|
Сатирические оды Державина
В своих "Записках" Державин признавался, что "дух его склонен всегда к морали". Его сатирические стихи не являются образцами "чистой" сатиры, обличительный элемент в них сочетается с поучительным и хвалебным. К сатирическим одам примыкают религиозно-обличительные, по большей части представляющие собой переложения псалмов. Ода "Властителям и судиям" (1780 - 1787) представляет собой переложение 81 псалма. Она обращена к высшей власти — в ней поэт устами "всевышнего бога" провозглашает обязанности "властителей и судей" и призывает бога ниспровергнуть неправедную власть; В условиях эпохи религиозно-обличительная ода Державина получила отчетливое политическое звучание и была названа Екатериной II "якобинскими стихами".
Подлинно гражданские темы и мотивы звучат в оде "Вельможа" (1794), Обличение современного поэту "вельможества" ведется с гражданской точки зрения, хотя в оде сохраняется религиозно-нравственный элемент. В первых строфах развивается мысль о том, каким должен быть истинный, идеальный вельможа, рисуется идеал человека-гражданина. Основная часть произведения - сатирическая, в которой по контрасту с предыдущей рисуется отрицательный образ изнеженного вельможи. Заключительные строфы вновь звучат в торжественном тоне оды - в них поэт возвращается к мысли об истинном назначении вельможи. Живая личность поэта, появившаяся в "Фелице", уже не уходит из его творчества. По мнению исследователей, в образе человека-гражданина есть и реальные черты самого Державина, администратора и государственного деятеля.
Героические оды и патриотическая лирика Державина
Героические оды Державина являются отражением его победоносной эпохи. Предшественником Державина в этом виде оды был Ломоносов, и в своих победных одах Державин в значительной степени возвращается к его поэтике, героико-патриотические произведения отличаются торжественной приподнятостью, грандиозностью образов и метафор. Ода "На взятие Измаила'" начинается с величественной картины извержения Везувия, с которой сопоставляется величие русской победы под Измаилом. Взятие считавшейся неприступной крепости поставлено в связь не только с героическим прошлым русского народа, но и является залогом его великого будущего. Только величием и славой народа создается величие и слава царей. Во многих подобных одах Державина героем является Суворов. Для поэта он "князь славы'", величайший из полководцев. С ним связано и стихотворение с интимно-лирической интонацией, написанное очень простым языком - "Снигирь". В этом стихотворении Суворов изображается совершенно по-новому, приемами реалистического портрета. Военные доблести Суворова неотрывны от величия его нравственного облика, а образ героя окутан чувством искренней и глубокой скорби, вызванной его смертью.
Философские оды Державина
"Ода на смерть князя Мещерского" была первым стихотворением 1779 года, рубежного в творческой судьбе Державина. Она сохранила все внешние формы традиционной оды: была посвящена знатному человеку, написана четырехстопным ямбом, слог ее подчеркивал торжественность дум поэта. Но размышления о смерти утратили свою отвлеченность, свойственную другим одам, темой которых также являлись размышления о скоротечности жизни. Жизнь и смерть для Державина - конкретные понятия. Своими мыслями поэт делится с конкретным человеком, приятелем Перфильевым; поводом к созданию оды послужило действительное событие, в котором воедино слились быт и бытие. Поэт обновляет традиционно-аллегорический образ смерти реалистическими, подробностями. Мировоззрение Державина оптимистично: в заключении он ободряет Друга, призывая его смириться с мыслью о неизбежности смерти, перестать "терзаться и скорбеть"' об ушедшем друге и наслаждаться радостями жизни. Одним из способов преодоления страшной мысли о смерти становится для Державина религия. Ярким образцом его религиозных стихотворений является прославленная ода "Бог", принесшая своему создателю мировую славу. Восхваление бога превращается у Державина в гимн человеку величием своим он равен богу ("Ты есть - и я уж не ничто!"). В отношении этой идеи ода носила полемический характер к предшествующей русской литературной традиции. До Державина человек должен был говорить с богом, стон на коленях, теперь же поэту открылась относительность и условность противопоставления человека богу. Среди од религиозно-философской тематики выделяется и ода "Водопад'', в сложном содержании которой философские раздумья, политические идеи и восторженные похвалы переплетаются с живописными картинами.
Анакреонтические стихи Державина
Державин обладал замечательной способностью приблизить свое творчество к жизни и быту. В лице Анакреонта и Горация он нашел поэтов, родственных ему по характеру дарования и отчасти мировоззрения. Образцовыми в антологическом роде считаются послания "Приглашение к обеду"' и "Евгению. Жизнь Званская". В "Приглашении к обеду", обращенном к Шувалову, ярко выразилось жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение Державина. Посвящая день лишь друзьям и красоте. Державин в обычном для него контрасте вспоминает о смерти. ''И смерть к нам смотрит чрез забор", - замечает поэт, используя шутливо-простонародные выражения. В стихотворении он дает свое понимание ''блаженства"': оно заключается "в здравии, спокойстве духа"; "умеренность есть лучший пир". Послание написано в свободном и непринужденном тоне, простым языком, местами близким к народному.
Послание "Евгению. Жизнь Званская'' дает блестящую и широкую картину помещичьего быта. В стихотворении звучит тема противопоставления жизни городской и сельской, причем решается она в контексте темы более широкой - темы творчества. В классицистической эстетике поэту было отведено место безличного, абстрактного выразителя истины, никак не связанного с прозой жизни. Образ поэта, созданный Державиным, был лишен условности, он был конкретен. В послании "Евгению" как раз и раскрывается образ автора-героя в его биографической конкретности, в окруженности деталями быта, природы. Державин пытается запечатлеть и творческий процесс в условиях повседневной жизни. Все это дает исследователям возможность сблизить послание Державина и '"Осень"' Пушкина, эпиграфом к которому Пушкин взял строки из державинского стихотворения, и назвать их "звеньями одной цепи". Тема природы в творчестве Державина Объективный земной мир, природа в русской поэзии XVIII века впервые отражается в творчестве Державина. В классицистических произведениях если и возникал пейзаж, то был он условным и отвлеченным, теоретическим. Державин же воспринимаем природу зрительно, в слуховых образах. Его пейзажные зарисовки отличаются яркостью, великолепием, красочностью ("Сребром сверкают волны"', '"Граненных бриллиантов холмы / Вслед сыпались за кораблем'"). Державин конкретизирует отвлеченные темы, абстрактные идеи приобретают у него предметный образ. Правдивое, живое описание южной природы являет собой стихотворение "Осень во время осады Очакова".
Художественное своеобразие творчества Державина.
Его новаторство как ноша
Классицизм диктовал разделение поэзии на жанры, что определяло закон единства стиля. Каждому жанру соответствовала своя тема, которая требовала своего языка и точно обозначенной образной системы. Державин разрушал каноны классицизма, смело смешивал "'высокое'' и "низкое", "возвышенное" и "смешное", следуя за реальной действительностью, в которой все явления находятся в тесной взаимосвязи Содержание, соответствующее оде, он излагает жанром анакреонтической песни, сочетает хвалебную оду с сатирой и т. д. Державин изображает реальный мир во всем многообразии особенностей присущих ему явлений, что обуславливает индивидуальность стиля. Об этом писал Гоголь: "Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от необыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и простыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина". Соединение высоких слов с низкими я лирические жанрах запрещалось классицизмом, и это правило смело нарушает Державин (в этом отношении показательно стихотворение "Снигирь").
В современном литературоведении сосуществуют разные точки зрения по вопросу (принадлежности Державина к тому или иному литературному направлению. Рассматривая Державина как фигуру переходного времени, следует отметить его связь с классицизмом, сентиментализмом, предромантизмом и реализмом.
Русская проза 1760 - 1770-х годов
Развитие книжной прозы и рост ее популярности в последней трети XVIII века связан с процессом расширения и демократизации читательской аудитории. Сумароков и его сторонники прямо осуждали такие жанры, как повесть и роман. В '"Письме о чтении романов" Сумароков утверждал, что чтение романа - "погубление" времени. В системе жанров классицизма место себе нашел только государственно-политический роман. В идейно-художественном отношении прозаическая литература противостояла поэзии и драматургии классицизма - она ориентировалась не на дворянскую, а на демократическую читательскую аудиторию. В прозе утвердили себя "мелкотравчатые писатели" третьего сословия - Ф. Эмин, М.Д. Чулков, В.А. Левшин. М. Комаров. Они вносили в литературу недворянский социальный опыт, особую по сравнению с классицизмом тематику, близкую к жизни и быту широких слоев населения: своеобразием отличался и пафос их творчества. Усиливается обращение к устному народному творчеству и к древней литературе, дают о себе знать стилистические тенденции натурализма и художественного эмпиризма.
Одним ил ранних писателей-прозаиков в России был Ф.Эмин, представляющий тип писателя-профессионала, дельца и коммерсанта. Его роман "Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда" стал первым оригинальным русским романом. По мнению Благого, его можно рассматривать как переходное звено от рукописных повестей ("гисторий") к романтической литературе нового типа.
Историко-литературное значение Эмина определяется главным образом его романом "Письма Эрнеста и Доравры". Впервые русское произведение написано в эпистолярной форме, использованной автором под влиянием романа Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". Несмотря на подражательность и художественную слабость, "Письма Эрнеста и Доравры'" имеют ценность как первый в России психологический роман сентиментального направления.
Особо следует остановиться на творчестве М.Д.Чулкова, также ориентировавшегося на демократического читателя. Лучшими произведениями Чулкова являются сборник '"Пересмешник" и роман «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины'', "Пересмешник, или славянские сказки"' представляет собой сборник разных повестей и рассказов то авантюрно-фантастического, то сатирико-бытового содержания. Сборник построен по принципу "приключений о приключениях'": входящие в него произведения объединяются общей сюжетной канвой, входят одно в другое и дают повод к новым повестям. Из сатирико-бытовых повестей, представляющих переработку рукописных фацеций, сказок о чертях, бытовых анекдотов, наиболее содержательными являются '"Горькая участь" и "Драгоценная щука". Повести Чулкова отличаются сатирической остротой, основой их чаше всего является бытовой анекдот, а жанровое своеобразие определяется включением - элементов нравоописательного очерка, памфлета, сатирического письма, бытовой повести, пародии, сказки, басни. "'Пригожая повариха" Чулкова - "плутовской" роман в форме рассказа-исповеди Мартоны. Образ заведомо порочной героини был новым в русской литературе XVIII века. Мартона вызывает сочувствие читателей, поскольку в ее падении виновата не столько она сама, сколько социальные и общественные условия. Так проявилась антидворянская настроенность автора романа. Лукавый иронический язык "Пригожей поварихи" характеризуется обилием пословиц и поговорок, что является отличительной чертой стиля Чулкова. Он был первым, кто соединил устные народные истории и сказки с традицией мировой литературы. В художественном отношении проза Чулкова еще не смогла подняться выше натуралистического бытописания, но все же представляет интересное явление в истории русской прозы до Радищева и Карамзина.
Представителем '"третьесословной" прозы является и Левшин, который вместе с Чулковым был в значительной степени родоначальником массовой (лубочной) литературы или литературы, граничившей с лубком. Массовую повествовательную литературу представляют произведения Н.Г. Курганова, И. Новикова. М. Комарова, Нужно уметь дать общую характеристику массовой повествовательной литературы этого периода.
А.Н. Радищев
Значение Радищева как писателя, мысли геля-революционера и политического деятеля в истории русской культуры чрезвычайно велико. По своему мировоззрению, идейной позиции, кругу интересов он принадлежал к плеяде европейских просветителей XVIII века. Важнейшие события столетия - восстание под руководством Пугачева, опыт революционного движения в Европе и Америке - отразились на формировании его социальных и политических убеждений.
Ранняя публицистика обнаруживает глубину патриотизма и свободолюбия Радищева. В "Письме к другу, жительствующем; в Тобольске" писатель дает оценку деятельности Петра I: "...он дал первый стремление столь широкой громаде'', то есть России, но «мог бы... славнее быть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную", другими словами, гражданскую. Уже тогда Радищев считал, что "нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своея власти" - без революционного переворота невозможно ограничение самодержавии.
В "Беседе о том, что есть сын Отечества" Радищев раскрывает гражданское понимание образа борца за справедливость: "Человек, человек потребен для ношения имени сына Отечества'". В России же крепостные "земледельцы" превращены в "тяглый скот, а помещики недостойны знания человека, потому что они грабители и кровопийцы.
В "Житии Федора Васильевича Ушакова" Радищев предложил свое понимание нового типа положительного героя. Он стремился написать произведение, которое бы строилось на автобиографическом материале, и рассказать в нем о годах юности, проведенных в Лейпцигском университете. Однако он избираем не жанр исповеди, подсказанный литературной традицией, а жанр '"жития", хотя его герой не знаменитый человек. Герой книги Радищева - юноша Федор Ушаков, а рассказывает она о формировании убеждений, выдвигая центральную тему своей эпохи - тему воспитания. Жанровая природа произведения отличается достаточным своеобразием: в "Житие" входят элементы жанров повести, жития, мемуаров, трактата, послания. Жизнеописание Ушакова органически переплетается с философскими, моральными и политическими рассуждениями.
32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева
Основное внимание следует уделить анализу одного из самых выдающихся произведений русской литературы XVIII века - "Путешествия из Петербурга в Москву", в котором с большой полнотой воплотилось мировоззрение его автора, нашла отражение его социальная и философская позиция. Каждая из глав книги, названная по станциям дороги от одной столицы в другую, содержит новую тему, а иногда и две. Ими являются социальное бесправие крепостного крестьянства и ужас его положения, связь крепостного права и помещичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения, бесчеловечность самодержавно-бюрократического строя, разложение нравов дворянства и высокие добродетели в среде крестьян, эстетическая и нравственная жизнь народа, рекрутчина и др. Но при этом '"Путешествие" не распадается на отдельные очерки и новеллы, поскольку все темы подчинены раскрытию основной идеи книги, крепостнически-помещичий строй должен быть разрушен, а народ - освобожден. Главенствующая роль в процессе освобождения отводится народу, революции. Кроме того, весь огромный материал книги подчиняется единому сюжету, которым в "Путешествии" является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, "история идейного и морального обновления путешественника" (Г.Макогоненко).
В образе путешественника раскрывается радищевский идеал человека; это прежде всего "'общественный человек", живущий социальными интересами ("Душа моя страданиями человеческими уязвленна стала"). От сознания несовершенства существующей государственной системы к формированию революционных убеждений - таков путь нравственной эволюции героя. Последовательность духовных испытании путешественника строго обозначена
На страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" появляется много действующих лиц, очерченных автором кратко, но резко, и выступающих в качестве представителей различных социальных слоев русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы. Первая состоит из угнетателей народа: помещиков, чиновников, придворных. В изображении Радищева они "звери алчные, пиявицы ненасытные". Выясняя место и роль образов помещиков в образной системе произведения необходимо обратиться к вопросу о документальной основе их создания, рассмотреть основные приемы художественной типизации и определить особенности проявления авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства. Образы царя и придворных, чиновников, купцов и офицерства у Радищева включены в контекст проблемы соотношения власти и закона, идеала и действительности.
Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы "Городня", путешественник общается по преимуществу с крестьянами и утверждает мысль о том, что крепостное право не смогло уничтожить в русском национальном характере основных источников его духовных и нравственных сил и возможностей. Путешественник выступает союзником автора оды "Вольность", то есть самого Радищева, уверенного в необходимости революционного переустройства действительности. Именно народу предстоит обновить Россию. Характер изображения людей из народа, само отношение Радищева к ним - новое явление а русской литературе и знаменательная победа писателя. Для Радищева народ не абстрактная категория: писатель пытается дать образ крестьян в их индивидуальном своеобразии. В подтверждение этому уместно сопоставление образов крестьян в главах "Любани", "Медное", "Городим". В помещичьей среде Радищев отрицает существование нравственного и физического здоровья, чести, собственного достоинства, но все эти качества он приписывает русскому крестьянству. Подобное изображение крестьянина служит выражением идеи писателя о том, что именно народ является носителем гражданских начал, необходимых для устройства нового, свободного общества. Здесь мысль Радищева полемически направлена против дворянских идеологов, утверждающих, что народ не способен вынести бремя свободы. Тенденции к идеализации народных образов противостоит стремление Радищева не приукрашивать действительность. Рабы по положению могут стать рабами по духу, и виновен в этом будет, с точки зрения писателя, помещичий класс, развращающий крестьян нравственно и физически. О мощной духовной активности народа свидетельствует в книге Радищева его способность к творчеству, поэтому проблеме использования писателем опыта устного художественного творчества народа следует уделить особое внимание
Третья группа действующих лиц произведения - интеллигенты, люди высоких духовных стремлений, душой приверженные к народу - "сочувственники'' путешественника. В отношении "приятеля Ч...", "A.M.К."', новгородского семинариста, господина Крестьянкина и других необходимо решить вопрос о соотношении документального и художественного начал в этих образах и раскрыть значение героев данного типа в образной системе произведения, в логике развитии авторской идеи.
Изучая особенности системы образов"Путешествия из Петербурга в Москву", необходимо также ответить на вопрос, почему книга Радищева завершается '"Словом о Ломоносове''.
В тесной связи с анализом "Путешествия" нужно осмыслить политическую, историческую и философскую проблематику оды "Вольность"'. В ней Радищев выступает как основоположник революционной пеший в России. В традиционную классицистическую форму оды, написанной высоким "штилем", ямбами и десятистишной строфой, Радищев вкладывает новое содержание. Хвалебная ода воспевала монархов, а Радищев прославляет тираноборцев Брута и Вильгельма Телля, славит "дар бесценный вольность', революцию.
Особо следует остановиться на изучении жанрового и композиционного своеобразия "Путешествия". Книге Радищева присуща острая публицистичность - "особая форма художественности", "сплав научного и художественного метода исследования жизни и объяснения человека" (Г.Макогоненко). Публицистичностью обусловлены некоторые особенности сюжетосложения. построение характеров и автобиографического образа автора-героя. Радищев отказался от частных сюжетов, поэтому его герои раскрываются в делах общественных. В то же время Радищеву был чужд рационализм, большое значение он придавал чувствам, которые "благую в человеке производят тревогу... совершенно бесстрастный человек есть глупец и истукан нелепый". Разум и чувства, с точки зрения писателя, должны гармонично сочетаться в человеке. Напряженная эмоциональность повествования связывает Радищева со стилевыми традициями общеевропейского сентиментализма. Ряд исследователей отмечали влияние на Радищева сентиментальной литературы в создании образа путешественника, в своеобразии его композиционной роли в книге. Другие считали, что проблема чувствительности относится ко всем героям повествования.
Значительное место в "Путешествии" занимает автобиографическое начало - писатель не хочет скрывать своих личных убеждений. Автобиографизм характерен и сентиментализму, и реализму. Субъективизм сентименталистов - Стерна и Руссо - чужд Радищеву. С точки зрения Макогоненко, "он развивал и углублял принципы автобиографизма, торжествовавшие в поэзии Державина'', а творчество Державина рассматривается исследователем в контексте становления русского реализма. Реалистична и художественная задача Радищева - представить "все веши" "в естественном их виде", осмыслить и показать действительность такою, как она есть. Глубина проникновения в изображаемые характеры, верность передачи социальных обстоятельств жизни героев, свойственные художественной манере Радищева, позволяют исследователям (Беркову, Пиксанову, Макогоненко) относить его творчество к критическому или же просветительскому реализму. Таким образом, вопрос о принадлежности Радищева к определенное литературному направлению до сих пор остается дискуссионным.
Для своей книги писатель избирает жанр путешествия, получивший в XVIII широкое распространение в сентиментальной литературе, благодаря английскому писателю Стерну - автору "Сентиментального путешествия"', представлявшего интимную жизнь автора. Но была и другая традиция - в 1760 - 1780-е годы читатель познакомился с серией "путешествий"', написанных русскими учеными; знал он и "Путешествие в... И.Т.", напечатанное в журнале Новикова "Трутень", и "Путешествие глухого и немого" Фонвизина. Это был жанр русского просветительского "путешествия", в котором герой вырывался из сферы частной жизни и вступал в сферу жизни общей. Эту русскую традицию продолжает Радищев. В "Путешествии из Петербурга в Москву" совмещается разнообразный литературный жанровый материал: в нем можно найти черты литературного путешествия, воспитательного и нравоучительного романа, литературной повести, трактата, сатирических зарисовок, исповеди. Одни из этих жанров являются "первичными", другие "объединяющими". Необходимо ответить на вопрос, какие "первичные" жанры входят в состав "Путешествия" и каковы принципы их взаимосвязи и взаимодействия в произведении.
В области композиции "'Путешествия" Радищев также проявляет новаторство. Изучая принципы построения книги, необходимо выделить микро- и макроструктуры произведении, определить основную структурную единицу циклической композиции "Путешествия", понять роль механических связок в композиции.
Определенные сложности вызывает анализ языка и стиля произведений Радищева. Нужно выделить тенденцию к использованию легкого разговорного языка в одних ситуациях и традиции славянизированного книжного языка в тех случаях, когда автор высказывает свои философские убеждения или передает гражданские чувства. Для выражения новых демократических идей Радищеву были необходимы и новые средства языка. Писатель складывал свой литературный стиль из разнообразных элементов: из языка современной ему литературы, языка древнерусской письменности, устной народной поэзии, живой народной речи (автор воспроизводит ее в лучших образцах, без увлечения диалектизмами). Национальные истоки русского литературного языка он видел в старославянской и древнерусской письменности. Обращаясь к ним, Радищев часто славянизировал свой язык более чем это требовалось даже "высоким штилем" Ломоносова.
Поэзия Радищева
Заслуживают внимания эстетические и литературно-теоретические высказывания Радищева, особенно его взгляд на русское стихосложение. Он указывал на возможности русской стихотворной речи: применение трехсложных размеров и хорея (вопреки преобладанию ямба), употребление стихов без рифмы и создание новых строф. В стихотворении "Сафические строфы" Радищев использует опыт античной метрики и делает попытку создать новые формы интимной лирики. Стихотворение '"Осмнадцатое столетие" представляет философский обзор итогов XVIII века, "мощного, великого столетия", "творца мысли". Этот век, однако, еще не принес человеку ни свободы, ни добродетели, ни счастья. Большие трудности вызывает анализ поэм Радищева "Бова", "Песни, петые на состязаниях...", "Песнь историческая", где, кроме проблематики, нужно остановиться на вопросах о связи с фольклором и о жанровом и метрическом своеобразии их художественной формы.
И.А. Крылов
В литературном процессе последней трети XVIII века значительное место занимает деятельность И.А.Крылова, выступившею в качестве драматурга, журналиста, поэта. Мы рассмотрим первый, так называемый "до-басенный" период его творчества, охватывающий приблизительно двадцать лет (басенному жанру Крылов посвятил себя с 1806 г.).
Первыми литературными опытами Крылова были драматургические произведения - комические оперы "Кофейница" 1783). "Бешеная семья", 'Американцы", комедии "Сочинитель в прихожей". "Проказники". Ни одна из пьес не увидела сцены, но при всех недостатках ранние комедии Крылова не уступали многим подобным пьесам его современников. Крылов борется с галломанией дворян, обличает литературные нравы, его пьеса "Проказники" является резкой сатирой на лица. Показательны и первые образцы лирики Крылова.
"Почта духов" Крылова
Главное внимание следует обратить на сатирические журналы Крылова, сравнить их проблематику и художественные средства с журналами Н.И. Новикова. В своем сатирическом пафосе Крылов примыкает к радищевской линии в русской литературе XVIII века, хотя и остается на позициях просветительства. "Почта духов" (1789) издавалась Крыловым ежемесячно при помощи И.Рахманинова. Крылов был не только издателем журнала, но и его автором. Название обращает нас к "Адской почте" Эмина. "Почта духов" строится по тому же композиционному" принципу: состоит из писем к волшебнику Маликульмульку подземных, воздушных и водяных духов. Издание Крылова не является журналом в современном смысле, это сборник очерков, объединенных общей идеей и формой, что дает основание исследователям определить "Почту духов" как просветительский философский роман. В литературном отношении проза Крылова тяготеет к "Хромому бесу" и "Жиль Бласу" Лесажа. К '"Хромому бесу'" восходит и сатирический жанр "Почты духов": сатирическому разоблачению действительности дается фантастическая мотивировка. "Почту духов" исследователи сближают с "Персидскими письмами" Монтескье и сатирическими сказками Вольтера. Вместе с тем "Почта духов" опирается на лучшие традиции русской сатирической журналистики. Рисуя сатирическую картину действительности, Крылов прибегает к литературному приему, которым часто пользуются писатели XVIII века: человеческая жизнь дается в восприятии наблюдателей, изучающих ее, - в данном случае фантастических существ, что усиливает сатирическую остроту воспроизведения действительности, к которой все давно привыкли. Крылов разоблачает представителей власти, вельмож, судей, чиновников, протестует против несчастной участи рабов. Создавая сатиру ''на лица", он направляет ее против фактов, характерных для социально-политической действительности России. Нужно рассмотреть тематику сатирико-повествовательных и морально-философских писем е "Почте духов", отметить приемы, формы и виды сатиры, свойственные литературной манере Крылова-сатирика (сатирические стихи, сатирическая сценка, письмо, документ, элементы "перелицовки" и пародии в духе бурлеска и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|