Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.
- На основе анализа ст. 5 Закона РФ «Об образовании» и п.43 Конституции РФ уточните правомочия на получение образования.
- На основе анализа ст. 7, ст.38 Закона РФ «Об образовании» уточните право родителей на защиту по соблюдению ГОСа в образовательном процессе.
- Уточните правила приема, порядка предоставления документов ребенка в первый класс образовательного учреждения, на основе ст. 16, 19 Закона РФ «Об образовании» и п.47, п.25 Типового положения об общеобразовательном учреждении.
- Возможно ли участие работника образовательного учреждения в религиозных движениях?
- Определите основные задачи школы на каждой ступени образования на основе анализа п.29,31, 32, 34 Типового положения об общеобразовательном учреждении.
- Возможно ли отличие в содержании образовательных программах школ одной административной единицы?
- Возможен ли условный перевод ученика в следующий класс при наличии оценки «2» по нескольким предметам.
- Возможно ли продолжение образования в среднем проф. училище учащегося, который имеет категорию «ребенок- инвалид», обучение получал в форме семейного образования?
9. Возможно ли начало образовательного процесса, после того как было предоставлено помещение для этого?
10. Возможно ли, в связи с необходимость выдачи документа об образовании, первично пройти аккредитацию, а затем аттестацию?
11. Какие документы родители вправе потребовать при определении ребенка в негосударственную школу?
12. Возможно ли проведение платных образовательных услуг в школьном расписании уроков?
13. Возможно ли проведение оплаты наличными средствами за оказание платных услуг в кассу администрации школы?
14. На основе ст. 50, 15,57 Закона РФ «Об образовании» сформулируйте основные права и обязанности учащихся.
15. На основе ст. 52, 15, 57, 16, 17, 38, 41, Закона РФ «Об образовании» сформулируйте основные права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся.
Тема 7.
Правовое регулирование в сфере специального образования.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
К концу 20 века в России оформляется и устанавливается новое направление государственной политики – государственная политика в интересах детей, где особое место интересы детей с ограниченными возможностями.
Среди принципов государственной политики в области образования в ст. 2 Закона РФ «Об образовании» заложены:
· гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей;
· общедоступность образования и адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Таким образом, государство не только гарантирует получение образования всем гражданам РФ без исключения (независимо от noла, расы, национальности, состояния здоровья и т. д.), но и адаптирует систему образования к особенностям развития ребенка путем создания детям с отклонениями в развитии «условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов» (ст. 5).
Для детей создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы, группы, обеспечивающие их лечение, воспитание, обучение социальную адаптацию и интеграцию в общество (п. 10, ст. 50).
Деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регулируется «Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным Постановлением Правительства РФ в 1997 г.
Указанные учреждения чрезвычайно многочисленны и многообразны. В системе государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений их подразделяют на различные типы и виды.
Направляются дети в указанные учреждения по заключению» Психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) только с согласия родителей (п. 10, ст. 50).
При наличии соответствующих условий такие дети имеют возможность обучаться в условиях общеобразовательной школы. Так, при общеобразовательных учреждениях общего назначения функционируют коррекционно-развивающие классы (группы). В практике российских школ в последние годы были наиболее распространены два вида классов: классы ком пенсирующего обучения и классы выравнивания. В первые принимались дети соматически ослабленные, не имеющие явных от клонений в развитии, но испытывающие значительные трудности в обучении; вторые предназначались для детей с задержкой психического развития. Наполняемость коррекционно-развивающих классов не более 12 человек. Когда речь идет о создании специальных классов для обучения детей с задержкой психического развития, с умственной отсталостью — требуется специальная лицензия на право обучения по специальной образовательной программе.
Помимо традиционных форм получения образования, которыми могут воспользоваться все граждане РФ, возможно получение альтернативного образования: «При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов на дому (по полной общеобразовательной или индивидуальной программам)» (ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 18): в условиях стационарного учреждения социального обслуживания (ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02. 08. 95 № 122, п. 31, ст. 12: дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством. Кроме того, дети-инвалиды имеют право на поступление вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профессионального образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов, если согласно заключениям ПМПК или КЭК ребенку не противопоказано обучение в Данном типе образовательного учреждения.
Перевод воспитанника из коррекционного учреждения в другое образовательное учреждение осуществляется органами управления образованием с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. Исключение обучающихся, воспитанников из специального (коррекционного) образовательного учреждения возможно только в общем порядке, установленном законом.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен и установлен за пределами 18 лет.
Итоговая аттестация лиц с ограниченными возможностями здоровья проводится по общим правилам с особенностями, определенными в письме Минобразования России от 4 сентября 1997г., №48. Выпускникам коррекционных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, выдается в установленном порядке документ государственного образца об уровне образования и (или) квалификации или свидетельство об окончании этого коррекционного учреждения.
нальной подготовки специалистов в области специальной и кор-рекционной педагогики обусловлена следующим.
Во-первых, Государственным стандартом высшего профессионального образования, кроме требований, предъявляемых к знаниям и умениям психолого-педагогического и предметного блоков, для специалиста педагогического профиля определено, что он соблюдает права и свободы обучающихся, умеет оказывать им социальную помощь и поддержку. Для того чтобы данное положение было реализовано на практике, он должен знать права и свободы обучающихся.
Во-вторых, дети с ограниченными возможностями —- это особая категория, чей правовой и социальный статус несколько отличен от статуса других групп детей — они обладают целым комплексом дополнительных прав и гарантий, которые определены государством с целью обеспечения их оптимальной социальной защиты в обществе.
В-третьих, для того чтобы успешно выполнять свои профессиональные обязанности, своевременно оказать нужную помощь и поддержку ребенку с особыми потребностями, педагог должен обладать этим определенным комплексом правовых знаний, и в частности в сфере защиты детей с ограниченными возможностями.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС
Концепция социально-правовой защиты детства в России
Социально-правовая защита детства— понятие на сегодняшний день для нашей страны одно из самых общеупотребительных и, безусловно, актуальных. Для того чтобы получить целостное представление о концепции социально-правовой защиты детей в России, обратимся сначала к понятийному аппарату данной сферы. Итак, понятие «социально-правовая защита» включает две сферы и соответственно интегрирует их: правовую защиту и социальную защиту.
Понятие «правовая защита» имеет два значения: 1) совокупность правовых норм, закрепленных в законодательстве с целью: регулирования общественных отношений; закрепления прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; определения видов и мер ответственности к лицам, нарушающим правовые нормы; 2) совершение определенных действий гражданином либо лицом, представляющим интересы гражданина, с целью восстановления нарушенных прав и свобод либо создания и предоставления каких-либо новых прав и обязанностей.
В содержание понятия «социальная защита» также вкладывают несколько значений. Остановимся на самых популярных.
В широком смысле под социальной защитой населения понимают комплекс правовых гарантий, предоставляемых государством гражданину, при реализации которых на практике он способен самостоятельно обеспечивать себя и свою семью, не прибегая при этом к чьей-либо помощи.
Иначе говоря, государство гарантирует гражданину основные социальные права: на труд; на вознаграждение труда — получение заработной платы; на образование; на здравоохранение и т.д.
При помощи этих благ, с одной стороны, гражданин, получая соответствующее качественное и доступное образование, может найти себе применение в области профессиональной самореализации, с другой стороны, осуществляя свою трудовую деятельность, он приобретает гарантию заработной штаты, размера которой вполне хватает на достойный уровень жизни, и с третьей стороны, чем выше уровень образования, тем больше шансов получить более престижную и высокооплачиваемую работу. Таким образом, государство, создавая определенные условия, гарантирует реализацию комплекса прав и свобод человека. Обнаруживается явная зависимость между функционированием этих социальных прав и уровнем социальной защищенности человека (чем больше реальных прав, тем выше уровень социальной защищенности).
В российских условиях понятие «социальная защита» приобрело несколько иное содержание. Социальная защита населения — это одно из направлений государственной социальной политики, которое стремится различными мерами: социальными, правовыми, экономическими— обеспечить социально приемлемый уровень жизни тем слоям населения, которые являются наиболее уязвимыми и незащищенными в социальном плане и не могут без внешней поддержки обеспечить себя, свою семью. К таким категориям относят престарелых, безработных, инвалидов, нетрудоспособных, детей и др. Иначе говоря, в данной трактовке социальная защита— это государственная поддержка наиболее не защищенных слоев населения.
Очевидно, что в любой стране мира дети — одна из самых не защищенных и уязвленных категорий по причине физической и умственной незрелости, а потому невозможности обеспечить себя, защитить свои права и интересы и т. д. Возрастной ценз (возрастные ограничения) периода детства в соответствии с международными и отечественными нормами— 18 лет. Другими словами, ребенок— это человеческое существо, не достигшее возраста 18 лет, т. е. до достижения совершеннолетия.
Социальная защита детства— политика государства в интересах детей, направленная на выживание, развитие и защиту детей, охрану их здоровья, защиту чести и достоинства, образование, обеспечение активного участия в жизни общества и др.
Для достижения поставленной цели — обеспечения условий для нормального развития детей — средствами являются различные социальные, экономические и правовые меры. Однако все они будут действенными, т. е. гарантированными государством, только в том случае, если они закреплены правовыми нормами.
Таким образом, очевидно, что понятия «правовая защита» и «социальная защита» взаимообусловливают друг друга, и социальная защита, по сути, — это цель, а правовая— средство. Социально-правовая защита— это система правовых гарантий гражданина (ребенка), обеспечивающая определенный уровень его социальной защищенности в обществе. Чем шире и объемнее этот комплекс прав, свобод и гарантий, тем выше уровень его защищенности. Иначе говоря, социально-правовая защита указывает на то, что меры, т. е. средства, которые осуществляются для достижения цели — создания условий для жизни, образования и развития, охраны здоровья, защиты чести и достоинства детей (т. е. максимальной социальной защищенности ребенка в обществе) со стороны государства (субъекта социальной защиты), заложены в правовой системе РФ, а значит, должны реализовываться в жизни — принцип общеобязательности.
Социально-правовая защита детства— это комплекс правовых, экономических и социальных мер, гарантируемых детям государством с целью обеспечения их социальной защиты в обществе. А если учесть, что гарантированными они станут лишь в случае закрепления их в правовой системе РФ, то более четко понятие «социально-правовая защита детства» можно сформулировать как комплекс особых прав и свобод ребенка в различных сферах его жизнедеятельности, закрепленных в законодательстве страны, обеспечивающих ему должный уровень социальной защищенности в силу его особого положения — зависимости от мира взрослых.
Социально-правовая защита детства имеет свои принципы, способы, направленность и приоритеты.
Принципы социально-правовой защиты детства:
1. Равенство прав детей и прав взрослых граждан: т. е. ребенок — равноправный гражданин РФ, который имеет те же права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ и законодательстве страны в целом.
2. Приоритетность интересов ребенка по отношению к другим гражданам: т. е. ребенок опять же в силу своего особого положения имеет гораздо больше прав и свобод, чем любой другой гражданин. Разумно, что такому ребенку для нормального развития нужны особая поддержка и помощь: и в получении образования, и в защите своих интересов и т. д. — при помощи дополнительных прав и льгот.
3. Ограничение прав ребенка в самостоятельном совершении определенных действий и сделок —- по причине невозможности принимать правильные решения, касающиеся сферы имущественных прав и др. Способ: введение правового института «юридической дееспособности» — способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и выполнять их. Согласно ПС РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет обладают неполной дееспособностью, от 6 до 14 лет— частичной дееспособностью, до 6 лет дети недееспособны.
4. Представительство интересов ребенка (принцип, вытекающий из предыдущего: т. е. свобода ребенка в совершений самостоятельных действий и сделок ограничена, а значит, необходим его законный представитель, который осуществляет все действия от имени и в интересах ребенка на законных основаниях. Законные представители: родители, усыновители; опекуны (попечители), приемные родители; органы опеки и попечительства; администрация учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей.
5. По возможности вынесение гуманного, щадящего наказания или приговора при административном и судебном разбира-
тельстве за преступление, совершенное несовершеннолетним. Так, уголовная ответственность несовершеннолетних начинается в 16 лет, исключение— 14 лет (за совершение особо тяжких преступлений). Административная ответственность — с 16 лет.
Способы правовой защиты детей:
1. Закрепление особых прав детей в нормативных правовых актах различных отраслей права; принятие законов, посвященных защите прав ребенка, и их реализация,
2. Судебная защита нарушенных прав и свобод ребенка.
3. Защита интересов ребенка другими органами и службами (кроме суда): органами государственной власти (их специальными подразделениями); органами местного самоуправления; органами опеки и попечительства; учреждением Уполномоченного по правам человека; межведомственными комиссиями по делам несовершеннолетних; общественными и благотворительными организациями и объединениями; специалистами в области «Социальная педагогика» и «Социальная работа».
Объекты социальной защиты (т. е. те, на кого направлена защита):
• Материнство
Вполне понятно, что если государство не будет заботиться о здоровье, благоприятном материальном и социальном положении Женщин, имеющих и воспитывающих детей, а также будущих матерей, то ни о какой защите детства говорить не приходится. Поэтому в числе особых объектов социальной защиты материнство является одним из самых значимых. В конечном итоге от здоровья матери (физического, психического, духовного и нрав--
ственного) зависит здоровье подрастающего поколения и общества в целом.
• Детство (все детское население)
Особая защита распространяется на всех детей без исключения, т. е. на всех граждан РФ, не достигших возраста 18 лет. Любой ребенок в силу умственной и физической незрелости нуждается в поддержке и заботе.
• Дети с ограниченными возможностями (находящиеся в трудной жизненной ситуации)
Дети, попадающие под категорию «дети, находящиеся трудной жизненной ситуации», в различных источниках и в разное время определялись по-разному: «дети группы риска», «дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах», «дети с ограниченными возможностями» и др.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» от 24. 07. 98 № 124-ФЗ определяет эту категорию как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Вероятно, это свя] зано с тем, что несколько ранее федеральный закон «Об основа? социального обслуживания населения в РФ» от 10. 12. 95 № 19: ввел понятие «трудная жизненная ситуация». Применительно к детям данное понятие звучит следующим образом: Трудная: жизненная ситуация — это ситуация или определенное обстоятельство, объективно нарушающие жизнедеятельность ребенка, которые он не может преодолеть самостоятельно или с помощью] своей семьи. Статья первая закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» определяет группы детей, попадающих под указанную категорию:
1) дети, оставшиеся без попечения родителей;
2) дети, имеющие недостатки в психическом и физическом развитии; .
3) дети-инвалиды;
4) дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
5) дети— жертвы вооруженных и межнациональных' конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
6) дети с отклонениями в поведении;
7) дети, проживающие в малоимущих семьях;
8) дети, оказавшиеся в экстремальных условцях;
9) дети — жертвы насилия;
10) ети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях и отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
Указанный закон закрепляет право детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на особую заботу и поддержку со стороны государства.
• Исключительные дети
Очевидно, что дети одаренные, талантливые нуждаются также в особой поддержке, требуют особых условий для проявления своих способностей и возможностей в различных сферах жизнедеятельности: в образовании, науке, культуре, искусстве, спорте
и т. д.
Основной способ их защиты — поддержка и создание условий для развития способностей: материальная поддержка детей (предоставление обучения на льготных условиях в элитарных ОУ, льгот при поступлении в вузы, предоставление грантов на обучение за рубежом, тематические стажировки, обмены опытом, поощрительные премии и повышенные, именные, стипендии); организация конкурсов, олимпиад и других мероприятий, вознаграждение победителей с целью стимулирования их образовательной, интеллектуальной, творческой деятельности.
Семинар
Тема: «Правовые основы специального образования.
Интегрированное обучение и воспитание лиц с отклонением в развитии».
1. Дефектология №1, 1997г. Аксенова Л.И. «Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонением в развитии».
2. Коррекционная педагогика №2, 2008г. А.А. Дмитриева «Проблемы нормативно- правового обеспечения специального образования в регионе».
3. Дефектология №4, 2007г О.Н. Смолин «Образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья: процедура законодательного обеспечения».
4. .Методическое письмо об интегрированном воспитании...........(16.01.2002г.
№03-51-5, стр. 163 «Настольная книга логопеда»).
5.Дефектология №1, 2008г Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко «Базовые модели интегрированного обучения».
Тема 8.
Правовые основы профессиональной деятельности учителя-логопеда
__________________________________________________________________
Логопедическая помощь населению осуществляется по линии трех министерств — образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Каждое из этих министерств развивает свою сеть учреждений.
Между работой отдельных учреждений должна осуществляться преемственность для того, чтобы дети и взрослые с речевыми расстройствами могли безболезненно перейти из одного учреждения в другое. Преемственность должна быть обеспечена согласованностью документации различных учреждений, независимо от того, в ведении какого министерства они находятся.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|