Тема 9. Предупреждение преступности
План
1. Понятие и социальная оценка предупреждения преступности.
2.Социальный механизм предупреждения преступности. Объекты профилактической деятельности.
3. Виды, уровни и направления предупреждения преступности.
4. Меры предупреждения преступности: их виды и классификация.
5. Нормативно-правовые основы предупреждения преступности.
6. Субъекты профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы в предупреждении преступности.
Литература
Основная
1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999, с. 115-151.
2. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.
3. Криминология и профилактика преступлений: Учеб. М., 1989. Гл. 10.
4. Курс советской криминологии. М., 1989. Гл. 4, 5.
5. Криминология и организация предупреждения преступлений: Учеб. пособие. М.: Акад. МВД РФ, 1995.
6. Криминология. М., 1992. Гл.5.
7. Криминология. СПб., 1992. Гл.10
Дополнительная
1. А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
2. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. Гл. 9 – 11.
3. Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел. М., 1984.
4. Бааль Е.П. и др. Современная система субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1996.
5. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: Учеб. СПб., 2003, С. 432.
6. Варчук Т.В. Криминология: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002. С. 298.
7. Гаухман Л.Д. Предупреждение преступности: Лекция. М., 1991.
8. Гилинский Я.И., Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций, СПб., 2002., С. 384.
9. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 572.
10. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон / Под. Ред. профессора А.И. Долговой. М., Российская криминологическая асоциация. 2001.
11. Иншаков С.М. Преступность и меры социального реагирования: Учеб. пособие. М., 1995.
12. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие, М.: Юриспруденция, 2002. С. 352.
13. Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России., М.: Вуз.книга, 2002., С. 224.
14. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.
15. Попова С.А. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности, дис. кан. юр. наук. Н.Новгород, 2001.
16. Сахаров А.Б., Саркисов Г.С. Проблема преступности в современных условиях. Ереван, 1991. Разд. II. Гл. 2.
17. Устинов В.С. Система предупредительного воздействия на преступность. М., 1983.
18. Четвериков В.С. Криминология: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1996. Гл. 8.
19. Состояние преступности в России за 1991 – 2001 гг.: Стат. сб. / ГИЦ МВД РФ.
Методические указания
При изучении данной темы следует дать надлежащую оценку месту и роли криминологической профилактики в общей системе социального воздействия на преступность, определить соотношение профилактики с уголовно-правовыми мерами, значение предупредительной деятельности в современных условиях. Предупреждение преступности надо рассматривать в контексте учения о детерминантах преступности как особую область социального регулирования, часть (подсистему) общей системы управления социальными процессами. Важно составить четкое представление о специализированных и неспециализированных субъектах предупредительной деятельности; об объектах профилактического воздействия и профилактической защиты; о понятии, содержании и соотношении общесоциального и специально-криминологического предупреждения преступности; об общей и индивидуальной профилактике. Заслуживает внимания вопрос о содержании и соотношении терминов: «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «пресечение».
Анализируя меры предупреждения преступности, необходимо классифицировать их:
– по содержанию (экономические, социально-политические, культурно-воспитательные, юридические, организационно-управленческие, технические);
– по уровню (общесоциальные и специально-криминологические);
– по объему применения (общие и индивидуальные);
– по масштабу (общегосударственные, местные);
– по субъектам применения (государственные, общественные);
– по направлениям и сферам применения (по видам преступлений и типам преступного поведения);
– по различным социальным группам;
– по сферам общественной жизни, отраслям экономики;
– по специфическим территориальным зонам, регионам и объектам.
Контрольные задания
Задание 1
Дайте ответ на следующие вопросы применительно к следующим видам преступности – насильственной, корыстной, экономической.
1. Определите круг лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений.
2. Выявите источники и условия неблагоприятного воздействия на них.
3. Спрогнозируйте индивидуальное преступное поведение.
4. Спланируйте индивидуально-предупредительное воздействие.
5. Перечислите предусмотренных законом мер, обеспечивающих активно-корректирующее воздействие.
Задание 2
Составьте и проиллюстрируйте социальную реакцию на преступность, а также основные направления воздействия на преступность. Раскройте значение предупреждения преступлений и его соотношение с уголовно-правовым направлением воздействия на преступность.
Задание 3
Составьте и прокомментируйте социальную систему предупреждения преступности.
Тема 10. Правовые, организационные и тактические основы
Деятельности органов внутренних дел
По предупреждению преступлений
План
1. Роль и место органов внутренних дел в системе предупреждения правонарушений. Задачи и виды их деятельности по профилактике правонарушений. Содержание профилактической деятельности отдельных служб и подразделений органов внутренних дел.
2. Правовое регулирование профилактики преступлений органами внутренних дел.
3. Информационное обеспечение (источники и виды) профилактической деятельности органов внутренних дел.
4. Методы общей профилактики правонарушений.
5. Методы и организационно-тактические формы индивидуальной профилактики преступлений.
6. Учет и оценка результатов профилактической деятельности органов внутренних дел.
Литература
Основная
1. А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. с. 143-274.
2. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999, с. 152-177.
3. Криминология и профилактика преступлений: Учеб. М., 1989. Гл. 11.
4. Алексеев А.И. Педагогические основы предупреждения преступлений органами внутренних дел: Лекция. М., 1984.
5. Алексеев А.И., Сахаров А.Б. Причины преступлений и их устранение органами внутренних дел. М., 1982.
6. Гаухман Л.Д. Правовые основы предупреждения преступлений: Лекция. М., 1991.
7. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.
8. Жигарев Е.С., Уткин В.А. Правовые, организационные и тактические основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: Лекция. М.: МВШМ МВД РФ, 1994.
Дополнительная
1. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. Гл. 11. § 1, 2. Гл. 18.
2. А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001.
3. Алексеев А.И., Овчинский С.С.Профилактика преступлений аппаратами уголовного розыска: Учеб. пособие. М., 1987.
4. Босхолов С.С. Криминологическая информация в правоприменительной деятельности органов внутренних дел: Учеб. пособие. Минск, 1990.
5. Игошев К.Е., Устинов В.С. Введение в курс профилактики правонарушений. Горький, 1977.
6. Кириллов Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Тюмень: ТВШ МВД, 1994.
7. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М.: РАН Ин-т гос-ва и права, 1996.
8. Морозов В.М., Меркурьев В.В. Правовое и организационное обеспечение борьбы с организованной преступностью, Учеб. Пособие, Владимир, 2002.
9. Саркисов Г.С. Индивидуальная профилактика преступлений. Ереван, 1986.
10.Теоретико-правовой анализ криминологической профилактики: Учеб. пособие. М., 1996.
11.Токарев А.Ф. Общее предупреждение преступлений в деятельности органов внутренних дел: Лекция. М.: Акад. МВД РФ, 1995.
12.Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды С.-Петербургского криминологического клуба, №2 (3), СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
13.Власть: криминологические и правовые проблемы. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2000., С. – 400.
14.Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 576.
15.Преступность в России и проблемы борьбы с ней. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 244.
16.Организованный терроризм и организованная преступность, М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002., С. – 304.
17.Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2002., С. – 308.
Методические указания
При работе над данной темой необходимо четко выделить обстоятельства, определяющие роль органов внутренних дел в предупреждении правонарушений, выявить содержание профилактической деятельности каждой службы и подразделения органов внутренних дел, имея в виду специфику их работы.
Информационное обеспечение профилактической деятельности органов внутренних дел необходимо рассматривать в контексте материалов предыдущих тем, например, методов исследования криминологических проблем, статистических данных как одного из важнейших источников получения информации о преступлениях и лицах, их совершивших.
Очень важно также усвоить содержание методов профилактики правонарушений, к которым относятся: анализ оперативной обстановки (правонарушений и преступности), информирование соответствующих органов и учреждений (должностных лиц) об оперативной обстановке; обследование объектов и мест массового отдыха населения, проведение специальных рейдов; изучение материалов печати, сообщений должностных лиц и заявлений граждан; проведение правовоспитательной работы среди населения.
Часть вопросов темы посвящена рассмотрению организации индивидуальной профилактики, изучению потенциальных правонарушителей, попавших в поле зрения органов внутренних дел. При этом следует иметь в виду, что эффективность индивидуального воспитательного воздействия на лиц, совершающих различные правонарушения, в значительной мере будет зависеть от того, насколько сотрудник органов внутренних дел владеет методами, формами и приемами индивидуальной профилактики, насколько умело и профессионально он будет их применять в зависимости от личности профилактируемого.
Изучение темы важно завершить уяснением показателей, по которым оценивается эффективность профилактической работы.
Контрольные задания
Задание 1
Подготовьте таблицы для анализа состояния преступности и других правонарушений на территории района крупного города за год:
– время и место совершения краж (не более 7 граф);
– состояние преступности и других правонарушений в микрорайоне.
Задание 2
Вычислите, сравните и охарактеризуйте «индексы зараженности» правонарушениями работников предприятий, если состояние преступности и других правонарушений в них за год характеризуется следующими данными:
– в строительной организации с численностью рабочих и служащих 500 чел. совершили преступления и были привлечены к уголовной ответственности 4 чел.; к административной ответственности за совершение различных проступков – 20 чел.; в том числе служащих – 3 чел.;
– в другой строительной организации с численностью рабочих и служащих 600 чел. за аналогичный период было привлечено к различным видам ответственности, соответственно, 423 чел.; в том числе служащих – 5 чел.;
– на механическом заводе с численностью рабочих и служащих 1000 чел. к уголовной ответственности привлечено 2 чел.; к административной – 10 чел.; в том числе служащих – 1 чел.
Задание 3
Учащимися одного из училищ за последние три года совершено 8 преступлений: 3 кражи из квартир – тремя учащимися; 2 угона автомашин – пятью учащимися; 2 хулиганства – тремя учащимися и групповое изнасилование несовершеннолетней – двумя учащимися.
Кроме того, трое учащихся совершили мелкое хулиганство, двое – занимались незаконным изготовлением и использованием радиопередающих устройств.
Установлен факт приобретения и разового потребления тремя учащимися наркотических средств.
Двое учащихся во время производственной практики совершили мелкое хищение строительных материалов.
Неоднократно выявлялись случаи употребления учащимися спиртных напитков.
На обслуживаемой территории находятся юридический, архитектурный и медицинский институты, НИИ радиоаппаратуры и механический завод.
Директор профессионального училища обратился в управление внутренних дел с просьбой оказать содействие в воспитательно-профилакти-ческой работе среди учащихся, в том числе в прочтении лекций и проведении занятий на морально-правовые темы.
1. Определите обстоятельства, которые должны быть учтены при организации чтения цикла лекций и других воспитательных мероприятий с учащимися, формы правовоспитательной работы, наиболее целесообразные в данном случае, и круг лиц, которых следует привлечь к этой работе.
2. Разработайте тематику бесед с учащимися училища.
Задание 4
Изучите справку по материалам о правонарушениях И.
И., 35 лет, женат, имеет двоих детей в возрасте 9 и 3 лет, образование среднее, по профессии – художник-оформитель с 13-летним стажем, работает рабочим в овощном магазине, ранее к уголовной ответственности не привлекался. В течение последнего года привлекался к административной ответственности за мелкое хулиганство (в пьяном виде учинил в общественном месте скандал с женой), дважды доставлялся в медвытрезвитель.
В последний раз, находясь в нетрезвом состоянии, совершил кражу 10 кг бананов, продал их, а вырученные деньги пропил. За содеянное был приговорен к 1 году исправительных работ. Одновременно по ходатайству жены, поддержанному трудовым коллективом магазина, признан ограниченно дееспособным как лицо, злоупотребляющее спиртными напитками и ставящее в связи с этим семью в тяжелое материальное положение.
После отбытия наказания он был подвергнут официальному предостережению о недопустимости антиобщественного поведения и взят на учет милиции.
В беседе с участковым уполномоченным милиции И. сказал, что совершил кражу в бессознательном состоянии, ничего не помнил из-за сильного опьянения и был удивлен, что суд осудил его за кражу бананов, хотя и не отрицал того, что украл их.
В процессе беседы участковый предупредил И.: «Учтите, что при совершении нового преступления Вы будете, как ранее судимый, подвергнуты более строгому наказанию. Имейте также в виду, что по закону (ст.23 УК РФ) лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности. Если Вы будете продолжать злоупотреблять спиртными напитками, то в случае совершения преступления дело может дойти до применения к Вам принудительных мер медицинского характера»'.
Проверкой по месту жительства И. установлено, что он пьянствует в основном со своим соседом К., ранее судимым за хулиганство. К. в пьяном виде учиняет по месту жительства скандалы, дважды за последний год доставлялся в медвытрезвитель. К. было сделано официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения.
В беседе с администрацией магазина было установлено, что за последнее время (после осуждения за кражу) И. изменил свое поведение к лучшему, лишь иногда допускает выпивки.
Участковый уполномоченный пригласил И. на беседу, в процессе которой сказал: «Похоже, что Вы, как говорится, взялись за ум. При РЭУ создается изостудия для так называемых трудных подростков. Руководитель изостудии есть, но ему одному трудно справиться. Поэтому я прошу Вас помочь ему, приняв в этом нужном деле посильное участие».
И. ответил, что он с удовольствием займется работой в художественном кружке, только не уверен, имеет ли он на это моральное право.
Участковый уполномоченный поблагодарил И. за готовность исполнить его просьбу, добавив: «Насчет морального права Вы верно заметили. Пока окончательно не бросите пить, о работе в кружке не может быть и речи. Кружок начнет действовать через два месяца. Вот к этому времени и надо, как говорится, привести себя в порядок, заслужить и моральное право, о котором Вы говорите. А сейчас прошу Вас составить перечень необходимых принадлежностей для занятий подростков в художественном кружке и передать его мне».
1. Проанализируйте содержание бесед участкового уполномоченного с И. и других надзорно-предупредительных мероприятий. Определите, какие применялись в данном случае методы индивидуально-воспитательной работы, приемы индивидуально-профилактического воздействия.
2. Своевременно ли применялась в отношении И. каждая из мер индивидуально-воспитательного воздействия?
3. Какие дополнительные меры следовало бы применить к нему?
Задание 5
Изучите справку по материалам о правонарушении А.; проанализируйте действия участкового уполномоченного и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных актов и тактики индивидуально-профилактической работы.
12 октября А. прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за кражу (в прошлом не судим). Возвратился в семью к жене и детям. Из колонии в милицию поступило извещение, в котором сообщалось, что в колонии он систематически нарушал режим содержания, на путь исправления не встал и должен быть поставлен на профилактический учет.
Участковый уполномоченный милиции вызвал А. на 17 октября в отдел внутренних дел повесткой. А. в назначенное время не явился. Общественник, которого на следующий день участковый инспектор направил к А., застал его дома и предложил последовать за ним. А. сказал, что сейчас он этого сделать не может, так как ожидает прихода родственников. Общественник настоял на том, чтобы А. немедленно выполнил его требование. А. подчинился и в сопровождении общественника отправился в милицию. Он объяснил участковому, что в день и час, указанные в повестке, явиться не мог, так как в это время находился в отделе кадров хлебозавода по поводу своего трудоустройства.
Участковый уполномоченный на это заметил: «Трудоустройство – дело нужное, но по вызову в милицию являться надо точно в назначенное время. В следующий раз не явитесь – доставим приводом».
А. сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз буду аккуратнее. А сейчас я хотел бы знать, по какому поводу вызван в милицию, а заодно – с кем имею дело. Ваша фамилия мне ничего не говорит».
Участковый на это ответил: «Разве Вы не видите, что имеете дело с капитаном милиции? А вызвал я Вас для того, чтобы решить вопрос о постановке Вас на учет, т.к. пришло соответствующее письмо из колонии».
А. сказал: «Это дело нехитрое – письмо прислать. Лучше бы помогли устроиться на работу по специальности. Я об этом просил перед освобождением, но что толку».
Участковый ответил: «У нас хотя и нет дефицита рабочей силы, однако при желании всеже можно найти себе работу».
А. сказал: «Хотелось бы найти работу поближе к дому. Я обратился по объявлению на хлебозавод, где требовались слесари, у меня четвертый разряд. Но в отделе кадров мне сказали, что судимые им не нужны, дескать, и так воровства хватает».
Участковый возразил: «Ничего, устроитесь в другое место. Кто ищет – тот всегда найдет. А сейчас Вы лучше расскажите мне, что там в колонии натворили?».
А. ответил: «Была у меня там одна встреча, после которой я попал в штрафной изолятор. Ну еще...».
«Что за встреча?» – прервал его участковый.
«Да с одним знакомым, который меня и моих подельщиков «заложил», а скоро и сам попался», – ответил А.
«А еще что?» – спросил участковый.
«Еще? Ну, картишками баловался. Вот и все дела», – ответил А.
«Вот, видите, вместо того, чтобы честным трудом искупить свою вину, Вы злостно нарушали режим содержания. Это очень плохо, – сказал инспектор и спросил: – У Вас есть ко мне еще вопросы?»
А. ничего не ответил.
Участковый уполномоченный закончил эту беседу следующими словами: «Ну, ладно. Сейчас мы ничего не решим. Я должен запросить из колонии дополнительную информацию. А Вы ведите себя хорошо, не то опять туда попадете. Когда понадобитесь, вызову. Желаю успеха».
На этом беседа, продолжавшаяся 6 минут, была закончена.
Задание 6
На основании нижеприведенной справки об оперативной обстановке на территории, обслуживаемой отделом внутренних дел (Южный округ), выполните следующие задания.
1. Подготовьте таблицы для анализа:
– динамики преступности с указанием абсолютных показателей и коэффициентов;
– структуры преступности (по степени, тяжести и видам преступлений).
2. Проведите сравнительный анализ преступности и других правонарушений на фабрике «Вымпел» и на автокомбинате с использованием «индекса зараженности».
3. Разработайте формы аналитических таблиц (без заполнения реквизитов) для анализа совершенных на обслуживаемой территории:
– краж;
– насильственных преступлений против личности, совершаемых в общественных местах (не на почве семейно-бытовых отношений), и хулиганства, а также сопутствующих им административных правонарушений.
4. Подготовьте предложения, направленные на совершенствование профилактической работы на обслуживаемой территории, для последующего их включения в комплексный план профилактики правонарушений в районе.
Справка
об оперативной обстановке на территории, обслуживаемой отделом внутренних дел (Южный округ)
Обслуживаемая территория представляет собой район новостроек. По состоянию на 1 октября 1999 г. население ее составляло 22 тыс., на 1 января 2000 г. – 38 тыс., на 1 апреля 2001 г. – 70 тыс., на 1 января 2002 г. – около 90 тыс. человек.
К концу прошлого года сдан в эксплуатацию жилой массив «Т», состоящий из двадцати 16-этажных домов (около 10 тыс. новых жителей), и продолжалось интенсивное заселение массива «В» (около 10 тыс. новых жителей).
На территории находятся: фабрика, автокомбинат, 2 завода, 8 строительных организаций, 7 научно-исследовательских учреждений, педагогический вуз, строительный колледж, 12 продовольственных магазинов, универмаг, ресторан, 2 кафе, кинотеатр на 350 мест, клуб.
На территории имеются лесной массив, водохранилище, в котором разрешено купание, а также заповедная зона, включающая усадьбу XVIII в. с дворцом, собором и другими памятниками, находящимися под охраной государства. Зона открыта для посещения с июня 1980 г. В выходные дни ее посещают около 5 – 6 тыс. человек ежедневно.
Кроме того, имеются:
– 5 средних общеобразовательных школ, в которых обучаются 7 тыс. учащихся, и 2 строительных училища, где обучаются 700 человек;
– 5 общежитий строителей, в которых проживают 6 тыс. человек;
– развитые транспортные коммуникации (метро, автобус, троллейбус).
Большинство трудоспособного населения микрорайона работает в других районах города.
Штатная численность отдела внутренних дел 100 человек, некомплект составляет 15% в основном за счет рядового и младшего начальствующего состава.
Штаты профилактической службы отдела:
– заместитель начальника отдела по профилактической работе;
– инспектора профилактической службы – 2 (одна должность вакантна);
– старшие участковые уполномоченные – 2;
– участковые уполномоченные– 6 (один используется в качестве дознавателя, одна должность вакантна);
– инспектора по профилактике правонарушений несовершеннолетних – 2.
Ввиду того, что недоукомплектована одна должность дежурного, дежурство по отделу осуществляют в основном участковые уполномоченные (до трех дежурств в месяц).
В 2001 г. было зарегистрировано 79 преступлений, из них:
– умышленные убийства – 1
– тяжкие телесные повреждения – 4
– изнасилования –3
– разбой – 2
– грабежи – 5
– кражи – 30
в том числе из квартир – 21
– угоны транспортных средств – 10
– хулиганство – 14
– прочие – 10
В 2002 г. зарегистрировано 108 преступлений, из них:
– умышленные убийства – 3
– тяжкие телесные повреждения – 5
– изнасилования – 4
– разбой – 2
– грабежи – 7
– кражи – 50
в том числе из квартир – 34
– угоны транспортных средств – 13
– хулиганство – 16
– прочие – 8
Таблица 2
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|