Сделай Сам Свою Работу на 5

Сатирические оды Державина





В своих "Записках" Державин признавался, что "дух его склонен всегда к морали". Его сатирические стихи не являются образцами "чистой" сатиры, обличительный элемент в них сочетается с поучительным и хва­лебным. К сатирическим одам примыкают религиозно-обличительные, по большей части представляющие собой переложения псалмов. Ода "Вла­стителям и судиям" (1780 - 1787) представляет собой переложение 81 псалма. Она обращена к высшей власти — в ней поэт устами "всевышнего бога" провозглашает обязанности "властителей и судей" и призывает бога ниспровергнуть неправедную власть; В условиях эпохи религиозно-обличительная ода Державина получила отчетливое политическое звуча­ние и была названа Екатериной II "якобинскими стихами".

Подлинно гражданские темы и мотивы звучат в оде "Вельможа" (1794), Обличение современного поэту "вельможества" ведется с граждан­ской точки зрения, хотя в оде сохраняется религиозно-нравственный эле­мент. В первых строфах развивается мысль о том, каким должен быть ис­тинный, идеальный вельможа, рисуется идеал человека-гражданина. Ос­новная часть произведения - сатирическая, в которой по контрасту с пре­дыдущей рисуется отрицательный образ изнеженного вельможи. Заключи­тельные строфы вновь звучат в торжественном тоне оды - в них поэт воз­вращается к мысли об истинном назначении вельможи. Живая личность поэта, появившаяся в "Фелице", уже не уходит из его творчества. По мне­нию исследователей, в образе человека-гражданина есть и реальные черты самого Державина, администратора и государственного деятеля.



Героические оды и патриотическая лирика Державина

Героические оды Державина являются отражением его победонос­ной эпохи. Предшественником Державина в этом виде оды был Ломоно­сов, и в своих победных одах Державин в значительной степени возвраща­ется к его поэтике, героико-патриотические произведения отличаются торжественной приподнятостью, грандиозностью образов и метафор. Ода "На взятие Измаила'" начинается с величественной картины извержения Везувия, с которой сопоставляется величие русской победы под Измаилом. Взятие считавшейся неприступной крепости поставлено в связь не только с героическим прошлым русского народа, но и является залогом его вели­кого будущего. Только величием и славой народа создается величие и слава царей. Во многих подобных одах Державина героем является Суво­ров. Для поэта он "князь славы'", величайший из полководцев. С ним свя­зано и стихотворение с интимно-лирической интонацией, написанное очень простым языком - "Снигирь". В этом стихотворении Суворов изо­бражается совершенно по-новому, приемами реалистического портрета. Военные доблести Суворова неотрывны от величия его нравственного об­лика, а образ героя окутан чувством искренней и глубокой скорби, вызван­ной его смертью.



 

 

Философские оды Державина

"Ода на смерть князя Мещерского" была первым стихотворением 1779 года, рубежного в творческой судьбе Державина. Она сохранила все внешние формы традиционной оды: была посвящена знатному человеку, написана четырехстопным ямбом, слог ее подчеркивал торжественность дум поэта. Но размышления о смерти утратили свою отвлеченность, свой­ственную другим одам, темой которых также являлись размышления о скоротечности жизни. Жизнь и смерть для Державина - конкретные поня­тия. Своими мыслями поэт делится с конкретным человеком, приятелем Перфильевым; поводом к созданию оды послужило действительное собы­тие, в котором воедино слились быт и бытие. Поэт обновляет традицион­но-аллегорический образ смерти реалистическими, подробностями. Миро­воззрение Державина оптимистично: в заключении он ободряет Друга, призывая его смириться с мыслью о неизбежности смерти, перестать "тер­заться и скорбеть"' об ушедшем друге и наслаждаться радостями жизни. Одним из способов преодоления страшной мысли о смерти становится для Державина религия. Ярким образцом его религиозных стихотворений является прославленная ода "Бог", принесшая своему создателю мировую славу. Восхваление бога превращается у Державина в гимн человеку ве­личием своим он равен богу ("Ты есть - и я уж не ничто!"). В отношении этой идеи ода носила полемический характер к предшествующей русской литературной традиции. До Державина человек должен был говорить с бо­гом, стон на коленях, теперь же поэту открылась относительность и ус­ловность противопоставления человека богу. Среди од религиозно-философской тематики выделяется и ода "Во­допад'', в сложном содержании которой философские раздумья, политиче­ские идеи и восторженные похвалы переплетаются с живописными карти­нами.



Анакреонтические стихи Державина

Державин обладал замечательной способностью приблизить свое творчество к жизни и быту. В лице Анакреонта и Горация он нашел по­этов, родственных ему по характеру дарования и отчасти мировоззрения. Образцовыми в антологическом роде считаются послания "Приглашение к обеду"' и "Евгению. Жизнь Званская". В "Приглашении к обеду", обращенном к Шувалову, ярко вырази­лось жизнерадостное, горациански умеренное мироощущение Державина. Посвящая день лишь друзьям и красоте. Державин в обычном для него контрасте вспоминает о смерти. ''И смерть к нам смотрит чрез забор", - за­мечает поэт, используя шутливо-простонародные выражения. В стихотво­рении он дает свое понимание ''блаженства"': оно заключается "в здравии, спокойстве духа"; "умеренность есть лучший пир". Послание написано в свободном и непринужденном тоне, простым языком, местами близким к народному.

Послание "Евгению. Жизнь Званская'' дает блестящую и широкую картину помещичьего быта. В стихотворении звучит тема проти­вопоставления жизни городской и сельской, причем решается она в кон­тексте темы более широкой - темы творчества. В классицистической эсте­тике поэту было отведено место безличного, абстрактного выразителя ис­тины, никак не связанного с прозой жизни. Образ поэта, созданный Дер­жавиным, был лишен условности, он был конкретен. В послании "Евге­нию" как раз и раскрывается образ автора-героя в его биографической конкретности, в окруженности деталями быта, природы. Державин пыта­ется запечатлеть и творческий процесс в условиях повседневной жизни. Все это дает исследователям возможность сблизить послание Державина и '"Осень"' Пушкина, эпиграфом к которому Пушкин взял строки из державинского стихотворения, и назвать их "звеньями одной цепи". Тема природы в творчестве Державина Объективный земной мир, природа в русской поэзии XVIII века впервые отражается в творчестве Державина. В классицистических произ­ведениях если и возникал пейзаж, то был он условным и отвлеченным, теоретическим. Державин же воспринимаем природу зрительно, в слухо­вых образах. Его пейзажные зарисовки отличаются яркостью, великолепи­ем, красочностью ("Сребром сверкают волны"', '"Граненных бриллиантов холмы / Вслед сыпались за кораблем'"). Державин конкретизирует отвле­ченные темы, абстрактные идеи приобретают у него предметный образ. Правдивое, живое описание южной природы являет собой стихотворение "Осень во время осады Очакова".

Художественное своеобразие творчества Державина.

Его новаторство как ноша

Классицизм диктовал разделение поэзии на жанры, что определяло закон единства стиля. Каждому жанру соответствовала своя тема, которая требовала своего языка и точно обозначенной образной системы. Держа­вин разрушал каноны классицизма, смело смешивал "'высокое'' и "низкое", "возвышенное" и "смешное", следуя за реальной действительностью, в ко­торой все явления находятся в тесной взаимосвязи Содержание, соответ­ствующее оде, он излагает жанром анакреонтической песни, сочетает хва­лебную оду с сатирой и т. д. Державин изображает реальный мир во всем многообразии особен­ностей присущих ему явлений, что обуславливает индивидуальность сти­ля. Об этом писал Гоголь: "Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов. Разъяв анатомическим ножом, увидишь, что это происходит от не­обыкновенного соединения самых высоких слов с самыми низкими и про­стыми, на что бы никто не отважился, кроме Державина". Соединение вы­соких слов с низкими я лирические жанрах запрещалось классицизмом, и это правило смело нарушает Державин (в этом отношении показательно стихотворение "Снигирь").

В современном литературоведении сосуществуют разные точки зре­ния по вопросу (принадлежности Державина к тому или иному литературному направлению. Рассматривая Державина как фигуру переходного времени, следует отметить его связь с классицизмом, сентиментализмом, предромантизмом и реализмом.

Русская проза 1760 - 1770-х годов

Развитие книжной прозы и рост ее популярности в последней трети XVIII века связан с процессом расширения и демократизации читательской аудитории. Сумароков и его сторонники прямо осуждали такие жанры, как повесть и роман. В '"Письме о чтении романов" Сумароков утверждал, что чтение романа - "погубление" времени. В системе жанров классицизма место себе нашел только государственно-политический роман. В идейно-художественном отношении прозаическая литература противостояла по­эзии и драматургии классицизма - она ориентировалась не на дворянскую, а на демократическую читательскую аудиторию. В прозе утвердили себя "мелкотравчатые писатели" третьего сословия - Ф. Эмин, М.Д. Чулков, В.А. Левшин. М. Комаров. Они вносили в литературу недворянский соци­альный опыт, особую по сравнению с классицизмом тематику, близкую к жизни и быту широких слоев населения: своеобразием отличался и пафос их творчества. Усиливается обращение к устному народному творчеству и к древней литературе, дают о себе знать стилистические тен­денции натурализма и художественного эмпиризма.

Одним ил ранних писателей-прозаиков в России был Ф.Эмин, пред­ставляющий тип писателя-профессионала, дельца и коммерсанта. Его ро­ман "Непостоянная фортуна, или похождения Мирамонда" стал первым оригинальным русским романом. По мнению Благого, его можно рассмат­ривать как переходное звено от рукописных повестей ("гисторий") к ро­мантической литературе нового типа.

Историко-литературное значение Эмина определяется главным обра­зом его романом "Письма Эрнеста и Доравры". Впервые русское произве­дение написано в эпистолярной форме, использованной автором под влиянием романа Руссо "Юлия, или Новая Элоиза". Несмотря на подража­тельность и художественную слабость, "Письма Эрнеста и Доравры'" име­ют ценность как первый в России психологический роман сентименталь­ного направления.

Особо следует остановиться на творчестве М.Д.Чулкова, также ори­ентировавшегося на демократического читателя. Лучшими произведения­ми Чулкова являются сборник '"Пересмешник" и роман «Пригожая повари­ха, или Похождения развратной женщины'', "Пересмешник, или славян­ские сказки"' представляет собой сборник разных повестей и рассказов то авантюрно-фантастического, то сатирико-бытового содержания. Сборник построен по принципу "приключений о приключениях'": входящие в него произведения объединяются общей сюжетной канвой, входят одно в дру­гое и дают повод к новым повестям. Из сатирико-бытовых повестей, пред­ставляющих переработку рукописных фацеций, сказок о чертях, бытовых анекдотов, наиболее содержательными являются '"Горькая участь" и "Дра­гоценная щука". Повести Чулкова отличаются сатирической остротой, ос­новой их чаше всего является бытовой анекдот, а жанровое своеобразие определяется включением - элементов нравоописательного очерка, памфле­та, сатирического письма, бытовой повести, пародии, сказки, басни. "'При­гожая повариха" Чулкова - "плутовской" роман в форме рассказа-исповеди Мартоны. Образ заведомо порочной героини был новым в рус­ской литературе XVIII века. Мартона вызывает сочувствие читателей, по­скольку в ее падении виновата не столько она сама, сколько социальные и общественные условия. Так проявилась антидворянская настроенность ав­тора романа. Лукавый иронический язык "Пригожей поварихи" характери­зуется обилием пословиц и поговорок, что является отличительной чертой стиля Чулкова. Он был первым, кто соединил устные народные истории и сказки с традицией мировой литературы. В художественном отношении проза Чулкова еще не смогла подняться выше натуралистического быто­писания, но все же представляет интересное явление в истории русской прозы до Радищева и Карамзина.

Представителем '"третьесословной" прозы является и Левшин, кото­рый вместе с Чулковым был в значительной степени родоначальником массовой (лубочной) литературы или литературы, граничившей с лубком. Массовую повествовательную литературу представляют произве­дения Н.Г. Курганова, И. Новикова. М. Комарова, Нужно уметь дать об­щую характеристику массовой повествовательной литературы этого пе­риода.

А.Н. Радищев

Значение Радищева как писателя, мысли геля-революционера и по­литического деятеля в истории русской культуры чрезвычайно велико. По своему мировоззрению, идейной позиции, кругу интересов он принадле­жал к плеяде европейских просветителей XVIII века. Важнейшие события столетия - восстание под руководством Пугачева, опыт революционного движения в Европе и Америке - отразились на формировании его социаль­ных и политических убеждений.

Ранняя публицистика обнаруживает глубину патриотизма и свободо­любия Радищева. В "Письме к другу, жительствующем; в Тобольске" пи­сатель дает оценку деятельности Петра I: "...он дал первый стремление столь широкой громаде'', то есть России, но «мог бы... славнее быть, возносяся сам и вознося отечество свое, утверждая вольность частную", дру­гими словами, гражданскую. Уже тогда Радищев считал, что "нет и до скончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил доб­ровольно что-либо из своея власти" - без революционного переворота не­возможно ограничение самодержавии.

В "Беседе о том, что есть сын Отечества" Радищев раскрывает граж­данское понимание образа борца за справедливость: "Человек, человек по­требен для ношения имени сына Отечества'". В России же крепостные "земледельцы" превращены в "тяглый скот, а помещики недостойны знания человека, потому что они грабители и кровопийцы.

В "Житии Федора Васильевича Ушакова" Радищев предложил свое понимание нового типа положительного героя. Он стремился написать произведение, которое бы строилось на автобиографическом материале, и рассказать в нем о годах юности, проведенных в Лейпцигском университе­те. Однако он избираем не жанр исповеди, подсказанный литературной традицией, а жанр '"жития", хотя его герой не знаменитый человек. Герой книги Радищева - юноша Федор Ушаков, а рассказывает она о формирова­нии убеждений, выдвигая центральную тему своей эпохи - тему воспита­ния. Жанровая природа произведения отличается достаточным своеобра­зием: в "Житие" входят элементы жанров повести, жития, мемуаров, трак­тата, послания. Жизнеописание Ушакова органически переплетается с фи­лософскими, моральными и политическими рассуждениями.

 

32. "Путешествие из Петербурга в Москву " Радищева

Основное внимание следует уделить анализу одного из самых выдающихся произведений русской литературы XVIII века - "Путешествия из Петербурга в Москву", в котором с большой полнотой воплотилось ми­ровоззрение его автора, нашла отражение его социальная и философская позиция. Каждая из глав книги, названная по станциям дороги от одной столицы в другую, содержит новую тему, а иногда и две. Ими являются социальное бесправие крепостного крестьянства и ужас его положения, связь крепостного права и помещичьих привилегий с аппаратом государственного принуждения, бесчеловечность самодержавно-бюрократического строя, разложение нравов дворянства и высокие добродетели в среде крестьян, эстетическая и нравственная жизнь народа, рекрутчина и др. Но при этом '"Путешествие" не распадается на отдельные очерки и новеллы, поскольку все темы подчинены раскрытию основной идеи книги, крепостнически-помещичий строй должен быть разрушен, а народ - освобожден. Главенствующая роль в процессе освобождения отводится народу, революции. Кроме того, весь огромный материал книги подчиняется единому сюжету, которым в "Путешествии" является история человека, познавшего свои политические заблуждения, открывшего правду жизни, "история идейного и морального обновления путешественника" (Г.Макогоненко).

В образе путешественника раскрывается радищевский идеал челове­ка; это прежде всего "'общественный человек", живущий социальными ин­тересами ("Душа моя страданиями человеческими уязвленна стала"). От сознания несовершенства существующей государственной системы к фор­мированию революционных убеждений - таков путь нравственной эволю­ции героя. Последовательность духовных испытании путешественника строго обозначена

На страницах "Путешествия из Петербурга в Москву" появляется много действующих лиц, очерченных автором кратко, но резко, и высту­пающих в качестве представителей различных социальных слоев русского общества конца XVIII века. Их можно разделить на три группы. Первая состоит из угнетателей народа: помещиков, чиновников, придвор­ных. В изображении Радищева они "звери алчные, пиявицы ненасытные". Выясняя место и роль образов помещиков в образной системе произведе­ния необходимо обратиться к вопросу о документальной основе их созда­ния, рассмотреть основные приемы художественной типизации и опреде­лить особенности проявления авторской позиции по отношению к разным типам поместного дворянства. Образы царя и придворных, чиновников, купцов и офицерства у Радищева включены в контекст проблемы соотно­шения власти и закона, идеала и действительности.

Вторую группу представляет крестьянство, народ. Начиная с главы "Городня", путешественник общается по преимуществу с крестьянами и утверждает мысль о том, что крепостное право не смогло уничтожить в русском национальном характере основных источников его духовных и нравственных сил и возможностей. Путешественник выступает союзником автора оды "Вольность", то есть самого Радищева, уверенного в необхо­димости революционного переустройства действительности. Именно на­роду предстоит обновить Россию. Характер изображения людей из народа, само отношение Радищева к ним - новое явление а русской литературе и знаменательная победа писателя. Для Радищева народ не абстрактная кате­гория: писатель пытается дать образ крестьян в их индивидуальном свое­образии. В подтверждение этому уместно сопоставление образов крестьян в главах "Любани", "Медное", "Городим". В помещичьей среде Радищев отрицает существование нравственного и физического здоровья, чести, собственного достоинства, но все эти качества он приписывает русскому крестьянству. Подобное изображение крестьянина служит выражением идеи писателя о том, что именно народ является носителем гражданских начал, необходимых для устройства нового, свободного общества. Здесь мысль Радищева полемически направлена против дворянских идеологов, утверждающих, что народ не способен вынести бремя свободы. Тенденции к идеализации народных образов противостоит стремление Радищева не приукрашивать действительность. Рабы по положению могут стать раба­ми по духу, и виновен в этом будет, с точки зрения писателя, помещичий класс, развращающий крестьян нравственно и физически. О мощной ду­ховной активности народа свидетельствует в книге Радищева его способ­ность к творчеству, поэтому проблеме использования писателем опыта устного художественного творчества народа следует уделить особое вни­мание

Третья группа действующих лиц произведения - интеллигенты, лю­ди высоких духовных стремлений, душой приверженные к народу - "сочувственники'' путешественника. В отношении "приятеля Ч...", "A.M.К."', новгородского семинариста, господина Крестьянкина и других необходи­мо решить вопрос о соотношении документального и художественного на­чал в этих образах и раскрыть значение героев данного типа в образной системе произведения, в логике развитии авторской идеи.

Изучая особенности системы образов"Путешествия из Петербурга в Москву", необходимо также ответить на вопрос, почему кни­га Радищева завершается '"Словом о Ломоносове''.

В тесной связи с анализом "Путешествия" нужно осмыслить полити­ческую, историческую и философскую проблематику оды "Вольность"'. В ней Радищев выступает как основоположник революционной пеший в России. В традиционную классицистическую форму оды, написанной вы­соким "штилем", ямбами и десятистишной строфой, Радищев вкладывает новое содержание. Хвалебная ода воспевала монархов, а Радищев про­славляет тираноборцев Брута и Вильгельма Телля, славит "дар бесценный вольность', революцию.

Особо следует остановиться на изучении жанрового и композицион­ного своеобразия "Путешествия". Книге Радищева присуща острая публи­цистичность - "особая форма художественности", "сплав научного и ху­дожественного метода исследования жизни и объяснения человека" (Г.Макогоненко). Публицистичностью обусловлены некоторые особенно­сти сюжетосложения. построение характеров и автобиографического об­раза автора-героя. Радищев отказался от частных сюжетов, поэтому его ге­рои раскрываются в делах общественных. В то же время Радищеву был чужд рационализм, большое значение он придавал чувствам, которые "благую в человеке производят тревогу... совершенно бесстрастный чело­век есть глупец и истукан нелепый". Разум и чувства, с точки зрения писа­теля, должны гармонично сочетаться в человеке. Напряженная эмоцио­нальность повествования связывает Радищева со стилевыми традициями общеевропейского сентиментализма. Ряд исследователей отмечали влия­ние на Радищева сентиментальной литературы в создании образа путеше­ственника, в своеобразии его композиционной роли в книге. Другие счита­ли, что проблема чувствительности относится ко всем героям повествова­ния.

Значительное место в "Путешествии" занимает автобиографическое начало - писатель не хочет скрывать своих личных убеждений. Автобио­графизм характерен и сентиментализму, и реализму. Субъективизм сенти­менталистов - Стерна и Руссо - чужд Радищеву. С точки зрения Макогоненко, "он развивал и углублял принципы автобиографизма, торжество­вавшие в поэзии Державина'', а творчество Державина рассматривается ис­следователем в контексте становления русского реализма. Реалистична и художественная задача Радищева - представить "все веши" "в естествен­ном их виде", осмыслить и показать действительность такою, как она есть. Глубина проникновения в изображаемые характеры, верность передачи социальных обстоятельств жизни героев, свойственные художественной манере Радищева, позволяют исследователям (Беркову, Пиксанову, Макогоненко) относить его творчество к критическому или же просветитель­скому реализму. Таким образом, вопрос о принадлежности Радищева к оп­ределенное литературному направлению до сих пор остается дискусси­онным.

Для своей книги писатель избирает жанр путешествия, получивший в XVIII широкое распространение в сентиментальной литера­туре, благодаря английскому писателю Стерну - автору "Сентиментально­го путешествия"', представлявшего интимную жизнь автора. Но была и другая традиция - в 1760 - 1780-е годы читатель познакомился с серией "путешествий"', написанных русскими учеными; знал он и "Путешествие в... И.Т.", напечатанное в журнале Новикова "Трутень", и "Путешествие глухого и немого" Фонвизина. Это был жанр русского просветительского "путешествия", в котором герой вырывался из сферы частной жизни и вступал в сферу жизни общей. Эту русскую традицию продолжает Ради­щев. В "Путешествии из Петербурга в Москву" совмещается разнообраз­ный литературный жанровый материал: в нем можно найти черты литера­турного путешествия, воспитательного и нравоучительного романа, лите­ратурной повести, трактата, сатирических зарисовок, исповеди. Одни из этих жанров являются "первичными", другие "объединяющими". Необхо­димо ответить на вопрос, какие "первичные" жанры входят в состав "Путешествия" и каковы принципы их взаимосвязи и взаимодействия в произведении.

В области композиции "'Путешествия" Радищев также проявляет но­ваторство. Изучая принципы построения книги, необходимо выделить микро- и макроструктуры произведении, определить основную структур­ную единицу циклической композиции "Путешествия", понять роль меха­нических связок в композиции.

Определенные сложности вызывает анализ языка и стиля произведе­ний Радищева. Нужно выделить тенденцию к использованию легкого раз­говорного языка в одних ситуациях и традиции славянизированного книж­ного языка в тех случаях, когда автор высказывает свои философские убе­ждения или передает гражданские чувства. Для выражения новых демо­кратических идей Радищеву были необходимы и новые средства языка. Писатель складывал свой литературный стиль из разнообразных элемен­тов: из языка современной ему литературы, языка древнерусской письмен­ности, устной народной поэзии, живой народной речи (автор воспроизво­дит ее в лучших образцах, без увлечения диалектизмами). Национальные истоки русского литературного языка он видел в старославянской и древ­нерусской письменности. Обращаясь к ним, Радищев часто славянизиро­вал свой язык более чем это требовалось даже "высоким штилем" Ломоно­сова.

Поэзия Радищева

Заслуживают внимания эстетические и литературно-теоретические высказывания Радищева, особенно его взгляд на русское стихосложение. Он указывал на возможности русской стихотворной речи: применение трехсложных размеров и хорея (вопреки преобладанию ямба), употребле­ние стихов без рифмы и создание новых строф. В стихотворении "Сафические строфы" Радищев использует опыт античной метрики и делает по­пытку создать новые формы интимной лирики. Стихотворение '"Осмнадцатое столетие" представляет философский обзор итогов XVIII века, "мощного, великого столетия", "творца мысли". Этот век, однако, еще не принес человеку ни свободы, ни добродетели, ни счастья. Большие трудности вызывает анализ поэм Радищева "Бова", "Песни, петые на со­стязаниях...", "Песнь историческая", где, кроме проблематики, нужно ос­тановиться на вопросах о связи с фольклором и о жанровом и метриче­ском своеобразии их художественной формы.

 

 

И.А. Крылов

В литературном процессе последней трети XVIII века значительное место занимает деятельность И.А.Крылова, выступившею в качестве дра­матурга, журналиста, поэта. Мы рассмотрим первый, так называемый "до-басенный" период его творчества, охватывающий приблизительно два­дцать лет (басенному жанру Крылов посвятил себя с 1806 г.).

Первыми литературными опытами Крылова были драматургические произведения - комические оперы "Кофейница" 1783). "Бешеная семья", 'Американцы", комедии "Сочинитель в прихожей". "Проказники". Ни од­на из пьес не увидела сцены, но при всех недостатках ранние комедии Крылова не уступали многим подобным пьесам его современников. Кры­лов борется с галломанией дворян, обличает литературные нравы, его пье­са "Проказники" является резкой сатирой на лица. Показательны и первые образцы лирики Крылова.

"Почта духов" Крылова

Главное внимание следует обратить на сатирические журналы Крылова, сравнить их проблематику и художественные средства с журналами Н.И. Новикова. В своем сатирическом пафосе Крылов примыкает к радищевской линии в русской литературе XVIII века, хотя и остается на позициях просветительства. "Почта духов" (1789) издавалась Крыловым ежемесячно при помощи И.Рахманинова. Крылов был не толь­ко издателем журнала, но и его автором. Название обращает нас к "Адской почте" Эмина. "Почта духов" строится по тому же композиционному" принципу: состоит из писем к волшебнику Маликульмульку подземных, воздушных и водяных духов. Издание Крылова не является журналом в современном смысле, это сборник очерков, объединенных общей идеей и формой, что дает основание исследователям определить "Почту духов" как просветительский философский роман. В литературном отношении проза Крылова тяготеет к "Хромому бесу" и "Жиль Бласу" Лесажа. К '"Хромому бесу'" восходит и сатирический жанр "Почты духов": сатирическому разо­блачению действительности дается фантастическая мотивировка. "Почту духов" исследователи сближают с "Персидскими письмами" Монтескье и сатирическими сказками Вольтера. Вместе с тем "Почта духов" опирается на лучшие традиции русской сатирической журналистики. Рисуя сатири­ческую картину действительности, Крылов прибегает к литературному приему, которым часто пользуются писатели XVIII века: человеческая жизнь дается в восприятии наблюдателей, изучающих ее, - в данном слу­чае фантастических существ, что усиливает сатирическую остроту вос­произведения действительности, к которой все давно привыкли. Крылов разоблачает представителей власти, вельмож, судей, чиновников, протес­тует против несчастной участи рабов. Создавая сатиру ''на лица", он на­правляет ее против фактов, характерных для социально-политической дей­ствительности России. Нужно рассмотреть тематику сатирико-повествовательных и морально-философских писем е "Почте духов", от­метить приемы, формы и виды сатиры, свойственные литературной манере Крылова-сатирика (сатирические стихи, сатирическая сценка, письмо, до­кумент, элементы "перелицовки" и пародии в духе бурлеска и др.).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.