Тема 7. Организация и методика криминологических исследований
План
1. Виды, направления и уровни изучения преступности и связанных с нею проблем.
2. Криминологическая информация: понятие, источники, виды. Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел и пенитенциарных учреждений по предупреждению преступности.
3. Методы криминологических исследований.
4. Организация и этапы криминологических исследований.
Литература
Основная
1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999, с. 45-56, 78-83, 110-114.
2. Криминология и профилактика преступлений: Учеб.М.,1989. Гл. 7.
3. Криминология: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1994. Гл. 3. § 1.
4. Основы криминологии для практических работников. М., 1988. Гл. 2 – 4.
5. Криминология: Учеб. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 2.
6. Криминология. СПб., 1992. Гл.12.
7. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.
Дополнительная
1. Варчук Т.В., Егорышев С.В. Методы сбора данных в социологическом исследовании. Метод экспертных оценок: Лекция. Уфа: УВШ МВД РФ, 1995.
2. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии.М., 1973.
3. Горяинов К.К. и др. Организация и методика оперативных криминологических исследований. М., 1982.
4. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 572.
5. Зеленский А.Ф. Методика криминологических исследований. Киев, 1992.
6. Кондратюк Л.В. Антропология преступления. М., 2001. Гл. 7.
7. Лапаева В.В. Конкретно-социологические исследования в праве. М., 1987.
8. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.
9. Минин А.Я. Информатизация криминологических исследований (теория и методология). Екатеринбург, 1992.
10. Савюк Л.К. Организация и методика изучения преступности органами внутренних дел. М., 1988.
11. Четвериков В.С. Криминология: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1996. Гл. 2.
12. Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды С.-Петербургского криминологического клуба, №2 (3), СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
13. Власть: криминологические и правовые проблемы. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2000., С. – 400.
14. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 576.
15. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 244.
16. Организованный терроризм и организованная преступность, М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002., С. – 304.
17. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2002., С. – 308.
Методические указания
В рамках усвоения данной темы необходимо прежде всего осознать, что изучение преступности является составной частью профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, поскольку без знания криминологической обстановки на обслуживаемой территории, детерминант преступности и другой криминологической информации невозможно обеспечить успешную профилактику преступлений.
Один из важнейших вопросов настоящей темы – информационное обеспечение борьбы с преступностью и предупреждения преступлений. Необходимо усвоить понятие криминологической информации, знать ее назначение, виды и источники получения, требования, которым эта информация должна отвечать.
Успех в изучении преступности зависит от разнообразия и полноты используемых при этом методов, от знания их особенностей и умения правильно выбирать их с учетом характера объекта исследования. Наконец, надо четко представлять себе организацию прикладных криминологических исследований, основные этапы проведения и способы оформления их результатов.
Контрольные задания
Задание 1
По указанию преподавателя разработайте программу и организационный план изучения одного из следующих проявлений преступности на территории вашего города (района):
– преступность несовершеннолетних;
– квартирные кражи;
– грабежи;
– разбои;
– преступления, связанные с наркотиками;
– хулиганство;
– вымогательство (рэкет);
– нарушение Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Программа должна содержать:
– обоснование выбора и описание объекта исследования;
– определение предмета, цели и задач исследования;
– формулирование основных гипотез исследования;
– перечень необходимой криминологической и иной информации и указание источников ее получения;
– разъяснение методов сбора каждого вида информации.
Организационный план должен предусматривать:
– материально-ресурсное обеспечение исследования;
– последовательность проведения исследовательских мероприятий;
– расстановку и распределение ролей между участниками исследования;
– сроки осуществления основных этапов исследования;
– разработку рабочего инструментария исследования (анкеты, опросные листы, бланки формализованного изучения документов, сценарии наблюдения и эксперимента и т.д.).
Задание 2
В 2000 г. на территории Восточного округа г. Москвы были зарегистрированы первые случаи нападений в подъездах на 11 – 13-летних мальчиков, которые подвергались физическому и сексуальному насилию. В течении 2 лет, до 2002 г., нападению подверглось около 10 мальчиков. При этом радиус нападений постоянно расширялся. В ходе оперативно-следственных мероприятий был задержан Константин Буров, которому на тот момент исполнилось 18 лет. Через некоторое время он был разоблачен в совершении этих преступлений. Было установлено, что Буров страдал комплексом неполноценного физического развития. Среди мальчиков, на которых он нападал, он выбирал тех, кто, по его мнению, мог стать сильным мужчиной, и тем самым мстил за обиды и унижения, которым сам подвергался в школе со стороны одноклассников. На его поведении сказалось и то, что он не вызывал никакого интереса у девушек, что также подвергалось насмешкам.
Вопрос: На основе данного уголовного дела составьте анкету для изучения личности серийного преступника.
Задание 3
Андрей Чикатило родился 1936 г. на Украине. Его детство пришлось на период массовых репрессий и разразившегося голода, сопровождаемого случаями каннибализма. Он был членом КПСС, окончил филологический факультет РГУ в Ростове-на-Дону. Некоторое время после этого преподавал в училище, а затем был переведен воспитателем в общежитие. Из КПСС был исключен за хищения, в которых был изобличен, но уголовной ответственности Чикатило удалось избежать. Он работал техником, монтером, мастером производственного обучения. Руководство училища обратило внимание на жалобы, которые поступали от учеников, что Чикатило постоянно искал с ними гомосексуальной связи, причем сам выступал в пассивной роли.
В 1984 г., когда весь город говорил о череде страшных убийств девочек и мальчиков в возрасте от 12 до 19 лет (также Чикатило сознался в убийстве 45-летней женщины), Чикатило был задержан сотрудниками милиции, так как вел себя подозрительно. У него была определена группа крови, с тем, чтобы сравнить ее с пробами, взятыми на местах проишествий. Поскольку кровь у него была 2 группы, а по найденным следам спермы должна была быть 4 группы, Чикатило отпустили.
В 1990 г. непосредственно перед арестом и разоблачением (которое длилось не один день уже после задержания), Чикатило совершил еще 6 убийств.
После того как он сознался, Чикатило рассказал, что он выбирал своих жертв, как правило, на вокзалах. В основном это были дети или женщины-бродяги. Под разными предлогами он уводил их в безлюдные места, где внезапно нападал на них и наносил множественные удары ножом, а затем совершал с ними сексуальные действия извращенного характера, а также расчленял трупы.
Как было установлено судебно-медицинской экспертизой, последние 6 лет перед арестом Чикатило был полностью импотентом.
У него была семья и двое детей.
Вопрос: Составьте план интервьюирования А. Чикатило. В чем преимущество и в чем недостатки интервьюирования по сравнению с анкетированием?
Тема 8. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
План
1. Понятие криминологического прогноза и криминологического прогнозирования, их научно-практическое значение. Условия и особенности криминологического прогнозирования.
2. Виды и масштабы криминологического прогноза; субъекты криминологического прогнозирования.
3. Методы криминологического прогнозирования.
4. Прогнозирование преступности и индивидуального преступного поведения.
5. Планирование в органах внутренних дел и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Литература
Основная
1. Криминология и профилактика преступлений: Учеб. М., 1989. Гл. 9.
2. Курс советской криминологии. М., 1986. Гл. 6. § 2, 3.
3. Криминология: Учеб. / Под ред. А.И. Долговой. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 12.
4. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.
Дополнительная
1. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. Гл. 8. § 3, 4; Гл. 13. § 3.
2. Антонян Ю.М., Блувштейн Ю.Д. Методы моделирования и изучения преступника и преступного поведения. М., 1974.
3. Вицин С.Е. Методика краткосрочного прогнозирования оперативной обстановки в регионе. М., 1995.
4. Вицин С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.
5. Вицин С.Е., Москвин А.И. Методические основы прогнозирования в управленческой деятельности в сфере обеспечения правопорядка. М., 1982.
6. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: Учеб. СПб., 2003, С. 432.
7. Варчук Т.В. Криминология: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002. С. 298.
8. Гилинский Я.И., Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций, СПб., 2002., С. 384.
9. Долгосрочный прогноз развития криминологической ситуации в РФ. М.: ВНИИ МВД РФ, 1996
10. Кондратюк Л.В. Антропология преступления. М., 2001. Гл. 7.
11. Каныгин В.И. Проблемы комплексного анализа и предупреждения преступности в регионе, дис. кан. юр. наук. Н.Новгород, 2002.
12. Криминологическое прогнозирование: методология, методика, результаты // Труды Академии МВД СССР. М., 1990.
13. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.
14. Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью // Труды Академии МВД СССР. М., 1989.
15. Солопанов Ю.В. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью: Лекция. М., 1983.
16. Теоретические основы предупреждения преступности. М., 1977. Гл. 12.
17. Четвериков В.С. Криминология: Учеб. пособие. М.: Инфра-М, 1996. Гл. 7.
Методические указания
Криминологическое прогнозирование следует рассматривать в связи с изучением преступности, иных криминологических проблем как особую форму научного познания, проявление одной из функций криминологической науки, заключающейся в оценке наиболее вероятного состояния объекта изучения в будущем (предсказательная функция). Оно является необходимой научной основой адекватного реагирования общества на изменения, происходящие в преступности, организации эффективного воздействия на нее. Понимание криминологического прогнозирования не будет полным, если не разобраться, во-первых, в условиях научного прогнозирования (наличие достоверной информации о преступности и связанных с ней социальных явлениях; объективность суждений и оценок; использование современных методов прогнозирования) и, во-вторых, – в его особенностях (вероятность прогноза, непрерывность и многовариантность прогнозирования). Рассматривая виды криминологических прогнозов, надо различать их по объекту прогнозирования, объему и срокам. Особое внимание следует обратить на методы прогнозирования преступности, поскольку в будущей практической деятельности слушателям, возможно, придется использовать эти методы. Важно знать не только суть таких методов, как экстраполяция, экспертные оценки, моделирование, но и их преимущества и недостатки, предпочтительность того или иного метода при разработке различных видов криминологических прогнозов.
Прогнозирование индивидуального преступного поведения – вопрос, который в той или иной мере будет возникать перед каждым слушателем в его будущей профессиональной деятельности. Изучая этот вопрос, следует прежде всего учесть, что для индивидуального прогноза характерны те же условия и особенности, что и для прогноза преступности. Необходимо иметь четкое представление об объектах индивидуального прогнозирования – категориях лиц, в отношении которых подобное прогнозирование возможно и необходимо, а также о характере сведений, являющихся информационной основой прогнозирования индивидуального преступного поведения.
Планирование борьбы с преступностью тоже относится к числу вопросов, с которыми многие слушатели непосредственно столкнутся в своей будущей работе. Поэтому необходимо знать существующие виды планирования правоохранительной деятельности, а также нормативно-правовое регулирование, криминологическое планирование в органах внутренних дел.
Контрольные задания
Задание 1
Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее предупреждению.
Задание 2
Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.
Задание 3
Раскройте содержание и значение особенностей криминологического прогнозирования (вероятностный характер, непрерывность и многовариантность).
Задание 4
В городе А. планируется провести в ближайшие 2 – 3 года крупное международное спортивное мероприятие. Определите, какие виды и какие методы следует использовать для криминологических прогнозов, чтобы быть готовым к возможным осложнениям криминогенной ситуации.
Задание 5
На основе приведенных в таблице 1 условных данных рассчитайте методом экстраполяции динамику преступности до 2007 г. и составьте график.
Таблица 1
Год
|
|
|
|
|
|
| Зарегистрировано преступлений
|
|
|
|
|
|
|
Задание 6
Дайте аргументированный ответ на вопрос, каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов преступности несовершеннолетних в масштабах страны, города, района.
Задание 7
Определите, какую информацию необходимо собрать для составления прогноза поведения лица, освободившегося из колонии после отбывания наказания за изнасилование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|