Сделай Сам Свою Работу на 5

Д.И. Фонвизин. Литературная и общественно-политическая позиция





Жизнь и деятельность Фонвизина рекомендуется изучать в свете его общественно-политических взглядов. Его литературные вкусы проявились уже в ранних произведениях, в том числе и в переводах трагедии Вольтера "Альзира", романа французского писателя Террасона 'Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского", трактата аббата Куайе 'Торгующее дворянство". Одновременно с переводами появляются и соб­ственные сатирические произведения Фонвизина в стихах: басня "Лисица-казнодей" и "Послание к слугам моим". Затем целесообразно остановиться на проблематике публицистико-сатирической прозы: "Завещании Панина". "Опыта российского сословника", "Вопросов к сочинителю былей и небы­лиц", "Всеобщей придворной грамматики", "Разговора у княгини Халдиной". Эти произведения отражают общественно-политическую позицию Фонвизина. В 1769 году он занял пост секретаря Н.И. Панина, руководившего Коллегией иностранных дел, являвшегося воспитателем Павла Петровича и главой дворянско-аристократической оппозиции. По мнению ряда исследователей, Фонвизин, как один из руководящих деятелей либе­ральной оппозиции 1770-х годов, занимал даже более решительную пози­цию, чем Панин: он выступает прошв правительственной политики, отри­цает существующие формы помещичьего господства. С его точки зрения, монархия должна быть ограничена твердыми законами и допускать разви­тие буржуазной демократии, а человек в таком государстве в своем пове­дении должен руководствоваться добродетелью и честью. Система обще­ственных взглядов Фонвизина отразилась в публицистических сочинениях "О вольности французского дворянства" и "Завещании Панина" (1783), которое было написано перед смертью Панина и представляло собой поли­тический манифест всей его политической группы. Оно называлось 'Рас­суждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления". Предназначалось "Рассуждение" для будущего императора Павла Петровича в качестве руководства при проведении им реформ. В дальнейшем оно стало известно декабристам и сделалось одним из рукописных пропагандистских произведений, использованных тайным общест­вом. В 1783 году, после постановки в 1782 года "Недоросля" на сцене, Фонвизин выступает с рядом очерков в журнале "Собеседник любителей российского слова", издававшимся княгиней Дашковой при участии импе­ратрицы. Самым острым сатирическим его выступлением можно назвать "Вопросы", обращенные к сочинителю фельетонов "Былей и небылицы", которым была Екатерина II. Императрица самолично ответила на '"Вопро­сы", касающиеся политической к государственной жизни России, причем ответы носили угрожающий характер {к примеру, ни вопрос "От чего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться?", последо­вал ответ: "Оттого, что сие не есть дело всякого"). После грозных напалок императрицы на '"Вопросы" Фонвизин вынужден был написать покаянное объяснение.





Последние голы жизни Фонвизина были тяжелыми. После смерти Панина (1783) он вышел в отставку и почти прекратил литературную дея­тельность. Ему отказали в издании журнала "Друг честных людей, или Стародум" не разрешили переводить Тацита. Смерть прервала его работу над мемуарами «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях".

Литературное творчество

Первое из дошедших до нас оригинальных литературных произведе­ний Фонвизина - басня "Лисица-казнодей». Басня Фонвизина представляет собой злую пародию на панегирики царям, причем написана она около 1762 — 1763 годов, вскоре после смерти Елизаветы Петровны. Этот факт заставляет предположить, что у басни был конкретный адресат — в таком случае ее сатирическая сила только увеличивается. Басня написана в сумароковской манере, но даже в стихотворении Фонвизин выступает как дра­матург - его почти полностью заполняет диалог. Диалогом-сатирой явля­ется и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке", в кото­ром ярко проявляется религиозное вольномыслие молодого Фонвизина.



Дарование драматурга вполне проявилось в оригинальных комедиях Фонвизина, свободных от стеснявшей его стихотворной формы. Большой успех имела комедия «Бригадир", в которой дан собирательный образ це­лого сословия. В пьесе трудно выделить главного героя - каждый персо­наж существует не только сам по себе, но и дополняет коллективный порт­рет русского дворянства. Традиционный для комедии классицизма любов­ный сюжет драматург использовал в целях сатирического разоблачения дворянского сословия.

Героев "Бригадира" объединяет тема "глупости". У каждого из них имеется свое понимание "ума", которое разоблачается перед зрителем как невежество, отсутствие образованности, безнравственность. Комического эффекта драматург достигает, демонстрируя полное несоответствие пове­дения персонажей здравому смыслу и моральной норме. Для русской дра­матургии "Бригадир" был новым явлением в жанровом отношении. Это была "комедия нравов"', в которой характер героя не всегда определялся одной исчерпывающей чертой. Фонвизин объясняет поведение действую­щих лиц биографическими обстоятельствами (в этом отношении показате­лен образ Акулины Тимофеевны), связывает его с русским бытом. Фонви­зин далек от прямого обличения, его оружие - смех, что дает право иссле­дователям сближать '"Бригадира" с "комедиями положений". Осмеивае­мым персонажам противопоставлены положительные лица - Софья и Доб­ролюбов, выразители авторских идей. Фонвизин складывался как писатель в школе Сумарокова и Хераскова, что и обусловило многие художествен­ные особенности "Бригадира"'. Это статичность персонажей, словесное оп­ределение масок.

 

 

Явление гораздо более высокого порядка и в жанровом, и в идейном смысле представляет собой "Недоросль". Темой комедии становится глав­ный конфликт социально-политической жизни России - произвол поме­щиков и бесправие крепостных. ""Драматическим конфликтом "Недорос­ля", - пишет Г.Макогоненко, - является борьба прогрессивно настроенных передовых дворян - Правдина и Стародума - с крепостниками - Простаковыми и Скотининым» (Макогоненко Г. От Фонвизина до Пушкина / Г. Макогоненко. - М., 1969. - С. 339). Положительные персонажи в "Брига­дире" не были включены в интригу, в "Недоросле" же они составляют ак­тивную силу пьесы. Фонвизин отказывается от традиционной для комедии классицизма любовной интриги, поэтому борьба женихов за Софью не ор­ганизует действия, а нужна писателю лишь для комической обрисовки об­личаемых героев. Открыто звучит в "Недоросле" тема бедственности для России крепостного права, развращающего не только крепостников, но и их крепостных.

Новаторство драматурга проявилось и в создании образов положи­тельных героев, причем для просветителя Фонвизина большое значение имело то воспитательное воздействие, которое Стародум, Правдин, Милон и Софья могли оказать на зрителя и читателя. Относительно положитель­ных героев в исследовательской литературе существует два рода мнений. Одни исследователи видят в них резонеров, не Принимающих непосредст­венного участия в действии, лишенных личных индивидуальных характе­ров. Другие, напротив, считают, что положительные герои раскрываются именно в действии и выступают в комедии как люди одного типа сознания, противостоящие миру Простаковых и Скотининых.

Характер Простановок можно назвать художественным открытием Фонвизина: эта героиня, являя собой яркий тип русской помещицы, рас­крыта и как индивидуальный характер. Жизненная достоверность образов, создание типических характеров отрицательных персонажей, точность воссоздания провинциального дворянского быта и социальных отношений, обличение определенных социальных обстоятельств, порождающих по­рочную практику людей позволило ряду исследователей увидеть в "Не­доросле" черты просветительского реализма. В методе Фонвизина сильны и следы классицистического нормативизма: условное деление персонажей на отрицательных и положительных, черты резонерства в образе Стародума, наличие "говорящих" имей и др. И все же именно "Недоросль" откры­вал новый путь развития русской комедии, делая ее '"общественной", "'на­родной"; по этому пути пойдет Грибоедов в комедии "Горе от ума"', а опыт предшественников - Фонвизина и Грибоедова - поможет Гоголю в созда­нии комедии "'Ревизор"'. По словам Белинского, "Недоросль", "Горе от ума" и '"Ревизор" в короткое время сделались народными драматическими пиесами".

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.