|
М.Г. Юркова, М.Н. Мазуренко (Иркутск)
Проблема психологического времени – одна из интереснейших и наименее разработанных в психологии. Особенность её в том, что время является как объективным (абсолютным в физическом отношении), так и субъективным (психологическое время относительно) феноменом. При этом относительность субъективного времени носит индивидуальный характер. Оно является мерилом жизни человека (её становления, развития, событий), при этом не может переживаться «объективно», в отрыве от собственных личностных смыслов и значений. В этом отношении проблема свободного времени ещё более интересна и абсолютно не изучена. Не исследованы социальные и психологические факторы, определяющие направление использования свободного времени конкретным человеком, а также позитивные или негативные этого использования для его жизнедеятельности. Знания этих факторов должно повысить эффективность психолого–педагогических воздействий на молодежь с целью повышения осмысленности её жизни.
В рамках изучения свободного времени нами было проведено исследование, методологической основой которого послужили: психосемантический подход к изучению сознания, разработанный Ч.Осгудом и адаптированный А.Г. Шмелёвым и В.Ф. Петренко, а также отечественные (Д.А. Леонтьев) и зарубежные (М. Рокич) концепции ценностно - смысловой сферы личности. Исследование проводилось в два этапа: первый этап был направлен на изучение качественной стороны феномена свободного времени; второй (корреляционный) на выявление возможных факторов, влияющих на отношение молодёжи к свободному времени как ценности. Качественная сторона феномена свободного времени изучалась при помощи методов: фокус-группы, ассоциативного эксперимента, семантического и личностного дифференциалов. Корреляционному анализу подверглись данные, полученные при помощи семантического и личностного дифференциалов, метода прямого ранжирования ценностей Рокича, а также теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.
Были проведены две фокус – группы, направленные на выявление отношения молодёжи к свободному времени. В первой группе приняли участие четыре человека (две девушки и двое юношей); во второй - семь человек (все девушки). Возраст участников варьировал в диапазоне от 20 до 24 лет. Каждая фокус – группа проводилась в два этапа: на первом этапе проводился ассоциативный эксперимент, который одновременно служил вводной частью и подготавливал участников для дальнейшей работы. Испытуемым предлагалось за 10 минут написать как можно больше ассоциаций на слово свободное время. На втором этапе участникам предстояло ответить на ряд вопросов и обсудить ответы в группе. Длительность проведённых фокус – групп составила примерно один час каждой, что является нижним пределом ограничения по времени, для данного метода. Причём это не зависело от количества участников в группе (в первой было четыре, во второй семь, а длительность одинакова). Сами участники объясняли это тем, что тема фокус – группы достаточно сложная, и что они о ней никогда не задумывались. Как в первой, так и во второй фокус – группах участники с интересом участвовали в дискуссии, охотно согласились представить свои точки зрения на свободное время графически в виде схем. Полученные схемы будут представлены ниже. Всё происходящее в группе фиксировалось на аудио плёнку с помощью диктофона.
В процессе фокус – группы испытуемые отвечали на следующие основные вопросы:
Что такое свободное время?;
Как вы к нему относитесь (ценно ли оно для вас)?;
Как много у вас свободного времени?;
Как отличить свободное время от несвободного (где заканчивается одно и начинается другое)?;
От чего может завесить отношение человека к свободному времени? Также задавались мелкие, частные и уточняющие вопросы.
Результаты ассоциативного эксперимента можно представить в виде таблицы в которой слова – ассоциации сгруппированы по определённой тематике.
Как видно из таблицы 1, в основном это слова, характеризующие то, как испытуемые обычно проводят своё свободное время. Самой повторяющейся ассоциацией, как не странно, оказалось слово «отдых» (9 повторений из 9). На втором месте слово чтение. По 6 повторений у слов друзья и телевизор (TV). По 5 повторений у слов общение, кино и прогулка. Таким образом, можно заключить, что современная молодёжь в возрасте 20 – 24 лет, своё свободное время, в основном, используют для отдыха. Так как они являются студентами, опять же, большая часть свободного времени уходит на чтение книг. Остальное же время расходуется на общение со сверстниками.
«Результаты ассоциативного эксперимента» Таблица 1.
Спорт
| Частота
| Природа
| Частота
| Коньки
|
| Река
|
| Каток
|
| Лес
|
| Лыжи
|
| Природа
|
| Спорт
|
| Пикник
|
| Танцы
|
| Свежий воздух
|
| Автомобиль
|
| Общение
| Частота
| Дом
| Частота
| Люди
|
| Отдых
|
| Друзья
|
| TV
|
| Сон
|
| Общение
|
| Безделье
|
| Семья
|
| Магазин
|
| Поход к родителям
|
| Чтение
|
| Уборка
|
| Поход в гости
|
| Одиночество
|
| Слушать музыку
|
| Чаепитие
|
| Телефон
|
| Сидеть за компьютером
|
| Карты
|
| Диван
|
| Игра
|
| Халат
|
| Любовь
|
| Кровать
|
| Время
| Частота
| Культурные мероприятия
| Частота
| Отпуск
|
| Кино
|
| Выходной
|
| Театр
|
| Вечер
|
| Прогулка
|
| Время
|
| Развлечения
|
| Часы
|
| Дискотека
|
| Весна
|
| Бор (кафе)
|
| Лето
|
| Пиво
|
| Состояния
| Частота
| Интересы
| Частота
| Безмятежность
|
| Хобби
|
| Тепло
|
| Интерес
|
| Кайф
|
| Увлечения
|
| Уют
|
| Досуг
|
| Свобода
|
| Покой
|
| Счастье
|
| Применение фокус – группы позволило выявить несколько отличных друг от друга точек
зрения или подходов к пониманию сущности свободного времени. Описание этих подходов целесообразней, на наш взгляд, начать с описания общего для всех этих подходов.
У каждого человека есть свободное и несвободное время. Под несвободным временем подразумевается то время, которое человеку не принадлежит. На первый взгляд звучит нелепо: часть времени нашей жизни и нам не принадлежит. Как это вообще возможно? Оказывается, возможно, и отвечая на этот вопрос необходимо сослаться как минимум на 2е составляющие человеческого бытия, выявленные при детальном анализе аудио записей проведённых фокус – групп:
1ая составляющая - «биологическая» - человек является биологической системой, зависящей от окружающей среды т.к. источник энергии и «строительного материала» находится в окружающей среде - пище. Таким образом, первым элементом реестра нашего несвободного времени будет время, затраченное на получение из окружающей среды необходимых для нормального функционирования нашей «биологической системы» компонентов. Это время, затраченное на поиск и употребление пищи, а также на вывод из организма результатов пищеварения. Вторым элементом реестра несвободного времени будет составлять время на «техническое обслуживание биологической системы», то есть на всё что связано с гигиеническими и медицинскими процедурами. Третьим элементом несвободного времени является время на сон и рекреацию. Данные элементы продиктованы природой и от них напрямую зависит целостность и жизнеспособность нашей «биологической системы».
2ая составляющая – «социальная» - человек существо социальное, живёт в обществе и без оного существовать не может (именно общество делает человека человеком, в процессе социализации: профессор Пьерон: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми"). Общество предъявляет человеку определённые требования, которые он обязан выполнять, оно навязывает ему определённые стереотипы поведения. Действуя, в соответствии с этими требованиями и стереотипами, человек вынужден тратить своё время. В общем, к этой составляющей можно отнести время, затраченное на всё то, что человек делает как бы «против своей воли», попросту на то, чего он не хочет делать, но делает это так как это кому-то нужно.
3я составляющая – «личностная» - человек сам решает, чем ему занять своё свободное время, то есть он выступает в качестве субъекта заполнения своего свободного времени какими - либо делами и занятиями.
Перечисленные выше составляющие, являются общими для всех выявленных подходов к пониманию свободного времени, представляются истинно несвободным временем, которое можно выразить в виде таблицы 2:
«Составляющие несвободного времени»
Таблица 2.
Несвободное время
| Биологическая составляющая
| Социальная составляющая
|
|
|
|
| время, затраченное на поиск и употребление пищи, а также на вывод из организма результатов пищеварения
| время на «техническое обслуживание биологической системы»
| время на сон и рекреацию
| время, затраченное на всё то, что человек делает как бы «против своей воли», попросту на то, чего он не хочет делать, но делает это так как это кому-то нужно
|
Отличаются же эти подходы тем, что с одной точки зрения, человек в силу каких – то причин не заполнил своё свободное время делами, и оно осталось незаполненным ничем. То есть другими словами, свободное время – это время, когда человек просто бездельничает. Сторонник этого подхода (девушка 24 года; имеет высшее гуманитарное образование; по специальности историк; в настоящее время работает; участник первой фокус - группы), утверждает, что свободное время не может быть ценностью, так как негативно само по себе и его, в жизни «нормального человека» должно быть как можно меньше. Приводим схему, составленную сторонником этой точки зрения в ходе фокус – группы:
С другой точки зрения свободное время – это время когда мы сами можем выбирать, то чем нам заняться. Здесь важно подчеркнуть то обстоятельство, что при этом нам никто не навязывает альтернативы выбора, и варианты и сам выбор осуществляем только мы - субъект выбора (выбор осуществляется не по принципу «надо или то или это», а по принципу «хочу либо то либо это»). Согласно этой точки зрения, на этот процесс влияют различные факторы, которые можно условно сгруппировать в два – внешний и внутренний. Внешние- это факторы локализованные вне человека (социально – экономическая и политическая обстановка в стране; погодные условия; отсутствие денежных средств; и многие другие). Внутренние – это факторы расположенные внутри человека (знания; принципы; предубеждения; прошлый опыт; и многие другие). Свободное время сторонниками этой точки (практически все участники второй фокус - группы) зрения ценится, лишь тогда, когда его «используешь для «очень важного» дела». Приводим схему, составленную сторонниками этой точки зрения в ходе фокус – группы:
С третьей точки зрения, свободное время является основной ценностью человека, именно в свободное время человек занимается саморазвитием, строит проекты для себя, получает кучу эмоций и новых ощущений, человек посвящает себя тому, что он считает важным, на реализацию себя, на осуществление своих целей. Здесь свободное время выступает в качестве средства достижения поставленных целей. Сторонником данной точки зрения (всего одним) оказался молодой человек (21 год; студент пятого курса, обучающийся по специальности менеджмент; участник первой фокус - группы), который собственно и предложил данную схему.
Рис. 3. «Третий подход к пониманию свободного времени»
«При правильном использовании, свободное время будет вести прямо к цели, а не просто к концу жизни». Данную точку зрения можно рассматривать как некий эталон или идеал.
Испытуемые распределились по этим подходам, следующим образом: сторонником первого подхода оказался один испытуемый; сторонником третьего подхода также оказался один испытуемый; большинство же испытуемых поддерживают вторую точку зрения на свободное время. То есть перед нами «классическое стандартное распределение Гауса». На основании этого можно сделать заключение о том, что в современной молодёжной среде встречается разное отношение к свободному времени: одни считают, что оно не представляет никакой ценности; другие, что это самая главная ценность в нашей жизни, но и тех и других (кто так считает) очень мало; основная же часть людей полагает, что оно приобретает ценность, когда его используешь для «очень важного» дела – «с пользой» (второй подход).
Корреляционный анализ позволил выявить связи при разных уровнях достоверности (пятипроцентном, однопроцентном и однопромильном). На приводимых ниже схемах связи значимы при однопроцентном уровне достоверности. Приведём наиболее интересные из них. Была выявлена связь между факторами семантического дифференциала, оценкой и конформностью, что соответствует исследованиям Петренко («специфический фактор, названный «конформностью» - является «отщеплением» от фактора «оценка» и дающий с ним максимальную корреляцию r=0,38»).
Сжо-р – субшкала сжо результативность жизни, удовлетворённость самореализацией
Образованность – инструментальная ценность широта знаний, высокая общая культура
Лд-с – Фактор Лд сила
Лд-о – Фактор Лд оценка
Сд-о – Фактор Сд оценка
Сд-а – Фактор СД активность
Чем выше оценка пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть (выше показатель субшкалы СЖО результативность жизни), тем выше оценка, даваемая свободному времени по факторам активности и оценки, тем выше оценка себя по факторам силы и активности и тем более низкое положение в структуре ценностей занимает инструментальная ценность «образованность (широта знаний, высокая общая культура)». Здесь важно отметить, что повышение показателей по факторам оценки и активности семантического дифференциала, означает повышение коннотативного значения свободного времени для испытуемого, то есть повышается его значимость и ценность (место в структуре ценностей). Одновременно мы наблюдаем уменьшение значимости образованности в структуре ценностей, однако между факторами Сд оценки и активности с образованностью значимых корреляционных связей обнаружено не было. Вероятно они, подобно «сообщающимся сосудам», связаны посредством Сжо-р.
Жиз мудр – терминальная ценность жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)
Сд о, Сд к – факторы Сд оценка и конформность
Сжо-лкж, Сжо-р, Сжо-общ – субшкалы Сжо локус контроля – жизнь или управляемость жизни, процесс жизни или эмоциональная насыщенность жизни, общий показатель теста Сжо.
При высокой осмысленности жизни, при убеждённости в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь – высокая оценка свободного времени (оно приятно, привлекательно, значимо), и низкий уровень значимости терминальной ценности «жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом)».
Пол – пол испытуемого
Воспит – инструментальная ценность воспитанность (вежливость, хорошие манеры)
Сд сл – фактор СД сложность
Лд а – фактор Лд активность
Данную плеяду можно интерпретировать следующим образом: мужчины (понимают) оценивают свободное время более сложным (оно представляется в их сознании более сложным нежели у женщин). Одновременно мужчины оценивают себя не очень активными, а инструментальная ценность «воспитанность» для них не представляет осоьой ценности.
Приятн – признак свободного времени приятный
Возраст – возраст испытуемого
Тяжёлый – признак свободного времени тяжёлый
С увеличением возраста уменьшается оценка свободного времени как приятного, это влечёт к увеличению показателя признака тяжёлый. При этом прямой связи между возрастом и показателем признака тяжёлый нет. Это значит, что чем старше человек, тем свободное время для него менее приятное и более тяжёлое.
Проведённое нами исследование выявило: три подхода к пониманию свободного времени в молодёжной среде; многочисленные корреляционные связи на разных уровнях достоверности, в том числе и на самых высоких, между переменными как внутри, так и между результатами применённых нами методик и методов, что позволило сделать выводы относительно факторов, определяющих отношение к свободному времени как ценности. Такими факторами являются: оценка пройденного отрезка жизни и ощущение того. Насколько продуктивна и осмысленна была прожитая её часть; убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь; общая осмысленность жизни; осознание человеком своей решительности; терминальная ценность жизненная мудрость. При определении этих факторов нами не было исследовано влияние личностных особенностей на отношение к свободному времени как ценности. В дальнейшем, очень важным будет продолжение исследования данной проблемы именно в направлении обнаружения связей между отношением к свободному времени и личностными характеристиками.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|