреби­тельных и, безусловно, актуальных. Для того чтобы получить це­лостное представление о концепции социально-правовой защиты детей в России, обратимся сначала к понятийному аппарату дан­ной сферы. Итак, понятие «социально-правовая защита» включа­ет две сферы и соответственно интегрирует их: правовую защиту и социальную защиту.

Понятие «правовая защита» имеет два значения: 1) сово­купность правовых норм, закрепленных в законодательстве с це­лью: регулирования общественных отношений; закрепления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; определения видов и мер ответственности к лицам, нарушающим правовые нормы; 2) совершение определенных действий гражданином либо лицом, представляющим интересы гражданина, с целью восста­новления нарушенных прав и свобод либо создания и предостав­ления каких-либо новых прав и обязанностей.

В содержание понятия «социальная защита» также вклады­вают несколько значений. Остановимся на самых популярных.

В широком смысле под социальной защитой населения пони­мают комплекс правовых гарантий, предоставляемых государст­вом гражданину, при реализации которых на практике он спосо­бен самостоятельно обеспечивать себя и свою семью, не прибегая при этом к чьей-либо помощи.

Иначе говоря, государство гарантирует гражданину основ­ные социальные права: на труд; на вознаграждение труда — получение заработной платы; на образование; на здравоохранение и т.д.

При помощи этих благ, с одной стороны, гражданин, получая соответствующее качественное и доступное образование, может найти себе применение в области профессиональной самореали­зации, с другой стороны, осуществляя свою трудовую деятель­ность, он приобретает гарантию заработной штаты, размера кото­рой вполне хватает на достойный уровень жизни, и с третьей сто­роны, чем выше уровень образования, тем больше шансов полу­чить более престижную и высокооплачиваемую работу. Таким образом, государство, создавая определенные условия, гаранти­рует реализацию комплекса прав и свобод человека. Обнаружи­вается явная зависимость между функционированием этих соци­альных прав и уровнем социальной защищенности человека (чем больше реальных прав, тем выше уровень социальной защищен­ности).

В российских условиях понятие «социальная защита» приоб­рело несколько иное содержание. Социальная защита населе­ния — это одно из направлений государственной социальной по­литики, которое стремится различными мерами: социальными, правовыми, экономическими— обеспечить социально приемле­мый уровень жизни тем слоям населения, которые являются наи­более уязвимыми и незащищенными в социальном плане и не могут без внешней поддержки обеспечить себя, свою семью. К таким категориям относят престарелых, безработных, инвалидов, нетрудоспособных, детей и др. Иначе говоря, в данной трактовке социальная защита— это государственная поддержка наиболее не защищенных слоев населения.

Очевидно, что в любой стране мира дети — одна из самых не защищенных и уязвленных категорий по причине физической и умственной незрелости, а потому невозможности обеспечить се­бя, защитить свои права и интересы и т. д. Возрастной ценз (воз­растные ограничения) периода детства в соответствии с между­народными и отечественными нормами— 18 лет. Другими сло­вами, ребенок— это человеческое существо, не достигшее воз­раста 18 лет, т. е. до достижения совершеннолетия.

Социальная защита детства— политика государства в интересах детей, направленная на выживание, развитие и защиту детей, охрану их здоровья, защиту чести и достоинства, образо­вание, обеспечение активного участия в жизни общества и др.

Для достижения поставленной цели — обеспечения условий для нормального развития детей — средствами являются различ­ные социальные, экономические и правовые меры. Однако все они будут действенными, т. е. гарантированными государством, только в том случае, если они закреплены правовыми нормами.

Таким образом, очевидно, что понятия «правовая защита» и «социальная защита» взаимообусловливают друг друга, и соци­альная защита, по сути, — это цель, а правовая— средство. Со­циально-правовая защита— это система правовых гарантий гражданина (ребенка), обеспечивающая определенный уровень его социальной защищенности в обществе. Чем шире и объемнее этот комплекс прав, свобод и гарантий, тем выше уровень его защищенности. Иначе говоря, социально-правовая защита указы­вает на то, что меры, т. е. средства, которые осуществляются для достижения цели — создания условий для жизни, образования и развития, охраны здоровья, защиты чести и достоинства детей (т. е. максимальной социальной защищенности ребенка в общест­ве) со стороны государства (субъекта социальной защиты), зало­жены в правовой системе РФ, а значит, должны реализовываться в жизни — принцип общеобязательности.

Социально-правовая защита детства— это комплекс право­вых, экономических и социальных мер, гарантируемых детям госу­дарством с целью обеспечения их социальной защиты в обществе. А если учесть, что гарантированными они станут лишь в случае закреп­ления их в правовой системе РФ, то более четко понятие «социаль­но-правовая защита детства» можно сформулировать как ком­плекс особых прав и свобод ребенка в различных сферах его жиз­недеятельности, закрепленных в законодательстве страны, обес­печивающих ему должный уровень социальной защищенности в силу его особого положения зависимости от мира взрослых.

Социально-правовая защита детства имеет свои принципы, способы, направленность и приоритеты.

Принципы социально-правовой защиты детства:

1. Равенство прав детей и прав взрослых граждан: т. е. ребе­нок — равноправный гражданин РФ, который имеет те же права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ и законодательстве страны в целом.

2. Приоритетность интересов ребенка по отношению к дру­гим гражданам: т. е. ребенок опять же в силу своего особого положения имеет гораздо больше прав и свобод, чем любой другой гражданин. Разумно, что такому ребенку для нор­мального развития нужны особая поддержка и помощь: и в получении образования, и в защите своих интересов и т. д. — при помощи дополнительных прав и льгот.

3. Ограничение прав ребенка в самостоятельном совершении определенных действий и сделок —- по причине невозможно­сти принимать правильные решения, касающиеся сферы иму­щественных прав и др. Способ: введение правового института «юридической дееспособности» — способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выпол­нять их. Согласно ПС РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет обладают неполной дееспособностью, от 6 до 14 лет— частич­ной дееспособностью, до 6 лет дети недееспособны.

4. Представительство интересов ребенка (принцип, вытекаю­щий из предыдущего: т. е. свобода ребенка в совершений са­мостоятельных действий и сделок ограничена, а значит, не­обходим его законный представитель, который осуществляет все действия от имени и в интересах ребенка на законных ос­нованиях. Законные представители: родители, усыновители; опекуны (попечители), приемные родители; органы опеки и попечительства; администрация учреждений, в которых вос­питываются дети, оставшиеся без попечения родителей.

5. По возможности вынесение гуманного, щадящего наказания или приговора при административном и судебном разбира-

тельстве за преступление, совершенное несовершеннолет­ним. Так, уголовная ответственность несовершеннолетних начинается в 16 лет, исключение— 14 лет (за совершение особо тяжких преступлений). Административная ответствен­ность — с 16 лет.

Способы правовой защиты детей:

1. Закрепление особых прав детей в нормативных правовых актах различных отраслей права; принятие законов, посвя­щенных защите прав ребенка, и их реализация,

2. Судебная защита нарушенных прав и свобод ребенка.

3. Защита интересов ребенка другими органами и службами (кроме суда): органами государственной власти (их специ­альными подразделениями); органами местного самоуправ­ления; органами опеки и попечительства; учреждением Уполномоченного по правам человека; межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних; общественными и благотворительными организациями и объединениями; специалистами в области «Социальная педагогика» и «Соци­альная работа».

Объекты социальной защиты (т. е. те, на кого направлена защита):

• Материнство

Вполне понятно, что если государство не будет заботиться о здоровье, благоприятном материальном и социальном положении Женщин, имеющих и воспитывающих детей, а также будущих матерей, то ни о какой защите детства говорить не приходится. Поэтому в числе особых объектов социальной защиты материн­ство является одним из самых значимых. В конечном итоге от здоровья матери (физического, психического, духовного и нрав--

ственного) зависит здоровье подрастающего поколения и обще­ства в целом.

• Детство (все детское население)

Особая защита распространяется на всех детей без исключе­ния, т. е. на всех граждан РФ, не достигших возраста 18 лет. Любой ребенок в силу умственной и физической незрелости нуждается в поддержке и заботе.

• Дети с ограниченными возможностями (находящиеся в трудной жизненной ситуации)

Дети, попадающие под категорию «дети, находящиеся трудной жизненной ситуации», в различных источниках и в раз­ное время определялись по-разному: «дети группы риска», «дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах», «дети с ограни­ченными возможностями» и др.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24. 07. 98 № 124-ФЗ определяет эту категорию как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Вероятно, это свя] зано с тем, что несколько ранее федеральный закон «Об основа? социального обслуживания населения в РФ» от 10. 12. 95 № 19: ввел понятие «трудная жизненная ситуация». Применительно к детям данное понятие звучит следующим образом: Трудная: жизненная ситуация — это ситуация или определенное обстоятельство, объективно нарушающие жизнедеятельность ребенка, которые он не может преодолеть самостоятельно или с помощью] своей семьи. Статья первая закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» определяет группы детей, попадающих под ука­занную категорию:

1) дети, оставшиеся без попечения родителей;

2) дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; .

3) дети-инвалиды;

4) дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

5) дети— жертвы вооруженных и межнациональных' конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

6) дети с отклонениями в поведении;

7) дети, проживающие в малоимущих семьях;

8) дети, оказавшиеся в экстремальных условцях;

9) дети — жертвы насилия;

10) ети, находящиеся в специальных учебно-воспита­тельных учреждениях и отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

Указанный закон закрепляет право детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на особую заботу и поддержку со стороны государства.

Исключительные дети

Очевидно, что дети одаренные, талантливые нуждаются так­же в особой поддержке, требуют особых условий для проявления своих способностей и возможностей в различных сферах жизне­деятельности: в образовании, науке, культуре, искусстве, спорте

и т. д.

Основной способ их защиты — поддержка и создание усло­вий для развития способностей: материальная поддержка детей (предоставление обучения на льготных условиях в элитарных ОУ, льгот при поступлении в вузы, предоставление грантов на обучение за рубежом, тематические стажировки, обмены опытом, поощрительные премии и повышенные, именные, стипендии); организация конкурсов, олимпиад и других мероприятий, возна­граждение победителей с целью стимулирования их образова­тельной, интеллектуальной, творческой деятельности.

 

Семинар

Тема: «Правовые основы специального образования.

Интегрированное обучение и воспитание лиц с отклонением в развитии».

1. Дефектология №1, 1997г. Аксенова Л.И. «Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонением в развитии».

2. Коррекционная педагогика №2, 2008г. А.А. Дмитриева «Проблемы нормативно- правового обеспечения специального образования в регионе».

3. Дефектология №4, 2007г О.Н. Смолин «Образование лиц с ограниченными

возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения».

4. .Методическое письмо об интегрированном воспитании...........(16.01.2002г.

№03-51-5, стр. 163 «Настольная книга логопеда»).

5.Дефектология №1, 2008г Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко «Базовые модели интегрированного обучения».

 

Тема 8.

 

Правовые основы профессиональной деятельности учителя-логопеда

__________________________________________________________________

Логопедическая помощь населе­нию осуществляется по линии трех министерств — образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Каждое из этих министерств развивает свою сеть учреждений.

Между работой отдельных учреждений должна осуществлять­ся преемственность для того, чтобы дети и взрослые с речевыми расстройствами могли безболезненно перейти из одного учреж­дения в другое. Преемственность должна быть обеспечена согласованностью документации различных учреждений, независимо от того, в ве­дении какого министерства они находятся.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.