Сделай Сам Свою Работу на 5

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы





108. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/

109. Информационно-правовой портал «Гарант» http://www.garant.ru/.

110. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/.

111. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/.

 

9. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Лекционные занятия по темам учебной дисциплины обеспечены электронными презентациями с использованием компьютерной программы Microsoft Power Point.

Для демонстрации слайдов по каждой теме при чтении лекций в лекционных залах используются телевизоры (или видеопроектор), подключенные к компьютеру.

Для обеспечения учебного процесса по дисциплине «Криминология» необходимы:

- классная доска;

- учебные видеофильмы;

- мультимедийный проектор;

- электронный УМК (электронный учебник).

 


Содержание

     
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения учебной дисциплины
4. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание учебной дисциплины
6. Рекомендуемые образовательные технологии
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения учебной дисциплины
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины
9. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

 




Федеральная служба исполнения наказаний

________________________________________________________

Федеральное КАЗЕННОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний»

КРИМИНОЛОГИЯ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

С МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ, ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

И СПИСКОМ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ»



 

 

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

Форма обучения – очная, заочная

Владимир 2013

Пояснительная записка

Криминология является одной из базовых учебных дисциплин. Учебный курс криминологии состоит из общей и особенной частей. Общая часть предполагает изучение основных теоретических вопросов, касающихся предмета криминологии, организации криминологических исследования и предупреждения преступности. Особенная часть аккумулирует основные криминологические характеристики различных видов преступности, детерминант и личности преступника, а также методы предупреждения различных видов преступности.

Целями проведения семинарских, практических занятий по криминологии являются закрепление и расширение общекультурных и профессиональных компетенций в области криминологических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы, их углубление, а также приобретение навыков и умения решение вопросов, связанных с предупреждением преступности.

На семинарских занятиях обсуждаются наиболее сложные темы учебной программы под руководством преподавателя. Как правило, семинар является производным от лекции, но не повторяет ее вопросы, а расширяет и углубляет их содержание. В ходе занятия студенты должны усвоить сущность, социально-правовую природу и практическую значимость криминологических знаний, научиться творчески мыслить, рассуждать, дискутировать, находить истину, опираясь на научные аргументы.



На практических занятиях студенты занимаются отработкой практических задач и казусов, решение которых вырабатывает в юристе способность к постижению абстрактных понятий, способствует тренировке, «гимнастике» ума. Цель данного вида работы заключается в при­обретении навыков правильного восприятия причинного комплекса преступности, проведения криминологических исследований, в ом числе и прогнозирования преступности, разработки и применения мер профилактического характера.

Предлагаемая часть УМК представляет собой подробное содержание семинарских и практических занятий. Она включает в себя наименование темы и вида занятия с указанием объема учебного времени, отводимого на ее изучение, вопросы к семинарским занятиям, темы докладов и сообщений, перечень основных понятий и латинских терминов, контрольные вопросы, задания и казусы для разбора на практических занятиях. Материал изложен в соответствии с тематическим принципом.

Контролем изучения студентами криминологии является зачет.

 


Раздел 1. Общая часть.

 

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии

План

1. Понятие криминологии как социолого-правовой науки.

2. Предмет криминологической науки.

3. Методологические основы криминологической науки.

4. Место криминологии в системе наук.

5. Значение криминологических знаний для практической деятельности органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы.

 

Литература

Основная

1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 1999, с. 4-8.

2. Криминология и профилактика преступлений: Учеб. М., 1989. Гл. 1.

3. Криминология: Учеб. М.: Изд-во МГУ, 1994. Гл. 1.

4. Криминология: Учеб. М.: Инфра М-Норма, 1997. Гл. 1. §1, 4, 5.
Гл. 2. §1 – 4.

5. Криминология. М., 1992. Гл. 1.

6. Криминология. СПб., 1992. Гл. 1, 2.

7. Криминология: Учеб. М.: Юристъ, 1995. Гл. 1.

8. Курс советской криминологии. М., 1985. Гл. 1 – 3.

9. Долгова А.И. Криминология: Учеб., М.: НОРМА, 2001. С. 784.

 

Дополнительная

1. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. Гл. 1, 3.

2. А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. Гл. 1.

3. Блувштейн Ю.Д.. Яковлев А.М. Введение в курс криминологии. Минск, 1983. Гл.1.

4. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология: Учеб. СПб., 2003, С. 432.

5. Варчук Т.В. Криминология: Учебное пособие, М.: ИНФРА-М, 2002. С. 298.

6. Гилинский Я.И., Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций, СПб., 2002., С. 384.

7. Даньшин И.Н. Криминология: понятие, предмет, задачи и система криминологической науки. Харьков: ХИВД, 1994.

8. Долгова А.И. Преступность и общество // Актуальные вопросы борьбы с преступностью в России и за рубежом. М., 1992. Вып. 3.

9. Долгова А.И., Серебрякова В.А. и др. Основы криминологии для практических работников. М., 1988. Гл. 1.

10. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. М.: Российская криминологическая ассоциация. 2003. С. 572.

11. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1991.

12. Иншаков С.М. Криминология: Учебное пособие, М.: Юриспруденция, 2002. С. 352.

13. Карпец И.И. Криминология. Современный период и задачи // Сов. государство и право. 1989. № 6.

14. Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.

15. Максимов С.В. Краткий криминологический словарь. М.: Юристъ, 1995.

16. Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России., М.: Вуз.книга, 2002., С. 224.

17. Локк Р.В. Заказные убийства (криминологический анализ), М.: «Былина», 2003., С. 192.

18. Стручков Н.А. Общие вопросы криминологической теории. М., 1992.

19. Сахаров А.Б. Криминология и ее значение для профилактической деятельности органов внутренних дел: Лекция. М., 1991.

20. Четвериков В.С. Криминология: Учеб. пособие. М., 1996. Гл. 1.

21. Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. СПб.: Изд. «Лань», 2001., С. 264

22. Криминология: вчера, сегодня, завтра. Труды С.-Петербургского криминологического клуба, №2 (3), СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

23. Власть: криминологические и правовые проблемы. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2000., С. – 400.

24. Закономерности преступности, стратегия борьбы и закон. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 576.

25. Преступность в России и проблемы борьбы с ней. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2001., С. – 244.

26. Организованный терроризм и организованная преступность, М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002., С. – 304.

27. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. Под ред. А.И. Долговой, М.: РКА, 2002., С. – 308.

Методические указания

Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Знакомство с этой темой подготовит к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.

Чтобы составить правильное представление о криминологической науке, следует исходить из существования двух основных направлений борьбы с преступностью: уголовно-правового («репрессивного») и собственно криминологического (профилактического). Содержание последнего направления, его отличие от уголовно-правового определяет суть и содержание криминологии как научной основы предупреждения преступности. Определяя понятие криминологии, нельзя ограничиваться описанием изучаемого ею предмета, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых составляет главное содержание криминологии как науки.

Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершившие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблемами, составляющими основное содержание ее предмета (история криминологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих преступности иных антисоциальных («фоновых») явлений – пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п.

Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступности, ее причин, лиц,
совершивших преступления, и методов предупреждения преступлений.

Чтобы составить себе правильное и полное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с другими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны прежде всего характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и вооружает другие науки выводами и положениями, часто весьма существенными для них. Все эти вопросы должны быть усвоены на конкретных примерах соотношения криминологии с другими науками.

Залогом успешного изучения криминологии, интереса к ней является понимание того значения, которое имеют криминологические знания для успешной практической деятельности органов внутренних дел. Разбираясь в этом вопросе, необходимо оценивать особое значение профилактического направления воздействия на преступность в условиях происходящего ныне социального обновления всех сторон нашей общественной жизни, отказа от командно-репрессивных методов регулирования общественных отношений, признания приоритета общечеловеческих ценностей и прав личности, гуманизации законодательства и демократизации государственных органов.

Контрольные задания

Задание 1

В научной литературе можно встретить различные определения криминологии:

– наука, исследующая область общественных отношений, возникающих в связи с существованием преступности как относительно массового социального явления классового общества;

– относительно самостоятельная система знаний, являющаяся в то же время элементом системы наук вообще, и особая форма деятельности людей, объединяющая ученых и научные учреждения, предназначенные для изучения преступности как социально-правового явления, ее тенденций и закономерностей (характерных для прошлого, настоящего и будущего), причин преступности и профилактики преступлений (в целях совершенствования теории и практики предупреждения преступности);

– общетеоретическая наука о преступности, исследующая с позиций диалектического и исторического материализма социальную сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, существования, изменения и отмирания, личность субъектов, совершающих преступления, а также закономерности социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

Внимательно изучите эти определения. Какое из этих определений является более точным и полным? Дайте обоснованный ответ.

Задание 2

Покажите на примерах применение в криминологической науке следующих принципов и категорий научного познания:

– принцип историзма;

– диалектический закон единства и борьбы противоположностей;

– диалектические категории общего, особенного и единичного;

– философские категории необходимого и случайного;

– философские категории явления и сущности;

- диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений.

 

Задание 3

Какое из приведенных ниже высказываний о характере криминологической науки представляется вам наиболее правильным (ответ обоснуйте):

а) криминология является частью науки уголовного права, так как она зародилась и развилась в недрах этой науки, пользуется ее понятиями и категориями; учение о преступности и ее причинах неотделимо от учения о преступлении и уголовной ответственности;

б) криминология есть наука юридическая;

в) криминология стоит на грани права и социологии;

г) по своим задачам, приемам и методам исследования криминология – это социология; по специфичности круга изучаемых явлений – это криминальная судебная социология.

 

Задание 4

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.