Сделай Сам Свою Работу на 5

Система образования в Российской Федерации..





--------------------------------------------------------------------------------------------------

 

В соответствии со ст.8 Закона РФ «Об образовании» система образова­ния в РФ - это совокупность

1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

2) сети реализующих их обра­зовательных учреждений;

3) органов управления образованием.

Задачи образовательного законодательства перечислены в ст.4 Зако­на РФ «Об образовании». К ним относятся: разграничения компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; обеспечение и защита кон­ституционного права граждан РФ на образование; создание правовых га­рантий для. свободного функционирования и развития системы образова­ния; определение прав, обязанностей, ответственности участников образо­вательных отношений. Задачи и цели рассматриваются как синонимы. Перейдем к характеристике государственного образовательного стандарта.

1)Государственный образовательный стандарт - объективно необходимый минимальный обязательный уровень предъявляемых госу­дарством посредством соответствующих законов и под­законных актов требований по подготовке обучающихся различных категорий и соответствующие этим требова­ниям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. С правовой точки зрения, ГОС — это государ­ственно определенные и установленные образовательные нормы (образцы, мерила) знаний, умений и навыков, нару­шение которых влечет за собой определенные юридические последствия ( Д.А. Ягофаров 2008).



При реализации образовательных программ для обу­чающихся с отклонениями в развитии могут быть уста­новлены специальные государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения и введения госу­дарственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Основные положения государственных образователь­ных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их раз­работки и утверждения устанавливаются федеральным законом.



Государственные образовательные стандарты утвер­ждаются не реже одного раза в десять лет. Конкретизируют стандарты в нашей стране образовательные программы. Именно они определяют содержание образования определенных уровней и направленности. В образовательном процессе в настоящее время используются общеобразовательные (основные и общие) и профессиональные (основные и общие) программы.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.

Общеобразовательные программы направлены на ре­шение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание ос­новы для осознанного выбора и освоения профессиональ­ных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

1. дошкольного образования;

2. начального общего образования;

3. основного общего образования;

4. среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы на­правлены на решение задач последовательного повыше­ния профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалифика­ции..

К профессиональным относятся программы:

1.начального профессионального образования;

2.среднего профессионального образования;

3.высшего профессионального образования;

4.послевузовского профессионального образования.

 

2) Обращаясь к существующей сети (системе) образова­тельных учреждений, следует отметить, что законодатель­ство выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которыми выделяются образователь­ные учреждения:



— организационно-правовая форма образовательного учреждения;

— особенности учредительства;

— тип образовательного учреждения;

— вид образовательного учреждения.

Образовательным является учреждение, осуществ­ляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения по своим организаци­онно-правовым формам могут быть государственными, му­ниципальными. Действующая в стране система образования поддерживает различные формы образования, в том числе получение образования в негосударственных образовательных организациях, создаваемых в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций (частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций, объединений).

Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе. Учредителями образовательных учреждений являются:

1. органы государственной власти, органы местного самоуправления;

2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения;

3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;

5. граждане РФ и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство. Учредителем военных профессиональных образовательных учреждений может быть только Правительство РФ.

Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление на регистрацию, решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей, устав образовательного учреждения, документ об уплате государственной регистрационной пошлины. Уполномоченный орган в течении одного месяца производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием. Заметим, что в регистрации не может быть отказано по мотивам нецелесообразности.

Право на ведения образовательной деятельности и льготы возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области образования, государственного

регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан Российской Федерации на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

Лицензирование - процедура, включающая проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии.

По заявлению учредителя образовательного учреждения о выдаче лицензии приказом органа управления образованием создается экспертная комиссия.

Следующим этапом в деятельности образовательного учреждения будет прохождение им процесса аттестации.

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.

Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей - право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.

К образовательным относятся учреждения следую­щих типов:

1. дошкольные;

2. общеобразовательные (начального общего, основ­ного общего, среднего (полного) общего образова­ния);

3. учреждения начального профессионального, средне­го профессионального, высшего профессионально­го и послевузовского профессионального образова­ния;

4. учреждения дополнительного образования взрос­лых;

5. специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6. учреждения дополнительного образования;

7. учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8. учреждения дополнительного образования детей;

9. другие учреждения, осуществляющие образователь­ный процесс.

Анализ образовательного законодательства и практики локального нормотворчества российских образовательных учреждений показывает, что наиболее распространенны­ми локальными нормативно-правовыми актами, регули­рующими все разнообразные виды деятельности общеоб­разовательного учреждения, являются:

— Устав общеобразовательного учреждения;

— коллективный договор, заключаемый между админи­страцией образовательного учреждения и трудовым коллективом;

— положения (о структурных подразделениях, службах, формах учебной работы и т.п.);

— инструкции (преимущественно — должностные инст­рукции);

Трудовой коллектив образовательного учреждения на общем собрании или конференции имеет право принимать правила внутреннего распорядка, рассматривать проекты годовых учебных планов образовательных учрежде­ний, решать вопрос о необходимости заключения с администрацией образо­вательного учреждения коллективного трудового договора, рассмотрение и утверждение его проекта, определять перечень и порядок предоставления ра­ботникам образовательного учреждения социальных льгот из фондов трудо­вого коллектива и другие нормативно-правовые акты.

Среди локальных нормативно-правовых актов образовательного уч­реждения особое место занимает его устав. Устав закрепляет нормы права по основным вопросам организации и деятельности образовательного уч­реждения, в том числе определяет организацию образовательного процес­са, финансовую и хозяйственную деятельность образовательного учреж­дения, порядок его реорганизации и ликвидации, права и обязанности уча­стников образовательного процесса. При этом локальные акты образова­тельного учреждения не могут противоречить его уставу. Несомненно, Устав образовательного учреждения яв­ляется основным, конституирующим основные стороны организации, структуры и функции образовательного уч­реждения, поэтому закономерно, что статус Устава и его основные элементы содержания закреплены в ст. 13 Закона РФ «Об образовании».

 

3) В систему образова­ния в РФ входят в том числе органы управления образованием.

Управление-процесс, регулирующий достижение уполномоченными на то государ­ственными и негосударственными органами, организациями и лицами целей образовательной политики государства и об­щества в целом. Этот процесс включает в себя анализ и оценку сложившейся практики в сфере образования, постановку целей и задач образовательного управления, планирование деятельности по реализации поставленных задач, и организа­цию согласованной между всеми элементами системы обра­зования деятельности и др. В этом смысле управление систе­мой образования есть управление системное, а сама система образования есть не что иное, как система управления.

 

 

Блок самоконтроля

 

 

По итогам данной темы вы должны знать:

· основные понятия, входящие в термин «система образова­ния в РФ»;

· классификацию образовательных учреждений, образовательных программ, органов управления;

По итогам данной темы вы должны уметь:

· осуществлять анализ компонентов системы образования;

· самостоятельно работать с различными источниками (документами, словарями, периодическими изданиями и т.д.)

 

Семинар №3

 

 

План семинара

Тема для докладов и сообщений.

  1. Организационно-правовые формы, типы и виды образовательных учреждений (ст.12, ст19, ст.9 Закона РФ «Об образовании»).
  2. Сущность деятельности общеобразовательного учреждения (принципы, задачи на основании ст.2 Закона РФ «Об образовании»).
  3. Правовые основы деятельности образовательного учреждения и его правовой статус (конституционно-правовой - ст.43 Конституции, гражданско-правовой - ст. ст.11, 12 Закона РФ «Об образовании», финансово-экономический, - ст.47 Закона РФ «Об образовании», административно- правовой ст. ст. 28, 32 Закона РФ «Об образовании»).
  4. Качество современного образования, его взаимосвязь с государственными образовательными стандартами (ГОС).
  5. Устав образовательного учреждения. Структура и порядок принятия (содержание Устава как документа, регламентирующего цели, задачи, экономические и хозяйственные аспекты деятельности, так и перечня основных прав участников образовательного процесса).
  6. Место ГОСа в механизме правового регулирования системы образования.
  7. Образовательные программы. Основа классификации. Реализация. Отличие образовательных программ от учебных.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.