|
Русская драматургия 1770 - 1790-х годов
1770-е годы в русской драматургии отмечены появлением первые образцов комической оперы, жанра небольшого театрально-музыкального представления, сочетавшего музыку и пенке с разговорной речью. Она выводила на сиену представителей 'низших" классов - крестьян и ремесленников, сочетала в себе смешное и печальное, что противоречило поэтике классицизма. Комическая опера была востребована новым демократическим зрителем. Крестьянская жизнь изображается в комических операх в зависимости от идейных позиций ее авторов. В репертуаре появляются произведения, представляющие жизнь крестьян в идиллических тонах, далеких от реальной действительности (В.И.Майков "Деревенский праздник, или увенчанная добродетель"). Им противостоит опера, насыщенная элементами народности и социальной сатиры, рисующая бесправие, подневольное состояние крестьянства. Таковы "Несчастье от кареты" Я.Б. Княжнина, «Розана и Любим" Н.П. Николева, "Кофейница" И.А. Крылова.
Первым образцом оригинальной комической оперы стала "Анюта" М.И. Попова, сюжет которой построен на русском бытовом материале. В последней трети века продолжают развиваться и традиции сумароковского классицизма. С особой наглядностью эта тенденция проявилась в жанре классической трагедии, самом подходящем для выражения гражданских чувств. Яркими образцами русской тираноборческой трагедии XVIII века явились "Сорена и "Замир" Николева и в особенности «Вадим Новгородский" Княжнина. Во второй половине 1780-х годов Екатерина II пишет ряд произведений: она обличает масонство в комедиях "Обманщик", "Обольщенный", 'Шаман Сибирской", стремится дискредитировать тираноборческие тенденции в "Историческом представлении из жизни Рюрика". Один из эпизодов последней пьесы должен был увеличить торжество принципа самодержавия - он рассказывал о восстании Вадима против Рюрика, разоблачая саму мысль о восстании. Указанную Екатериной тему подхватил Княжнин. В основу конфликта трагедии "Вадим Новгородский" им было положено столкновение монархических и республиканских идей, воплощенных в образах Рурика и Вадима. Рурик в изображении Княжнина является идеальным "просвещенным" монархом, давшим Новгороду благоденствие. На борьбу с Вадимом его толкает не личная корысть, а "честь". Для Вадима же Рурик тиран только потому, что он монарх. Его гражданским идеалом является древняя новгородская вольность - герой не ищет власти для себя, он хочет возвратить народу свободу. Народ же, выступая в роли судии, просит Рурика и впредь владеть им. И все же дух Вадима остается несломленным, и моральную победу одерживает именно он.
'Вадим Новгородский" Княжнина написан с соблюдением основных правил драматургии классицизма, однако пьесу отмечает сложность постановки и разрешения вопроса трагического, что послужило причиной различных толкований ее идейного смысла. Екатерина I! увидела в "Вадиме Новгородском"' опасную и антиправительственную тему. Сенат вынес решение сжечь книгу публично. "Новгородская" тема звучит в XVIII веке не только в трагедии Княжнина. Она поднимается Радищевым в "Путешествии из Петербурга в Москву"". Карамзиным и повести "Марфа Посадница, или покорение Новгорода". Во всех перечисленных произведениях исторический сюжет явился основой для решения политических проблем современности, в связи с этим необходимо осмыслить причины активной разработки темы древнего Новгорода в творчестве русских писателей XVIII века. Эта литературная традиция нашла свое продолжение я произведениях русских классиков XIX столетия тема вольного Новгорода стала одной из основных тем поэтов-декабристов, к ней обращается Пушкин и Лермонтов.
Самым ярким явлением в комедийном жанре стала пьеса В.В. Капниста "Ябеда" (закончена в 1793-1794 гг., поставлена в 1798), принадлежащая, по словам Белинского, к исторически важным явлениям русской литературы, как смелое и решительное нападение на крючкотворство, ябеду и лихоимство, так страшно терзавшие общество прежнего времени. Тема ''Ябеды" - произвол бюрократического аппарата. Все судейские чиновники, - от председателя судебной палаты до ее секретаря - мошенники, готовые за деньги сделать правого виноватым. В конце комедии порок наказывается, но все ее действие проникнуто мыслью о неизбежности судебного произвола, так что торжество добродетели носит условный характер. Это было очевидно для Павла, на годы правления которого пришлось появление "Ябеды" а печати и на сиене, полому после четырех представлений пьеса была запрещена "Ябеда" написана по всем правилам классицизма, но от комедий подобного рода она отличается тем, что в ней нет центрального отрицательного характера: ее героем является суд, судебные порядки. Это не столько комедия, сколько социальная сатира, в которой больше страшного, чем смешного.
Показательна и драматургическая деятельность П.А. Плавильщикова в плане требований создания русской самобытной драматургии на национальной основе. Плавильщиков решительно выступал против правил драматургии классицизма - трагедия "Ермак" (1803) написана им прозой, без соблюдения единств на национально-историческом сюжете. В комедийном наследстве Плавильщикова выделяются комедии-драмы ''Бобыль'" (1790) и "Сиделец" (1803). Поэзия последней трети XVIII века Участники кружка Хераскова, выступившие на рубеже 1760-х голов, продолжают разрабатывать традиционные жанры классицизма - в жанре торжественной оды они следуют традициям Ломоносова, в жанре трагедии - Сумарокова, хотя не чужды им и такие жанры, как комическая опера, нравоучительная притча, дидактическая поэма, мещанская слезная драма. Однако особенно значительными их достижения были в жанрах интимной лирической поэзии, в жанре героической эпопеи, в жанре бурлескной и сказочной поэмы. Последняя треть XVIII века отмечена процессом демократизации литературного сознания, что проявилось в интересе деятелей культуры к традициям национального фольклора. Влияние народнопоэтической стихии особенно сказалось на жанрах басни и комической бурлескной поэмы, лучшие образцы которой принадлежат В.И. Майкову и И.Ф. Богдановичу.
23 . Бурлеск. Поэма В.И. Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх"
Сумароковым был включен в литературный обиход жанр 'смешных героических поэм", но сам он этот жанр не разработал. Стиль бурлеска основал Скаррон поэмой "Перелицованный Вергилий". Бурлеск - шутка, перелицовка (травестирование). Существовало два типа бурлеска: скарроновский строился по принципу трав вотированного снижения высокою предмета героической эпопеи, а второй, введенный Буало, пародийно возвышал низкое. Литература русского классицизма XVIII века восприняла оба вида бурлескной поэмы. Первые опыты в создании образцов бурлескной поэмы принадлежат противникам сумароковской школы - Баркову и Чулкову. Поэма Майкова "Елисей, или раздраженный Вакх" явилась отражением литературной борьбы, завязавшейся между сумароковцами и придворным одописцем В.П. Петровым, напечатавшим в 1770 году первую песнь "Енея" - перевода ''Энеиды'" Вергилия. "Елисей" представляет собой явную пародию на классический античный эпос (поэма написана стихотворным размером эпопеи, содержит обязательные формулы, соединяет события реальной жизни с ''чудесными"). Вымышленный сюжет ''Елисея'' позволял изобразить подробности жизни и быта простонародья. Описывая низкую действительность. Майков отступает от правил: он отказывается от издевательства над нею, воссоздавая бытовые сцены близким к живой народной речи языком. Комический эффект в бурлескной поэме рождается из стилистического несоответствия между слогом и темой, а в '"Елисее" не так много подобных сцен - в нем смешны именно ситуация и действия находчивого героя. В этом и заключается преодоление канонов жанра и правил. Поэма Майкова обозначила начало процесса сближения поэзии с действительностью.
"Легкая поэзия". Поэма И.Ф. Богдановича "Душенька"
Поэма ''Душенька" И.Ф. Богдановича стала первым в жанре поэмы образцом "легкой поэзии". К "легкой поэзии'' относились произведения, целью которых было развлекать читателя игрой остроумия, фантазии или чувства. Широко распространилась "легкая поэзия" во Франции XVII-ХУШ веков - в моду вошли мадригалы, эпиграммы, надписи, песенки. В этих жанрах острее чувствовалась связь с действительностью, что само по себе способствовало преодолению канонов классицизма.
"Душенька" явилась вольным переложением повести Лафонтена "Любовь Психеи и Купидона". Новаторство Богдановича состояло прежде всего в том, что он переложил повесть Лафонтена вольным разностопным ямбом, до сих пор применявшимся только в баснях. В основу поэмы положен ирои-комический принцип. "Душенька" не пародия на определенное произведение или жанр, она представляет собой попытку создания шуточной поэмы, в основу которой положено ироническое отношение автора к рассказываемому. В свое произведение Богданович активно включает элементы русского сказочного фольклора, вводит в ткань поэмы простонародные выражения, фразеологические фольклорные сочетания, диалектические формы, что является преодолением канонов классицизма. Зарождение новых принципов художественного освоения мира проявляется в формах увлечения описанием бытовых подробностей и жизненных реалий.
Бурлескная поэма Богдановича противоположна майковскому ''Елисею''. Она не груба, а утонченно-изысканна, но точно так же не умещается в рамках классицизма. Одно из главных достижений, которое несла открытая Богдановичем манера эпического повествования, - возможность проявления в данном жанре личности автора. Автор выступает очевидцем событий, комментирует происходящее. Так зарождаются предпосылки повествовательной манере, родственной манере Пушкина в поэме "Руслан и Людмила". В русской поэзии происходит постепенное формирование ноной системы эстетических представлений, в которых нормативность поэтики классицизма уступала место принципу конкретною выражения чувств и впечатлений автора. "Душенька" - "первый и прелестный цветок легкой поэзии на языке нашем» (Батюшков) - явилась несомненным достижением русской литературы.
24. Поэма М.М. Хераскова "Россияда"
М.М. Херасков явился крупнейшим представителем поколения русских классиков и в то же время стал одним из родоначальников сентиментализма в России. Жизнь и деятельность Хераскова была связана с Московским университетом: он был его директором, затем куратором и сыграл значительную роль, встав во главе университетской типографии, библиотеки, театра. Литературная молодежь видела в нем своего наставника. В салоне Хераскова встречались молодые поэты и писатели. Творчество Хераскова отличает многообразие жанров: он писал оды, элегии, стансы, эпиграммы, послания, басни, сонет, идиллии, сатиры, псалмы, трагедии, "слезные драмы", оперы, поэмы дидактические, эпические, сказочные, политико-нравоучительные романы. Выступая вначале как продолжатель поэтических принципов Сумарокова, Херасков ищет самостоятельные пути и приходит к созданию "философической"' оды, которую отличает обращение к проблемам морали и нравственности, добра и зла, жизни и смерти
Нравственное усовершенствование объявляется единственным средством достижения социальной гармонии и уничтожения зла. В известной мере подобная позиция Хераскова объясняется его увлечением идеями масонства. Художественное мастерство Хераскова проявилось в создании изящной стихотворной формы, не случайно Карамзин считал его самым близким себе из всех своих предшественников.
В русскую литературу Херасков вошел как создатель национальной поэмы. Этот жанр считался венцом классицистической системы жанров. В России предпринимались попытки создания поэмы, но не увенчались успехом. Херасков восполнил этот пробел: центральным его произведением стала "Россияда", над которой он работал восемь лет. Содержанием "Россияды" становятся исторические события, связанные со взятием Иваном Грозным Казани. В них поэт видит торжество процесса освобождения России от последствий татаро-монгольского ига. Этот сюжет имел и современное звучание, поскольку поэма была написана в промежуток между первой и второй турецкой войной - войной с магометанством. Важнейшим вопросом для автора является проблема взаимоотношения паря и бояр, и в этом вопросе Херасков проявляет либерализм - он осуждает политику упрочения неограниченной самодержавной власти.
"Россияда" "правильная" классическая эпопея, написанная высоким слогом, но ясным и простым. Она имела большой успех, воспринималась как крупная победа русского классицизма и благодаря своей патриотическо-гуманистической идее. Она была призвана научить любви к родине и вдохновить подвигами героев.
Г.Р. Державин
Уже с первой половины XVIII века в русской поэзии определились две противоположные струи: ''высокая"', одическая, ломоносовская струя и струя сатирическая - Кантемировская. В творчестве одного писателя они могли переплетаться, но всегда оставались изолированными друг от друга. Ода должна была прославлять, а сатира обличать. В творчестве Державина одическая и сатирическая струя синтезируются. По словам самого Державина, он "с 1779 года избрал совсем особый путь". Особенно ярко новаторство проявилось в '"Оде на смерть князя Мещерского" и в "Стихах на рождение в Севере порфирородного отрока'". Свои "Стихи" Державин начинает с мифологических образов, но снижает их с помощью метода бурлескной перелицовки, в то же время отказываясь от пародии. Задача Державина - поэтически воссоздать картину русской зимы, поэтому мифологический Борей превращается в русского деда мороза, а нимфы и сатиры превращаются и "шутку", которая не мешает передавать подлинность русских нравов. В "Стихах" проявилась и особенность мировосприятия Державина - он не стал воспевать в будущем императоре земного бога, а обратился к нему с добрым пожеланием: "Будь на троне человек".
25. "Екатерининские" оды Державина
"Фелица" представляет оду нового типа - в ней Державину удалось соединить "высокие" (одические) и - низкие" (сатирические) начала. В образе "премудрой", "богоподобной царевны" Фелицы поэт восхваляет Екатерину II, создавая ее портрет в новой манере, принципиально отличающейся от традиционной одописи. Это не земное божество, а деятельная и умная "Киргиз-Кайсацкая царевна", которая изображается и как частное лицо в повседневной жизни, и как правительница, что обуславливает деление оды на две части, Фелице противопоставлен образ порочного "мурзы'; что определяет жанровое своеобразие оды: она сливается с сатирой. Мурза в изображении Державина - это и собирательный образ, включающий в себя порочные черты екатерининских вельмож, но это и сам Державин. В этом заключена новизна пути, избранного поэтом. Лирическое "я" в русской оде 1740 - 770-х голов сливалось с "мы", поэт считал себя выразителем мнений народа. В "Фелице" лирическое 'V приобретает конкретность - среди персонажей оды появляется сам одический поэт. Он и "мурза' - носитель всех пороков, и поэт, достойный воспевать идеальную государыню. Речь поэта в "Фелице" свободная, непринужденная, пронизанная подлинным лиризмом. Державин развивает в оде образы, созданные Екатериной в ее "Сказке о царевиче Хлоре", что дает автору возможность пользоваться шуткой, остроумными намеками. "Фелица" была самым смелым и решительным отступлением Державина от традиций классической оды. "'Екатерининская" тема в творчестве Державина продолжается стихотворением "Благодарность Фелице", "Изображение Фелицы'' и в знаменитом "Видении мурзы".
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|