Сделай Сам Свою Работу на 5

Право гражданина на образование

Глава 1. Общая часть

Тема 1. Конституционное право на образование

 

Главу Конституции, посвященную правам и свободам че­ловека и гражданина принято классифицировать на три группы прав: личные; по­литические; социально-экономические.

Особую группу основных прав и свобод человека и граждани­на составляют социально-экономические права.

Они касаются таких важных сфер жизни человека как соб­ственность, трудовые отношения, здоровье, образова­ние и призваны обеспечить физические, материальные, ду­ховные и другие социально значимые потребности личности.

Новая Конституция Российской Федерации по сравнению с Основными Законами советского типа исходит из принципиально иной идеологии в закреплении социально-экономических прав и свобод.

В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на гла­венствующую роль государства в предоставлении экономиче­ских и социальных благ человеку, как бы окруженному со всех сторон его опекой. Личность выступала как пользователь этих благ, пассивный их созидатель по указаниям государства.

Отказ от глобального огосударствления экономики, при­знание объективной необходимости частной собственности, основанной на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав личности.

Оно уже не может быть единственным субъектом, который полностью обеспечивает их реализацию и защиту. Ответ­ственность за это становится обязанностью всех субъектов экономической и социальной деятельности при воз­растающей активности и индивидуальной ответ­ственности самого человека. Становится все более очевидным, что только профессионалы, люди способные делать дело и отвечать за него, могут обеспечить выживание общества, его выход из кризиса, возврат к национально-культурным и полноценным контактам с другими странами и народами.

Право на образование(ст. 43), занимает особое место в системе современных демократических ценностей.



Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионально­го образования в государственных или муниципальных обра­зовательных учреждениях и на предприятиях. Реализация этого права дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни.

В этом заинтересованы не только сам человек, но и госу­дарство, общество в целом в связи с потребностями разви­вающегося производства и других сфер в специалистах, спо­собных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями.

Достойный статус России в современном мире обеспечит такая система образования, которая сможет реализовать функцию сохранения и воспроизводства гуманистических традиций отечественной и мировой культуры, - система гибкая, открытая, вариативная по типам школ и образовательным уровням, способная к саморазвитию, соотносимая с западными моделями, но учитывающая опыт российского просветительства, отвечающая потребностям современности.

Поэтому Конституция Российской Федерации закрепила обязательностьосновного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

Содержание образования определенного уровня и направленности обусловлено соответствующими программами: дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; начального и среднего профессионального образования и т.д. Реализуются перечисленные программы в следующих образовательных учреждениях: дошкольные (детские сады), общеобразовательные (школы, лицеи, гимназии), начального н среднего профессионального образования (профессионально-технические училища и иные виды подобных учреждений); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учреждениядля воспитанников с отклонениями в развитии и т.д.

С точки зрения конституционных обязанностей граждан РФ обязательным для каждого является основное общее образование, по завершении которого осуществляется государственная аттестация учащегося, т. е. при успешном окончании обучения выдается аттестат государственного образца, что дает право продолжать обучение. Закон допускает возможность семейного образования, т. е. обучения ребенка вне образовательного учреждения, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.

Предусмотрена возможность для каждого гражданина на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование в соответствующем высшем учебном заведении (государственном или муниципальном). Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются госу­дарственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).

Каждое высшее учебное заведение имеет свой устав, действует в соответствии с выдаваемой ему в установленном порядке лицензией. Лицам, окончившим высшее учебное заведение, выдается диплом государственного образца. Лицам, имеющим диплом о высшем образовании, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и соответственно ученой степени. Наряду с бесплатным обучением в высших учебных заведениях допускается возможность организации учебного процесса на платной основе (при условии соблюдения требований государственного образовательного стандарта, получения лицензии и государственной аттестации) в негосударственных образовательных учреждениях либо в учреждениях, создаваемых при научных центрах, предприятиях и т. п.

Наряду с государственными развивается и система част­ных платных образовательных учреждений различного рода. Они являются важным дополнением государственной си­стемы и призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в полу­чении желательного им объема знаний.

В условиях демократизации сферы образования государство допускает разнообразие форм получения образования и оказывает им поддержку, в том числе материальную. С учетом потребности и возможности личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично возмещает расходы на их содержание в период получения образования.

Поддерживая различные формы образования и самообра­зования, государство устанавливает федеральные государ­ственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Государственный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ (применительно к общеобразовательным ипрофессиональным программам), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Указанные стандарты и их компоненты утверждаются на федеральном уровне соответствующими центральными органами исполнительной власти.

Принципы государственной политики в области образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании») следующие: гуманизм(приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности) единствофедерального культурного и образовательного пространства; всеобщность права на образование (право на образование распространя­ется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более ак­туальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возрас­та проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования);. общедоступностьобразования (прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответ­ствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями);светскость образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократическийхарактер управления образованием.

Принципы современного образования выделенные профессором А.Н. Соколовым заслуживают в том числе внимания: универсальность(полнота набора учебных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной и специализированной образовательной программой), интегративность(междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функциональное единство образовательного процесса), целостность картины мира(наличие комплекса базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополняемости содержания и единства требований), фундаментальность (научная основательность и высокое качество общекультурной и специальной подготовки), профессиональность(овладение многообразными производственными технологиями), вариативность(гибкое сочетание обязательных базовых курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных курсов предметного и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями обучаемых, свободный выбор объема, темпов и форм образования), многоуровневость(подготовка на ступенях общего базового - бакалавриат и полного -магистратура - высшего образования, различные формы послевузовского повышения квалификации, аспирантура и докторантура).

Общие вопросы образования закрепленные в ст. 43 Конституции Российской Федерации представляем полностью.

Право гражданина на образование

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

Блок самоконтроля

 

 

По итогам данной темы вы должны знать:

· роль образования в современном обществе;

· государственную политику в области образования и основы ее правовой регламентации;

· обеспечение государственных гарантий по реализации принципов государственной образовательной политики.

 

По итогам данной темы вы должны уметь:

· анализировать понятие «образование»;

· выделять основные функции образования как социального института (экономическую, социальную, культурную, правовую);

· анализировать реализацию принципов государственной политики в сфере образования

· выделять новые социальные требования к системе российского образования и понимать необходимость ее модернизации.

 

Семинарские занятия

Семинар №1

 

 

План семинара

Тема для докладов и сообщений.

1. Конституционное право на образование.

2. Содержание права на образование.

3. Государственные гарантии по обеспечению права на образование.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.