Сделай Сам Свою Работу на 5

Прокопович как поэт-панегирист и лирик

На общественно-значимые события времени Прокопович откликает­ся не только как публицист, но и как ПОЭТ. Например, Полтавскую побед; он приветствует в "Слове о баталии Полтавской" и в "Епиникионе" - панегирической оде. Корме стихотворений духовного и философского характера у Прокоповича имеется ряд шутливых стихов, написанных язы­ком, приближенным к разговорному, примером может послужить цикл стихотворений к эконому отцу Герасиму.

Трагедокомедия "Владимир"

В основу трагедокомедии "Владимир" Ф. Прокоповичем положен сюжет о принятии князем Владимиром христианства. Эта тема была весь­ма традиционна для религиозной школьной драмы, но Прокопович сооб­щает ей новую окраску: избранный им сюжет носит национально-исторический характер. Борьба Владимира за просвещение и прогресс, ко­торую он вел с противниками нового порядка, изображенными автором в лице невежественных и корыстных жрецов, была созвучна основному со­держанию эпохи Прокоповича - противостоянию старого и нового. В сво­ей пьесе автор перемешал, по его словам, "смешное и забавное с серьез­ным и трогательным и лица незначительные, с знаменитыми". Это вполне соответствовало жанру трагедокомедии, теоретически разработанному в "Поэтике". Написана пьеса традиционными тринадцати сложным и силла­бическими стихами.

 

 

5. Русский классицизм

Во второй трети XVIII века развитие русской литературы характери­зуется формированием и расцветом классицизма, литературного направления эпохи абсолютизма. Как и европейский, зародившийся во Франции в конце XVI века, русский классицизм утверждался в эпоху ста­новления национальной государственности и выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, создававшего свою культуру как культуру всего государства, всей нации. Не случайно, что выдающиеся деятели русской литературы 30 - 50-х годов XVIII века, в произведениях которых определился классицизм, вшили из разных соци­альных групп: Тредиаковский - из духовенства, Ломоносов - из крестьян­ства. Сумароков - из дворянства. В формировании русского классицизма решалась задача, возникшая в итоге литературного развития предшест­вующей эпохи: создание национальной художественной литературы в но­вых, общеевропейских формах средствами более упорядоченного языка.



Литературная теория русского классицизма представляла собой оп­ределенную систему взглядов на искусство поэзии. Поэтические принципы классицизма были программно сформулированы в "Риторике" Ломоносо­ва, его трудах '"Предисловие о пользе книг церковных в российском язы­ке", "О нынешнем состоянии словесных наук в России"; из работ Тредиаковского большое значение имеют предисловия к "Аргениде" и "Тилемахиде» а также статьи "Мнение о начале поэзии и стихов вообще". "Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии": " Письмо, в кото­ром содержится размышление о стихотворстве"; теоретическая мысль Су­марокова выявляется в статьях "О неестественности'", "К несмысленным рифмотворцам", "Письмо о чтении романов", "О стихотворстве камчада­лов", "Критика на оду", "'Слово на открытие Академии художеств", осо­бенно же в его эпистолах о русском языке и стихотворстве. Интересна анонимно напечатанная в журнале "Ежемесячные сочинения" статья "О качествах стихотворца рассуждение".

Определяющими факторами литературной доктрины классицизма был принцип общественного назначения поэзии и "подражание природе" с помощью вымысла. Остановимся на характеристике первого.

Моралистический характер общественного миросозерцания класси­цистов порождал стремление определить значение поэтического творчест­ва с позиций гражданских идеалов. В иерархии ценностей искусства пер­венствующую роль играла познавательно-нравственная, в свете чего целью искусства признавалось воздействие на разум человека для исправления пороков и привития добродетели. Высокая гуманистическая миссия искус­ства - совершенствование людей, их гражданское и политическое воспи­тание. Подобные взгляды на роль и значение поэзии в общественной жиз­ни сложились у писателей-классицистов пол влиянием философии рацио­нализма с ее культом разума ("рацио" - разум"). Особенно сильным было влияние философии Рене Декарта, отводившего разуму решающую роль не только в познании природы, но и в нравственной, социальной жизни обще­ства. Повеление человека заслуживает уважения лишь тогда, когда оно 'разумно', то есть отвечает высшим нравственным нормам. Влияние ра­ционализма ощущалось и на работах английского философа-эмпирика

Фрэнсиса Бэкона и французского философа-эмпирика Пьера Гассенди. Философы стремились научить человека управлять собой, сде­лать его поведение разумным во всех сферах жизни. В качестве идеала ли­тературой классицизма был выдвинут человек общественного склада, вы­сокого интеллекта, мыслящий, волевой, с развитым чувством долга, руко­водствующийся в своих поступках принципом ''общей пользы".

Русский классицизм развивался позднее французского и немецкого, естественно, что он использовал достижения европейской мысли. Катего­рии добра и зла русскими писателями соотносились с наличием или отсут­ствием разумного начала в человеке. Истинно благородным мог быть только тот, кто действовал не под влиянием "страстей", а руководствовал­ся в своем поведении разумом.

Вместе с тем русский классицизм испытал воздействие просвети­тельской мысли XVI11 века. Учение английскою философа Локка о роли воспитания в нравственном совершенствовании человека оказало сильное влияние на духовную жизнь эпохи и было принято русской литературой классицизма. Однако русскому классицизму осталась чужда социальная основа философской системы Локка, обосновывавшей принцип конститу­ционно-парламентской монархии. Русский классицизм не принял этой идеи и остался на позициях признания абсолютной монархии как лучшей формы государственного правления.

Обратимся к рассмотрению второго основного принципа литератур­ной доктрины классицизма - "подражания природе"' с помощью вымысла. В его основе лежит мысль об однородности методов искусства и способности природы к самовоссозданию. Перед поэтом стоит задача выделить в природе общее, идеальное и вероятное Закономерное в природе составля­ет совершенное в искусстве. ''Подражание" - это не только воспроизведе­ние данного природой, но и ее обогащение. "Подражание природе" - это активный процесс, материал природы дан обобщенно, избирательно, по­этом воссоздаются не подробности чувственных данных, а то, что обобще­но мыслью. "Подражание природе" подразумевает использование вымыс­ла, который в системе классицизма получает смысл истины, являясь осо­бым средством познания. Поэтический вымысел придает возможному и необходимому реальность свершившегося факта, он возвышает единичные факты действительности до их возможного и вероятного проявления, рас­крывая потенции природы, раскрывая то, что в природе открыто разуму, а не чувствам.

Осуществление своих эстетических идеалов классицисты находили в памятниках античного искусства - классических образцах прекрасного. "Поэтика" Аристотеля и "Послание к Пизонам" Горация послужили на За­паде основой для построения эстетической и литературной теории класси­цизма, предлагающей писателям свод правил, призванных помочь в освое­нии методов познания законов поэзии. Сама поэзия осознавалась как осо­бый вид "словесной науки", что приравнивало художественную литерату­ру к научному познанию. Произвольная игра воображения исключалась: в классицизме отсутствует понятие свободно творящей фантазии, - независимой от 'разума'' и природы. Особенно ярко рационалистический характер классицизма проявился в дидактической поэме теоретика класси­цизма, французского писателя Буало - "Поэтическое искусство" (1674).

Литературно-эстетическую теорию классицизма отличала четко раз­работанная система литературных родов и видов. Основной ее чертой была иерархия жанров, причем каждый жанр был замкнут в себе и отграничен от остальных. Подобная система явилась следствием метафизического способа мышления: явления природы, как и явления общественной жизни, изображались писателями классицизма вне их связи друг с другом, вне их развития и движения. Умопостигаемая действительность расчленялась на смешное и печальное, возвышенное и низменное, добродетельное и пороч­ное. Определенный круг явлений действительности был закреплен за кон­кретным жанром. Возвышенное становилось предметом трагедии, ее ге­роями могли быть цари и аристократы. Смешное отражалось в комедии, круг персонажей которой составляли представители низших сословии. Об­ращение к тому или иному жанру само по себе уже определяло тему, со­держание, образные и интонационно-стилевые особенности произведений.

Связь конкретного жанра с той или иной действительностью, "воз­вышенной" или "низменной"', диктовала объединение жанров в группы: "'высокие", "'средние'" и "низкие". Ведущими жанрами стали "высокие'' (ода, - эпопея, трагедия) и "низкие" (комедия, сатира, басня). Элегия, посла­ние и песня, составляющие "средние"' жанры, не заняли в литературе клас­сицизма ведущего положения, поскольку были обращены к изображению внутреннего мира отдельного человека. Любовно-авантюрный роман был отвергнут русскими писателями, поскольку не отвечал принципу правдо­подобия: односторонняя установка изображать бытовое и занимательное препятствовала последовательному проведению моралистической тенден­ции. Исключение составил лишь французский политический роман XVII века("Apгенида" Барклая и "Похождения Телемака» Фенелона).

Понимание художественного характера в классицизме сложилось под влиянием античности. Метафизическому восприятию явлений жизни отвечало представление о характере человека как одном нравственном свойстве - положительном или отрицательном. В результате характеры были либо полностью порочными, либо полностью благородными. Однако это не приводило к их однообразию. Характер был воплощением одного свойства, но свойства были различны, поэтому были различны и характе­ры: Димитрий Самозванец у Сумарокова, Вадим у Княжнина. Скотинин. Простакова, Митрофан у Фонвизина - все эти характеры созданы в преде­лах понятий "благородный" - "неблагородный".

Главной стилистической задачей, стоящей перед русскими класси­цистами, была выработка нормы поэтической речи на основе ее живого употребления. "Разум" и идеал общенационального словоупотребления выступали в качестве критерия ''правильности" литературного языка. Ре­чевая норма создавалась силами ведущих поэтов, которые "предшествовали грамматике". Она находила свое прямое продолжение в норме стиля, ведущим принципом которого являлась ясность как необходимое условие раскрытия сущности предмета.

Первые воздействия классицизма в России могут быть прослежены еще в XVII веке, в поэзии, создававшейся при дворе царя Алексея Михай­ловича, в творчестве ученого монаха-стихотворца Симеона Полоцкого, но­сителя придворного литературного стиля. На смену школьному класси­цизму пришел новый, почерпнутый уже непосредственно в западных ис­точниках А.Д. Кантемиром и В.К. Тредиаковским. Литературная деятель­ность А.Д. Кантемира. В.К. Тредиаковского, MB. Ломоносова, А.П. Сума­рокова в 30 - 50-е годы XVII столетия обозначила границы первого пе­риода в развитии русского классицизма.

Второй период в развитии классицизма в России был представлен именами Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Я.Б. Княжнина, В.В. Капниста. И.И Хемницера. В последней трети XVIII века стройность стилевой сис­темы русского классицизма нарушается. В творчестве учеников и преем­ников Сумарокова начинается разложение этого направления.

Классицизм продолжает жить и в первые десятилетия XIX века, но ни в идейном, ни в художественном отношении он не вносит ничего ново­го в литературу.

Идеологическая и художественная общность русского и европейско­го классицизма не исключала национального своеобразия русской литературы XVIII века. В елизаветинскую и екатерининскую эпохи русская по­эзия обратилась к чужим литературам, чтобы на восприятии чужого мате­риала научиться строить свое, отличное от воспринятого.

Самобытность русского классицизма определяется связью его про­изведений с традициями устного народного творчества и древнерусской литературы. Летописный материал послужил основой для большинства русских трагедий; для отечественного классицизма периода его расцвета характерно использование событий прошлого, относящихся к русской ис­тории, преломленных через призму народного восприятия.

Влияние народной сатиры сказалось на таких жанрах русской лите­ратуры XVIII века, как стихотворная сатира, комедия, басня. Образы отри­цательных персонажей определялись не только поэтикой классицизма, но и народной традицией, заострявшей внимание на социальной стороне яв­ления.

Самобытность русского классицизма сказалась и в преобразованиях литературного языка и стиха. Тредиаковский обосновал реформу русского стихосложения, ссылаясь на народную песню; осуществленная Ломоносо­вым реформа русского языка основывалась на сближении литературного языка с разговорной речью.

В творчестве писателей последней трети XVIII века - особенно Державина, Фонвизина и Крылова - разговорная русская речь. Становится основным материалом литератур.

Русский классицизм своеобразен и тем, что многие из лучших его произведений тесно связаны с отечественной историей и современной действительностью, наполнены злободневным содержанием. В русском классицизме особенно громко заявляют о себе воспитательные и просветительские тенденции, ведущие к усилению общественно-сатирической струи.

Литературно-эстетическая система русского классицизма, как цело­стная, замкнутая система, требующая полноты соответствия целей и средств, оказалась устойчивой по отношению к теориям других направле­ний, имея самостоятельное значение и за пределами классицизма. Она ста­ла исходным пунктом литературных теорий нового времени, а в дальней­шем - научной теории литературы, и даже как объект критики со стороны романтизма была активным фактором литературного движения начала XIX века. В общеэстетическом плане ведущие принципы классицизма непо­средственно предшествовали теории реализма.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.