|
Быт и традиции русского дворянства XVIII века
XVIII век принято называть эпохой перелома, что подтверждается, в первую очередь, петровскими преобразованиями, направленными на создание новой системы государственного правления, новой армии, флота и новой культуры. Именно петровские реформы способствовали созданию одной из самых ярких культур, которые только знало человечество. Порождением Петровской эпохи стало и то русское дворянство, каким мы его видим в XVIII - XIX веках. Материалом, из которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской Руси. Оно представляло собой "служилый класс", то есть состояло из профессиональных слуг государства, которых за службу "верстали" деревнями и крестьянами. Переставая служить, дворянин был обязан вернуть земли в казну или поставить на свое место нового воина. Правда, за особые заслуги земли могли пожаловать в наследственное владение, и "воинник" становился "вотчинником'". Патриотизм "вотчинника"-боярина уже не был столь ярко окрашен личной преданностью государю; он был связан с привязанностью к земле, с памятью о службе, которую нес род, о чести, которой он пользовался. Ещё в XVII веке началось стирание различий между поместьем и вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича (1682), возвестивший уничтожение местничества, показал, что господствующей силой в государстве будет дворянство.
Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство - и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, отменившая распределение мест по крови. Главной идеей Табели о рангах явилось следующее соображение; люди должны занимать должности по своим способностям и реальному вкладу в государственное дело. Все виды службы соответственно Табели о рангах делились на воинскую, статскую и придворную. Все чины были разделены на 14 классов. Табель о рангах ставила военную службу в привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в военной службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с VIII класса. Это означало, что самый низший обер-офицерский чин в военной службе уже давал потомственное дворянство, между тем как в статской для этого надо было дослужиться до коллежского асессора или надворного советника. Из этого положения в дальнейшем проистекало различие между наследственными ("столбовыми") дворянами и дворянами личными. К последним относились статские и придворные чины XIV - IX рангов. Впоследствии личное дворянство давали ордена и академические звания. Личный дворянин пользовался рядом сословных прав дворянства, однако не мог передать этих прав своим детям, не имел права владеть крестьянами, участвовать в дворянских собраниях и занимать дворянские выборные должности. Такая формулировка закона открывала, по мысли Петра I, доступ в высшее государственное сословие людям разных общественных групп, отличившимся в службе, и, напротив, закрывала доступ "нахалам и тунеядцам".
Военная служба считалась преимущественно дворянской службой, статская не считалась "благородной". Ее называли "подьяческой", в ней всегда было больше разночинцев. Лишь в александровское и позже, в николаевское, время статский чиновник начинает в определенной мере претендовать на общественное уважение рядом с офицером. Табель о рангах создала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на двух фигурах - офицере и чиновнике. «Чиновник» происходит от слова "чин'', что в древнерусском языке означало "порядок". Чиновник - человек жалованья, его благосостояние непосредственно зависит от государства. Запутанность законов и общий дух государственного произвола привели к тому, что русская культура XVIII века практически не создала образов беспристрастного судьи, справедливого администратора. Чиновник в общественном сознании ассоциировался с крючкотворством и взяточничеством. Русская бюрократия почти не оставила следа в духовной жизни России: она не создала ни своей культуры, ни даже своей идеологии. Человек в Росси, если он не принадлежал к податному сословию, не мог не служить. Без службы нельзя было получить чина, а человек без чина должен был подписываться: "недоросль такой-то". Если дворянин действительно никогда не служил, то родня устраивала ему фиктивную службу. Знатный вельможа мог служить фиктивно где-нибудь в придворной службе. Такой человек не был заинтересован в чинах, а даровитый чиновник мог выбиться в люди, получить дворянство. В кругах поместного дворянства, зачастую родовитого, считалось хорошим тоном демонстрировать презрение к чину.
Развитие крепостного права изменило само понятие слова "помещик". Это был уже не условный держатель государевой земли, а абсолютный и наследственный собственник как земли, так и сидящих на ней крестьян. По мере усиления независимости дворянства оно начало тяготиться двумя основными принципами петровской концепции службы: обязательностью ее и возможностью для недворянина становиться дворянином по чину и службе. Оба эти принципа подверглись уже со второй трети XVIII века энергичным атакам. Отделение дворянских привилегий от обязательной личной службы и утверждение, что самый факт принадлежности к сословию дает право на душе- и землевладение, было оформлено двумя указами: указом Петра III от 20 февраля 1762 года ("Манифест о вольности дворянства") и Екатерины II от 21 апреля 1785 года ("Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства"). По этим документам дарование дворянам сословных прав: освобождение от обязательной службы, от телесных наказаний, право "беспрепятственно ездить в чужие края" и "вступать в службы союзных держав" - получало и более широкую трактовку. В Грамоте Екатерины II писалось: Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу"- При этом дворянину гарантировалась неприкосновенность "чести, жизни и имения".
Так создалась своеобразная социокультурная ситуация: дворянство окончательно закрепилось как господствующее сословие. Более того, именно за счет положения крестьян, которые после указа 13 декабря 1760 года (дававшего помещикам право ссылать крестьян в Сибирь на поселение "с зачетом их в рекруты"') и 17 января 1765 года (расширявшего это право до возможности помещикам по собственному произволу отправлять неугодных крестьян на каторгу) были практически низведены до степени рабов ("крестьянин в законе мертв", - писал Радищев), дворянство в России получило вольность и свободу. Культурный парадокс сложившейся в России ситуации состоял в том, что права господствующего сословия формулировались именно в тех терминах, которыми философы Просвещения описывали идеал прав человека.
Мы говорили о том, как развивался и складывался нравственный облик человека XVIII столетия, при этом ведя речь о мужчинах. Между тем женщина этой поры не только была включена в поток бурно меняющейся жизни, но начинала играть в ней все большую роль. И женщина очень менялась. Петровская эпоха вовлекла женщину в мир словесности: ей потребовалась грамотность. Уже у Фонвизина неграмотная женщина - сатирический образ. Художественная литература, сохраняя и увеличивая свою независимость от прямых поучений государства, завоевывает место духовного руководителя общества. К концу XVIII века появляется новое понятие - женская библиотека. Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, "женский мир" становится все более духовным. Домашние библиотеки женщин конца XVIII века сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи.
В XVIII веке реформы Петра I перевернули не только государственную жизнь, но и домашний уклад. Первое последствие реформ для женщин - это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу западноевропейской женщины. Семья в начале XVIII века подверглась поверхностной европеизации. Женщина стала считать модным иметь любовника, без этого она "отставала" от времени. Кокетство, балы, танцы - вот женские занятия. Семья, хозяйство, дети отходили на задний план; ребенок вырастал почти без матери. Затем произошли важные перемены. К 70-м годам XVIII века в Европе зарождается романтизм, и модным становится стремиться к природе, к естественности. Это оказало влияние и на семью. Во всей Европе кормить детей грудью стало признаком нравственности. С этого же периода стали ценить ребенка, детство. Раньше в ребенке видели маленького взрослого, что было очень заметно по детской одежде: в начале XVI11 века детям шьют маленькие, но по фасону - взрослые одежды. Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что играть - это хорошо. Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, и это - заслуга женщины. Именно женщина создает детский мир, и для этого ей надо много пережить, перечувствовать. И здесь помогает литература - в 70-е - 90-е годы XV11I века женщина становится читательницей. Первым в эпоху Просвещения подготовить круг женского и детского чтения поставил целью Н.И. Новиков. Под его руководством начал свою просветительскую деятельность Н.М. Карамзин. Вместе со своим другом А.П. Петровым он редактировал новиковский журнал "Детское чтение для сердца и разума"'(1785 - 1789}. Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отношением к ее образованию. В петровскую эпоху проблема женского образования возникла в исключительно своеобразной форме; Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут подписать хотя бы свою фамилию, не венчать. Необходимость женского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта.
Подлинный переворот в педагогических представлениях русского общества XVIII века внесла мысль о необходимости специфики женского образования. Возникла идея просвещения всех дворянских женщин, поэтому необходимо было выработать систему женского обучения. Сразу же встала проблема учебных заведений. Учебные заведения для девушек приняли двоякий характер: появились частные пансионы, но одновременно возникла и государственная система образования. Становление ее связано с именем известного деятеля культуры XVIII века И.И. Бецкого. Бецкой был приближен к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины II. И в итоге было создано то учебное заведение, которое потом существовало долго и называлось по помещению, где око располагалось, Смольным институтом, а ученицы его - смолянками. Основную массу учениц составляли девушки дворянского происхождения, но при институте существовало "Училище для малолетних девушек" недворянского происхождения. Обучение длилось девять лет, в течение которых девушки были практически изолированы от дома.
Обучение было поверхностным, исключение составляли лишь языки. В этой области знаний требования действительно были очень серьезными, и воспитанницы достигали больших успехов. Из остальных предметов значение фактически придавалось только танцам и рукоделию. Физика сводилась к забавным фокусам, математика - к самым элементарным знаниям. Только литературу преподавали немного лучше, особенно в XIX веке, в пушкинскую эпоху, когда преподавателями в Смольном институте стали А.В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П.А. Плетнев, приятель Пушкина, которому поэт посвятил "Евгения Онегина". Смольный был не единственным учебным заведением, возникали частные пансионы. К концу XVIII века по проверке их оказалось несколько десятков в Петербурге, десять - в Москве и ряд - в провинции. Пансионы были иностранные. Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30-х годах XVIII века. Напомним хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и ее союзницы княгини Дашковой. Однако в целом женское образование в России XVIII - начала XIX века не имело ни своего Лицея, ни своего Московского или Дерптского университета. Тип высокодуховной русской женщины сложился под воздействием русской литературы и культуры эпохи. Этот вопрос освещён по книге Ю.М.Лотмана «беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)». – СПб, 1994. – 399 с.
Литература первой трети XVIII века.
Литература "петровского периода"
Литература первых десятилетий XVIII века получила название литературы "переходного периода". Чтобы уяснить себе ее переходный характер, осветить особенности и своеобразие на фоне древнерусской, необходимо освоить следующие темы:
1. Культурное и социально-бытовое содержание петровских реформ; новые методы и формы идейно-эстетического воздействия на общественное сознание
Знаменательным событием, как бы предваряющим начало новой эры в культурном движении России, явилась реформа летоисчисления, которая произвела ошеломляющее впечатление на людей древнерусского склада. Она сопровождалась символическим действом, имеющим прямое отношение к европеизации России: в канун 1 января 1700 года (7208 года от сотворения мира) состоялось острижение бород и переодевание дворянства, а после новогодних торжеств русским женщинам было разрешено открыть лица. В русский обиход Петр ввел аксиому ''столетнего века'', понятие, чуждое для России, и о первом "открытом" им веке в конце его было сказано А.Н. Радищевым: "Столетье безумно и мудро".
В сферу действия просветительской программы Петра были включены практически все уровни культурной и социально-бытовой жизни России. На первом месте стояла проблема образования. Учебные заведения развиваются в двух направлениях. С одной стороны, не прерывалась связь с традицией прежнего, словесно-грамматического духовного просвещения. В программе Московской духовной академии усиливаются "учения латинские", она выпускает не только священников, но и переводчиков, учителей, "справщиков"' при типографиях. С другой стороны, было положено начало новому, светскому, причем технически-специальному образованию в России. В 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигацких наук. При Петре были основаны школы артиллерийская, инженерная, хирургическая и два горных училища.
Славяно-греко-латинская академия и Школа математических и навигацких наук поставляли учителей для сети низших школ, которые были в начале также двух типов. К старому типу относились так называемые "епархиальные школы", по новому типу создавались (указом 1714 года) во всех губерниях чисто светские "цифирные школы", в которых обучались грамоте, арифметике и элементам геометрии не только дворяне, но и "ребятки всех чинов" (кроме крепостных). В деле просвещения одна из главных ролей была отведена Академии наук, открытой в 1725 году с целью ведения исследовательской работы и обучения молодых людей.
Развитию культурно-просветительских учреждений в преобразованиях эпохи отводилось не менее важное место, чем учебным. При Петре возникает первый в России естетственно-исторический и анатомический музей (кунсткамера). Основывается картинная галерея, для которой покупаются картины Рембрандт и классиков фламандской школы. Много средств отводится на украшение новой столицы - Петербурга, основанного в 1703 году.
Книги, газеты постепенно становились явлением, привычным в верхнем слое русского общества: печатно-издательское дело в первой четверги XVHI века приняло необычайно широкие масштабы и было поставлено на службу целям государственного преобразования и насаждения поной культуры. В 1700 году русские типографии были открыты за границей (а Амстердаме - у Гессена и Копиевского). Одновременно были заведены типографии в Москве и Петербурге. К концу 1702 года относится рождение первого официального правительственного печатного органа - газеты "Ведомости", а к 1708 - составление образца нового, "гражданского шрифта", сменившего церковно-славянскую азбуку и благополучно дожившего до наших времен. Характер издаваемых книг весьма разнообразен: "Геометрия, славенски землемерие...", "Приклады, како пишутся комплименты разные», "Юности честное зерцало", переводные издания, при подготовке которых переводчикам надлежало пользоваться "'не высокими словесами славенскими, а простым русским языком". Львиная доля изданных книг приходилась на различные учебные пособия, наставления и трактаты, поскольку художественная литература нового стиля только начинала складываться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|