|
Прокопович как поэт-панегирист и лирик
На общественно-значимые события времени Прокопович откликается не только как публицист, но и как ПОЭТ. Например, Полтавскую побед; он приветствует в "Слове о баталии Полтавской" и в "Епиникионе" - панегирической оде. Корме стихотворений духовного и философского характера у Прокоповича имеется ряд шутливых стихов, написанных языком, приближенным к разговорному, примером может послужить цикл стихотворений к эконому отцу Герасиму.
Трагедокомедия "Владимир"
В основу трагедокомедии "Владимир" Ф. Прокоповичем положен сюжет о принятии князем Владимиром христианства. Эта тема была весьма традиционна для религиозной школьной драмы, но Прокопович сообщает ей новую окраску: избранный им сюжет носит национально-исторический характер. Борьба Владимира за просвещение и прогресс, которую он вел с противниками нового порядка, изображенными автором в лице невежественных и корыстных жрецов, была созвучна основному содержанию эпохи Прокоповича - противостоянию старого и нового. В своей пьесе автор перемешал, по его словам, "смешное и забавное с серьезным и трогательным и лица незначительные, с знаменитыми". Это вполне соответствовало жанру трагедокомедии, теоретически разработанному в "Поэтике". Написана пьеса традиционными тринадцати сложным и силлабическими стихами.
5. Русский классицизм
Во второй трети XVIII века развитие русской литературы характеризуется формированием и расцветом классицизма, литературного направления эпохи абсолютизма. Как и европейский, зародившийся во Франции в конце XVI века, русский классицизм утверждался в эпоху становления национальной государственности и выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, создававшего свою культуру как культуру всего государства, всей нации. Не случайно, что выдающиеся деятели русской литературы 30 - 50-х годов XVIII века, в произведениях которых определился классицизм, вшили из разных социальных групп: Тредиаковский - из духовенства, Ломоносов - из крестьянства. Сумароков - из дворянства. В формировании русского классицизма решалась задача, возникшая в итоге литературного развития предшествующей эпохи: создание национальной художественной литературы в новых, общеевропейских формах средствами более упорядоченного языка.
Литературная теория русского классицизма представляла собой определенную систему взглядов на искусство поэзии. Поэтические принципы классицизма были программно сформулированы в "Риторике" Ломоносова, его трудах '"Предисловие о пользе книг церковных в российском языке", "О нынешнем состоянии словесных наук в России"; из работ Тредиаковского большое значение имеют предисловия к "Аргениде" и "Тилемахиде» а также статьи "Мнение о начале поэзии и стихов вообще". "Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии": " Письмо, в котором содержится размышление о стихотворстве"; теоретическая мысль Сумарокова выявляется в статьях "О неестественности'", "К несмысленным рифмотворцам", "Письмо о чтении романов", "О стихотворстве камчадалов", "Критика на оду", "'Слово на открытие Академии художеств", особенно же в его эпистолах о русском языке и стихотворстве. Интересна анонимно напечатанная в журнале "Ежемесячные сочинения" статья "О качествах стихотворца рассуждение".
Определяющими факторами литературной доктрины классицизма был принцип общественного назначения поэзии и "подражание природе" с помощью вымысла. Остановимся на характеристике первого.
Моралистический характер общественного миросозерцания классицистов порождал стремление определить значение поэтического творчества с позиций гражданских идеалов. В иерархии ценностей искусства первенствующую роль играла познавательно-нравственная, в свете чего целью искусства признавалось воздействие на разум человека для исправления пороков и привития добродетели. Высокая гуманистическая миссия искусства - совершенствование людей, их гражданское и политическое воспитание. Подобные взгляды на роль и значение поэзии в общественной жизни сложились у писателей-классицистов пол влиянием философии рационализма с ее культом разума ("рацио" - разум"). Особенно сильным было влияние философии Рене Декарта, отводившего разуму решающую роль не только в познании природы, но и в нравственной, социальной жизни общества. Повеление человека заслуживает уважения лишь тогда, когда оно 'разумно', то есть отвечает высшим нравственным нормам. Влияние рационализма ощущалось и на работах английского философа-эмпирика
Фрэнсиса Бэкона и французского философа-эмпирика Пьера Гассенди. Философы стремились научить человека управлять собой, сделать его поведение разумным во всех сферах жизни. В качестве идеала литературой классицизма был выдвинут человек общественного склада, высокого интеллекта, мыслящий, волевой, с развитым чувством долга, руководствующийся в своих поступках принципом ''общей пользы".
Русский классицизм развивался позднее французского и немецкого, естественно, что он использовал достижения европейской мысли. Категории добра и зла русскими писателями соотносились с наличием или отсутствием разумного начала в человеке. Истинно благородным мог быть только тот, кто действовал не под влиянием "страстей", а руководствовался в своем поведении разумом.
Вместе с тем русский классицизм испытал воздействие просветительской мысли XVI11 века. Учение английскою философа Локка о роли воспитания в нравственном совершенствовании человека оказало сильное влияние на духовную жизнь эпохи и было принято русской литературой классицизма. Однако русскому классицизму осталась чужда социальная основа философской системы Локка, обосновывавшей принцип конституционно-парламентской монархии. Русский классицизм не принял этой идеи и остался на позициях признания абсолютной монархии как лучшей формы государственного правления.
Обратимся к рассмотрению второго основного принципа литературной доктрины классицизма - "подражания природе"' с помощью вымысла. В его основе лежит мысль об однородности методов искусства и способности природы к самовоссозданию. Перед поэтом стоит задача выделить в природе общее, идеальное и вероятное Закономерное в природе составляет совершенное в искусстве. ''Подражание" - это не только воспроизведение данного природой, но и ее обогащение. "Подражание природе" - это активный процесс, материал природы дан обобщенно, избирательно, поэтом воссоздаются не подробности чувственных данных, а то, что обобщено мыслью. "Подражание природе" подразумевает использование вымысла, который в системе классицизма получает смысл истины, являясь особым средством познания. Поэтический вымысел придает возможному и необходимому реальность свершившегося факта, он возвышает единичные факты действительности до их возможного и вероятного проявления, раскрывая потенции природы, раскрывая то, что в природе открыто разуму, а не чувствам.
Осуществление своих эстетических идеалов классицисты находили в памятниках античного искусства - классических образцах прекрасного. "Поэтика" Аристотеля и "Послание к Пизонам" Горация послужили на Западе основой для построения эстетической и литературной теории классицизма, предлагающей писателям свод правил, призванных помочь в освоении методов познания законов поэзии. Сама поэзия осознавалась как особый вид "словесной науки", что приравнивало художественную литературу к научному познанию. Произвольная игра воображения исключалась: в классицизме отсутствует понятие свободно творящей фантазии, - независимой от 'разума'' и природы. Особенно ярко рационалистический характер классицизма проявился в дидактической поэме теоретика классицизма, французского писателя Буало - "Поэтическое искусство" (1674).
Литературно-эстетическую теорию классицизма отличала четко разработанная система литературных родов и видов. Основной ее чертой была иерархия жанров, причем каждый жанр был замкнут в себе и отграничен от остальных. Подобная система явилась следствием метафизического способа мышления: явления природы, как и явления общественной жизни, изображались писателями классицизма вне их связи друг с другом, вне их развития и движения. Умопостигаемая действительность расчленялась на смешное и печальное, возвышенное и низменное, добродетельное и порочное. Определенный круг явлений действительности был закреплен за конкретным жанром. Возвышенное становилось предметом трагедии, ее героями могли быть цари и аристократы. Смешное отражалось в комедии, круг персонажей которой составляли представители низших сословии. Обращение к тому или иному жанру само по себе уже определяло тему, содержание, образные и интонационно-стилевые особенности произведений.
Связь конкретного жанра с той или иной действительностью, "возвышенной" или "низменной"', диктовала объединение жанров в группы: "'высокие", "'средние'" и "низкие". Ведущими жанрами стали "высокие'' (ода, - эпопея, трагедия) и "низкие" (комедия, сатира, басня). Элегия, послание и песня, составляющие "средние"' жанры, не заняли в литературе классицизма ведущего положения, поскольку были обращены к изображению внутреннего мира отдельного человека. Любовно-авантюрный роман был отвергнут русскими писателями, поскольку не отвечал принципу правдоподобия: односторонняя установка изображать бытовое и занимательное препятствовала последовательному проведению моралистической тенденции. Исключение составил лишь французский политический роман XVII века("Apгенида" Барклая и "Похождения Телемака» Фенелона).
Понимание художественного характера в классицизме сложилось под влиянием античности. Метафизическому восприятию явлений жизни отвечало представление о характере человека как одном нравственном свойстве - положительном или отрицательном. В результате характеры были либо полностью порочными, либо полностью благородными. Однако это не приводило к их однообразию. Характер был воплощением одного свойства, но свойства были различны, поэтому были различны и характеры: Димитрий Самозванец у Сумарокова, Вадим у Княжнина. Скотинин. Простакова, Митрофан у Фонвизина - все эти характеры созданы в пределах понятий "благородный" - "неблагородный".
Главной стилистической задачей, стоящей перед русскими классицистами, была выработка нормы поэтической речи на основе ее живого употребления. "Разум" и идеал общенационального словоупотребления выступали в качестве критерия ''правильности" литературного языка. Речевая норма создавалась силами ведущих поэтов, которые "предшествовали грамматике". Она находила свое прямое продолжение в норме стиля, ведущим принципом которого являлась ясность как необходимое условие раскрытия сущности предмета.
Первые воздействия классицизма в России могут быть прослежены еще в XVII веке, в поэзии, создававшейся при дворе царя Алексея Михайловича, в творчестве ученого монаха-стихотворца Симеона Полоцкого, носителя придворного литературного стиля. На смену школьному классицизму пришел новый, почерпнутый уже непосредственно в западных источниках А.Д. Кантемиром и В.К. Тредиаковским. Литературная деятельность А.Д. Кантемира. В.К. Тредиаковского, MB. Ломоносова, А.П. Сумарокова в 30 - 50-е годы XVII столетия обозначила границы первого периода в развитии русского классицизма.
Второй период в развитии классицизма в России был представлен именами Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста. И.И Хемницера. В последней трети XVIII века стройность стилевой системы русского классицизма нарушается. В творчестве учеников и преемников Сумарокова начинается разложение этого направления.
Классицизм продолжает жить и в первые десятилетия XIX века, но ни в идейном, ни в художественном отношении он не вносит ничего нового в литературу.
Идеологическая и художественная общность русского и европейского классицизма не исключала национального своеобразия русской литературы XVIII века. В елизаветинскую и екатерининскую эпохи русская поэзия обратилась к чужим литературам, чтобы на восприятии чужого материала научиться строить свое, отличное от воспринятого.
Самобытность русского классицизма определяется связью его произведений с традициями устного народного творчества и древнерусской литературы. Летописный материал послужил основой для большинства русских трагедий; для отечественного классицизма периода его расцвета характерно использование событий прошлого, относящихся к русской истории, преломленных через призму народного восприятия.
Влияние народной сатиры сказалось на таких жанрах русской литературы XVIII века, как стихотворная сатира, комедия, басня. Образы отрицательных персонажей определялись не только поэтикой классицизма, но и народной традицией, заострявшей внимание на социальной стороне явления.
Самобытность русского классицизма сказалась и в преобразованиях литературного языка и стиха. Тредиаковский обосновал реформу русского стихосложения, ссылаясь на народную песню; осуществленная Ломоносовым реформа русского языка основывалась на сближении литературного языка с разговорной речью.
В творчестве писателей последней трети XVIII века - особенно Державина, Фонвизина и Крылова - разговорная русская речь. Становится основным материалом литератур.
Русский классицизм своеобразен и тем, что многие из лучших его произведений тесно связаны с отечественной историей и современной действительностью, наполнены злободневным содержанием. В русском классицизме особенно громко заявляют о себе воспитательные и просветительские тенденции, ведущие к усилению общественно-сатирической струи.
Литературно-эстетическая система русского классицизма, как целостная, замкнутая система, требующая полноты соответствия целей и средств, оказалась устойчивой по отношению к теориям других направлений, имея самостоятельное значение и за пределами классицизма. Она стала исходным пунктом литературных теорий нового времени, а в дальнейшем - научной теории литературы, и даже как объект критики со стороны романтизма была активным фактором литературного движения начала XIX века. В общеэстетическом плане ведущие принципы классицизма непосредственно предшествовали теории реализма.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|