|
Творчество М.Н. Муравьева
Русский сентиментализм прежде всего и прочнее всего утвердил свои позиции в лирике. В этом плане показательно поэтическое творчество Муравьева, относящееся к 1770-1880-м годам. Оно носит переходный характер, является своеобразным мостиком от поэзии классицистов к поэзии сентименталистов. Первые сборники стихотворений Муравьева "Басни в стихах" (1773), "Оды" (1775) еще продолжают традиции классицизма. Постепенно в творчестве Муравьева выстраивается новая идейно-поэтическая система, главное в которой - противопоставление "природы'" и государственного "официального" мира, воплощенного в образе города. Наиболее естественным выражением темы природы стала пейзажная лирика ("Ночь", "Роща"). Муравьев стремится как можно полнее отразить в поэзии личность; каждое проявление жизни представляет для него интерес настолько, насколько оно развивает воображение и чувствительность. Действительность настолько растворяется в эмоции автора, что почти невозможно отделить субъект от объекта. Для новой поэтической задачи требовались и новые средства. Гуковский заметил, что поэтический словарь Муравьева ориентируется на особые поэтические слова "сладостного' поэтического характера (приятный, сладкий, живительный и др.). По мере усиления субъективизма поэзии Муравьева, конкретно-вещественные элементы описания почти исчезают из нее, заменяясь сначала "морально-оценочной характеристикой, а затем эмоционально-многозначительными формулами. "Сладкий стон", "дар сердца", "сумрак" <...> переходят с небольшими изменениями из одного стихотворения в другое, создавая особый поэтический словарь, призванный передать полутона, оттенки настроения" (Кулакова Л.И. Муравьев / Л.И.Кулакова // История русской литературы. - М., 1947. - Т. 4. - С. 459).
В поэзии Муравьева можно выделить три разновидности лирических мотивов: идиллические ("Ночь", "Сельская жизнь", "Роща"), элегические ("Письмо к A.M. Брянчанинову", "К Хемницеру''), медитативные ("Время", "Размышление"). В то же время Муравьев связан с представителями французской "легкой поэзии" второй половины XVIII века, которая несет новое, подчас ироническое отношение к миру. Стихотворениями "Зима". "Примирение". "Бедственное положение" Муравьев стремится доставить удовольствие читателю, принести мир его душе.
Н.М. Карамзин
Литературная деятельность Карамзина и представителей его школы имеет огромное значение не только в истории русского сентиментализма, но всей русской литературы.
"Письма русского путешественника" - первое значительное произведение Карамзина. Записки о путешествиях были одним из наиболее распространенных жанров сентиментализма. "Письма" Карамзина существенно отличаются от жанрового типа "Путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, целиком построенного на внешнем материале; отличаются они и от "Сентиментального путешествия'" Стерна, в котором материал наблюдений и описаний поглощен лирикой, самораскрытием психологии героя-автора. Субъективное начало в большой степени свойственно книге Карамзина, но оно не поглощает всего ее материала. В содержании "Писем" следует отметить две особенности: с одной стороны, автор дает множество объективных, научно-образовательных сведений о странах, городах, знаменитых людях. И вместе с тем он отводит много места передаче чисто субъективных впечатлений и переживаний, чувств и идей, вызванных увиденным и услышанным. "'Письма" Карамзина называют энциклопедией западной жизни и культуры для русского читателя
Много места в переживаниях путешественника занимает "чувство" природы. Впервые в русской литературе пейзаж был дан в неотъемлемой связи с соответствующим душевным настроением автора. Чувство красоты и величия природы иногда переходит у Карамзина в религиозные переживания.
Весь обширный информационный материал объединен в "Письмах" личностью автора - героя книги. Весь объективный материал Карамзин показывает не сам по себе, а как свое личное переживание. Писатель создает новый для русской литературы тип путешественника. Ю.М. Лотман увидел в карамзинском герое совмещение ''в одном лице литературного амплуа чувствительного человека, щеголя и педанта". С точки зрения исследователя, 'уже сама несовместимость такого совмещения делает его исполненным значения и кроме того, это дает создаваемому таким способом образу большую внутреннюю свободу, непредсказуемость его поведения для читателя'' (Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. - М.. 1487. - С 24).
И в дальнейшем авторское отношение к изображаемому будет пронизывать все произведения Карамзина. Писатель не считает возможным до конца анализировать, разлагать на составные части чувство и настроения, которые у него не сопровождают действия героя, а являются главным содержанием произведения, Задача Карамзина - вызвать своим произведением у читателя ответные эмоции, преодолевающие трагизм подлинной действительности, — тихую грусть и умиление. Целый мир эмоций открывала читателю повесть "Бедная Лиза".\
Повести Карамзина
Повести Карамзина заняли почетное место в истории литературы благодаря своему жанрово-стилистическому новаторству и разнообразию идей и образов. Для подробного анализа предлагается "Бедная Лиза" как образец сентиментальной повести и "Остров Борнгольм", представляющий предромантизм в русской литературе.
В повести "Бедная Лиза" нашла свое преломление этико-эстетическая программа Карамзина. С точки зрения писателя, только искусство развивает душу и способствует зарождению внутренней потребности к добру. Искусство должно быть свободным от нравоучения. "Свободное от морализаторства искусство и способно морально воспитывать читателя", - пишет Ю.М.Лотман о позиции Карамзина в 1790-е голы. В "Бедной Лизе"' на передний план выдвигается этическая проблема, что позволило ряду исследователей, в том числе Гуковскому, Благому, Пиксанову, утверждать, что этический конфликт заменил социальный. И все же социальная проблематика в повести не снимается: "Автор показал и противоположные социальные характеры крестьянки и дворянина, и их отношение к любви'' (Орлов П.А. Русский сентиментализм / П.А. Орлов. - М., 1977. - С.213). Показательна гуманно-демократическая тенденция повести: ''И крестьянки любить умеют". "Свободное от морализаторства искусство'" не требовало прямого осуждения Эраста как дворянина-соблазнителя: чувства грусти и сожаления автор распространяет не только на Лизу, но и на виновника ее гибели, создавая, по сути, новый тип героя в литературе - "слабого" человек. В свои произведения Карамзин вводит тематику "заблуждения сердца". Новыми для русской литературы оказываются и такие темы, как падение женщины, самоубийство от любви, любовный треугольник или инцест. Новые темы требовали и новых средств для своего выражения. Средс1вом создания психологической сложности образов главных героев повести становится динамика и изменчивость чувства. Анализируя систему образов произведения, нужно учитывать ее связь с реализацией идейно-художественного замысла Карамзина.
Не менее важное место, чем рассказ о действующих лицах, занимают в повести описания природы. Природа становится действующим лицом произведения. Необходимо определить функции пейзажа в повести, дать типологию пейзажных зарисовок, понять, что нового вносит Карамзин в изображение мира природы, его связи с миром человека.
Карамзина называют зачинателем новой художественно- повествовательной прозы. Исследователи отмечают близость карамзинской прозы, изобилующей поэтическими фигурами и тропами, к стихотворной речи. При анализе повести нужно определить роль речевой характеристики, интонации, мимики, жеста, художественной детали в создании образа-Повести «Остров Борнгольм", "Сиерра-Морена", "'Афинская жизнь" являются образцами русского предромантизма. Исследователи сопоставляют их с "романом тайн" А. Радклиф, европейской предромантической прозой, видят в ''Острове Борнгольм" интерпретацию готического ''романа ужасов". Повести "Остров Борнгольм" свойственны предромантические мотивы двоемирия, мировой скорби, тайны, роковой любви, инцеста. Источником нравственных противоречий героев является антитеза "свобода-мораль". Героиня повести на вопрос путешественника, невинно ли ее сердце, отвечает: "Сердце мое могло быть в заблуждении", и этот ответ совпадает с мыслью Карамзина, высказанной в "Разговоре о счастии": "Заблуждение сердца, безрассудность, недостаток в просвещении виною дурных дел". Следовательно, основой нравственных законов является не только сердце, но и разум.
Новаторство Карамзина проявляется не только в тематике повести, но и в композиционном решении произведения. Выясняя, из каких частей состоит "Остров Борнгольм", нужно определить критерии их выделения и типы связи между отдельными частями. Композицию повести можно назвать "разорванной": она ведется романтическими отрывками, как потом будет строить свои поэмы Байрон.
Необходимо разобраться и в особенностях изображения человека в предромантическое произведениях, охарактеризовать систему образов повести "Остров Борнгольм", связывая ее с художественным воплощением в произведении идеи противостояния личности и общества. Особого внимания заслуживает образ повествователя. Сравнивая его с авторским "я" "Писем русского путешественника", Ю.М. Лотман замечает, что '"рассказчик - все тот же путешественник, но рассказ его приобретает лирические романтические черты, проза начитает напоминать поэзию. А реальное путешествие всё более явственно превращается в воображаемое. Автор <...> подается читателю как равноправный двойник реального писателя" (Лотман Ю.М.Указанное сочинение / Ю.М. Лотман. - С. 256).
Пейзажные зарисовки в повести можно разделить на сентиментальные и предромантические. Для ответа на вопрос, что нового появляется в повести "Остров Борнгольм" в принципах изображения природы и в функциях пейзажа, предлагается сравнить пейзажные зарисовки в повестях Карамзина ''Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм'. Существенное значение имеет и ответ на вопрос, почему Карамзин переносит действие в Скандинавию. В завершении нужно определить значение творчества Карамзина в истории русского романтизма.
Начиная с 1790-х годов, Карамзин ищет новых форм. Романтические повести сменяются бытовыми повестями на современном материале русской дворянской жизни. В своих повестях Карамзин открыл проблему характера, психологического анализа героя (''Юлия"). Карамзин хотел не только анализировать человеческую душевную жизнь, но и построить индивидуальный характер ("Чувствительный и холодный'", "Рыцарь нашего времени") Карамзин узаконил повествовательные жанры прозы - повесть, новеллу, разработал жанр очерка. Проза Карамзина имела большое значение для становления русского реалистического психологического романа.
Поэзия Карамзина
Основная поэтическая задача Карамзина - создание субъективной и психологической лирики, выражения настроений души: поэт должен "выражать оттенки разных чувств, не мысли оглашать". Общественно-политическое содержание сознательно обходится Карамзиным-поэтом. Гражданской, государственной и героической тематике классицизма противопоставляется психологически-личное содержание его поэзии (басня "Соловей, галки и вороны", " Соловей"). От социальных потрясений поэт скрывается под свой "тихий кров", чтобы наслаждаться любовью, дружбой, природой и переживаниями собственного сердца ("Послание к женщинам", "Меланхолия". "Осень", «К разлуке с Петровым", "Плещееву"). Карамзин создает образ поэта-мечтателя, живущего в своих грезах и интимных впечатлениях, которые отличаются изысканной изменчивостью настроений. Новое содержание обуславливало жанровое своеобразие и требовало обновления стихотворных форм. Карамзин писал и оды, и мадригалы, и мелкие надписи, и басни, но характерными для Карамзина поэтическими жанрами являются элегии и дружеские послания. Карамзин часто отказывался от ямба, много писал хореем и трехсложными стопами, увлекался белым стихом. "Граф Гваринос" и "Раиса" являются первыми в России опытами романтических баллад.
"Новый слог" Карамзина
Карамзину принадлежит заслуга в создании ''нового слога" в прозе и поэзии на основе сближения книжной речи с разговорной. Карамзин стремится создать единый слог "для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут". Но из народной речи Карамзин заимствует только то, что идет навстречу его сентиментальной эстетике, отвергая все, что ей противостоит. Это определило ограниченность его реформы языка художественной литературы. Призывает Карамзин и к заимствованию иностранных слов или к созданию по аналогии с ними новых русских слое (промышленность, влюбленность, общественность и др.). Благодаря реформе Карамзина словарный состав литературного языка в известном направлении расширился, грамматический строй его усовершенствовался, стилистические средства обогатились, что в дальнейшем позволило Пушкину установить норм; литературного языка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|