Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Система законодательства Российской Федерации об образовании.





--------------------------------------------------------------------------------------------------

Рассматривая образовательное право в качестве самостоятельной отрасли права, включающей помимо правовых норм и институтов, регулирующих отношения в области образования, в том числе отдельные нормы гражданского, трудового, финан­сового и других отраслей законодательства, необходимо отметить их органическую взаимосвязь и системную целостность.

В феде­ративных (сложных) государствах, к которым относится Российская Федерация, законодательство об образовании включает в себя иерархию документов, отражающую пять уровней субъектов их издания.

Первый уровень — общепризнанные принципы и нормы ме­ждународного права, регламентирующие, декларативные и реко­мендательные документы (конвенции, пакты, соглашения, декла­рации, рекомендации, резолюции конференций, международных ассамблей ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, двухсторонние и много­сторонние международные договоры).

Второй уровень — внутригосударственные российские нор­мативно-правовые акты (законодательные и подзаконные), при­нятые высшими органами государственной власти РФ (Консти­туция РФ, федеральные законы, Указы Президента и постановле­ния Правительства РФ, приказы, распоряжения и инструкции фе­деральных уполномоченных органов исполнительной власти — различных министерств и ведомств).



Третий уровень — это масштаб решения вопросов социаль­но-правовой защиты детей с ограниченными возможностями субъектами РФ (краями, областями, городами федерального зна­чения). Своими решениями они обеспечивают реализацию феде­ральной нормативно-правовой базы образования на террито­рии субъектов. Эти положения, закрепленные в областных законах, подзаконных актах, не входят в противоре­чие с федеральным законодательством, но дополняют его.

Четвертый уровень — муниципальный. Решения, принимаемые муниципальными органами власти и управления, реализуются на основе местной инициативы с учетом существующих условий и не должны про­тиворечить существующему законодательству.

Пятый уровень — уровень принятия решений, издания ло­кальных нормативно-правовых актов, в конкретном учреждении, организации, на предприятии, которые в той же степени не должны противоре­чить вышестоящим нормам и стандартам



Основное различие между этими уровнями состоит в неодинаковости содержания и объема законодательной (нормотворческой) компетенции федеральных органов, органов субъектов Фе­дерации и муниципальных органов.

Нормы образовательного права содержатся в Конституции РФ, феде­ральных законах, нормативно-правовых актах, принимаемых Правительст­вом РФ и федеральными (центральными) государственными органами управ­ления образованием, а также в конституциях республик, законах и иных нор­мативно-правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых актах органов ме­стного самоуправления. При толковании и применении норм образователь­ного права в отдельных случаях могут учитываться правоположения, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, определениях коллегий Верховного Суда РФ по конкретным делам, постановлениях Пле­нума Высшего Арбитражного Суда РФ и иных актах судебной практики. Ряд общественных отношений в сфере образования может регулироваться нор­мами, устанавливаемыми органами управления образовательными учрежде­ниями либо их трудовыми коллективами.

Таким образом, образовательное законодательство Рос­сии представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компе­тенции: международные акты, акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправ­ления.



«Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной ассамблеей ООН (1987) — «великая хартия вольности для детей, мировая конституция прав ребенка». Здесь сформулированы тре­бования к обществу, направленные на обеспечение гарантии прав детей на выживание, развитие, защиту. Приняв «Конвенцию о правах ребенка» (20.11.87), Генераль­ная ассамблея ООН максимально защитила интересы детей на правовом уровне.

Этот документ — мировая конституция интересов детей — за­крепляет права детей на выживание, развитие, защиту и обеспе­чение активного участия в жизни общества. Анализируя законодательную политику Российской Федерации, в 1991г. ратифицировавшей «Конвенцию о правах ребенка», мож­но с уверенностью констатировать принятие определенных мер реализации на государственном уровне этого и ряда других меж­дународных документов.

Конституция РФ «своим примером» пока­зывает законодателю алгоритм структуризации основных системообразующих образовательных законов в том пла­не, что в последних также следует четко устанавливать предметы ведения не только Российской Федерации, субъек­тов РФ и органов местного самоуправления, но и предметы их совместного ведения.

Особое место в системе образовательного законодатель­ства занимает Национальная докт­рина образования в Российской Федерации — документ, вы­ступающий, наряду с Конституцией РФ, политико-правовой основой правового регулирования российской системы об­разования.

После принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году, предпринималось много по­пыток провести комплексное, всестороннее обновление образования, В 1996, 2004 годах была утверждена новая ре­дакция Закона, в которой большинство статей было из­менено.

В последние годы появились новые федеральные за­коны, множество правовых нормативных актов, конкре­тизирующих и уточняющих положения Закона Российс­кой Федерации «Об образовании», защищающие права ребенка.

Это документы, определяющие дальнейшее развитие отечественного образования и его приоритетного поло­жения в государственной политике страны.

Необходимым условием эффективного действия норм, содержащих­ся в законодательстве об образовании, является отсутствие противоре­чащих друг другу правил. В том случае, когда такие противоречия имеют­ся, нужно знать, какой нормой следует руководствоваться в процессе раз­решения конкретного дела, при решении иных правовых вопросов. Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом, издан­ным по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, действует федеральный закон. Законодательно урегулирован порядок раз­решения противоречий между иными нормативно-правовыми актами.

 

Блок самоконтроля

 

 

По итогам данной темы вы должны знать:

· основные понятия законодательных и нормативных актов в области образования;

· основные законодательные и нормативные акты в области образования;

· отличия закона от подзаконного акта, подзаконного акта от локального акта.

По итогам данной темы вы должны уметь:

· ориентироваться в основных законодательных актах в сфере образования;

· определять перспективы развития законодательства в области образования.

Семинар №2

 

 

План семинара

Тема для докладов и сообщений.

1. Обязательства Российской Федерации по Выполнению Конвенции о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей.

2. Единство и согласованность системы нормативно- правовых актов как необходимое условие эффективного действия сферы образования.

 

Подготовка к семинарскому занятию

_________________________________________________________

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.