Темы для дискуссии и проблемно- ситуационные задачи.
1. На основании ФЗ РФ «Об образовании» (ст. 33, 34, 55, 56), ст. 43 Конституции РФ докажите что юридическая ответственность в сфере образования – механизм правового регулирования для достижения результатов.
2. Кто несет ответственность за качество образования выпускников?
а) Образовательное учреждение;
б) Учитель;
в) Руководитель образовательного учреждения:
г) Руководитель образовательного учреждения, учителя и родители (законные представители) обучающихся.
3. Какая из приведенных в вариантах ответа фраз о дисциплине в образовательном учреждении принадлежит Закону РФ «Об образовании»?
а) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов»;
б) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми участниками образовательного процесса»;
в) «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается всеми доступными методами, за исключением методов физического и психического насилия»;
г) В законе ничего не говорится о дисциплине в образовательном учреждении.
4.На кого возлагает Закон «Об образовании» функции по воспитанию обучающихся в общеобразовательной школе?
а) Только на педагогический персонал образовательного учреждения;
б) Только на администрацию образовательного учреждения;
б) На педагогический персонал, администрацию образовательного учреждения и на родителей (законных представителей) обучающихся;
г) Закон прямо не рассматривает воспитание обучающихся как специальную функцию общеобразовательной школы.
Тема 5.
Правовое регулирование трудовых отношений в сфере образования
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Деятельность педагога, как и других участников педагогического процесса, включает помощь ребенку в его развитии, образовании, формировании личности и профессиональном становлении, в его интеграции в общество, в защите его прав и законных интересов.
В основе содержания и форм работы педагога — реализация положений Конвенции ООН «О правах ребенка», в том числе его права на жизнь и здоровое развитие, на образование и свободное выражение своих взглядов, права жить и воспитываться в семье, его имущественных и других прав, провозглашенных Конвенцией и национальным законодательством; Конституции Российской Федерации по реализации права на образование как одного из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ;Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» по созданию правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка; Закона Российской Федерации «Об образовании» по общим требованиям к содержанию и организации образовательного процесса, и других нормативно-правовых документов различного уровня в области образования.
Правовое положение трудовой деятельности педагогических работников образовательных учреждений регулируется трудовым законодательством, а так же нормами которые включены в образовательное законодательство (см. Закон Российской Федерации «Об образовании»ст. 55-56; Трудовой кодекс ст. 21, 333-336).
Согласно ст.53 Закона РФ «Об образовании» порядок комплектования работников образовательного учреждения регламентируется их уставами. К педагогической деятельности в целях защиты здоровья обучающихся не допускаются лица: 1) не имеющие образовательный ценз, который определяется типовым положением об образовательном учреждении; 2) которым такая деятельность запрещена приговором суда; 3) имеющим судимость за определенные преступления; 4) которым такая работа запрещена по медицинским показаниям.
Ст.56 Закона РФ «Об образовании» устанавливает дополнительные основания для увольнения педагогических работников: 1) повторное, в течение года, грубое нарушение устава образовательного учреждения; 2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника; 3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Увольнение в указанных случаях осуществляется без согласия профсоюза.
Трудовой договор заключается в письменной форме и на неопределенный срок. Для педагогических работников установлено сокращенное рабочее время, не более 36 часов в неделю.
Продолжительность отпуска педагогических работников установлена постановлением Правительства РФ от 13.09.94 г. №1052. Например, учителям, профессорско-преподавательскому составу отпуск предоставляется продолжительностью 56 календарных дней, а для воспитателей дошкольных учреждений - 42 календарных дня.
Имеются определенные особенности и в правовом регулировании оплаты труда педагогов.
О том, что с 1 января 2009 года учительский труд будут оплачивать по-новому, говорят уже давно. Зарплата учителя будет состоять из базовой ставки (конкретную цифру озвучивать рано - она обсуждается в Москве), надбавок за классное руководство, стаж, квалификацию, образование (педагоги с высшим образованием будут получать больше, чем со средним). Причем надбавка за стаж будет минимальной. Делается это сознательно, чтобы привлечь в школы молодых специалистов. А около 30% фонда зарплаты будет потрачено на стимулирующие надбавки. Эта часть будет целиком зависеть от результатов учительского труда.
За что же будут премировать учителей? На зарплате скажутся победы учеников в предметных олимпиадах, художественных смотрах, спортивных соревнованиях и, скорее всего, результаты ЕГЭ.
В проекте областного бюджета на 2009 год заложено 7,8 миллиарда руб. на повышение зарплат. Получается, что каждый педагог в среднем получит примерно на треть больше, чем в 2008 году. Но советской уравниловки не будет. У кого-то зарплата вырастет на 10%, а у кого-то - на 50%.
Для педагогических работников образовательных учреждений установлены гарантии и компенсации, позволяющие осуществлять свою профессиональную деятельность. В целях содействия обеспечения их книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда.
На педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров, распространяются льготы, предусмотренные в данной местности для специалистов сельского характера.
Перечень прав конкретизируется применительно к педагогическим работникам общеобразовательного учреждения п. 65 Типового положения об общеобразовательном учреждении. В данном пункте называются, такие права, как:
—право на повышение квалификации, для реализации которого администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
— право на аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
—право на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
Что касается свобод педагогического работника, то перечень его прав включает, в сущности, лишь такие, как:
— свободу выбора и использования методик обучения i воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением;
—свободу выбора методов оценки знаний обучающихся, воспитанников при исполнении профессиональных обязанностей.
Блок самоконтроля
По итогам данной темы вы должны знать:
· основные права и обязанности педагогических работников по законодательным и нормативным актам в области образования;
· социальные гарантии и льготы педагогических работников.
По итогам данной темы вы должны уметь:
· комментировать правовой статус учителя;
· определять специфику регулирования трудовых отношений учителя.
Семинар №5
План семинара
Тема для докладов и сообщений.
1. Трудовой договор с работником образовательного учреждения.
2. Особенности правового регулирования труда педагогических работников.
3. Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников.
4. Правовые аспекты аттестации педагогических работников общеобразовательного учреждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|