|
Жанровый состав творчества Сумарокова
Сумароков испробовал свои силы практически во всех жанрах классицизма. Принял он деятельное участие и в разработке комедийного репертуара, хотя современники ставили созданные им комедии гораздо ниже трагедий. Комедия для Сумарокова служила сильным полемическим или сатирическим оружием. Комедии его условны, первые можно назвать типичными комедиями положений ("Тресотиниус", «Третейский суд"). "Опекун'' и "Лихоимец" приближаются к "комедиям характеров", а лучшая пьеса этого жанра - ''Рогоносец по воображению" - представляет обличительно-бытовую комедию. С точки зрения драматурга, комедия, как и трагедия, имеет воспитательно-дидактические цели. Лукин и Фонвизин пошли за Сумароковым, но добились гораздо большего: Фонвизин сумел соединить комическое и социальное, что и требовала эпоха.
Поэтическое наследие Сумарокова можно разделить на две большие группы: на лирику в собственном смысле слова и на сатирическую поэзию, включая притчи-басни. В жанре песни ее автор сосредоточился на разработке любовной темы и поднял изображение любовного переживания на небывалую высоту, какой не знала до того русская литература Басни под пером Сумарокова приобретают те черты, которые в дальнейшем сделают этот жанр столь знаменитым: своему читателю автор предлагает живой сатирический рассказ на злободневные темы, написанный размером вольного разностопного ямба. Рифмы Сумарокова, сталкивая высокое и низкое, создают эффект неожиданности, несоответствия, являющийся основой комического. Сумароков утверждает самостоятельное Присутствие автора в басенном рассказе. Автор, как носитель разумного отношении к миру, противостоит неразумности, запутанности царящих в нем социальных отношений. Сумароков высмеивает русский быт, российское дворянство; его врагами и врагами всего русского государства являются придворная знать, "подьячие", "откупщики". Основным оружием в борьбе с ними становится смех, который у Сумарокова превращается в одну из мощных форм эстетического воздействия.
В истории возникновения периодических изданий в России Сумароков сыграл немаловажную роль. Он был организатором, издателем и редактором первого частного литературного журнала "Трудолюбивая пчела". Вокруг него оформилась группа литераторов (Ржевский, Нартов, Нарышкин), образовавших поэтическую школу Сумарокова.
Литература последней трети XVIII века Журнальная сатира 1769 - 1774 годов. Н.И. Новиков
В конце 1760-х - начале 1770-х годов русская сатира претерпевает существенные изменения, касающиеся ее жанровой системы и художественных форм: традиционные для классицизма поэтические жанры уступают место прозаическим, прослеживается явное стремление к демократизации, вообще характерное для литературного процесса этого периода. Эти тенденции отразились в сатирических журналах 1769-1774 годов.
Инициатива выпуска подобных изданий исходила от императрицы Екатерины II, видящей в литературе средство идеологического контроля над умами своих подданных. С начала 1769 года выходит первый русский еженедельный сатирический журнал "Всякая всячина", издание которого осуществлялось личным секретарем Екатерины Г.В. Козицким под негласным руководством императрицы. Екатерина 11 призвала литераторов к изданию подобных журналов, и через короткое время стали появляться другие периодические издания: еженедельник М.Д.Чулкова "И то и сио", еженедельник В.Г.Рубана "Ни то ни сио в прозе и стихах", "Поденьщина" В.В.Тузова. "Адская почта'' Ф.А.Эмина и др. Многие журналы не имели четко выраженной идеологической программы. На этом фоне выделяется журнал Н.И.Новикова "Трутень", с появлением которого на страницах периодических изданий развернулась полемика о сущности сатиры и произошло размежевание сил в стане журнальных издателей.
Направляя общественное мнение, "Всякая всячина" дала официальную трактовку назначения сатиры. Она определила принципы сатирического изображения: "добросердечный сочинитель" должен критиковать общечеловеческие недостатки, а не высмеивать конкретные социальные пороки и их реальных носителей: "не целить на особ, но единственно на пороки"'. Более того, пороки, которые процветали в России, - самодурство чиновников, взяточничество, казнокрадство, деспотизм помещиков - объявлялись человеческими слабостями, требовавшими снисхождения. При таком понимании функции сатиры допустимость критики социальных пороков сводилась на нет. Первым с критикой ''Всякой всячины" выступил журнал "Смесь", по самое активное противодействие позиции Екатерины относительно понимания общественной роли сатиры оказал "Трутень". В письме Правдулюбова. напечатанном в "Трутне", открыто отвергалась сатира на общий порок и отстаивалась "'сатира на лицо''.
Журналы НИ. Новикова
Необходимо остановиться на характеристике периодических изданий Новикова, одного из самых значительных деятелей русской литературы и культуры в целом, известного своими грудами на ниве просвещения. Идейная направленность журналов Новикова определяется эпиграфом, взятым из басни Сумарокова к "Трутню": "Они работают, а вы их труд ядите". Г. Макогоненко формулирует три главные задачи, поставленные перед журналами их издателем: "Сатирически изображать действительность, пропагандировать важнейшие просветительские истины, и прежде всего идею равенства людей ("крестьяне подобны во все дворянам"), и, наконец, заниматься нравственным воспитанием читателей" (Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М.. 1969. - С. 290). Эти задачи определяют своеобразие форм и эстетические особенности видов журнальной сатиры. Это письма к издателю от разных лиц, переписка, газетные объявления, рецепты, портреты, стихотворные сказки, песни. Необходимо разобраться и в тематическом многообразии, предлагаемом журналами, а для того выделить ведущие темы: это сатирическое обличение господствующего сословия и крепостного гнета, государственных порядков, неправосудия, безнравственности дворян; изображение тяжелого положения крестьян; борьба с невежеством, галломанией, щегольством.
В соответствии с жанровыми формами Новиков создавал условные образы Недоумов, Безрассудов, Стозмеев, что было характерно для классицизма. Но узкие рамки этого метода мешали ему в реализации просветительских взглядов на социальную жизнь России. В своей художественной практике он отступил от принципов классицистической эстетики - с этим связано требование сатиры не на общие пороки, а на конкретные лица. В то же время Новиков изображал не индивидуальные и случайные явления, а создавал конкретные и типические характеры русских помещиков и чиновников. Им руководило убеждение, что существующий режим несправедлив, неразумен, и потому должен быть изменен в соответствии с требованиями человеческого разума. Заслуга Новикова состоит в том, что он счел возможным сделать народную жизнь темой искусства, дать конкретные подробности и детали притеснения и разорения помещиком русских крестьян, что также входило в противоречие с эстетикой классицизма.
Самым значительным из новиковских изданий явился "Живописец" (1772), но и во всей своей литературно-общественной деятельности 1770-х годов он не отступал от заложенных еще в "Трутне" методов изображения действительности. Результатом ее стали "Кошелек"' [1774], "Древняя российская вивлиофика" (1773 - 1775), "Повествователь древностей российских" (1776) и др.
Конец 1770-х - 1780-е годы отмечены активизацией издательской деятельности Новикова. С 1778 года он взял в аренду типографию московского университета и организовал массовое издание журналов и книг разного содержания. Новиков издает газету "Московские Ведомости", журналы "Утренний свет', "Московское ежемесячное издание", "Покоющийся трудолюбец", "Детское чтение" и другие, открывает первую публичную библиотеку в Москве, заботится о распространении книг в провинции. Все это дало возможность В.О.Ключевскому назвать 1779 - 1789-е годы "новиковским десятилетием".
Драматургия 1760-х годов.
В последней трети XVIII века активно заявляют о себе новые тенденции в драматургии. На сиенах кроме классицистических трагедий и комедий появляются пьесы в новых жанрах. К ним относятся "слезные комедии", или "мещанские драмы", востребованные более демократическим зрителем. Примером такой пьесы может служить "Евгения'' Бомарше, по поводу которой в 1770 году Сумароков написал возмущенное письмо Вольтеру. Глава французского классицизма Сумарокова поддержал, согласившись с его мнением, что пьеса в подобном роде "и не комедия, и не трагедия". Однако остановить начавшийся процесс обновления драматургии было невозможно - '"мещанские драмы" стали составлять русский национальный репертуар. В среде писателей демократической ориентации выделяется В.И.Лукин, с 1765 года служащий секретарем управляющего петербургским театром И.П.Елагина. Ему принадлежит первый русский образец "слезной комедии" - "Мот, любовию исправленный"' (17651. С 1763 года Лукин переводит французские комедии, "склоняя их на русские нравы", по сути переделывая в соответствии с социально-бытовыми особенностями жизни России. Резко отрицательно относился к Лукину не только Сумароков. Его произведения подвергались критике в журналах Новикова и Эмина, против них выступал молодой Фонвизин. Лукин же справедливо считал, что современные ему пьесы, в том числе и комедии Сумарокова, не отражают реальную русскую действительность, поскольку слишком слепо подражают европейским образцам. В своих призывах изображать русскую жизнь Лукин был прав, но выдвигаемая им программа была недостаточной: он не ставил задачи создания самобытного национального репертуара. Содержание пьес Лукина отличалось известным демократизмом, который сказался в интересе драматурга к публичному театру с его разночинным зрителем. Но все же по занимаемой им литературно-общественной позиции Лукин был ближе к официально-правительственному лагерю - он обрел поддержку в лице "Всякой всячины" и терпел нападки со стороны передовых сатирических журналов. С середины 1770-х годов драматург отказался от литературной деятельности. Образцы национальной драматургии дал Фонвизин комедиями "Бригадир" и "Недоросль".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|