Сделай Сам Свою Работу на 5

Используемые в аудиторных занятиях





Номер темы Вид занятия Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
1-3 Лекция Лекция-дискуссия
4-5 Практическое занятие Творческое задание
6-9 Практическое занятие Разбор конкретных проблемных ситуаций путем работы в малых группах
10-11 Практическое занятие Решение задач
12-13 Практическое занятие Мастер-класс эксперта, специалиста
14-15 Практическое занятие Просмотр и обсуждение видеофильма
Практическое занятие Разбор конкретных проблемных ситуаций путем работы в малых группах
17-18 Практическое занятие Просмотр и обсуждение видеофильма Решение задач
Итого:

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины

 

Одной из форм обучения, предусмотренной тематическим планом по учебной дисциплине «Криминология», является самостоятельная работа обучающихся.

Трудности усвоения этой учебной дисциплины связаны с наличием нормативных актов, регламентирующих различные направления предупредительной деятельности, детальное рассмотрение которых невозможно в ходе проведения аудиторных занятий, кроме того, основные направления и тенденции развития предупредительной деятельности недостаточно освещены в учебной литературе, что требует изучения дополнительных информационных источников.



По общему правилу самостоятельное изучение тем учебной дисциплины «Криминология» начинается с четкого усвоения лекционного материала и уяснения направлений дальнейшего углубленного изучения предложенного материала.

Для решения этих задач обучающимся предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных ученых-криминологов. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях.

В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям обучающиеся должны усвоить лекционный материал, а также изучить рекомендованную литературу. Основное внимание при подготовке к семинарским занятиям должно уделяться уяснению сущности и запоминанию основных определений, классификаций, принципов, законов и закономерностей, встречающихся при изложении материала. Большим подспорьем в этом должно служить уверенное владение обучающимися знаниями по изучаемым ранее дисциплинам.



Одним из видов самостоятельной работы обучающихся является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (реферат) помогает обучающимся выработать навыки логического анализа содержания первоисточников, нормативного материала, учебной и монографической литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению юридической терминологией, дает возможность высказывать практические рекомендации, предложения, делать самостоятельные выводы, что имеет важное значение для будущих сотрудников правоохранительных органов. Написание реферата является одной из форм контроля со стороны преподавателей за учебой обучающихся, позволяющей проверить, насколько успешна их самостоятельная работа, своевременно указать на имеющиеся недостатки, помочь успешно выполнить учебное зада­ние.

Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестаций.

Текущий контроль успеваемости подразумевает постоянный мониторинг уровня усвоения обучающимися материала, сформированности у них необходимых умений и навыков как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторное время. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используется тестирование, контрольные работы, творческая работа (реферат).



В целом, текущий контроль успеваемости является основой для промежуточной аттестации, реализуемой в виде зачета.

Промежуточная аттестация обучающихся в форме экзамена проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся по учебной дисциплине требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности).

При оценивании результатов освоения учебной дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая может быть привязана как к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно), так и к системе оценок ECTS (A, B, C, D, E, F). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные обучающимися за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 81 до 100 баллов – отлично, от 66 до 80 баллов – хорошо, от 51 до 65 баллов – удовлетворительно, до 50 баллов – неудовлетворительно).

Примерные вопросы для подготовки к зачету

 

1. Понятие криминологии как социолого-правовой науки.

2. Элементы предмета криминологии.

3. Место криминологии в системе наук.

4. Система науки криминологии.

5. Теоретико-практическое (прикладное) значение криминологии.

6. Функции криминологической науки и ее задачи.

7. Понятие преступности и ее основные признаки.

8. Преступность как социально-правовое явление.

9. Основные характеристики преступности.

10. Качественные и количественные характеристики преступности.

11. Латентная преступность и методы ее оценки.

12. Характеристика современной преступности в России и ее тенденции.

13. Понятие причин и условий преступности.

14. Характеристика основных детерминантов преступности.

15. Классификация причин и условий преступности: по механизму, масштабу, характеру действий (проявления), уровню распространения.

16. Детерминанты различных видов преступности.

17. Причины преступности на различных этапах развития общества (СССР и России).

18. Изучение причин и условий преступности органами внутренних дел.

19. Понятие личности преступника и ее структура.

20. Понятие "личность преступника", "лицо совершившее преступление", их соотношение с другими смежными понятиями: "субъект преступления", "обвиняемый", "осужденный".

21. Типология и классификация лиц, совершивших преступления.

22. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.

23. Объективное содержание и субъективное восприятие ситуации личностью в механизме совершения конкретного преступления.

24. Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации.

25. Научно-практическое значение изучения личностных особенностей "жертв" преступлений.

26. Виктимология как раздел криминологии и ее основные понятия.

27. Виктимологическая профилактика преступлений.

28. Методы познания социальных явлений, используемые в криминологических исследованиях.

29. Методика криминологических исследований. Понятие, содержание.

30. Криминологическая информация и требования, предъявляемые к ней.

31. Источники криминологической информации.

32. Формы статистической отчетности о преступлениях и лицах, их совершивших, содержащие криминологически значимую информацию.

33. Методы, используемые в криминологических исследованиях.

34. Использование результатов криминологических исследований в деятельности правоохранительных органов.

35. Организация и этапы криминологических исследований.

36. Понятие и значение системы предупреждения преступности как специфической сферы социального управления.

37. Сущность общесоциального предупреждения преступности.

38. Сущность специально-криминологического предупреждения преступности.

39. Субъекты и объекты в системе предупреждения преступности.

40. Виды, уровни и направления предупреждения преступности.

41. Роль и место ОВД и подразделений УИС в системе предупреждения преступлений.

42. Правовые основы деятельности ОВД и подразделений УИС по предупреждению преступлений.

43. Методы общей профилактики преступлений, осуществляемые органами внутренних дел.

44. Формы и приемы индивидуального профилактического воздействия на правонарушителей.

45. Профилактика, предотвращение и пресечение преступлений в деятельности органов внутренних дел и подразделений УИС.

46. Правовая, социальная и криминологическая характеристика преступного рецидива и преступного профессионализма.

47. Особенности криминологической характеристики личности преступников - рецидивистов и профессионалов.

48. Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности.

49. Основные направления предупреждения преступного рецидива и преступного профессионализма.

50. Виды преступных групп и их криминологическая характеристика. Признаки и структура организованной преступности.

51. Криминологическая характеристика лиц, совершающих групповые преступления, и участников организованной преступности.

52. Обстоятельства, способствующие групповой и организованной преступности. Основные направления деятельности органов внутренних дел по предупреждению групповой и организованной преступности.

53. Основные показатели преступности несовершеннолетних и молодежи.

54. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей и преступников, их классификация и типология.

55. Детерминанты правонарушений и преступности несовершеннолетних и молодежи.

56. Основные направления профилактики осуществляемые органами внутренних дел в отношении правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними и молодежью.

57. Криминологическая характеристика насильственных преступлений и хулиганства.

58. Лица, совершающие насильственные преступления и хулиганство, их типология.

59. Детерминанты насильственных преступлений и хулиганства.

60. Основные направления профилактики насильственных преступлений и хулиганства.

61. Криминологическая характеристика корыстно-насильственной преступности.

62. Особенности лиц, совершающих корыстно-насильственные преступления.

63. Причины и условия совершения краж, грабежей и разбоев.

64. Деятельность органов внутренних дел по предупреждению корыстно-насильственной преступности.

65. Основные характеристики преступности в сфере экономической деятельности.

66. Детерминанты преступности в сфере экономической деятельности.

67. Основные направления предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.

68. Виды неосторожной преступности и ее криминологические показатели.

69. Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления, их классификация и типология.

70. Детерминанты неосторожных преступлений. Особенности психологического механизма их совершения.

71. Профилактика неосторожных преступлений. Органы внутренних дел и подразделения УИС как субъекты профилактики неосторожных преступлений.

72. Понятие и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью, их социально-правовая оценка.

73. Детерминанты негативных социальных явлений, связанных с преступностью.

74. Характеристика лиц, вовлеченных в пьянство, наркоманию, проституцию. Основные направления профилактики пьянства, наркомании, проституции.

 

Примеры тестовых заданий

1.Какое из приведенных ниже понятий входит в предмет криминологии?

а) субъект преступления;

б) личность потерпевшего;

в) личность преступника;

г) жертва преступления;

д) личность подозреваемого и обвиняемого.

 

2. Система науки «Криминология» делится на:

а) введение, основную часть, заключение;

б) общую и особенную части;

в) подростковую криминологию, семейную криминологию, пенитенциарную криминологию.

 

3. Что такое «виктимология»?

а) наука о жертве преступления;

б) наука о последствиях преступности;

в) наука о личности преступника;

г) наука о мерах борьбы с преступностью.

 

4. Основными показателями преступности являются:

а) техническая вооруженность, раскрываемость, инертность;

б) общественная опасность, агрессивность, наказание;

в) насилие, тревожность, социальные отклонения;

г) состояние, уровень, структура, динамика.

 

5. Что составляет латентную преступность?

а) незарегистрированная преступность;

б) нераскрытая преступность;

в) особо тяжкие преступления;

г) преступления, не представляющие большой общественной опасности;

д) варианты а, б;

е) варианты в, г.

 

6. Структура личности преступника включает (выберите все подходящие варианты):

а) социально-демографические признаки;

б) экономические признаки;

в) социально-психологические качества;

г) политические свойства;

д) нравственно-психологические черты;

е) психофизические свойства;

ж) уголовно-правовые признаки.

 

7. Криминогенная мотивация - это:

а) условие, способствующее совершению преступления;

б) объективная причина совершения конкретного преступления;

в) внутренняя причина конкретного преступления.

 

8. Назовите уровни профилактики преступлений:

а) общий;

б) общесоциальный;

в) специальный;

г) криминологический;

д) специально-криминологический.

 

9. Какое из приведенных понятий шире?

а) предупреждение;

б) профилактика;

в) пресечение.

 

10. Тенденции экономической преступности – это (выделите три признака):

а) организованность;

б) вооруженность;

в) латентность;

г) расточительность;

д) высокодоходность.

 

11. Что относится к характерным признакам организованной преступности?

а) корыстный характер, защита собственных интересов, исключительная общественная опасность;

б) неоднократность, сложность квалификации, латентность;

в) широкая распространенность, массовость, особая жестокость.

 

12. В криминологическом смысле под рецидивом преступлений признается:

а) совершение лицом повторного преступления, вне зависимости от того, снята или погашена у него предыдущая судимость;

б) совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление;

в) совершение умышленного или неосторожного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

 

13. В структуре женской преступности преобладают:

а) неосторожные преступления;

б) насильственные преступления;

в) корыстные преступления.

 

14. Предмет криминологии это:

а) совокупность изучаемых криминологией как наукой явлений, процессов и закономерностей, которые включают: 1) преступность; 2) личность сотрудника правоохранительных органов; 3) причины и условия; 4) систему мер оказания медицинской помощи;

б) совокупность изучаемых криминологией как наукой явлений, процессов и закономерностей, которые включают: 1) преступность несовершеннолетних; 2) экономическую преступность; 3) женскую преступность;

в) совокупность изучаемых криминологией как наукой явлений, процессов и закономерностей, которые включают: 1) преступность; 2) личность преступника; 3) причины и условия; 4) систему мер борьбы, в том числе предупреждения преступности.

 

15. Меры предупреждения преступности это:

а) широкий комплекс взаимосвязанных средств, направленных на раннее выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений;

б) собирательная категория, широкий комплекс взаимосвязанных средств, включающих в себя государственное принуждение, направленных на устранение причин и условий, совершения преступления;

в) широкий комплекс взаимосвязанных средств, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также пресечение преступлений.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.