Тема 2. Система законодательства Российской Федерации об образовании.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Рассматривая образовательное право в качестве самостоятельной отрасли права, включающей помимо правовых норм и институтов, регулирующих отношения в области образования, в том числе отдельные нормы гражданского, трудового, финансового и других отраслей законодательства, необходимо отметить их органическую взаимосвязь и системную целостность.
В федеративных (сложных) государствах, к которым относится Российская Федерация, законодательство об образовании включает в себя иерархию документов, отражающую пять уровней субъектов их издания.
Первый уровень — общепризнанные принципы и нормы международного права, регламентирующие, декларативные и рекомендательные документы (конвенции, пакты, соглашения, декларации, рекомендации, резолюции конференций, международных ассамблей ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, двухсторонние и многосторонние международные договоры).
Второй уровень — внутригосударственные российские нормативно-правовые акты (законодательные и подзаконные), принятые высшими органами государственной власти РФ (Конституция РФ, федеральные законы, Указы Президента и постановления Правительства РФ, приказы, распоряжения и инструкции федеральных уполномоченных органов исполнительной власти — различных министерств и ведомств).
Третий уровень — это масштаб решения вопросов социально-правовой защиты детей с ограниченными возможностями субъектами РФ (краями, областями, городами федерального значения). Своими решениями они обеспечивают реализацию федеральной нормативно-правовой базы образования на территории субъектов. Эти положения, закрепленные в областных законах, подзаконных актах, не входят в противоречие с федеральным законодательством, но дополняют его.
Четвертый уровень — муниципальный. Решения, принимаемые муниципальными органами власти и управления, реализуются на основе местной инициативы с учетом существующих условий и не должны противоречить существующему законодательству.
Пятый уровень — уровень принятия решений, издания локальных нормативно-правовых актов, в конкретном учреждении, организации, на предприятии, которые в той же степени не должны противоречить вышестоящим нормам и стандартам
Основное различие между этими уровнями состоит в неодинаковости содержания и объема законодательной (нормотворческой) компетенции федеральных органов, органов субъектов Федерации и муниципальных органов.
Нормы образовательного права содержатся в Конституции РФ, федеральных законах, нормативно-правовых актах, принимаемых Правительством РФ и федеральными (центральными) государственными органами управления образованием, а также в конституциях республик, законах и иных нормативно-правовых актах, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых актах органов местного самоуправления. При толковании и применении норм образовательного права в отдельных случаях могут учитываться правоположения, которые содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, определениях коллегий Верховного Суда РФ по конкретным делам, постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и иных актах судебной практики. Ряд общественных отношений в сфере образования может регулироваться нормами, устанавливаемыми органами управления образовательными учреждениями либо их трудовыми коллективами.
Таким образом, образовательное законодательство России представляет собой весьма сложную и разветвленную нормативную систему, включающую в себя нормативно-правовые акты различной юридической силы и компетенции: международные акты, акты федерального уровня, акты регионального уровня (субъектов РФ) и акты органов местного самоуправления.
«Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной ассамблеей ООН (1987) — «великая хартия вольности для детей, мировая конституция прав ребенка». Здесь сформулированы требования к обществу, направленные на обеспечение гарантии прав детей на выживание, развитие, защиту. Приняв «Конвенцию о правах ребенка» (20.11.87), Генеральная ассамблея ООН максимально защитила интересы детей на правовом уровне.
Этот документ — мировая конституция интересов детей — закрепляет права детей на выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества. Анализируя законодательную политику Российской Федерации, в 1991г. ратифицировавшей «Конвенцию о правах ребенка», можно с уверенностью констатировать принятие определенных мер реализации на государственном уровне этого и ряда других международных документов.
Конституция РФ «своим примером» показывает законодателю алгоритм структуризации основных системообразующих образовательных законов в том плане, что в последних также следует четко устанавливать предметы ведения не только Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, но и предметы их совместного ведения.
Особое место в системе образовательного законодательства занимает Национальная доктрина образования в Российской Федерации — документ, выступающий, наряду с Конституцией РФ, политико-правовой основой правового регулирования российской системы образования.
После принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году, предпринималось много попыток провести комплексное, всестороннее обновление образования, В 1996, 2004 годах была утверждена новая редакция Закона, в которой большинство статей было изменено.
В последние годы появились новые федеральные законы, множество правовых нормативных актов, конкретизирующих и уточняющих положения Закона Российской Федерации «Об образовании», защищающие права ребенка.
Это документы, определяющие дальнейшее развитие отечественного образования и его приоритетного положения в государственной политике страны.
Необходимым условием эффективного действия норм, содержащихся в законодательстве об образовании, является отсутствие противоречащих друг другу правил. В том случае, когда такие противоречия имеются, нужно знать, какой нормой следует руководствоваться в процессе разрешения конкретного дела, при решении иных правовых вопросов. Статья 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом, изданным по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, действует федеральный закон. Законодательно урегулирован порядок разрешения противоречий между иными нормативно-правовыми актами.
Блок самоконтроля
По итогам данной темы вы должны знать:
· основные понятия законодательных и нормативных актов в области образования;
· основные законодательные и нормативные акты в области образования;
· отличия закона от подзаконного акта, подзаконного акта от локального акта.
По итогам данной темы вы должны уметь:
· ориентироваться в основных законодательных актах в сфере образования;
· определять перспективы развития законодательства в области образования.
Семинар №2
План семинара
Тема для докладов и сообщений.
1. Обязательства Российской Федерации по Выполнению Конвенции о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении защиты и развития детей.
2. Единство и согласованность системы нормативно- правовых актов как необходимое условие эффективного действия сферы образования.
Подготовка к семинарскому занятию
_________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|