Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема мотивации профессиональной деятельности социальных работников





А.С.Тростин (Ярославль)

Результаты деятельности организации в современных условиях во многом определяются отношением трудящихся к выполнению своих профессиональных обязанностей. Внешнее влияние на формирование данного отношения и его приспособление к целям социальной организации осуществляется в процессе управления мотивацией работников. Поэтому в настоящее время возникла объективная необходимость в изучении механизма мотивации, определении возможностей и выработке наиболее эффективных способов его регулирования в рамках специфики деятельности социальных организаций.

Для исследования мотивации работников социальной организации было проведено исследование социальных работников отделения социального обслуживания на дому Центра социального обслуживания «Светоч». В данном исследовании рассматривается проблема управления мотивационным процессом работников социальной организации на примере ЦСО «Светоч».

Главной целью исследования является выявление доминирующих мотивов мотивационной сферы работников Центра социального обслуживания «Светоч». Именно достоверность знания о мотивационной сфере работников позволяет создать эффективную систему мотивации профессиональной деятельности социальных работников.



Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач исследования:

Выявить доминирующие мотивы деятельности социальных работников;

Определить основные факторы, демотивирующие трудовую деятельность социальных работников;

Выявить группу факторов, в большей степени влияющую на процесс мотивации социальных работников.

Объектом исследования является мотивационная сфера социальных работников отделения социального обслуживания на дому Центра.

Предметом исследования являются мотивы трудовой деятельности социальных работников отделения социального обслуживания Центра.

Исследование проводилось среди социальных работников отделения социального обслуживания на дому данной организации. Генеральная совокупность респондентов составляет 154 человека.

Для проведения исследования произведена выборка по возрастному критерию и продолжительности рабочего стажа респондентов, все работники – женщины. Выборка составляет 46 человек. Исследование проводилось в 2 этапа.



На первом этапе проводиться анкетирование респондентов с целью выявления общей картины мотивационной сферы.

Анкета построена по принципу группировки мотивов и антимотивов, имеющих конкретное содержание и имеет две части: в левой указаны мотивы, в правой – антимотивы по каждой группе. Справа в колонке «баллы» опрашиваемый должен указать по пятибалльной системе значимость присущих ему лично мотивов и антимотивов.

Полученная оценочная информация обрабатывается и суммируется для получения общей картины. В результате проведения анкетирования были получены следующие данные:

Доминирующей группой мотивов для респондентов является социально-психологические аспекты мотивации.

Наиболее важными мотивами деятельности являются:

· ответственность перед собой и людьми (средний балл 4,8)

· теплые отношения среди сотрудников (4,55)

· сработавшийся коллектив (4,52)

· хорошая обстановка в коллективе (4,47)

· доверие, оказываемое как работнику (4,47)

· самоуважение (4,46)

Основными факторами, демотивирующими трудовую деятельность являются:

ненормированность рабочего времени (средний балл 3,91)

объем работы превышает возможности ее качественного выполнения в срок (3,89)

Невысокая культура общения, недостаточный уровень компетентности, профессионализма в структурных подразделениях (3,87)

низкий уровень заработной платы (3,67).

Высокие оценки по шкалам «ответственность перед собой и людьми», «доверие, оказываемое мне как работнику» и «самоуважение» свидетельствуют о преобладании мотивов, опосредованными внутренними факторами альтруизма и моральными принципами.



Высокие оценки по шкалам «теплые отношения среди сотрудников», «сработавшийся коллектив», «хорошая обстановка в коллективе» свидетельствуют о направленности на процесс трудовой деятельности.

На основании проведенного анкетирования мы можем сформулировать рабочую гипотезу: для социальных работников отделения социального обслуживания на дому Центра преобладающими являются внутренние факторы мотивации труда, опосредующие направленность на процесс деятельности.

Таким образом, необходимо провести подтверждающее исследование особенностей мотивационной сферы социальных работников Центра по основным направлениям:

а) исследование структуры мотивации трудовой деятельности;

б) измерение степени ответственности, уважения к моральным принципам;

в) диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

Для подтверждения \ опровержения гипотезы на втором этапе исследования мотивационной сферы социальных работников отделения социального обслуживания на дому Центра социального обслуживания «Светоч» было проведено тестирование, состоящее из комплекса тестов.

В результате проведения тестирования были получены следующие данные:

По шкале «альтруизм – эгоизм» средний балл ответов социальных работников составляет 16 баллов (из 20 возможных, среднее значение шкалы – 10). На основании этого можно сделать вывод о том, что для социальных работников Центра характерны альтруистические мотивы деятельности, преобладающие над эгоистическими.

По шкале «выявление установок на «процесс деятельности» - «результат деятельности»» выявлено следующее соотношение: у 87 % респондентов – ориентация на процесс деятельности; у 13% - ориентация на результат.

Исследование направленности личности социальных работников на внешние или внутренние стимулы (локус контроля): 78% - интерналы; 22% - экстерналы. Соответственно для социальных работников Центра характерно большее влияние внутренних стимулов, склонность к оценке и осмысливанию своей деятельности, в отличие от экстерналов, для которых необходимо постоянное воздействие извне.

Результаты по исследованию преобладающего компонента в структуре мотивации трудовой деятельности таковы: средний балл по шкале «внутренняя мотивация» - 36; по шкале «внешняя положительная мотивация» - 31; по шкале «внешняя отрицательная мотивация» - 34. Оптимальным является отношение ВМ > ВМП > ВМО. В данном случае преобладающим компонентом в структуре мотивации является внутренняя составляющая, однако, достаточно значимую роль играют внешние отрицательные факторы, такие как стремление избежать критики со стороны руководства и коллег, стремление избежать неприятности.

Результаты тестирования по «шкале совестливости» следующие: средний балл ответов всех опрашиваемых составляет 12 из 14. Это свидетельствует о высокой степени уважения социальными работниками к социальным нормам и этическим требованиям, для них характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, стойкость моральных принципов, руководство чувством долга, социальными требованиями.

Таким образом, на основании проведенного исследования особенностей мотивации социальных работников отделения социального обслуживания на дому Центра можно утверждать, что преобладающими являются внутренние факторы мотивации профессиональной деятельности, которые связаны с взаимодействием внутри группы.

Исследование мотивации профессиональной деятельности работников ЦСО «Светоч» показывает, что при формировании системы стимулирования в конкретной социальной организации необходимо учитывать специфические особенности работников, их личностные установки и потребности. Только тогда воздействие на мотивацию будет эффективным.

 

 

Проблема влияния РСС на функциональное состояние клиента

Г. Шибаева (Москва)

В современной психологической работе чрезвычайно важно, чтобы клиенты приобрели осозна­ние ответственности за целостность своего сознания и приобретение интегративных навыков. Эти качества свидетельствуют о переходе человека в новый этап. Этап зрелости, когда он может само­стоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих пережить кризисную ситуацию.

В настоящее время в психологической ра­боте получило широкое распространение применение интенсивных интегративных психотехнологий с вхождением в расширенное состояние сознания (РСС). Они используются, как в индивиду­альной, так и в групповой форме работы с клиентом.

Нами проведена исследовательская работа на социально - психологических тренингах по интенсивным интегративным психотехнологиям (ИИПТ).

Социально - психологический тренинг - направление в прикладной психологической психологии, связанное с изучением теории и практики группового воздействия на личность, межличностных отношений и исследованием закономерностей повышения эффективности совместной работы людей в малых группах.

Ведущая роль в разработке теории и основных форм практической реализации социально - психологического тренинга принадлежит американскому психологу К.Роджерсу, в свою очередь опиравшемуся на идеи немецкого психолога К.Левина. Практическое внедрение соци­ально - психологического тренинга началось в 1947 г. В основании идей Роджерса лежит концеп­ция, так называемой, самоактуализирующейся личности и мысль о том, что самосовершенствова­ние личности обеспечивается за счет улучшения межличностных, групповых отношений, созда­ния особой групповой атмосферы, в которой человек чувствует себя приятным, признанным и правильно оцененным другими.

На тренингах использовались техники ребефинга, вайвейшн, холотропное дыхание, Сво­бодное Дыхание, различные медитативные, телесно-ориентированные, танцевально-двигательные, шаманские и другие психотехники, связанные с РСС.

Цели и задачи людей посещающих тренинги различны: это либо адаптация, либо лично­стный рост, самоактуализация, либо осознание личностных переживаний, либо духовное просвет­ление, озарение, либо аутентичность, прикосновение к истинному смыслу бытия.

Каким образом влияют на человека эти психотехнологии, мы не раз испытали на личном опыте. Они дают человеку широкий доступ к ресурсам его сознания, способствуют самосовершенствованию личности и укреплению жизненной энергии, психофизическому здоровью, что, несомненно, оказы­вает влияние на самочувствие, активность и настроение.

Проблема влияния расширенного состояния сознания (РСС) на функциональное состояние - самочувствие, активность, на­строение в научной психологической литературе мало изучена, что подчеркивает важность на­шего исследования, несомненно нужного для практики психологической работы.

Среди всех этих психотехник, современные дыхательные психотехники, которым посвящена данная работа, такие как ребефинг, холотропное дыхание, вайвейшн, свободное дыхание по популярности и скорости распространения занимают одно из первых мест. Основные принципы, на которые опираются эти технологии, были разработаны в рамках психоаналитического, гуманистического и трансперсонального направлений такими психологами как, У. Джеймс, А. Маслоу, О.Ранк, В. Райх, К.Роджерс, Ч. Тарт, З.Фрейд, К. Юнг, К. Уилбер, С. Гроф и др.

Тем не менее, большинство дыхательных психотехник родилось из эмпирического опыта, т.е. первоначально возникли сами практики, а уже потом было найдено объяснение тому, что происходит с человеком во время дыхательного процесса. При этом теоретическая база дыхательных психотехник обладает некоторыми слабостями, она способна описать и объяснить то, что происходит, но практически не способна объективировать и прогнозировать результаты процессов, и даже не претендует на это. Отсутствие критериев правильного процесса и его результата при таком широком распространении дыхательных техник позволяет легко профанировать эти техники и их результаты.

Кроме того, появилось много инструкторов, проводящих дыхательные сессии и накопивших таким образом большой эмпирический опыт. К сожалению, поскольку большинство этих инструкторов работает за рамками современной науки этот опыт остается, не отрефлексированным, не освоенным и не осмысленным наукой до сих пор, хотя, по всей видимости, таит в себе огромный потенциал.

Наша работа ставила целью систематизировать опыт, накопленный нами в области дыхательных психотехник, с тем, чтобы полученные данные позволили исследовать влияние интенсивных интегративных психотехнологий на функциональное состояние клиентов.

Предметом исследования явился процесс динамики функционального состояния клиентов в ходе групповой работы с использованием расширенных состояний сознания

В качестве объекта исследования были выбраны люди, занимающиеся дыхательными психотехниками в группах.

В соответствие с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть и провести анализ дыхательных психотехник, используя имеющуюся литературу по этому вопросу;

2. Изучить проблемы влияния РСС на психоэмоциональную сферу и состояние клиентов;

3. Изучить воздействие РСС с применением техник связного осознанного дыхания на само­чувствие, активность и настроение клиентов, а также на некоторые аспекты групповой динамики.

4. Разработать практические рекомендации по повышению эффективности дыхательного процесса.

Теоретико-методологической базой исследования является трансперсональная и интегративная психология (Ст.Гроф, К.Уилбер, В.В.Козлов).

В качестве методов исследования были использованы теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по дыхательным психотехнологиям, трансперсональной и гуманистической психологии; интервьюирование ведущих лидеров дыхательных психотехник; анализ полученных данных; тестирование и анкетирование лиц, прошедших дыхательные процессы; наблюдение за дыхательными процессами; интроспекция и анализ личного опыта автора исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые были проведены исследования динамики функционального состояния клиентов, была разработана авторская модель представлений о групповой динамике во время тренингов по ИИПТ. В результате данного исследования были выработаны практические рекомендации для повышения эффективности дыхательных сессий.

Теоретическое значение работы состоит в том, исследовательский эмпирический опыт, полученный во время тренингов с использованием дыхательных психотехник, был осмыслен, систематизирован и использован для создания модели динамики функционального состояния клиентов. Эти модели в свою очередь могут найти широкое применение для объективации результатов процессов и для создания более эффективных интегративных психотехнологий.

Практическое значение работы состоит в том, что на ее основе в Международной Ассоциации Свободного Дыхания, Российской Ассоциации трансперсональной психологии, созданы и реализуются на практике следующие программы семинаров и тренингов:

- базовый тренинг «Ребефинг»

- дыхательный терапевтический курс «Возрождение»

- инструкторский профессиональный курс «Вайвейшн»

Автором разработана новая образовательная психотехнология обучению иностранному языку (английскому) на базе вайвейшн.

Апробация работы. Результаты, получаемые в процессе исследования, незамедлительно апробировались автором на предмет их соответствия практике дыхательных психотехник. Основными методами апробации были метод внедрения и метод экспертных оценок.

Использование метода экспертных оценок заключалось в первую очередь в том, что результаты исследования рассматривались и обсуждались на конференциях Международного Фонда Дыхательных Психотехник в Австралии, в Соединенных Штатах. Основные идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на Российских Дыхательных Конгрессах с 1991 по 2004 года, проходивших под Москвой, на конференциях Российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии, Международного Института Интегративной Психологии и Российской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Использование метода внедрения заключалось в применении получаемых результатов при конструировании, проведении и анализе ряда дыхательных процессов. Все выводы, как итоговые, так и получаемые по ходу исследования, были неоднократно проверены как самим диссертантом, так и группой его коллег.

Общим итогом апробации стал ряд дыхательных процессов, проведенных с использованием результатов данного исследования. Все инструкторы по дыхательным психотехникам, принявшие участие в этом эксперименте, подтвердили повышение эффективности их деятельности в результате применения данных разработок.

Кроме этого все разработанные в ходе исследования теоретические модели были внедрены в рамках Международной Ассоциации Свободного Дыхания ведущим, тренером которой автор исследования является в настоящий момент.

 

 

Смысловое содержание гендерной идентичности студентов-мужчин

Н.А.Шухова (Новосибирск)

Половая принадлежность, это первая категория, в которой человек осмысливает свое «Я» и других в ходе социализации и которая составляет ядро его идентичности на протяжении всей жизни [4]. Пол – это определенность человека, возникающая из различной роли в воспроизведении людей, сопровождающаяся первичными и вторичными половыми признаками и включающая в себя тип сексуальности и половую идентичность. То, что обозначается термином «пол» определено биологически: хромосомный набор, гормональный состав и анатомическое строение, то есть биологический аппарат. Но его функционирование у человека определяется не столько биологическими законами, сколько культурными стереотипами. В отличие от пола, гендер – это определенность человека, возникающая в результате социокультурного наполнения полового диморфизма, имеющая систему смыслосодержащих символов, включающая в себя полоролевые стереотипы, полоролевые нормы и гендерную идентичность. Это – определенный тип ментальности и тип социального поведения. Если термин "пол" используется для обозначения мужчин и женщин, то термин "гендер" осмысляется в категориях "мужественности" и "женственности".

Гендерная идентичность в психологии понимается как «сложно сконструированное образование, включающее, помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, «сексуальные сценарии», гендерные стереотипы, и гендерные предпочтения [10], как аспект самосознания, представленный многоуровневой системой соотнесения личности с телесными, психофизиологическими, психологическими и социокультурными значениями маскулинности и фемининности [3]. Таким образом, гендерная идентичность есть совокупность образов представлений, самоидентификаций, включающая конкретные символы, выработанные обществом, нормы и законы, регулирующие поведение и жизнь индивида, то есть понимание себя и своего места в жизни общества, причем все это в нежесткой связи с его биологическим полом.

Целью нашего исследования было изучение представлений, образов и идентификаций, входящих в содержание гендерной идентичности мужчин и соотнесение их с традиционными, выработанными в культуре представлениями о мужественности.

В исследовании участвовало 104 человека, все студенты-мужчины новосибирских вузов факультетов экономики, менеджмента и юриспруденции в возрасте от 19 до 23 лет. Испытуемые составляли самоописание с помощью опросника, включающего незаконченные предложения, каждое из которых начинается словами «Я мужчина…».

Мы предположили, что самоописание – это с одной стороны род самопрезентации в общении (хотя и опосредованном через текст), с другой стороны, оно включает содержательные и формальные аспекты самосознания, Я-образа и самоотношения.

Для анализа полученных текстов была разработана специальная контент-аналитичекая процедура, включающая кодировку каждого описания по 33 показателям. Все показатели выявлялись путем анализа языковых средств и стиля самоописаний.

Во-первых, анализировались содержательные показатели фиксирующие, что именно хотел сказать о себе автор самоописания. Именно эти показатели отражают психологическую специфику текстов, связанную с идентичностью. Сюда были отнесены показатели самоопределения (какой я: сильный, ответственный, волевой) самоотношения, характер отношения с другими людьми, ценности, цели, интересы, потребности.

Во-вторых, характеристики текстов, связанные с выбором языковых средств. Это формальные лексические средства описания, такие как использование превосходной степени, местоимения и наречия, выражающие значение предела («все», «всегда», «ничто», «никогда»), личные местоимения («я», «мне», «меня»). Слова, выражающие неуверенность («может быть», «возможно», «наверное»), так называемые сглаживающие слова («достаточно», «несколько» «иногда»). Эта группа показателей, на наш взгляд в меньшей степени подвержена сознательному контролю, так как связана со стилем изложения, а не с задуманным содержанием. Именно эти особенности самоописания подвержены неосознаваемому воздействию эмоционального состояния и глубинных личностных установок.

В-третьих, анализировались стилевые показатели, фиксирующие интонацию текста в целом. В определенной мере эти показатели отвечают на вопрос «как?», но в то же время несут в себе личностно-смысловую нагрузку: оптимистичность – пессимистичность, открытость – закрытость, демонстративность, бравада, самобичевание, насыщенность эмоциями (позитивные или негативные эмоциональные состояния). Таким образом, первая группа является основной и позволяет выявить элементы содержания идентичности. Две другие вспомогательные, они способствовали выявлению самоотношения и неосознаваемых глубинных убеждений, которые позволили нам более полно определить и раскрыть содержание гендерной идентичности.

После кодировки каждого описания по 33 показателям, нами была проведена следующая процедура. Выделены основные категории (темы), которые были наиболее ярко представлены в описаниях испытуемых. Всего было выявлено 9 категорий, 6 из

Содержание гендерной идентичности мужчин

Сфера содержания гендерной идентичности Категория содержания идентичности Показатели содержания гендерной идентичности
Самоопределение в категориях маскулинности/фемининности Маскулинность   II.Фемининность Авторитарная маскулиность, Неавторитарная маскулинность, Мужской кодекс чести, Биологический фактор, Гендерный фактор, Герой (принятие трудностей), Антигерой (непринятие трудностей). Дружелюбие, Пассивность, Зависимость  
Сфера целей и ценностей   III. Цели     IV. Ценности   Карьера, Семья и дети, Развитие и обучение, Социальный успех, Уверенность в будущем, Неуверенность в будущем Духовные, Социальные, Материальные  
Сфера отношений   V.Отношения с окружающими     VI. Отношение к себе   Наличие друзей, Ориентация на отношения, Отрицание отношений (индивидуализм), Позитивное отношение к другим, Страх унижения. Позитивное отношение к себе, Критичность, Пессимизм, Оптимизм  
Состояние идентичности Эго-индекс, Субъектность Объектность  

 

них («Маскулинность», «Фемининность», «Цели», «Ценности», «Отношения», «Отношение к себе») включают несколько показателей, отражающих содержание категории и 3 дополнительные категории: «Эго-индекс», количество встречающихся в текстах личных местоимений «Я»; «Объектность»; «Субъектность». Все категории можно распределить между тремя сферами: самоопределение в категориях маскулинности/фемининности, цели и ценности, набор установок по отношению к окружающим и к себе (См. таблицу)

Самоопределение в категориях маскулинности/фемининности включает личностные качества, вошедшие в Я-образ мужчин, и в основном они соответствуют социально заданными стереотипами мужественности. Мы выделили две группы таких качеств. «Авторитарная маскулинность», включающая агрессивность, жесткость, стремление к доминированию, превосходству, в том числе и над женщинами, властность, грубость, перфекционизм, риск. «Неавторитарная маскулинность», сюда вошли сила, смелость, самостоятельность, ответственность за себя и других, решительность, рациональность, эмоциональная выдержка, уверенность.

При описании себя мужчины больше использовали качества и характеристики относящейся к неавторитарной маскулинности. Среднее значение показателей неавторитарной маскулинности составило 3,59, авторитарной маскулинности - 2,36. Большая часть мужчин нашей выборки (63,4%) связывают свою маскулинность с гендерным фактором, то есть определяют ее как достижение индивидуального опыта и воспитания. И только 24% испытуемых мужчин склонны считать свою мужественность данной от природы (биологический фактор), 8% в определении себя как мужчины опираются на оба фактора.

При анализе содержания самоописаний нами был выявлен показатель «Принятие гендерной роли». Большая часть испытуемых (77,8%) намеренно подчеркивала стремление, желание следовать гендерным предписаниям и исполнять роли традиционно считающиеся мужскими, а так же гордость от осознания принадлежности к мужскому роду.

Особый интерес представляют в данном блоке показатели, которые мы определяем как героическое сознание «Герой (принятие трудностей)», «Антигерой (непринятие трудностей). Более трети испытуемых, описывая себя и свои качества, как бы предвосхищают трудности, с которыми им предстоит справляться сейчас и в будущем, и выражают уверенность и готовность к этому: Я знаю, что в трудной ситуации всегда смогу найти достойное решение…; Я могу пожертвовать многим ради спасения и помощи близких или друзей; Я знаю, что мир жесток, и я смогу преодолеть все трудности, что бы в нем выжить, работать, развиваться; Я готов преодолеть все преграды для достижении своих целей. Эти и подобные высказывания позволили нам выделить показатель идентичности - «Герой».

Мы считаем, что образ Героя, с которым идентифицируюи себя мужчины данной возрастной категории не случаен. На данном этапе жизни, которую мы, соглашаясь с современными последователями К.Юнга (Ю.Моник, Дж. Холлис), определяем как первая взрослость, на смену детскому «магическому мышлению» должно прийти «героическое мышление» [9, с. 39]. По мнению К. Юнга, Герой - это архетипический образ, демонстрирующий каким по своей сути должен стать человек. В более широком контексте Героя можно рассматривать в качестве прототипа эго-сознания, и даже самого эго [5, с. 35]. Юнг не делал специального акцента именно на маскулинности. То, что он сравнивал эго-сознание с Героем, то есть с мужским архетипом, говорит о том, что он считал маскулинность неким стандартом, помогающим понять эго-сознание. Сравнивая Героя и эго, Юнг имел в виду неизбежную сложность перехода от детства к взрослости. Постюнгианцы рассматривают Героя как образ маскулинности, а не человеческого идеала. В их представлении мужская парадигма образа Героя такова: Герой должен сражаться с чудовищами и врагами. «Он борется всеми силами с подданными Великой Матери, которые задерживают его собственное развитие, олицетворяя силы инерции» [5, с.36]. Борьба с Великой Матерью здесь олицетворяет утверждение маскулинности и отделение от противостоящего ей женского бессознательного. Герой должен проявить свою маскулинность, противоположную фемининности. В противном случае его зарождающаяся мужественность потеряется в складках ее облачения.

Таким образом, выявленная нами идентификация с образом Героя, вполне закономерна и даже необходима, так как придает мужчинам силы покинуть родительский дом, вступить в мир, бороться за выживание, осваивать профессиональные, супружеские, родительские роли, и удовлетворять свои потребности. Вступая в первую взрослость, молодой мужчина должен сказать окружающему миру: «Примите меня на работу», «Поверьте мне», «Выходите за меня замуж», а потом он должен на деле доказывать свою состоятельность. Испытуемых, принимающих трудности и в связи с этим вошедших в категорию «Герой» в исследуемой выборке оказалось 36,53%, не принимающих трудности (Антигероев) 9,6%.

Показатель «Мужскомой кодекс чести» так же занимает особое место в содержании гендерной идентичности мужчин. Он включает следующие качества и характеристики: честь достоинство, верность, преданность друзьям, неприятие предательства, уважительное отношение к женщинам, слабым и т.п. В нашей выборке 53,4% мужчин включают в свой образ-Я качества, входящие в мужской кодекс чести.

В категории «Фемининность», нами было выявлено три показателя: «Дружелюбие» (доброта, заботливость, нежность), «Пассивность» (слабоволие, застенчивость, склонность к уничижению). «Зависимость» как свидетельство зависимости от обстоятельств, мнения и отношения других. Следует отметить, что мужчины склонны приписывать себе в большей степени качества, связанные с дружелюбием (45, 19%). Показатель «Пассивность» был выявлен у 6,73% испытуемых. В описаниях чаще встречается не прямые, а косвенные указания на наличие данных качеств. В сравнении с количеством маскулинных характеристик доля фемининных значительно ниже, что с нашей точки зрения, является нормативным, особенно учитывая возраст испытуемых. Нахождение на данной стадии развития требует сокрытия потенциальной женственности, которая должна незаметно дремать в бессознательном, чтобы в личности мужчины в полной мере могла проявиться героическая мужественность и произошло формирование маскулинного эго-сознания.

Сфера «Цели ценности». Содержание целей включает, в первую очередь, стремление найти «подругу», «любимую девушку» (сексуального партнера), создать с ней семью и воспитывать детей, чаще сыновей, как наследников (58, 65%); сделать карьеру по выбранной профессии (45, 19%); а так же развитие и дальнейшее обучение в будущем (34,61%); достижение высокого положения в обществе (33,65%). Из 104 испытуемых 34 (32,69%) прямо выразили уверенность в достижении в будущем своих целей. У 5,76% в самоописаниях выявлено отсутствие четких планов на будущее, растерянность перед завтрашним днем.

Категория «Ценности» представлена следующими примерами: я мужчина и для меня важно заслужить уважение людей; для меня имеет значение добиться любви и признания людей своими делами. В этих и подобных им цитатах, выражаются ценности как значимость для человека чего-то в мире. Или, говоря словами С.Л. Рубинштейна, «выражение небезразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости разных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни»[8, с.371].

Всего нами было выявлено три группы ценностей. «Духовные ценности» включают значимость духовного развития, постижение личного смысла жизни, наличие собственной миссии. «Социальные ценности» в основном касаются значимости достижения уважения другими людьми и желания что-либо делать ради людей. В группу «Материальные ценности» вошли прямые указания на важность для себя, как мужчины достижения высокого материального положения, богатства и т.п. Соотношение значимости всех трех групп ценностей следующее. На первом месте социальные (54,80%), на втором материальные (50,96%) и затем духовные (18,26%).

Содержание целей и ценностей, а так же их иерархию можно объяснить в русле современной аналитической психологии, определяющей развитие и формирование идентичности мужчин фаллическим архетипом [6]. Фаллос – архетипическая мужская энергия, главный символ мужского начала. Для мужчины фаллос сакрален и является внешним проявлением его внутренней сущности. Развитие «Я» мужчины предполагает трансформацию фаллической энергии в течение всей жизни. В исследуемом нами возрасте (первая взрослость) происходит процесс, связанный с очередной трансформацией. Сфера мужской сексуальности расширяется и «принимает форму аллегорической, фаллической активности» [5, с. 18]. Выбор профессии, жены, создание семьи, накопление собственности, стремление занять высокое положение в обществе и борьба за лидерство, все это является «эквивалентами фаллических потребностей». Именно в этом заключается предложенная З. Фрейдом концепция сублимации. Если ход трансформации нарушен, мужчина превращается в заложника своих эротических желаний и не способен занять достойного места во взрослом мире. Поэтому он должен стремиться к достижению успеха (карьера, высокий социальный статус, возможность обеспечить семью, признание и уважение окружающими) поскольку это достижение связано с его фаллической природой. Без предоставления таких доказательств, он «воспринимается как жертва «импотенции-феминизации-кастрации» [5, с. 19]. Таким образом, для мужчины исследуемого возраста абсолютно необходимы стремление к достижению и существенные успехи, чтобы не возникло несоответствия между его социально-половой идентичностью и уверенность в себе.

Сфера «Отношения» в структуре содержании гендерной идентичности включает набор установок по отношению к окружающим и к себе. С одной стороны это - наличие друзей, которое выражается в желании принадлежать к группе друзей главным образом своего пола (49, %). Показатель «Друзья» свидетельствует, что даже за пределами подросткового возраста сохраняется сегрегация в общении мужчин, которая консолидирует мужественность, хотя и может затруднять отношения с женщинами. Показатель «Ориентация на отношения» включает осознание важности опираться в жизни на внешние ресурсы, то есть на помощь и поддержку окружающих (32,69%). «Позитивное отношение к другим» - испытуемые включают в образ-Я умение помогать, проявлять заботу доставлять радость людям, (30,76%).

С другой стороны мы выделили показатели «Отрицание отношений» (40,38%), которое характеризует стремление к индивидуализму, опоре в своих достижениях только на себя. У 24% испытуемых выявлен показатель «Страх унижения», который у испытуемых, выражается в ожидании со стороны окружающих действий унижающих или затрагивающих их чувства или достоинство Страх унижения, проявившийся у мужчин исследуемого возраста, мы интерпретируем как кастрационный страх. Унизить, оскорбить достоинство, значит причинить вред и нанести ущерб глубочайшему ощущению мужчиной своего начала. С точки зрения психологии это – кастрация. Показатель «Страх унижения» (кастрации) был выявлен нами в той части спамоописаний, где испытуемым предлагалось закончить предложение: «Я мужчина не терплю….». 24% испытуемых связали свои переживания с унижением, и оскорблением их достоинства другими (в том числе и женщинами). Как известно в современной культуре, нормы которой до сих пор остаются патриархальными, от мужчин ожидается скрывать свои чувства (гнев, ярость) в подобных ситуациях. Основная цель заключается в том, чтобы защититься от обвинения в проявлении женственности. Мужчина, согласно гендерным нормам должен быть неуязвим, ранимость – удел женщины. Поэтому, выявленные нами выражения нетерпимости и ярости достигают противоположной цели, а именно указывают на проявление внутренних аспектов женственности мужчин. В связи с этим мы полагаем, что страх унижения (кастрации) проявившийся в категории «Отношения» имеет под собой реальное основание – недостаточно сформированное маскулинное ядро эго-идентичности мужчин, и как следствие, бессознательное стремление защитить нарождающуюся мужественность от реальной или предполагаемой угрозы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.